Крито-минойская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2012 в 07:36, контрольная работа

Краткое описание

Еще до прихода эллинов особого расцвета достиг Крит. Около XXII века до нашей эры там возникли храмово-дворцовые комплексы Кносс и Фест. В них выделялся культовый и политический центр – Акрополь; вокруг находились мастерские ремесленников, многочисленных кузнецов и гончаров, размещались кладовые для зерна, вина, масла; остров пересекали совершенные дороги, укрепленные стенами и башнями, каменные водопроводы и каналы.

Вложенные файлы: 1 файл

Крито.docx

— 60.09 Кб (Скачать файл)

 

Появляется и декоративная скульптура, предназначенная для  украшения парков, которые теперь кажутся гораздо более приятными  местами для времяпровождения, чем  улицы и площади. Именно тогда  создаются такие знаменитые сейчас творения, как венера милосская и  аполлон бельведерский. В то время  это были вполне заурядные образцы

Скульптуры, выполненные  в точном соответствии с классическими  традициями. Сейчас же эти работы воспринимаются как образцы утонченной и элегантной пластики, восхваляющие человеческую красоту.

В старину города вырастали  сами собой, улицы внутри города были узкими и кривыми, хаотично застроенными. Теперь же начинают придавать огромное значение великолепию строящихся городов. Проводится предварительная распланировка  города; улицы прокладываются прямые и скрещивающиеся под прямым углом, причем особенной широтой и роскошью отличаются два главных, тоже скрещивающихся под прямым углом, проспекта. Почин  принадлежит тут строителю александриидинократу, одному из корифеев архитектуры всех времен. Рядом с этой широко развивающейся  светской архитектурой сакральная отступает  на задний план. Но новые города должны были иметь и свои храмы. Идеалом  и здесь стала пышность: огромные размеры, навеянные архитектурной  гигантоманией востока.

В эллинистический период расширяется сфера применения живописи. Появляются живописный портрет и  пейзаж. Известны имена трех наиболее популярных художников: апеллес, протоген и антифил. Апеллес был портретистом александра великого и первых диадохов. Благодаря его таланту живописный портрет начинает соперничать со скульптурным. Антифилу суждено было стать одним из первых в истории  пейзажистов.

Благодаря знакомству с разноцветным мрамором азии и африки возникает  новая техника живописи, которой  предстояла великая будущность, - мозаика, то есть составление картин посредством  сложения мелких разноцветных кусочков мрамора, а позднее - цветной стеклянной пасты, смальты. О качестве мозаики  того периода мы можем судить по тем образцам, которые найдены  при раскопках в помпее. Особенно славится мозаичное изображение  битвы александра македонского с  персидским царем дарием ш.

Характерен для эпохи  и интерес к театральным представлениям. Но размер театров уменьшается, представления  становятся более камерными. Популярностью  пользуются в основном комические пьесы. Эллинистическая комедия существенно  отличается от классической своей тематикой. Высмеиваются теперь не общественные явления и философские школы, а свойства человеческих характеров: жадность, подозрительность, эгоизм. Самым  популярным драматургом и исполнителем собственных пьес был менандр, автор  комедий “брюзга” и “третейский  суд”.

Особое место в культуре эпохи занимала литература. Распространено мнение, что эллинистическая литература уступает героически-благородным образцам архаического и классического периодов, что она безыдейна и аполитична. Но это верно лишь отчасти. Литература эллинизма достаточно точно отражает время, которое само по себе было неоднозначным. Произведения авторов предшествующих времен тщательно изучались, систематизировались, да и просто читались.

Но появились новые  жанры, углубился психологический  рисунок образов, было отшлифовано  само по себе писательское мастерство. Литература в целом стала играть гораздо более значимую роль в  жизни людей. Чтение стало традиционным домашним времяпровождением многих людей.

Из литературных направлений  пальма первенства была у поэзии. Общепринятым центром поэзии стала александрия. Высокий интеллектуализм, гражданственность  и патетичность авторов прошлого более не казались привлекательными. Читатель хотел простого и обыденного. И этим желанным стало изображение  любовных историй. Романтичность, изысканность, эротизм - вот характерные признаки “александрийской” поэзии.

Ее признанным главой был  каллимах, подобно многим, и ученый, и поэт. Эпосом он пренебрегал, не желая  тягаться с гомером. Его коньком  были так называемые эпиллии (то есть маленькие эпосы) и элегии, в которых  он воспевал чувственные радости. Сборник  его элегий носил заглавие “причины”, так как их объединяло общее стремление выявить причину того или иного  явления, обычая, происшествия. Им же была написана популярнейшая в те времена  “кидиппа”, повесть о счастливой любви аконтия и кидиппы. И, наконец, он воскресил эпиграмму, найдя и  в этой области многочисленных подражателей.

Другим интересным представителем эллинистической литературы был  современник каллимаха, феокрит, создатель  жанра идиллии. Поэтические творения феокрита описывают незатейливые сценки из сельской и городской жизни, передают чувства влюбленных, но встречаются  также и острые эпиграммы на недругов. Идиллическая поэзия феокрита пользовалась такой популярностью, что этой же тематике стали охотно следовать живописцы и скульпторы. Идиллический жанр утвердился и в живописи, и в рельефной скульптуре.

Из большого числа исторических произведений эллинистического периода  частично сохранились только труды  полибия, автора описания войн рима с  карфагеном и с греческим востоком. В эту же эпоху зарождается  беллетристика. Основоположником литературной повести принято считать аристида (“милетского”, как его принято  называть), автора сборника, озаглавленного “милетские истории”. Благодаря ему  новелла, задорная и чувственная, стала  излюбленной книгой для чтения. Начал  формироваться в то время и  еще один литературный жанр -роман.

Меняется и содержание философских произведений. Человек  все больше углубляется в себя, в свой внутренний мир, стараясь найти  возможность выстоять в сложном, изменчивом мире. Формируются два  существеннейшие для дальнейшего  развития философии и крайне показательные  для характеристики сути эллинистической  культуры философских направления: стоицизм (стоя) и эпикурейство (эпикуреизм).

Стоицизм - этико-философское  направление, в основе которого лежит  призыв жить согласно с природой и  самим собой. Родоначальником стоицизма  был зенон из китиона, который  ок. 301 г.

До н.э основал школу  в афинах. В стоицизме нужно  различать само философское направление, стою, и определенный жизненный принцип, стоицизм. Сама по себе стоя - достаточно многообразное, даже эклектичное философское  течение, объединяющее вопросы религии, логики и этики. Название произошло  от портика в афинах, в котором  проводил занятия зенон. Но особой популярностью  пользовалась этическая часть учения, на основании которой человеку предписывалось жить в согласии с природой, которая  и является по сути божеством, воплощением  добродетели. Человеческий разум стоики рассматривали как неотъемлемую часть природы, а следовательно, жить в согласии с природой для  них означало жить сообразно разуму. Все безнравственные поступки - не что иное, как саморазрушение, утрата собственной человеческой природы, болезнь души. Борясь с собственными слабостями, человек проявляет силу воли и сохраняет душевную чистоту. Мир полон пороков и искушений, а задача человека - следовать природным  принципам, не подчиняясь велению времени.

 

К этическому учению стоиков  близка этика эпикуреизма. Эпикуреизм - этико-философское направление, в  основе которого лежит призыв радоваться обыденному и не впадать в отчаяние. Его основатель эпикур создал в афинах в 306 г. Школу, получившую название “сад эпикура”. Он ввел понятие атараксии (невозмутимость, безмятежность) -идеального душевного состояния, к которому должен стремиться человек. Атараксия достигается избавлением от страха перед богами, смертью, превратностями судьбы. Эпикур говорил: “живи незаметно!” Его этика была рассчитана на человека, для которого вдумчивое отношение к своим поступкам не является излишней роскошью и ценится им выше, чем сам поступок. Нередко из этики эпикуреизма делают неверные выводы, которые основаны чаще всего на случайных сведениях. Полагают, например, что эпикур учил чувственным наслаждениям. Действительно, он уделял большое внимание удовольствию, наслаждению, но учил находить их даже в самом малом, в том, что дала человеку судьба, а не страдать от недостатка жизненных благ.

Самой значительной стороной жизни эллинистических государств является, несомненно, научное движение, которое никогда ни до, ни после  не было таким стремительным. Содействовало  этому в значительной степени  создание новых научных центров. Местом, где мудрость эллады встречалась  с мудростью востока, стала египетская александрия - столица царей птолемеев. Знаменитые писатели и ученые, приезжавшие  в александрию, получали бесплатную квартиру и освобождались от всех налогов и повинностей. Афинянин деметрий фалерский, принявший приглашение  птолемея i поселиться у него в александрии, основал там научное учреждение по подобию афинских. Его детище получило название александрийский  мусейон (museion, то есть “святыня муз”). Это был крупнейший научно-музейный комплекс, созданный в александрии, совмещавший в себе университет, научно-

Исследовательский центр  и библиотеку (но не музей в нашем  смысле слова). Особенно знаменитой была его библиотека, в которой насчитывалось  уже при птолемее ii без малого пятьсот тысяч книг.

Научных достижений в эллинистический  период было так много, что придется ограничиться перечислением лишь некоторых  из них.

В области математики это  прежде всего труды евклида. Его  “начала” в 8 книгах (i-vi - планиметрия, vii-x - алгебра на геометрической основе, xi-xiii - стереометрия прямоугольных тел) стали для всей древности руководством по элементарной математике. Он был  основателем александрийской математической школы, из которой вышли эратосфен, блестящий разносторонний ученый; систематизатор теории чисел и величайший математик  древностилрхимед сиракузский. Архимед  первым определил отношение окружности к диаметру (число p) и построил на его основании стереометрию круглых тел. Успехи математики не замедлили отразиться на пограничных дисциплинах естественных наук, прежде всего математической географии и астрономии. Эратосфен сумел успешно завершить опыты предшественников по определению окружности земли, а также заключил мир в изобретенную им систему меридианов и параллелей - ту же, которой пользуемся и мы. Гераклид понтийскийустановил факт вращения земли вокруг своей оси, аристарх самосский открыл, что земля вращается вокруг солнца, то есть сделал то открытие, которое через 1800 лет повторил коперник и подтвердил галилей. Гиппарх, величайший астроном античности, вычислил расстояние от земли до луны и солнца, составил первый научный звездный атлас, в котором нашли свое место до тысячи звезд и т.д.

В области гуманитарных наук начинает лидировать психология, но не в том смысле, который мы ныне присваиваем этому слову: спорят не о душевных явлениях, а - по стопам платона и аристотеля - о душе как таковой, духовное ли она существо или материальное, простое или  сложное или даже вовсе не существо. Писалось множество трактатов на самые разные темы, связанные со свойствами людей: о гневе, о дружбе, о старости, о печали, о согласии, о благородстве и т.д. Одним из них был трактат феофраста  “о характерах”.

Вопрос о языке не переставал интересовать греков еще со времени  софистического движения. Итоги подвел дионисий фракиец, александрийский  ученый ii века до н.э., составитель первой греческой грамматики. Эта работа дионисия - мать всех европейских грамматик, в том числе и русской. Начинает развиваться филология - новая отрасль  гуманитарных знаний, разносторонне  изучающая письменные тексты.

Одним словом, кипучая деятельность шла во всех областях науки, и новых  и старых. Никогда ни до, ни после  античный мир ничего подобного не видел. В следующий раз человечество пережило нечто подобное только в  эпоху возрождения.

Значение культуры эллинизма  весьма велико, ибо ее традиции лежат  в основе искусства древнего рима, византии и ближнего востока.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Значение эллинской культуры для европейской цивилизации

 

 

Одним из самых ранних и  существеннейших элементов античной культуры является миф. Миф (от греч. mu hos - слово, сказание) можно определить как повествование о происхождении  мира, богов, героев, различных народов, событиях естественной и общественной истории, которые возникли в глубокой древности и в устной форме  передавались из поколения в поколение. Миф апеллирует к старинным временам, к истокам, он сродни детскому, иллюзорному  мировосприятию. Это исключительно  важный шаг человека в познании сущего, в самопознании. В нем сочетаются как реальное, так и вымышленное, как рациональное, так и эмоциональное, как природное, так и культурное. Миф - универсальное обобщение человеческой жизни, животворящая энергия культуры, можно сказать - неотъемлемое свойство всей культуры.  Античная религия  является продолжением мифов. Найти  четкую грань, где кончается миф  и начинается религия, сложно. На ранних этапах общественного развития миф  выполнял и функцию религии. И  только позже религия становится самостоятельным элементом культуры, отделяется от мифа, но не избавляется  от него. В сущности, религия это  та же мифология, но систематизированная, строгая, ритуализированная, прагматичная. Вместе с тем, в древнегреческой  религии мифы не составляли её сути. Главным для греков были не верования, не догматы, а обряды, ритуалы, в которых  обязаны участвовать все члены  общины. По мнению самих греков их представления  о богах формировались из врожденных источников (таким источником была природа), восприняты от поэтов (высшим религиозным авторитетом являлся  Гомер), закреплялись законами, проистекали  из художественных ценностей (храмов, статуй, картин). Религия зарождается  в доантичные времена, а в эллинскую  эпоху она оформляется в своем  классическом виде. Религия греков - это религия труда, красоты, жизни. Боги во многом напоминают людей. Они  имеют родителей, обладают сложным  характером, могут быть хорошими и  плохими, милосердными и жестокими, умными и безрассудными, любящими и  ненавидящими, помогающими и мстящими. Эллины не просто почитали, уважали, но искренне любили своих богов. В их честь они возводили святилища, алтари, храмы, ваяли статуи, называли селения, приносили им жертвы, творили  молитвы, посвящали празднества. Римская  религия сродни греческой. В них  много общего. Главные боги - это  по существу латинизированные эллинские  боги - Юпитер, Юнона, Нептун, Минерва, Аполлон, Диана, Меркурий, Венера, Вулкан, Церера, Веста, Марс, Вакх. У римлян богов было даже больше. Римляне обожествляли все, что было в их жизни. Имелись боги разума, верности, провизии, серебряных денег, гражданской общины. Как и греки, римляне возводили богам жертвенники, алтари, храмы, статуи, посвящали праздники, приносили жертвы, творили молитвы. Главным в римской религии являлось соблюдение правил жертвоприношений, очистительных обрядов, молитв. Но, в отличие от греческой, древнеримская религия практически не была связана с мифами. Греко-римские мифы и религии оказали колоссальное влияние как на античную, так и на всю европейскую культуру в целом. К тому же, они стали важнейшим предметом философского, научного и художественного творчества. 4) Культура Древней Греции. В развитии культуры Древней Греции выделяют четыре этапа.

Информация о работе Крито-минойская культура