Крушение Веймарской республики и установление нацистской диктатуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:04, дипломная работа

Краткое описание

Многим современникам передача высшей исполнительной власти в Германии Гитлеру и его окружению, происшедшая 30 января 1933 г., казались результатом стечения случайных обстоятельств. До сих пор примерно так же считают и некоторые историки фашизма праволиберального и консервативного толка. В подтверждение своей позиции они ссылаются на ряд действительно бесспорных фактов. Германия того времени (или, иначе Веймарская республика) была в конституционном отношении демократическим государством. Среди общественности были очень сильны левые настроения, что неоднократно находило выражение в результатах выборов. Рабочий класс Германии располагал имевшими прочные традиции массовыми организациями в виде влиятельных политических партий (КПГ и СДПГ) и профессиональных союзов. В руках социал-демократов, пребывавших долгие годы у власти, находились немаловажные административные рычаги.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..4
Глава I. Кризис Веймарской республики………………………………………….....16
1.1.Причины кризиса Веймарской республики……………………………………...16
1.2.Веймарская республика в период мирового экономического кризиса: 1929 – 1932 гг. и усиление нацистской опасности…………………………………………………………………………………21
Глава II. Приход к власти Национал-социалистической рабочей партии
Германии.
2.1. Кризис правительства генерала Шлейхера и секретное совещание у барона
Шрёдера………………………………………………………………………………..46
2. Назначение А.Гитлера рейхсканцлером Германии и установление нацистской диктатуры (30 января 1933 г.- март 1933 г.)……………………………………………………………………………................. 52
Заключение………………………………………………………………………………..59
Источники и литература………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

veymarskaya_resprublika1.doc

— 395.50 Кб (Скачать файл)

30 мая 1932 г. Г. Брюнинг был уволен Гинденбургом в отставку; он пал жертвой введенной им самим «президиальной» системы и не пытался даже апеллировать против произвола президента к рейхстагу, где еще располагал большинством. На этом примере чрезвычайно очевидна эволюция политического строя Германии вправо, являвшаяся итогом двухлетнего пребывания Брюнинга у власти.83 Брюнинг не смог предотвратить заката Веймарской республики. В конечном счете он оказался просто корректным исполнителем, постоянно оглядывающегося на президентское окружение, хотя время требовало от него нестандартных и самостоятельных решений.84

1 июня 1932 г. было  сформировано правительство фон  Папена – так называемый кабинет  баронов. В большинстве своем оно состояло из представителей  титулованной знати – реакционных зубров, впервые после Ноябрьской революции сумевших стать во главе исполнительной власти и не скрывавших своей ненависти к Веймарской республике, стремления покончить с ней. Пост министра иностранных дел по настоянию Гинденбурга занял барон Нейрат, реакционные взгляды которого ни для кого не были секретом; военным министром стал «серый кардинал» - Шлейхер, заключивший перед формированием правительства соглашение с Гитлером о поддержке последним нового кабинета. Условия фашистов включали в себя немедленный роспуск рейхстага и отмену запрета штурмовых отрядов. Создание правительства Папена ознаменовало, таким образом, начало нового, и притом чрезвычайно опасного, этапа фашизации Германии. 85

Папен и Шлейхер  полностью сдержали обещания, данные фашистам. Уже 4 июня был распущен рейхстаг, а 14 июня президент вновь легализовал  отряды коричневорубашечников. По примеру  своего предшественника правительство  Папена опубликовало в середине июля чрезвычайный декрет, еще раз снижавший нищенские размеры пособий по безработице и одновременно полностью перекладывавший страхование на работающих. Весь ход событий убеждал массы в том, что только активными действиями можно преградить путь фашизму.86

Президентские выборы, обнаружившие огромное усиление фашистской опасности, выявили в то же время приостановку роста влияния компании. Во втором туре выборов кандидат КПГ собрал только 3,7 млн. голосов; партия потеряла некоторое число избирателей даже по сравнению с сентябрем 1930 г.87

Досрочные выборы в рейхстаг были назначены на 31 июля. К этому времени политическая ситуация в Германии была близка к  гражданской войне. На улицах немецких городов между штурмовиками и  их противниками начались ожесточённые столкновения, в которые были вынуждены вмешиваться войска. Национал-социалисты развернули массовый террор против жителей «красных», преимущественно рабочих, районов. Штурмовые отряды совершали регулярные рейды в пролетарские кварталы Берлина, города Рура, Силезии и других промышленных районов. Для защиты от таких рейдов начали создаваться отряды пролетарской самообороны. В ряде случаев столкновения между отрядами СА и пролетарской самообороной превращались в настоящие сражения. В одной лишь Пруссии с 1 по 20 июня произошло 461 заранее подготовленное уличное сражение, стоившее 82 убитых и 400 тяжелораненых. В боях, происходивших в июле, погибло 86 человек, в том числе 38 нацистов и 30 коммунистов.88

Столкновения  в Гамбурге послужили поводом  для давно готовившегося кабинетом фон Папена удара по социал-демократам. В Пруссии тогда ещё функционировало социал-демократическое правительство Брауна - Зеверинга.

Для «национальных  сил» было важно свергнуть правительство  Брауна - Зеверинга, чтобы в главной  германской земле обеспечить полную поддержку своим планам. Однако добиться этого конституционными методами оказалось невозможно, несмотря на большой прирост голосов, поданных за нацистов. Поэтому Папен решил действовать неконституционным путём. В обход конституции он 20 июля назначил нового премьер-министра Пруссии (этот пост занял ставленник Круппа Франц Брахт), который явился в сопровождении также вновь назначенного полицай-президента в резиденцию Зеверинга и приказал тому «очистить помещение». Реальная власть перешла в руки фон Папена, занявшего пост земельного имперского комиссара. Прусская полиция была переподчинена рейхсверу. СДПГ отказалась не только от силового сопротивления, но даже от проведения всеобщей стачки протеста.89 Республика потеряла свою последнюю опору.

Выборы в  рейхстаг 31 июля 1932 г. продемонстрировали высокую активность избирателей. К избирательным урнам пришло 83, 4 % из 44,2 млн. человек, имевших право голоса. Это была самая высокая явка за все годы существования Веймарской республики.

Результаты  выборов констатировали новое поражение республиканских сил. В буржуазном лагере единственной партией, добившейся значительных успехов, была опять НСДАП. Число поданных за неё голосов возросло ещё на 7,3 млн. голосов. Она получила 13 млн. 745 тыс. голосов (37,2 %) и 230 мандатов из 60890.

Умеренные буржуазные партии, некогда составлявшие парламентскую  базу республики, лишились поддержки  избирателей. Все вместе они получили 18 % голосов избирателей. Конкуренцию  национал-социалистов выдержала  на этот раз лишь одна партия Центра, даже несколько укрепившая свои позиции (прирост 600 тыс. голосов). Все остальные были сметены политическим кризисом. Ландбунд вообще сошёл с политической арены. За Экономическую партию проголосовало всего 100 тыс. человек. Немецкая народная партия потеряла ещё 1,2 млн. голосов и превратилась в незначительную группу (на этих выборах за неё голосовало лишь 400 тыс. избирателей). То же самое произошло и с Демократической партией. Потеряв ещё 900 тыс. голосов, она сохранила только 400 тыс. избирателей. Меньшие, чем у других, потери понесла Немецкая национальная народная партия. Число поданных за неё голосов сократилось с 2,5 млн. до 2,2 млн91.

На июльских парламентских выборах несколько  укрепились позиции КПГ. Число избирателей, проголосовавших за партию, во главе  которой стоял Тельман, выросло на 700 тыс. человек. Коммунисты получили 14,6 % голосов (5,3 млн.). Соответственно на 600 тыс. сократилось количество голосов, отданных за социал-демократическую партию (за неё голосовали 21,6 % избирателей, т. е. около 8 млн. человек)92. В целом, однако, обе рабочие партии не понесли потерь.

Наибольшего успеха добилась национал-социалистическая партия, которая «поглотила» электорат буржуазных партий. Практически после этих выборов в качестве серьёзной силы на политической арене остались коммунисты, социал-демократы, католики (партия Центра), немецкие националисты и национал-социалисты.

Весь август 1932 г. фон Шлейхер, фон Папен и  Гинденбург продолжали договариваться с Гитлером. 5 августа Гитлер встретился с фон Шлейхером в Фюрстенберге под Берлином и впервые потребовал всю полноту власти: пост канцлера для себя, кроме того, министерства внутренних дел, юстиции, сельского хозяйства и воздушного сообщения, создания специального министерства пропаганды, а также посты прусского премьер-министра и министра внутренних дел; заодно - предоставления его правительству права на введение закона о чрезвычайных полномочиях, включая неограниченные полномочия управлять страной посредством специальных указов. Гитлер расстался с фон Шлейхером в полном убеждении, что стоит непосредственно перед обретением власти. Но 13 августа фон Шлейхер провёл длительные переговоры с руководством национал-социалистов и вместе с фон Папеном отклонил все претензии Гитлера на власть, а вместо этого предложил ему войти в существующий кабинет в качестве вице-канцлера. Гитлер отверг это унизительное для него предложение и не изменил своей позиции и тогда, когда фон Папен под честное слово пообещал передать ему пост канцлера позже, после некоторого времени «доверительного и плодотворного сотрудничества». Когда его во второй половине того же дня пригласили к Гинденбургу, он сначала было склонился к отказу, и только заверения, поступившие к нему из президентского дворца, что ещё ничего не решено, внушили ему новые надежды. Однако Гинденбург ограничился лаконичным вопросом, готов ли Гитлер поддержать существующее правительство. Гитлер сказал, что нет. В опубликованном официальном сообщении говорилось, что Гинденбург «решительно» отклонил требования Гитлера, «обосновав это тем, что не сможет отвечать перед собственной совестью и своим долгом перед Отечеством, если передаст всю правительственную власть исключительно национал-социалистическому движению, которое намерено использовать эту власть односторонне»93. Было выражено также официальное сожаление по поводу того, что Гитлер – вопреки прежним обещаниям – не видит для себя возможности поддержать созданное президентом национальное правительство.

Гитлер предпринял контрманёвр - он обратился непосредственно  к партии Центра, в свою очередь, интриговавшей против президентского правительства фон Папена. Геббельс записал в своём дневнике, что это оказалось «очень эффективным средством нажима» на Шлейхера, Папена, Гинденбурга94. Кроме того, манёвр принес Гитлеру вполне реальную выгоду - голосами нацистов, «Центра» и Немецкой национальной народной партии Герман Геринг был избран председателем рейхстага95.

При новом составе  рейхстага кабинет фон Папена опирался на уже устоявшиеся механизмы  чрезвычайных декретов. Правительство  разработало «Программу экономического и социального оживления», которая 4 сентября была утверждена чрезвычайным декретом президента. В частности, программа окончательно разрушала тарифную систему оплаты труда и позволяла работодателям снижать заработную плату рабочим без согласования с профсоюзом. Одновременно предприниматели получали налоговые льготы. В результате принятия новой чрезвычайной программы на 23 % сократились размеры пособия по безработице, на 15 % - пособия из благотворительных фондов, на 15 - 24 % - пенсии инвалидам, вдовам, сиротам. Теперь семья из трёх человек получала в неделю 51 марку, из которых 32 марки уходили на оплату жилья и коммунальных услуг. Предельный срок выплаты пособий был сокращён до 6 недель, т. е. более чем в четыре раза. Почти 30 % безработных в 1932 г. перестали получать пособия, а часть вообще не была охвачена системой социальной защиты96. Чрезвычайный декрет вызвал обострение политического кризиса, и 12 сентября рейхстаг был распущен97.

Новые выборы были назначены на 6 ноября 1932 г. На них  пришло 80 % зарегистрированных избирателей - меньше, чем в июле 1932 г. и сентябре 1930 г. Результаты голосования показали, что кабинет фон Папена продолжал оставаться в изоляции. Почти 90 % избирателей (более 30 млн.) проголосовало за партии, находившиеся в оппозиции правительству. Продолжали утрачивать свои позиции социал-демократы. Они получили около 20 % голосов и потеряли 12 мест в рейхстаге. Число голосов, поданных за КПГ, увеличилось на 700 тыс. и составило 6 млн. (почти 17 % избирателей). Компартия провела в рейхстаг 100 депутатов, СДПГ - 121. Если в июле разрыв в голосах избирателей между СДПГ и КПГ составлял 7,3 % в пользу социал-демократов, то теперь он сократился до 3,6 %. Но их общее представительство в рейхстаге в ходе трёх последних парламентских выборов не изменилось. В целом позиции рабочих партий оказались прочными (13,3 млн.)98.

Самыми неожиданными оказались итоги выборов для  нацистов. Они получили 33,1 % голосов - 11,7 млн., что было на 2 млн. голосов  меньше, чем на предыдущих выборах. Численность парламентской фракции национал-социалистов уменьшилась с 230 депутатов до 196. За счёт НСДАП несколько укрепились позиции немецких националистов (прирост на 800 тыс. человек). Остальные буржуазные партии, за исключением Центра (который потерял 0,5 млн. голосов), по-прежнему пребывали в полном упадке99.

Политический  кризис в Германии после ноябрьских выборов обострился до крайности. Правительство  Папена было взорвано стремительно нарастающей  классовой борьбой, а также внутренними  противоречиями внутри буржуазного лагеря; оно ушло в отставку 17 ноября 1932 г. Споры по вопросу о привлечении гитлеровцев к участию в управлении страной близились к своей кульминационной точке. После второй мировой войны, выступая в качестве свидетеля на одном из судебных процессов, глава германо-англо-американского банка Шредер откровенно охарактеризовал настроения, владевшие тогда им и его единомышленниками: «Общее стремление промышленников заключалось тогда в том, чтобы увидеть у власти в Германии сильного фюрера… Когда 6 ноября 1932 г. нацистская партия потерпела первую неудачу и тем самым перешагнула свой зенит, поддержка со стороны тяжелой промышленности стала особенно неотложной». Это подтверждают панические записи в дневнике Геббельса, относящиеся к ноябрю – декабрю 1932 г. и говорящие о глубоком кризисе в стане гитлеровцев, об острой нехватке средств, об угрозах Гитлера покончить с собой в случае, если дела не поправятся100.

Пик своего влияния  НСДАП прошла.

Фон Папен, стремясь сформировать после выборов правительство  парламентского большинства, 13 ноября направил официальное послание Гитлеру, в котором он предлагал забыть старые разногласия и войти в новое правительство. Гитлер ответил на это вызывающе и поставил такие условия, после которых дальнейшие переговоры стали невозможными. Одновременно он выпустил воззвание, в котором обвинял фон Папена в росте голосов, поданных за КПГ101.

Правительство фон Папена неуклонно приближалось к единственной оставшейся альтернативе: либо снова распустить рейхстаг и  таким рискованным и дорогостоящим методом выиграть время и простор для политических манёвров – либо, опираясь на президентскую власть и армию, запретить сначала НСДАП, КПГ и, возможно, другие партии, а затем резко ограничить права парламента, ввести новое избирательное право и поставить Гинденбурга как своего рода высший авторитет во главе созванных им представителей старых руководящих слоёв.

В середине ноября Гинденбург получил от крупных промышленников и банкиров письма с предложением назначить Гитлера на должность  канцлера. Письма произвели на Гинденбурга большое впечатление, и 21 ноября состоялась  встреча Гитлера с Гинденбургом. Однако ни этот разговор, ни вторая встреча не дали никаких результатов. Гитлер упорно требовал создания президентского правительства, наделённого чрезвычайными полномочиями, в то время как Гинденбург, направляемый из-за кулис фон Папеном, как раз в этом не желал уступать. Если страна и дальше будет управляться с помощью чрезвычайных законов, говорил он, то не имеет смысла отстранять фон Папена. Гитлер может стать канцлером только правительства парламентского большинства. 23 ноября лидер нацистов категорически отказался участвовать в коалиционном кабинете102.

Вечером 1 декабря  фон Шлейхер был вместе с фон  Папеном вызван в президентский  дворец. Гинденбург попросил фон Папена изложить свою точку зрения, и тот обрисовал ему свой план реформы конституции, мало чем отличавшийся от государственного переворота. Фон Папен предложил вновь передать ему пост канцлера президентского кабинета, распустить рейхстаг и провести конституционную реформу указом президента. Возможные беспорядки он рассчитывал подавить с помощью рейхсвера.

Фон Шлейхер  назвал намерения фон Папена излишними  и опасными, одновременно подчеркнул опасность возникновения гражданской  войны и изложил собственную  концепцию: «отколоть штрассеровское крыло от НСДАП и объединить все конструктивные силы, начиная со «Стального шлема» и профсоюзов и вплоть до социал-демократии, в надпартийном кабинете под его, Шлейхера, руководством»103. Когда фон Папен после беседы пожелал удостовериться, готов ли рейхсвер к выступлению в пользу насильственного осуществления конституционной реформы, фон Шлейхер откровенно сказал «нет». Он предложил свои услуги в качестве главы правительства, заверив президента, что сумеет договориться с нацистами о сотрудничестве104.

Информация о работе Крушение Веймарской республики и установление нацистской диктатуры