Культура Беларуси в период XVI—XVIII в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 11:20, реферат

Краткое описание

Белорусский народ за свое многовековое прошлое (а его письменная история насчитывает более десяти столетий) создал самобытную культуру, которая вошла в славянское и общечеловеческое пространство культуры. Здесь всегда интенсивно давал о себе знать процесс взаимовлияния культур, что определяется, прежде всего, положением страны «на рубеже культур» — на пограничье Востока и Запада, если эти понятия трактовать в широком культурологическом и историческом смысле. Местные традиции, налагаясь на эти течения, обогащали традиционную культуру и содействовали развитию новых направлений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...3
1.СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ НА БЕЛАРУСИ…………………..
2.СТАНОВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ БАРОККО В АРХИТЕКТУРЕ БЕЛАРУСИ………………………………………….
3. МОНУМЕНТАЛЬНАЯ И СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ, ИКОНОПИСЬ XVI – XVIII ст……………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 39.80 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ

                                   ЯНКИ КУПАЛЫ

                   КАФЕДРА «ИСТОРИИ БЕЛАРУСИ»

 

 

 

                    

                               

 

 

                                         Реферат

      

          на тему: «Культура Беларуси в  период XVI—XVIII в.»

 

 

 

 

                                                             

 

 

 

 

                                                              Выполнила:

                                                              Студентка филологического

                                                              факультета, 1-го курса, 171 группы 
                                                               

 

                                                              Проверил: 
                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Гродно, 2010

 

 

                                    ПЛАН

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...3

1.СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ НА БЕЛАРУСИ…………………..

2.СТАНОВЛЕНИЕ  ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ БАРОККО В АРХИТЕКТУРЕ БЕЛАРУСИ………………………………………….

3. МОНУМЕНТАЛЬНАЯ И СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ, ИКОНОПИСЬ XVI – XVIII ст……………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Введение

Белорусский народ за свое многовековое прошлое (а его письменная история насчитывает более десяти столетий) создал самобытную культуру, которая вошла в славянское и  общечеловеческое пространство культуры. Здесь всегда интенсивно давал о  себе знать процесс взаимовлияния  культур, что определяется, прежде всего, положением страны «на рубеже культур» — на пограничье Востока и Запада, если эти понятия трактовать в  широком культурологическом и историческом смысле. Местные традиции, налагаясь на эти течения, обогащали традиционную культуру и содействовали развитию новых направлений.

В XVI—XVIII столетиях в белорусской  архитектуре получает мощное развитие искусство барокко, которое оставило тут особенно глубокий след. Проводниками этого стиля стали различные  католические ордены. Лучшими памятниками  барокко на территории Беларуси являются костелы в Несвиже, Гродно, Глубоком, Софийский собор в Полоцке, заложенный в XI веке как православная святыня  и перестроенный в середине ХVIII столетия в униатский храм.

Выдающиеся белорусские  мыслители, просветители, литераторы, художники, композиторы, общественные, политические, религиозные деятели  в равной степени принадлежат  истории и культуре нескольких народов. Таковы Сымон Будный, Мелетий Смотрицкий, Симеон Полоцкий, Георгий Конисский, Тадеуш Костюшко, Адам Мицкевич, Станислав Монюшко, Игнат Домейко, Михал Клеофас Огинский, Владислав Сырокомля, Марк Шагал и многие–многие другие.

Об этом и пойдет речь в реферате, который расскажет о развитии культуры на Беларуси в ХVI-XVIII ст

 

 

 

                                          

                 Система образования на Беларуси

 В ХVI-XVIII ст. образование на Беларуси развивалось в условиях борьбы между православием, католичеством и реформаторским движением. При поддержке властей иезуиты открывали школы, которые способствовали укреплению позиций католической церкви и уничтожению реформаторского движения в ВКЛ. В 1579 г. Они основали Виленскую академию – первое в ВКЛ высшее учебное заведение. Первым ректором академии был идеолог-котрреформист Пётр Скарга. Среди её наиболее известных выпускников – Милетий Смотрицкий, Симеон Полоцкий, Альберт Каялович.

В наиболее значительных городах  Беларуси (Полоцке, Несвиже, Орше, Бресте, Пинске, Гродно, Новогрудке, Витебске, Минске, Слуцке, Слониме и др.) иезуиты открыли свои коллегиумы – учебные заведения средней ступени, которые имели антипротестантский, а затем и антиправославный характер. В коллегиумах преподавались грамматика, риторика, этика, богословие, физика, математика. Кроме иезуитов, свои школы стали открывать бернардинцы, францисканцы и другие католические монашеские ордены.

 Ответом православной  церкви на католическую экспансию  в последней трети ХVI ст. было открытие братских школ в Вильно, Бресте, Могилёве, Шклове и др. городах. В них преподавались грамматика, риторика, математика, география, астрономия, языки: белорусский, польский, греческий, латинский. Преподавателями братских школ трудились известные педагоги: Василий Тяпинский, братья Зизании, МилетийСмотрицкий, Леонтий Карпович.

 После заключения Брестской  церковной унии 1596г. Начали открываться  униатские школы. Первые такие  школы возникли в Барунах, Жировичах, Минске, Новогрудке. В них учились представители разных вероисповеданий, в основном, шляхетского происхождения и дети духовенства. В годы Северной войны значительное количество униатских школ было уничтожено.

 

 Если говорить о  культуре XVI-XVIII столетий в целом,  то можно сказать, что на  неё оказали огромное значение  идеи таких направлений общественно-политической  мысли, как Возрождение, Реформация  и Просвещение. 

 Представителем ренессансной  культуры в Беларуси был первопечатник,  гуманист и просветитель Франциск  Скорина (около 1490 - около 1551 гг.). В центре его внимания была  проблема общества и человека. Он рассматривал вопросы смысла  жизни, духовности мира, совершенствования  общества и др. В 1521 г. в Праге  Ф. Скорина издал 23 библейские  книги Ветхого Завета. В Вильно  он организовал первую в Беларуси  типографию и издал «Малую  подорожную книжицу» и «Апостол».

 Традиции Ф. Скорины  были развиты поэтом-гуманистом  Николаем Гусовским (около 1470 - 1533 гг.), прославившимся своим произведением «Песня о зубре», в котором с патриотических и высоких морально-политических позиций воспета природа родной страны, содержится призыв к укреплению государства, к единству европейских народов, осуждаются войны, междоусобицы.

 Крупным вкладом в  культуру Беларуси явилась деятельность  Сымона Будного (около 1530 - 1593 гг.). Он впервые издал напечатанные на белорусском языке «Катехизис», «Об оправдании грешного человека перед богом», «Про светскую власть», «Новый завет».

 Взгляды С. Будного поддерживал и развивал Василий Тяпинский (год рождения неизвестен - умер около 1599 г.). Он издал на церковнославянском и белорусском языках Евангелие. В предисловии к нему он обратился к белорусской знати с просьбой о духовной и материальной поддержке белорусской культуры.

XVIII столетие – это  эпоха Просвещения. Интеллектуальная  элита европейских стран считала,  что приближается «царство разума»,  эпоха свободы, равенства, гражданской  справедливости.

 Наиболее значительным  результатом влияние Просвещения  на Речь Посполитую была школьная реформа, осуществлённая Образовательной комиссией – организацией по руководству народным просвещением, основанной сеймом 1773-1775 гг. Это была первая подобная организация в Европе. Первым её руководителем был И.Масальский.

 Образовательная комиссия  осуществила реформу школ и  университетов в духе идей  Просвещения. Проведению реформы  способствовал и роспуск в  1773 году папой римским ордена  иезуитов, в руках которого на  протяжении ХVII-XVIII стст. Фактически находилась монополия на образование в Речи Посполитой. Школы и имущество ордена были переданы Образовательной комиссии.

 В 1783 г. Комиссия  утвердила устав для академий  и школ Речи Посполитой. Ей подчинялась Главная школа Великого Княжества Литовского (так с 1781 г. называлась Виленская иезуитская академия), которая являлась высшей ступенью и главным научным центром в княжестве. Её ректором комиссия назначила белорусского математика и астронома Мартина Почобута-Одленицкого, который занимал этот пост около 20 лет, провёл в школе реформу и придал ей почти светский характер.

 Среднюю ступень образования  составляли окружные и подокружные школы. На территории центральной и западной Беларуси (восточная уже была в составе России) такие школы комиссия открыла в Бресте, Гродно, Новогрудке, Жировичах, Пинске, Барунах, Волковыске, Поставах, Бобруйске, Мозыре, Минске, Несвиже, Слуцке, Лиде, Щучине.

 Нижней ступенью образования  должны были стать местечковые  и городские училища. 

 Результатом реформы  было увеличение численности  начальных и средних школ на  Беларуси, приобретением образованием  всё более светского характера. 

 В начале XIX века на  Беларуси существовало около  130 начальных, 33 средних и неполных  средних школы, значительное количество  еврейских религиозных школ, около  40 школ различных католических  орденов. Школьное образование  было доступным детям шляхты, духовенства, зажиточных горожан. 

 Идеалы Просвещения  повлияли на общественные настроения  в Речи Посполитой, что привело к реформам и принятию Конституции 3 мая 1791г. Однако интервенция соседних стран и внутренняя реакция части магнатства привели к поражению революционного движения и разделу государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Становление  художественного стиля барокко  в архитектуре Беларуси 

 Основной стиль белорусской  художественной культуры XVII-XVIII вв. - барокко - раскрылся в двух  разновидностях: восточнославянской (сформировалась  на основе синтеза местной  культуры и западноевропейских  влияний) и западноевропейской, носителями  которой в Беларуси были католические  и униатские ордены. Оба направления  самобытно проявились в архитектуре.  В XVII в. в Беларуси началось  интенсивное развитие светской  философии, школьного образования,  книгопечатания, театрального искусства,  книжной графики и портретной  живописи, деревянной скульптуры  в народном стиле, церковной  и светской поэзии, музыки.

 В последней четверти XVI в. в монументальной архитектуре  Беларуси появляется первое сооружение  в стиле барокко - костел иезуитов  в Несвиже (1587-1593 гг.), повторяющий  в общих чертах храм Иль Джезу в Риме. Заимствованные из Италии архитектурные формы еще долго сочетались в местном зодчестве с элементами готики и ренессанса.

 Обострение религиозно-политической  борьбы в первой половине XVII в., соперничество между униатами, католиками  и православными вело в сфере  культового строительства к использованию  наиболее выразительных архитектурных  средств барокко и синтезу  их с местными строительными  приемами. Как результат на протяжении XVII-XVIII вв. сформировалась своеобразная  архитектурно-художественная система  белорусского барокко, основной  базой для развития которого  явилась культовая архитектура. 

 В период раннего  барокко (первая половина XVII в.) архитектура  фасадов культовых зданий имела  небольшой набор декоративных  элементов. В эпоху зрелого  и позднего барокко (вторая  половина XVII - 80-е гг. XVIII в.) отмечается  членение фасадов, введение лепнины,  архитектурные детали становятся легкими и изящными. Одним из культовых сооружений этого периода является, например, Николаевский собор в Витебске (1716 г.). Широко используются в середине XVIII в. декоративные мотивы рококо. Архитектурно-художественная система позднего барокко в монументальном зодчестве Великого княжества Литовского (основную часть которого составляли белорусские земли) получила в искусствоведении название "виленского барокко". Его черты наиболее ярко выразились в культовых сооружениях униатов. Например, Софийский собор в Полоцке (1738 - 1760 гг., построен на фундаменте.разрушенного в начале XVIII века православного храма), церкви и монастыри базилиан в БерезвечьеГлубокского района Витебской области (1756 - 1779 гг.), БорунахОшмянского района Гродненской области (1747 - 1754 гг.), Толочине Витебской области (1769 - 1779 гг.), Богоявленская и Крестовоздвиженская церкви в Жировичах Слонимского района Гродненской области (1769 г.), Воскресенская церковь в Витебске (1772 г.) и другие.

 Православные храмы  XVII-XVIII вв. весьма разнообразны по  своей архитектуре, при этом  как каменным, так и деревянным  их образцам свойственны общие  плановые и композиционные решения.  Крестово-купольные каменные церкви  были основным типом монументальных  православных храмов Беларуси XVII -XVIII вв. Наряду с ними строились  и церкви бескупольные, представлявшие собой базилику. Наиболее ранней из этого типа построек является Петропавловская, или Екатерининская церковь в Минске, построенная в 1612 г.

Большую группу культовых  зданий Беларуси составляют синагоги, строившиеся преимущественно в XVII-XVIII вв. Существовали каменные синагоги в  Старом Быхове (начало XVII в), Пинске (1640 г.), Слониме (1642 г.), Новогрудке (1648 г.), Столине (конец XVII в.), Клецке (конец XVIII в.), Ивье (XIX в.) и др. Особенно развито было строительство деревянных синагог (например, в Высоком Каменецкого района, Кожан-Городке Лунинецкого района Брестской области, Гродно, Волпе Волковысского района, Сопоцкине Гродненского района Гродненской области, Наровле Гомельской области и другие).

 Основным строительным  материалом в застройке городов  и местечек Беларуси до конца  XIX в. было дерево. На развитие  монументального культового деревянного  зодчества, начиная с XVII в. оказывали  значительное влияние художественные  стили, господствовавшие в каменной  архитектуре (например, при постройке  звонницы в Шерешеве Пружанского района Брестской области). В деревянном культовом зодчестве определились две основные тенденции развития: консервативная, связанная с устойчивым сохранением местных традиций, и новаторская, отражавшая процесс укоренения эстетических концепций официальных стилей. Процесс развития форм в деревянном зодчестве был более сложным, чем в каменном, потому что предусматривал не только обновление, но и обращение к наследию.С этим связана также асинхронность развития каменной и деревянной архитектуры, запаздывание в последней тех тенденций, которые определяли официальное культовое искусство своего времени.

Информация о работе Культура Беларуси в период XVI—XVIII в