Культура Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 09:37, реферат

Краткое описание

Древний Египет – первая могущественная великая держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость.

Вложенные файлы: 1 файл

Культура древнего Египта.docx

— 559.74 Кб (Скачать файл)

 

В длительное правление одного из преемников Тутмоса III Аменхотепа III (1408-1372 гг. до н. э.; по другим данным, ок. 1455-1419) военные походы почти прекратились, зато оживились торговые и дипломатические связи. На аккадском языке велась оживленная переписка фараона с другими восточными правителями.

 

Однако к концу правления  Аменхотепа III влияние Египта уменьшилось. Зависимые царьки Сирии и Палестины вели между собой войны, не считаясь с указаниями фараона, многие из них вступили в соглашение с хеттским царем (центр его державы располагался в Малой Азии), оспаривавшим у египтян азиатские территории. В 1372 (1419) г. до н. э. на египетский трон взошел физически слабый, но, судя по всему, очень умный сын Аменхотепа III Аменхотеп IV, который еще раньше исполнял обязанности соправителя своего отца. Его правление продолжалось до 1354 (1400) г. до н. э. Внешние дела занимали его мало, все время уходило на решение внутриполитических проблем.

Своей главной задачей молодой  фараон считал подавление влияния старой светской и жреческой знати, связанной  с культом Амона. Борьба вылилась в идеологическое столкновение, в  соперничество между различными культами. Фараон искал опору в  новых богах. Помимо этого он пришел к мысли о создании единого  государственного культа, во главе  которого стоял бы сам фараон - идея, достойная римских императоров  и королей Нового времени. Вероятно, подобных принципов правитель Египта стал придерживаться не без влияния  евреев, уже в то время пришедших  к монотеизму. Другим инициатором  реформы была волевая мать фараона - Тин, испытывавшая личную неприязнь  к старой знати. Наконец, влияние  на Аменхотепа IV оказывали и выходцы из многочисленного служилого слоя - немху, которые заняли места в бюрократическом аппарате и армии и старались всеми возможными способами оттеснить от источников власти и богатства потомственную аристократию. Они поддержали стремление царя к централизации и абсолютизации власти.

Аменхотеп IV начал кардинальную религиозную реформу. Традиционный пантеон египетских богов, изображавшихся в виде людей с головами священных животных

Бог Солнца - Атон

(крокодила, кошки и т. д.), он, по сути, заменил культо

Бог Солнца - Атонм

одного бога - Атона. Новый бог изображался в виде солнца с лучами, заканчивающимися человеческими руками, держащими иероглиф со значением "жизнь". Это практически было первым шагом к монотеизму. На шестом году правления Аменхотепа IV центр Египта был перенесен на 300 км к северу от Фив в специально отстроенный за чрезвычайно короткий срок город - Ахетатон ("Горизонт Атона").

 Верховным жрецом нового  общегосударственного божества  стал сам фараон, взявший себе  и новое имя - Эхнатон ("Полезный  Атону"). Он разработал особый ритуал, который педантично исполнял сам и заставлял исполнять ближайшее окружение. Роль жречества сошла на нет, фараона поддержали средние слои общества, недовольные поборами в пользу храмов. Имена богов, враждебных Атону, безжалостно стирались с памятников. Впрочем, большинство населения не могло и не хотело менять религию предков.

Реформа привела к поразительному для того времени взлету искусства. Вместо плоских безжизненных рельефов появились новые изображения  с изысканными формами, более  приближенные к реальности. К этому  времени относится создание знаменитого  бюста Нефертити, жены Эхнатона. Художники начали изображать бытовые сцены, передавать внутренний мир человека. Даже сам фараон изображался таким, каким он был на самом деле - не полубогом, а нормальным человеком со своими физическими недостатками. Царские же сановники особенно гордились своим незнатным происхождением.

Однако фараон умер, очень возможно, что не от естественных причин. Вероятно, знать помогла ему отбыть в  мир иной. Преемником Эхнатона стал его зять Тутанхатон. Под влиянием советников он быстро отказался от преобразований почившего дяди и взял традиционное имя - Тутанхамон. Культ Амона и других богов был восстановлен. Храмам в Фивах были возвращены все привилегии, сам фараон переехал в прежнюю южную столицу. Имя Эхнатона было, по всей видимости, запрещено упоминать. После десятилетнего царствования Тутанхамон умер. То, что его имя стало известно миллионам людей, связано, в первую очередь, с открытием в прошлом веке его богатой неразграбленной гробницы.


Информация о работе Культура Древнего Египта