Культура России в 16 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 15:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотреть особенности культуры России XVI века.
Задачи:
1. Проанализировать факторы влияния на развитие культуры России в XVI веке
2. Рассмотреть Материальную культуру, устное народное творчество, книгопечатание в России XVI в.
3. Рассмотреть особенности литературы, архитектуры, живописи, театра и музыки в России XVI века.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………...…..3

Факторы влияния на развитие культуры России в XVI веке….…4
Образование единого российского государства……....…………….....4
Влияние церкви………………………………………………….…………….4
Внешнеполитические факторы…………………………………….……..5
Влияние западноевропейских стран………………………….…………..7
Опричнина………………………………………………..……………...…….8
Завершение формирования русской (великорусской народности)…8

Материальная культура…………………………………….…………10
Сельскохозяйственная техника………………………..……..…………10
Техника ремесленного производства…………………....………..…….10
Литейное дело………………………………………....…….….……10

Устное народное творчество………………………………………..…12

Книгопечатание…………………………………………………………16
1. Возникновение книгопечатания………………………………………...…16
2. Виды литературы……………………………………………………..18
3. Первые печатные произведения в России……………..…………….….19

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Культура России 16 в..docx

— 71.48 Кб (Скачать файл)

6. Завершение формирования русской (великорусской народности).

После того, как в 1-ой четверти XVI в. завершилось государственное объединение русских земель, российское государство представляло собой большую, но относительно компактную территорию с историческим центром в междуречье Оки и Волги, в Москве. Здесь развивался достигший к рубежу XVI в. значительной зрелости процесс формирования русской (великорусской) народности, правда, существовали уже тогда обширные окраины на Севере, куда издавна устремлялись крестьянская, а затем и монастырская колонизация. Как на окраинах, так от части и в центре страны наряду с русским населением было немало и других угро-финских   насельников этой территории. Некоторые  из  них  ассимилировались  с  русскими, другие надолго сохранили свой язык, особенности материальной и духовной культуры. Во  всяком случае  многонациональный характер нового государства был виден с самого времени  его  возникновения, подобно тому, как  уже  в  русских  землях и княжествах давно соседствовали русские и нерусские народности и племена. При всём этом существовало  достаточно твёрдое  этническое  ядро  нового государства, которое составляли великороссы.

В письменных источниках уже в XV в появились  слова "Россия", "Российская земля", "российский". " В XVI в.,-  отмечал М.Н. Тихомиров,- рядом  с ними, как почти равнозначащие, существуют названия "Русь", "Русская земля", "русский". Но в  это  же  время, всё больше утверждается понятие "Россия" с  производным  от него "российский" для определения всей страны в целом  и всего её населения. "Русский" становится синонимом определённой народности, "российский" обозначает принадлежность к определённому государству.

Это новое значение названий "Россия" и "российский" окончательно устанавливается с начала XVII в. Термин "Россия" природно-русский. Он входил в обиход постепенно, по мере складывания образования Российского  централизованного государства. Поэтому правильнее говорить о России или Российском государстве с конца XV в., заменив этим название "Русское государство", сосуществовавшее с названием "Россия".

"В Европе в течение всего средневековья границы  распространения языка далеко  не совпадали с границами государств; но всё же каждая национальность была представлена в Европе особым  крупным государством, и тенденция  к созданию национальных государств, является одним из важнейших рычагов прогресса в средние века».1 Эти слова Энгельса вполне могут быть  отнесены  и к средневековой России, хотя здесь, по крайней мере, вначале  XVI в., границы  распространения русского (великорусского) языка в основном совпадали с границами образовавшегося российского государства, а национальный характер населения был выражен более сильно, нежели в других странах - создание государства, объединившего русскую (великорусскую), национальность, выступило одним   из   важнейших  рычагов  прогресса. Таким образом, именно в XVI в. отстоялись и  выделились многие черты  русской  культуры, сохранившиеся  в  основном  и  в последующие века. [1, с.34]

 

 

 

 

  1. Материальная культура.

 

  1. Сельскохозяйственная техника

 

В течении XVI в. Происходит усиленное развитие ремесла. Наиболее застойной была техника сельскохозяйственного производства. Веками здесь сохранялись прежние орудия труда, да и в условиях крепостного хозяйства не создавалось необходимого простора для подъема производственных сил в крестьянском хозяйстве. Как и прежде, в сельском хозяйстве употреблялась, "суховатка",  разрыхлявшая почву (применялась в конной упряжи).

Но постепенно ее вытеснила двузубая соха с железным наконечником, а также деревянный плуг. По-прежнему применялись в сельском хозяйстве бороны, косы, серпы, грабли.

 

  1. Техника ремесленного производства.

 

а) буровые.

Более заметного прогресса достигла техника ремесленного производства, хотя темпы движения были весьма медленными,  так  как средневековые ремесла базировались на ручном труде и работало преимущественно на заказ.

В XVI в. русские мастера научились делать глубокие скважины (свыше 100 м) для добычи соли.

 б) домницы.

Появились более сложные домницы вместо сыродутных  горнов для выплавки железа из руды.

в) механические молоты

   Заметно выросла  обработка металлов. В XVI  в.  уже  употреблялись механические молоты - "самоковы", приводившиеся в движение водой.

 

  1. Литейное дело.

 

 В конце XVI в. большое  развитие стало получать литейное  дело, тесно связанное с обеспечением  военных потребностей. Уже в 80г. XV в. был организован государственный  Пушечный двор в Москве на  реке Неглинной. До нас дошла  пушка, отлитая Яковом в 1488г. (это  самая древняя из сохранившихся  русских пушек). Известны и ученики  Якова - мастера Ваня и Васюк. После 1505г. в Москву уже не приезжают  иностранные мастера пушечного  дела.

а) Литье колоколов.

В начале XVI в. русский мастер Петр отлил колокол весом в 350 пудов и крупную пищаль. В XVI в. колокола отливались разнообразных форм и орнамента, "благолепными" звонами. Наиболее изученными   в  настоящее время являются псковские колокола с характерным для   них звериным стилем в орнаменте и надписями, в которых указываются имена мастеров,  но  известны и московские колокола.

В 1550г. "повелением" Ивана Грозного в Москве был "слит колокол большой, имя ему "Лебедь", а меди в нем 2200 пудов".2 

В 1562г. царь Иван IV прислал в Спасо-Каменный    монастырь колокол, литой московским мастером Лукою.

В Махрищенском монастыре в 1557г. были установлены часы "Самобой с колоколом, да на колокольнице два колокола очапные".

 В 1594г.  по приказу  Бориса Годунова для Троицкого  монастыря был отлит колокол "Лебедь" в 625 пудов,  а в 1600г. им же был  пожалован колокол "Полнелейный" от 1700-2000 пудов.

  б) царь пушка

В конце XVI в. на московском Пушечном дворе отлита знаменитая "царь-пушка", стоящая  ныне в Московском Кремле. Она весит 40т. и имеет диаметр канала 89 см. и она могла стрелять." "Царь-пушка" Андрея  Чохова.  Является одним из самых  знаменитых памятников  русского-литейного  мастерства XVI в. 

 

 

III. Устное народное творчество.

  1. Обряды 

а) Скоморохи  

Фольклор XVI в., как и все искусство этого времени, жил традиционными формами и использовал выработанные ранее художественные средства.  Памятки письменности, дошедшие до нас от XVI в., свидетельствуют, что обряды, в которых сохранилось немало следов язычества, повсеместно бытовали на Руси, что былины, сказки, пословицы, песни были основными формами словесного искусства.

Памятники письменности XVI в. упоминают скоморохов как людей, забавляющих народ, потешников. Они принимали участие в свадьбах, выполняли роль дружек, участвовали в похоронах, особенно в заключительных весельях, рассказывали сказки и пели песни, давали шуточные представления.

2 . Сказки.

а) Волшебные

  В XVI в. были популярны сказки. От XVI в. сохранилось мало материалов, которые бы позволяли узнать сказочный репертуар того времени. Можно лишь сказать, что он включал в себя волшебные сказки. Немец Эрих Ляссота, будучи в Киеве в 1594г., записал сказку о чудесном зеркале. В ней рассказывается о том, что в одну из плит Софийского собора было вделано зеркало, в котором можно было видеть то, что происходит далеко от этого места.

б) О животных и бытовые.

Существовали сказки о животных и бытовые. Жанры традиционного фольклора в это время широко бытовали.

XVI в. - время больших исторических событий, которое наложило свой отпечаток на народное творчество. Стала обновляться тематика произведений фольклора, в качестве героев в них вошли новые социальные типы и исторические лица.

 

в) Об Иване Грозном

Вошел в сказки и образ Ивана Грозного. В одной сказке Грозный обрисован как проницательный правитель, близкий к народу, но суровый по отношению к боярам. За подаренные ему репу и лапти царь хорошо заплатил крестьянину, но когда дворянин царю хорошего коня, царь разгадал злой умысел и отдарил его не большим поместьем, а репой, которую получил от крестьянина.

3. Пословицы

а) Ирония против бояр.

   Другим жанром, широко  бытовавшем в устной и письменной  речи в XVI в., была пословица. Она была жанром, наиболее живо откликавшимся на исторические события и социальные процессы.

Время Ивана Грозного и его борьба с боярством получили в последствии часто сатирическое отражение, ирония их была направлена против бояр: "Времена шатки - береги шапки", "Царские милости в боярское решето сеются", "Царь гладит, а бояре скребут".

б) О бытовых явлениях.

  Дают пословицы оценку  и бытовым явлениям, в частности  положению женщины в семье, власти  родителей над детьми. Многие  из такого рода пословиц создавались в среде отсталых и темных людей и на них сказалось влияние морали церковников. "Баба да бес - один у них вес". Но создавались и пословицы, в которых воплощается народный жизненный опыт: "На жене дом держится".

4 . Поверья

а) Вера в леших, водяных

В фольклоре XVI в. широко бытовали многие жанры, в том числе и такие, которые возникли в глубокой древности и содержат в себе следы древних представлений, как вера в силу.

 

 

б) В силу заговора.

Слова и действия в заговорах, вера в существование в леших, водяных, домовых, колдунов, в поверьях, легендах, представляющих собой рассказы о чудесах, о встрече с нечистой силой, о найденных кладах, обманутых чертях.

в) вера в святых, бога и богоматерь.

Для этих жанров в XVI в. свойственна уже значительная христианизация

Вера в силу слова и действия теперь подтверждается просьбой о помощи к богу, Иисусу Христу, богоматери и святым. Сила христианских религиозных представлений была велика, они стали господствовать над языческими. Персонажами легенд кроме лешего, русалок и черта также святые (Никола, Илья).

5. Былины.

Кроме такого рода изменений исследователи эпоса к этому времени относят и возникновение новых былин. В этом столетии были сложены былины о Дюке и Сухмане, о наезде литовцев, о Вавиле и скоморохах. Отличие всех этих былин широкое развитие социальной темы и антибоярской сатиры. Дюк представлен в былине трусливым "молодым боярином", который не решается сразиться со змеем, боится Ильи Муромца, но поражает всех своим богатством. Дюк - образ сатирический. Былина о нем - сатира на московское боярство.

Былина о Сухмане, старая по происхождению, характерна усилением в ней отрицательной трактовки образов бояр, князей и Владимира, который вступает в конфликт с богатырем, не примиряющимся с князем.

6. Песни

а) Балладные песни

В XVI в. формируется и жанр балладных песен - малая этическая сюжетная стихотворная форма. Этот тип произведений, к которому применяется западноевропейский термин "баллада", весьма своеобразен. Он отличается тонкой характеристикой личных, семейных отношений людей. Но в него нередко входят и исторические мотивы и герои, однако они не трактуются в историческом плане. Баллады имеют явно антифеодальную направленность  (например, осуждение самоуправства князя, боярина в балладе "Дмитрий и Домна", где князь жестоко расправляется с девушкой, отвергнувшей его руку), в них нередко разрабатывается суровая родительская власть, семейный деспотизм. Хотя преступник в балладах обычно не наказывается, но моральная победа всегда на стороне простых людей. Герои баллад нередко короли и королевы, князья и княгини, их судьба связана с судьбой простых людей-крестьян, слуг, образы которых трактуются как положительные. Характерная черта баллад - их антиклерикальная направленность (например, "Чурилья -игуменья", "Князь и старицы", в которых представители духовенства играют отрицательную роль). К числу баллад, возникших в XVI в., относят баллады "Дмитрий и Домна", "Князь Михайло", "Князь Роман жену терял". В первой девушка, протестуя против насильственного брака, лишает себя жизни. В других вариантах жених-князь Дмитрий забивает ее до смерти. В балладе "Князь Михайло" свекровь губит невестку. Глубоко драматична баллада о князе Романе и его жене. Погубив ее, он скрывает это от дочери. Произведения жанра баллады эмоционально напряжены, а сюжеты носят трагический характер: положительный герой гибнет, зло в отличие от былины и сказки обычно не наказывается. Идейно-моральное содержание в них раскрывается через положительного героя, который хотя и гибнет, но одерживает моральную победу.

б) Исторические.

Несмотря на популярность в XVI в. былин, сказок, пословиц, баллад, наиболее характерным для фольклора этого времени были исторические песни. Зародившись ранее, они стали в это столетие  важнейшим жанром, так как их сюжеты отражали события времени, привлекавшие общее внимание, да и расцвет этого жанра в XVI в. был обусловлен рядом факторов: подъемом национального создания народных масс и углублением их исторического мышления; завершением объединения русских земель; обострением социальных конфликтов крестьянства с поместным дворянством в результате прикрепления первого к земле.

Исторические песни делятся на 2 основных цикла, связанных с именами Ивана Грозного и Ермака. Песни об Иване Грозном включают сюжеты о взятии Казани, борьбе с крымскими татарами, обороне Пскова, о личной жизни царя: гневе Грозного на сына, смерти самого царя Песни о Ермаке -сюжеты о Ермаке и казаках, походе голытьбы под Казань, разбойном походе на Волгу и убийстве казаками царского посла, взятии Ермаком Казани, встречах с Грозным и пребывание в турецком плену.

Информация о работе Культура России в 16 веке