Культура России в 16 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 15:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотреть особенности культуры России XVI века.
Задачи:
1. Проанализировать факторы влияния на развитие культуры России в XVI веке
2. Рассмотреть Материальную культуру, устное народное творчество, книгопечатание в России XVI в.
3. Рассмотреть особенности литературы, архитектуры, живописи, театра и музыки в России XVI века.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………...…..3

Факторы влияния на развитие культуры России в XVI веке….…4
Образование единого российского государства……....…………….....4
Влияние церкви………………………………………………….…………….4
Внешнеполитические факторы…………………………………….……..5
Влияние западноевропейских стран………………………….…………..7
Опричнина………………………………………………..……………...…….8
Завершение формирования русской (великорусской народности)…8

Материальная культура…………………………………….…………10
Сельскохозяйственная техника………………………..……..…………10
Техника ремесленного производства…………………....………..…….10
Литейное дело………………………………………....…….….……10

Устное народное творчество………………………………………..…12

Книгопечатание…………………………………………………………16
1. Возникновение книгопечатания………………………………………...…16
2. Виды литературы……………………………………………………..18
3. Первые печатные произведения в России……………..…………….….19

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Культура России 16 в..docx

— 71.48 Кб (Скачать файл)

В песнях нашли также отклик и набеги крымского хана Давлет-Гирея на Москву в 1571-72гг. и оборона Пскова от войск Батория в 1581-82гг. песня "Набег татар" и песня "Осада Пскова". Большие исторические события и важные социальные процессы XVI в. определяли глубокую связь песен с живой действительностью, уменьшили элементы условности в повествовании и способствовали широкому отражению характерных для времени явлений и бытовых деталей. [2, с.53]

 

IV. Книгопечатание

  1. Возникновение книгопечатания.

а) Книгопечатание узловой вопрос исследователей.

Одним из самых значительных событий не только в истории культуры, но и всей жизни России XVI в. было появление русского книгопечатания. Оно было в значительной мере итогом предшествующего развития культуры XVI в., привлекшим к себе внимание исследователей В.Н.Татищева, В.С. Сопикова и др. Ими выявлены и тщательно изучены как сами памятники первопечатания, так и исторические источники этой поры, разработан вопрос об условиях и предпосылках возникновения печатных книг на Руси, изучены связи русского книгопечатания с иноземным. И все же многое до сих пор остается в области предположений, так как причиной является полное отсутствие документов о зарождении книгопечатания.

 

 

б) Причины появления книгопечатания.

Особое значение имеет послесловие к первопечатному Апостолу 1564г. В нем Иван Федоров говорит о причинах появления книгопечатания в России, называя две:

  1) строительство многих новых храмов, нуждающихся в большом числе книг;

   2) ошибки и разноречия, неизбежные в рукописных книгах. Несколько позже, в сочинении "Сказание известно о воображении книг печатного дела", созданном между 1619 и 1633гг. по поводу возобновления книгопечатания патриархом Филаретом, начало книгопечатания было объяснено желанием царя и митрополита укрепить всемирное православие, на роль центра которого претендовала Россия.

В краткой редакции Сказания, носившей название "Сказание известно и написание вкратце", введение книгопечатания объясняется его дешевизной по сравнения с рукописным производством книг.

в) Значение книгопечатания.

Покорение Казанского ханства в1552г. и освоение новых земель неизбежно сопровождалось энергичной христианизацией народов Поволжья, строительством здесь множества новых церквей. Для них срочно и в большом количестве необходимы были богослужебные книги. Рукописным способом сделать это было невозможно. В Свияжске и под Казанью оказались первые печатные московские книги - Евангелие и Псалтырь (как об этом свидетельствуют писцовые книги 1565-1567гг.).

Помимо увеличения спроса на книгу в чисто количественном отношении возникла самая острая необходимость упорядочения текста и контроля за его правильностью. Еретические движения конца

XV в.- середины XVI в. (дело Матвея Боликина), споры нестяжателей и иосифлян, касавшиеся вопросов "истинности" тех или иных "писаний", настоятельно требовали такого контроля.

 

2 . Виды литературы.

а) Религиозная

Разнобой в книгах был вызван также происхождением их из разных земель, влившихся теперь в состав единого Русского государства. Меры обобщающего порядка в масштабе всей русской культуры вообще характерны для средины XVI в. провелась серия общерусских  канонизаций некогда местных святых в 1547 и 1549 гг.; создание под руководством митрополита Макария грандиозного корпуса Великих Четий - Миней; Стоглавый собор с выработанными им общерусскими церковными правилами, столь непосредственно касавшимися и культурной жизни страны; "Домострой", определивший нормы быта и домашнего воспитания. Проведение в жизнь всех этих, по словам академика А.С.Орлова, "книжных предприятий обобщающего характера"в свою очередь не могло не вызвать широкого и пристального интереса к книжному делу и поставить вопрос как о способе изготовления книг, так и об исправности и согласованности ее текста.

б) Учебная

Нельзя забывать и потребности в книге в учебнике для создаваемой в это время системы школ. Учебник для начальной ступени - это азбука,

 и непременно Часослов, Псалтырь, имевшие как богослужебное, так и учебное значение. Важно было не только увеличить количество подобных книг, но и добиться исправности и унифицированности их текста и ликвидировать диалектные особенности, неизбежные в рукописях.

в) Церковная

В книгопечатании были заинтересованы и церковь, и правительство, и самые широкие круги русского общества. К середине XVI в. в России были уже хорошо знакомы с произведениями полиграфического искусства.

г) Иностранная

В Москве популярностью пользовались издания 80-х годов XV в. немецкого гравера И. Михенева.  [3, с 98, 121]

 

3. Первые печатные произведения в России.

а) Начало книгопечатания.

1553г. как дата начала  книгопечатания в Москве подтверждается  тотемским летописцем. В его списке  под 1553г. значится: "Начатся печатание  книг в Москве, при митрополите  московском Макарии".

  б) Историография. 

В настоящее время не располагают достаточными данными, чтобы выделить среди безвыходных московских изданий первенца русского книгопечатания и определить последовательность их появления. В этом отношении мнения ученых расходятся. Т.Н.Протасьева и М.Н.Тихомиров опираясь в основном на филиграни бумаги и записи (самая ранняя из них, впрочем, относится к 1559г.), придерживаются схемы: Триодь Постная, узкошрифтное, среднешрифтное и широкошрифтое Евангелие, Псалтыри (без уточнения последовательности вариантов). А.С.Зернова видит первое издание в среднешрифтном Евангелии, а Е.Л. Немировский усматривает следующую последовательность: узкошрифтное Евангелие, Триодь Постная, Триодь Цветная, среднешрифтное Евангелие, среднешрифтный Псалтырь, Широкошрифтное Евангелие, широкошрифтный Псалтырь.

  в) Апостол  

Труд московских книгопечатников был увенчан выходом в свет подлинного шедевра полиграфического искусства-Апостола 1564г. Апостол был начат печатью 19 апреля 1563г. и завершен 1 марта 1564г. Художественное оформление Апостола соответствует традициям русской иконописной книги.

  г) Часовник

  Иван Федоров и  его помощник Петр Мстиславец  после выхода Апостола продолжали  работу. И выпустили двумя изданиями  Часовник (первое издание с 7 августа- 29 сентября),  а второе-(2 сентября- 29 октября).

 

 

 

V. Литература

  1. Виды литературы

а) Религиозная

Основное место в книжной продукции XVI в. занимают произведения религиозной и церковной литературы. Она проникнута характерной для XVI в. публицистичностью. В этой литературе, не ставившей перед собой художественных задач, нашли отражение как острые социальные противоречия, так и философия- этические искания, сатирическое обличение нравов. Широкий мир европейской культуры раскрывая перед читателями в религиозной оболочке "слов" Максима Грека.

- «Просветитель  Иосифа Волоцкого»

Открывают церковную публицистику XVI столетия полемические сочинения Иосифа Волоцкого (Санина). Наиболее важное произведение Иосифа Волоцкого "Просветитель", состоящий из 16-и "слов", в которых автор обличает новгородскую ересь.

-Произведения  митрополита Даниила

  Талантливым наблюдателем, обличителем нравов и пороков  монахов и мирян представляет  митрополит Даниил ("Рязанец"). Обычный предмет даниловых обличений - роскошь, гордыня, хвастовство. Наряду с канонической церковной литературой он широко применяет для подкрепления своего мнения апокрифы, также он не брезговал личными выпадами, инсинуацией и даже клеветой.

-Нил Сорский 

Нил Сорский (в миру Николай Федорович Майков) и его последователь Вассиан Патрикеев, или Косой, явились основателями и вождями оппозиции среди черного духовенства XVI в. столетия. В главном своем сочинении "Предание ученикам о скитской жизни"- многолюдной монастырской жизни, где легко находят почву всевозможные пороки, Нил противопоставляет в качестве идеала жизнь в скиту (маленькой монашеской общине, состоящей из нескольких человек).

-Максим Грек 

Заметное место в истории русской литературы занимает деятельность Максима Грека (в миру Михаил Триволис). Он был типичным представителем средневековья, убежденным христианином и, приехав в Россию для исправления богослужебных книг, принимал активное участие в борьбе с еретическими учениями.

 Непосредственной целью  своей поездки в Россию Максим  Грек считал переводом Толковой  псалтыри. Составленные им пояснения  к Толковой псалтыри свидельствуют  о его огромной эрудиции. Центральное  произведение Максима Грека - "Слово пространное, излагающее с жалостью нестроения и бесчиния". В "Слове пространном" Максим дает советы царям по управлению государством. Править необходимо благочестиво и разумно, соблюдая справедливость. Он первый на Руси обратился и к вопросам филологической теории. Сохранились его сочинения "О грамматике" и "О пользе грамматики".

б) Историко - аллегорическая

В XVI в. создаются историко-аллегорические повести о Вавилонском царстве, о Белом клобуке, сказание о князьях владимирских. Наиболее ярко этот жанр проявляется в творчестве Ивана Пересветова - автора "Сказание" о царе Константине и Магмет - солтане.

- Иван Пересветов

От религиозно-символического толкования истории  русской писатели пришли к ее социально-аллегорической интерпретации. А на ряду с аллегорической системой образов получает большое развитие система натуралистически точно передающих внешний мир образов. Именно таковы произведения Ивана Пересветова. Произведения Ивана Пересветова относятся к жанру стилизованного послания, т.е. послания условного, рассчитанного не на конкретного адресата, а на широкое распространение в читательской среде.

-А.Курский 

 Талантливыми публицистами XVI в. были Андрей Михайлович Курбский и царь Иван IV Грозный. Тематика известной переписки между ними очень важна для понимания самых важных вопросов, волновавших общественность XVI в.  Курбский создал такие произведения, как "Три послания Ивана Грозного" и "Историю о великом князе Московском".

-Иван Грозный

   Ивану Грозному принадлежит несколько характерных и ярких произведений, являющимся деловыми документами. Отдельно выделяется его сатирическое послание в Кирилло-Белозерский монастырь. Оно написано в 1573г. и адресовано игумену монастыря "Козьме с братией".

Послание, адресованное А.М.Курбскому (1564,1577), - также известное. В этих посланиях царь обосновывает абсолютистский характер своей власти ее Божественностью и высокородными предками.

 Ивану Грозному принадлежит  также гимнографические произведения (канон Ангелу Грозному воеводе  Парфения Уродливого), Духовная.

Летописи сохранили его речи, посольские дела-диспут с протестантским пастором Яном Рокитой.

Состав литературного творчества царя установлен неточно: по весьма спорной гипотезе американского ученого Э. Кинана, переписка с А.М.Курбским является литературной мистификацией С.И.Шаховского (17 век). Наоборот, его авторству приписывают другие послания. Иван Грозный активно вмешивался в составление и редактирование летописания (Лицевой летописный свод).

в) церковная и историко политическая

-Метрополит Макарий 

В работе по объединению церковной и историко-политической литературы большая роль принадлежит митрополиту Макарию, выходцу из Новгорода. Он объединил вокруг себя большой кружок книжников и писцов (сам он был малоталантливым писателем). Главные труды этого кружка -создание Великих Четий - Миней и Никсоновского лицевого летописного свода. Великие Четьи – Миней - огромное собрание амографической патриотической литературы, имеющей отношение к церковной службе и заключенной в 12 книгах на 27 тысячах страницах. Работа над этим сводом была закончена в 1552г.

Никоновский свод не сохранился в полном виде. Но до нас дошли 10 томов, которые содержат 20 тысяч страниц и 16 тясяч рисунков. Оформление книги отличается великолепием. Лицевой свод является выдающимся памятником  изобразительного искусства, создавшегося в 70-е годы XVI в.

2. Книги созданные в 16 веке.

а) «Русский хронограф»

Составленный в 1512г. "Русский хронограф" дает новую редакцию "Повести о взятии Царьграда". В этой редакции произведение Нестора Искандера  приобрело форму торжественного литературного плача, построенного на противопоставлении гибнущей Византии могучему и расцветающему Московскому царству.

В 1533г. создается вторая редакция "Хронометра", включившая традиционный текст повести Нестора Искандера.

б) «Летописец начала царства»

Деятельности Ивана IV, его внешней и внутренней политике посвящены

писец начала царства" и "Царственная книга". "Летописец начала царства", написанный между 1553г. и 1555г., имел определенную целевую установку-прославление победы над Казанским ханством.

Известно 2 редакции этого памятника - краткая и пространная.

в) Летописи Николаевская и Воскресенская

Создаются в XVI в. и построенные по традиционной конве крупные летописи - Воскресенская и Николаевская. Идея московского главенства во всей Русской земле проходит через оба этих свода. Стиль летописей двойствен: сжатые традиционно-летописные "повести" и сухие исторические известия перемежаются с обширными панегирическими статьями.

г) Степная книга

Инициатором написания Степенной книги законченной в 1563г., был Макарий. Это своеобразное историческое произведение. Описание исторических событий группируется в этом памятнике вокруг 17 "степеней"-17 колен московских государей. Эти "степени"- ступени "златой лестницы", ведущей на небо, где теперь пребывают благоверные предки царя Ивана IV. Степенная книга- яркий образец перенесения материала из одного жанра в другой.

Информация о работе Культура России в 16 веке