Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 14:56, реферат
Государственность, классовые отношения, окняжение земли начались еще на уровне племенных союзов, т. е. приблизительно в полутора десятках отдельных центров. Примером может служить племенной союз Вятичей на Оке, где, по данным восточных географов, существовали князья («главы» племен) и верховный князь союза («глава глав»), соответствующий «светлому князю» договора 911 года. Ежегодный объезд подвластных племен и сбор повинностей («приношений») – это уже оформленные узаконенные отношения господства и подчинения, осуществление реальной власти «светлого князя», окруженного конной дружиной в «превосходных кольчугах».
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Языческая культура начала Х века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
2. Русская христианская культура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Список использованных источников и литературы. . . . . . . . . . . . . . .15
Кафедра « История и культурология»
Реферат
Тема: « Культура Руси в X веке»
Ростов-на-Дону, 2013.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Языческая культура начала Х века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
2. Русская христианская культура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Список использованных источников и литературы. . . . . . . . . . . . . . .15
2
Введение.
Первые полтора столетия
исторической жизни Киевской Руси известны
нам по скупым намекам источников,
требующим пристального внимания и
осторожности. Из суммы намеков и
осмыслений выявляется все же процесс
сложения государственности и
Государственность, классовые
отношения, окняжение земли начались еще
на уровне племенных союзов, т. е. приблизительно
в полутора десятках отдельных центров.
Примером может служить племенной союз
Вятичей на Оке, где, по данным восточных
географов, существовали князья («главы»
племен) и верховный князь союза («глава
глав»), соответствующий «светлому князю»
договора 911 года. Ежегодный объезд подвластных
племен и сбор повинностей («приношений»)
– это уже оформленные узаконенные отношения
господства и подчинения, осуществление
реальной власти «светлого князя», окруженного
конной дружиной в «превосходных кольчугах».
Однако
политические границы Киевской Руси, «союза
союзов» племен, были очень изменчивы:
то один, то другой князь выходил из повиновения,
отстаивал свою суверенность. На протяжении
целого столетия Киеву приходилось вести
повторные воины с землями Древлян, Уличей,
Тиверцев, Радимичей, Вятичей, Волынян.
Местная племенная феодализирующаяся
знать противостояла киевским дружинам.
Феодальная иерархия складывалась в Киевской
Руси не столько путем пожалований, сколько
путем вовлечения племенной знати в общий
процесс.
Целью
исследования является определение уровня
развития культуры Руси в X веке.
Задачами реферата является показать этапы развития языческой культуры и этапы развития христианской культуры.
3
Первая глава моей работы посвящена языческой культуре, вторая же глава посвящена культуре христианской.
В результате исследования мы пришли к следующему выводу: основной особенностью развития культуры Руси Х века, о которой сейчас можно говорить с уверенностью, была смена языческой культуры христианской.
Первым общегосударственным
мероприятием, превосходящим по своей
масштабности все внутриплеменные
дела местных князей, было полюдье.
Недаром это русское слово
вошло и в язык греческого цесаря,
и в язык скандинавских саг. Полгода
в году киевский князь и его
дружины посвящали объезду
Систематические ежегодные
экспедиции в Византию и Халифат
сквозь степи, занятые воинственными
хазарами, мадьярами и печенегами,
требовали сложной и громоздкой
системы осуществления. На Черном море
появилась такая мощная база, как
озерно-морской «остров руссов»
В летописи, завершенной еще в конце Х века, содержится много
4
сказаний, облеченных в эпическую форму, о трех поколениях киевских князей: Игоре и его жене Ольге, их сыне Святославе и внуке Владимире, которого церковники называли святым, а народ воспел как защитника Руси.
Первым действием княгини
Ольги была месть древлянам за
убийство мужа, месть, которой она
придала государственно-
«Сказание о мести» является исключительно интересным литературно-политическим произведеннем, первым целенаправленным (первоначально, вероятно, устным) сказом о силе Киева. Включение сказания в летопись при внуке Ольги Владимире показывает ценность его для официального государственного летописания.
Спустя полтора столетия
летописец конца XI века обратился
к эпохе княгини Ольги и
ее сына Святослава как к некоему
политическому идеалу. Если в военном
отношении идеал этого
Летопись сохранила нам драгоценнейшие сведения об организации княжеского домениального хозяйства середины Х века. Здесь все время подчеркивается владельческий характер установлений Ольги. В интересах безопасности предстоящего взимания дани Ольга устанавливает свои становища, опорные пункты полюдья. Кроме того, определяются границы княжеских охотничьих угодий – «ловищ», за нарушение которых три десятка
5
лет спустя внук Ольги убил варяга Люта Свенельдича.
Самым интересным в перечне мероприятий княгини является упоминание об организации становищ и погостов. Становища указаны в связи с Древлянской землей, где и ранее происходило полюдье. Возможно, что при Игоре киевские дружины пользовались в качестве станов городами и городками местных древлянских князей (вроде Овруча, Малина, Искоростеня) и не строили своих собственных опорных пунктов в Древлянской земле. Конфликт с местной знатью и «древлянское восстание» потребовали новых отношений. Возникла необходимость строительства своих становищ для безопасности будущих полюдий. И Ольга их создала. На севере, за пределами большого полюдья, за землей Кривичей, в Новгородской земле, киевская княгиня не только отбирает на себя хозяйственные угодья, но и организует сеть погостов-острогов, придающую устойчивость ее домениальным владениям на севере, в тысяче километров от Киева.
Различие между становищем
и погостом было, надо думать, не слишком
велико. Становище раз в год
принимало самого князя и значительную
массу его воинов, слуг, ездовых,
гонцов, исчислявшуюся, вероятно, многими
сотнями людей и коней. Поскольку
полюдье проводилось зимой, то в
становище должны были быть теплые
помещения и запасы фуража и продовольствия.
Фортификация становища могла быть
не очень значительной, так как
само полюдье представляло собой
грозную военную силу. Оборонительные
стены нужны были только в том
случае, если в становище до какого-то
срока хранилась часть
Люди, жившие в погосте, должны
были быть не только слугами, но и воинами.
Оторванность их от домениальных баз
диктовала необходимость
6
Что касается скота и коней, то здесь могли и должны были быть княжеские кони для транспортировки дани и скот для прокорма приезжающих данников. На погосте следует предполагать больше, чем на становище, различных помещений для хранения дани (воск, мед, пушнина), продуктов питания гарнизона и данников (мясо, рыба, зерно и т. п.), фуража (овес, сено).
Весь комплекс погоста нельзя представить себе без тех или иных укреплений. Сама идея организации погоста, внедренного в покоренный князем край, требовала наличия укреплений, «града», «градка малого»... Погосты были как бы узлами огромной сети, накинутой князьями Х-XI веков на славянские и финно-угорские земли севера; в ячейках этой сети могли умещаться и боярские вотчины, и общинные пашни, а погосты представляли собой те узлы прочности, при помощи которых вся сеть держалась и охватывала просторы севера, подчиняя их князю.
Каждый погост с его постройками, оборонительным тыном, примыкавшими к нему селами и пашнями, где вели свое хозяйство люди, поддерживавшие порядок в погосте, представлял собой как бы микроскопическое полусамостоятельное государство, стоявшее в известной мере над крестьянскими мирами-вервями местного коренного населения. Сила его заключалась не в тех людях, которые жили в погосте и окружавших его сельцах, а в его связи с Киевом (а позднее с местной новой столицей), с государством в самом обширном смысле слова.
Надо полагать, что каждый
погост, каждый узел государственной
сети был связан с соседними погостами,
а все погосты в целом
7
погоста к погосту самими их жителями, лучше гонцов знающими дороги и местные топи и гати.
В наших средневековых источниках понятие «погост» вплетено в такой комплекс: погост, села, смерды. Смерды – это не все крестьянское население (которое именовалось «людьми»), а определенная часть его, близко связанная с княжеским доменом, подчиненная непосредственно князю, в какой-то мере защищаемая им (смерда нельзя мучить «без княжья слова») и обязанная нести определенные повинности в пользу князя. Смерды платили дань. Наиболее почетной их обязанностью была военная служба в княжеской коннице, ставившая смердов на одну ступень выше обыкновенных крестьян-общинников. Смерды пахали землю, проживали в селах, а приписаны были к погостам.
Начало и середина Х века это завершающий этап развития языческой культуры Руси. По своей структуре и функциональным особенностям славянское язычество отличалось от античного уже тем, что не имело четкого пантеона богов, который обязателен у древних греков и римлян.
Неизвестный автор «Слова об идолах» (12 в.) выделил три основных этапа развития славянского язычества. Первый этап – славяне поклонялись и приносили жертвы упырям и берегиням, то есть почитали злых и добрых духов, управлявших стихиями (водными, воздушными, лесными и т.д.). Второй этап, по мнению историка и археолога академика Б. А. Рыбакова, связан с верованием славян в древнее земледельческое божество Вселенной – Род, рожаниц – богинь благополучия и плодородия. По представлению наших предков, Род находился на небе, распоряжаясь дождем, грозами, источниками воды и подземным огнем. От него зависел урожай. В честь Рода и рожаниц древние славяне устраивали праздники урожая. По мнению исследователя славянского язычества, поклонение Роду – это поиск пути
8
перехода к монотеизму (единобожию).
После захвата власти в стольном граде Киеве (978 г.) князем Владимиром Святославичем, примерно через два года (в 980 г.) им была проведена реформа языческой религии. Причины ее историки связывают с третьим этапом славянского язычества: верховным богом языческого пантеона становится Перун, а прежний культ поклонения Велесу как главе пантеона угасает и вытесняется на периферию обрядодействия. Бог – покровитель варяжской дружины Перун, возглавив пантеон у древних русичей, утверждал, прежде всего, государственный культ княжеско-дружинного бога войны, поклонение которому требовало кровавых жертв, в том числе и человеческих. Датой торжеств, посвященных Перуну, было 20 июля (червень). В этот день наши предки приносили жертвы и молились о прекращении дождей, гроз и о созревании хлебов.
Воплощение женского начала древние славяне видели в богине Мокошь (Мокша, Макошь, Мокма), которая была покровительницей домашнего очага, хозяйства и плодородия. Места, где совершались обрядовые ритуалы, назывались капища, требища, храмы. Здесь волхвы, жрецы языческой религии, приносили жертвы богам.
Еще задолго до официального
крещения Руси в древнем Киеве
существовали христианские общины. Поэтому
не случайно над могилой князя
Аскольда, в крещении Николая, княгиня
Ольга воздвигла первый на Руси свято-Никольский
храм. В таком необычном
9
Перуном-громовержцем. Христиане и язычники, таким образом, присягали как бы одному божеству – Громовержцу, выступающему в различных ипостасях. Можно предположить, что акт христианизации Киевской Руси не был столь трагическим и разрушительным для славянской языческой культуры, как это демонстрирует поздняя античность греко-римской цивилизации. В сознании наших предков одни боги сменялись другими. Языческие божества не были персонифицированы, они лишь олицетворяли собой природные силы, а не личностные начала человека.
Переломный характер эпохи Игоря и Ольги, середина Х века, ощущается и в отношении к христианству. Официальное принятие христианства как государственной религии произошло позже, в 988 году, первое знакомство с христианством и эпизодическое крещение отдельных русских людей началось значительно раньше, в 860-е годы, но в середине Х века уже ощущается утверждение христианства в государственной системе. Сравним два договора с греками: при заключении договора 911 года русские послы клянутся только языческим Перуном (послы-варяги тоже клянутся чужим для них русским Перуном), а договор 944 года скрепляется уже двоякой клятвой, как Перуну, так и христианскому богу.