Культура древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 10:05, реферат

Краткое описание

Культура Древней Руси имела высокий уровень развития. Многие памятники древнерусской культуры до нас не дошли, они погибли в огне пожаров, нашествий, войн. Сохранились преимущественно церкви, соборы, иконы, литература, предметы религиозного культа. В основе культуры Древней Руси лежит культурное наследие восточнославянских племен.

Вложенные файлы: 1 файл

Культура древней Руси.docx

— 47.02 Кб (Скачать файл)

Сбор дани великим  князем делал регулярными связи  между русскими княжествами. Союз русских  княжеств, возникший первоначально  как подневольный и финансовый, со временем расширил и свое политическое значение и послужил основой для  объединения различных земель. Сын  Ивана Калиты Семен Гордый (1340-1353) помимо сбора дани обладал уже  и определенными судебными правами  в отношении русских князей.

При Иване Калите продолжалось территориальное расширение Московского княжества. В это  время оно происходило путем  покупки князем земель в различных  частях страны. Иван Калита приобрел в  Орде ярлыки и на целые удельные княжества — Углич, Галич, Белоозеро. В течение всего своего княжения московский князь поддерживал самые  тесные контакты с ордынскими ханами; исправно платил выход, посылал хану, его женам и вельможам подарки, сам часто ездил в Орду. Эта  политика позволила обеспечить Московскому  княжеству длительную мирную передышку. Почти 40 лет оно не подвергалось нападениям. Московские князья не только могли укрепить свое княжество, но и  накопить значительные силы. Эта передышка  имела и огромное морально-психологическое  значение. Выросшие за это время  поколения русских людей не знали  страха перед ордынцами, страха, который  часто парализовывал волю их отцов. Именно эти поколения вступили при  Дмитрии Донском в вооруженную  борьбу с Ордой.

Мудрая политика Ивана Калиты создала ему такой  авторитет в Орде, что его сыновья  Семен Гордый и Иван Красный (1353-1359) не имели конкурентов при получении  ярлыка на великое княжение.

Дмитрий Донской 

Последний сын Калиты Иван Красный умер, когда его наследнику Дмитрию исполнилось 9 лет. Малолетством московского князя поспешил воспользоваться  суздальско-нижегородский князь  Дмитрий Константинович (1359-1363). Однако кроме московских князей в закреплении  великого княжения за московской династией  была заинтересована еще одна сила — московское боярство. Существовавшее при малолетнем князе боярское правительство  во главе с митрополитом Алексием путем дипломатических переговоров  в Орде и военного нажима на суздальско-нижегородского князя добилось от него отказа от великого княжения в пользу князя Дмитрия  Ивановича (1363-1389).

Князь Дмитрий Иванович и боярское правительство успешно  укрепляли могущество Московского  княжества. Свидетельством возросшего экономического и политического  значения Москвы стало строительство  в 1367 г. белокаменной крепости — Кремля.

В конце 60-х гг. XIV в. начинается новый этап московско-тверской борьбы. Соперником московского князя  выступает сын Александра Михайловича  Тверского Михаил. Однако Тверское княжество уже не могло в одиночку противостоять Москве. Поэтому Михаил Александрович привлек в качестве союзников Литву и Орду, что  способствовало потере тверским князем авторитета среди русских князей. Два похода на Москву литовского князя  Ольгерда 1368 и 1370 гг. закончились безрезультатно, так как литовцы не смогли взять  каменных московских стен.

В 1371 г. Михаил Александрович  получает в Орде ярлык на великое  княжение. Однако ни московский князь  Дмитрий, ни жители русских городов  не признали его великим князем. В 1375 г. князь Дмитрий Иванович организовал  поход на Тверь. Этот поход уже  не был только московским: в нем принимали участие отряды суздальских, стародубских, ярославских, ростовских и других князей. Это означало признание ими верховенства московского князя в северо-восточной Руси. Жители Твери также не поддержали своего князя, потребовав от него заключения мира. Согласно докончанию (договору) 1375 г. между Дмитрием Ивановичем Московским и Михаилом Александровичем Тверским, тверской князь признавал себя "братом молодшим" московского князя, отказывался от притязаний на великое княжение, от самостоятельных сношений с Литвой и Ордой. С этого времени титул великого князя Владимирского становится достоянием московской династии. Свидетельством возросшей роли Москвы стала победа русских войск во главе с князем Дмитрием Ивановичем над татарами на Куликовом поле в 1380 г.

Москва была признана как территориальный и национальный центр складывающегося Русского государства. С этого времени  в его формировании прослеживаются два процесса: централизация и  концентрация власти в руках великого князя внутри Московского княжества  и присоединение к Москве новых  земель, принявшее в скором времени  характер и значение государственного объединения.

Феодальная война  второй четверти XV в.

К концу княжения сына Дмитрия Донского Василия I Дмитриевича (1389-1425) сила московских правителей превосходила силу и значение остальных русских  князей. Укреплению московского княжества  способствовала внутренняя стабильность: начиная с князя Даниила, до 1425 г. внутри Московского княжества  не произошло ни одного междоусобного  столкновения. Первой московской усобицей стала феодальная война второй четверти XV в., связанная с установлением  порядка престолонаследия в Московском княжестве. Согласно завещанию Дмитрия  Донского, Московское княжество было разделено на уделы между сыновьями. Великое княжение было завещано старшему сыну Василию I. Второму сыну Юрию достались  Галицкое княжество (район Костромы) и Звенигород. Поскольку духовная Дмитрия Донского составлялась, когда  старший сын еще не был женат, наследником Василия I был назван Юрий.

После смерти Василия I Дмитриевича возник династический  кризис. Претендентами на престол  выступили его десятилетний сын  Василий II, которого поддерживало московское боярство и великая княгиня Софья  Витовтовна (они обосновывали свои претензии сложившейся со времен Ивана Калиты традицией передачи московского стола от отца к сыну), и князь Юрий Дмитриевич, ссылавшийся  на традиционный принцип наследования старшим в роду и завещание  Дмитрия Донского.

В 1430 г. умер назначенный  опекуном Василия II его дед великий  князь литовский Витовт. Так как  исчезла угроза столкновения Юрия с  могущественным дедом Василия II, в 1433 г. Юрий разбил войска Василия и захватил Москву. Однако утвердится здесь ему  не удалось из-за враждебного отношения  московского боярства и горожан. На следующий год Юрий снова захватил Москву, но через два с половиной  месяца умер.

После смерти Юрия борьбу за московский стол продолжили его сыновья Василий Косой  и Дмитрий Шемяка, которые уже  в принципе не имели никаких прав на престол. Эта борьба, по существу, была борьбой между сторонниками решительной централизации и  сторонниками сохранения старой удельной системы. Успех первоначально сопутствовал Василию Васильевичу, который в 1436 г. захватил в плен и ослепил своего двоюродного брата Василия Косого.

Внутренними трудностями  в Московском княжестве воспользовалась  Орда. В 1445 г. хан Улу-Мухаммед совершил набег на Русь. Войско Василия II потерпело  поражение, а сам великий князь  попал в плен. Он был отпущен  из плена за значительный выкуп, вся  тяжесть которого, а также насилия  прибывших для сбора этого  выкупа татар, лишили Василия поддержки  со стороны горожан и служилых людей. В феврале 1446 г. Василий был  захвачен во время богомолья в  Троице-Сергиевом монастыре Дмитрием Шемякой и ослеплен. Москва перешла  в руки Шемяки.

Однако, захватив Москву, Дмитрий Шемяка не сумел добиться поддержки большинства населения  и боярства. Сбор денег для выплаты  дани татарам был продолжен. Восстановление независимости Суздальско-Нижегородского княжества, обещания сохранения защиты новгородской независимости представляли собой подрыв дела создания единого  государства, которое московское боярство поддерживало на протяжении нескольких столетий. На стороне Василия II Темного (прозвище, полученное после ослепления) выступило большинство духовенства, а также тверской великий князь  Борис Александрович. Эта поддержка  обеспечила победу не слишком талантливому в военном отношении Василию II. Бежавший в Новгород Шемяка умер там  в 1453 г., по слухам, он был отравлен по распоряжению московского князя.

Следствием феодальной войны было окончательное утверждение  принципа наследования власти по прямой нисходящей линии от отца к сыну. Чтобы избежать усобиц в дальнейшем, московские князья, начиная с Василия  Темного, выделяют старшим сыновьям наряду с титулом великого князя  более крупную часть наследства, обеспечивая их превосходство над  младшими братьями.

3. Завершение объединения русских  земель в конце XV — начале XVI вв.

С окончательным  признанием наследственных прав московских князей на титул великих князей владимирских процесс объединения земель вокруг Москвы пошел значительно быстрее. Еще при Дмитрии Донском к  Москве были присоединены Дмитров, Стародуб и Кострома, значительные территории в Заволжье и ряд мелких княжеств в верховьях Оки. В 1392-1393 гг. к Москве было присоединено Нижегородское княжество; в конце XIV в. земли коми-пермяков по реке Вычегде. Большую роль в присоединении  этой территории сыграла миссионерская  деятельность просветителя пермской земли  и первого пермского епископа Стефана.

Наиболее крупным  независимым государственным образованием наряду с Московским княжеством оставался  Новгород. В условиях феодальной раздробленности  новгородское боярство, лавируя между  противоборствующими князьями, сохраняло  свои привилегии и независимость  Новгородской земли. Когда Москва стала  ведущей политической силой, эта  тактика себя исчерпала.

В борьбе с Москвой  часть новгородского боярства и  духовенства стремилась опереться  на поддержку Литовского государства, договориться о подчинении Новгорода  Литве при условии сохранения власти боярской аристократии. Однако Новгород сознавался и самими новгородцами и жителями северо-востока как  неотъемлемая часть русских земель. Поэтому ориентация на враждебное Руси и иноверное (католическое) Литовское  государство расценивалась как  антинациональная и была крайне непопулярной как в самом Новгороде, так  и за его пределами.

В 1456 г. Василий II совершил поход на Новгород, поддерживавший во время феодальной войны Дмитрия  Шемяку. После разгрома под Русой  был заключен Яжелбицкий договор, согласно которому Новгород уплачивал великому князю большую контрибуцию и обязывался впредь не оказывать поддержки противникам великого князя. Законодательная власть веча была отменена, право внешних сношений ограничено.

В 70-х гг. XV в. в  политической жизни Новгорода усилилось  влияние пролитовски настроенной  боярской группировки, во главе которой  стояли Борецкие. Ответом на это  стал поход в 1471 г. на Новгород, организованный великим князем Иваном III (1462-1505) как  общерусский поход против отступников  к "латинству". В решающем сражении на р. Шелони основная часть новгородского  ополчения сражалась неохотно, а  архиепископский полк вообще не принимал участия в боевых действиях. Иван III расправился со сторонниками Литвы  в среде Новгородского боярства. В 1478 г. независимость Новгородской республики была окончательно ликвидирована, традиционные органы управления —  вече и посадник — запрещены, а  вечевой колокол увезен в Москву.

В 1485 г. после двухдневного сопротивления Тверь сдалась  московским войскам. Большинство тверского  боярства перешло на московскую службу. В 1489 г. к Русскому государству была присоединена важная в промысловом  отношении Вятка.

Хотя Псков в  отличие от Новгорода всегда сохранял верность и поддерживал московских князей, судьба псковской независимости  была решена. В 1510 г. в княжение Василия III (1505-1533) Псковская республика прекратила свое существование. Наконец, в 1521 г. перестало  существовать находившееся в вассальной зависимости от Москвы Рязанское  княжество. Объединение русских  земель было в основном завершено.

4. Политический строй

Политический строй  Московского княжества XIV — первой половины XV вв. мало чем отличался  от сложившейся в XII-XIII вв. политической системы русских княжеств.

Московский князь  как верховный собственник всей земли в княжестве обладал  высшей судебной и административной властью. При князе существовала Боярская дума, в состав которой  входили наиболее знатные феодалы, духовные лица. Большую роль играл  московский тысяцкий — глава городского ополчения.

Отдельными городами и областями управляли на принципах "кормления", т.е. получения доходов  от населения, наместники и волостели. Население вотчин чаще всего было подсудно своим землевладельцам. Из вотчинной юрисдикции чаще всего  исключались наиболее серьезные  преступления — дела о "душегубстве", "разбое" и "татьбе с поличным", суд по которым принадлежал самому князю.

В составе Московского  княжества в разные периоды существовали и удельные образования во главе  со своими удельными князьями. В  пределах своих уделов они обладали державными правами, но обязаны были подчиняться великому князю и  выполнять его волю. Особенностью управления XIV-XV вв. было соединение княжеского вотчинного управления с государственным. Князь выступал, прежде всего, как  владелец своего княжества на вотчинном  праве.

Значительные перемены в системе государственного управления произошли в ходе завершения процесса образования Российского государства  в конце XV — нач. XVI вв.

Иван III проводил политику возвышения власти великого князя. Бывшие до этого вольными слугами, бояре  и князья теперь присягают на верность московскому князю и подписывают особые клятвенные грамоты. Переход боярина или князя на службу к другому государю рассматривается теперь как государственное преступление — измена.

Повышению авторитета великого князя московского способствовала женитьба Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софии  Палеолог. В связи с этим браком Иван III принимает в качестве государственного герба России византийского двуглавого орла, вводятся новые, более пышные, официальные одежды, напоминающие византийские императорские одеяния, придворная жизнь усложняется по образцу  византийского двора.

Информация о работе Культура древней Руси