Культура древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 10:05, реферат

Краткое описание

Культура Древней Руси имела высокий уровень развития. Многие памятники древнерусской культуры до нас не дошли, они погибли в огне пожаров, нашествий, войн. Сохранились преимущественно церкви, соборы, иконы, литература, предметы религиозного культа. В основе культуры Древней Руси лежит культурное наследие восточнославянских племен.

Вложенные файлы: 1 файл

Культура древней Руси.docx

— 47.02 Кб (Скачать файл)

Присоединение к  Московскому княжеству великих  и удельных княжений привело к  тому, что князья и знать этих земель становились придворными  великого князя. Отношения между  различными группами феодальной знати  регулировались при помощи системы  местнического счета. На государственные  должности назначали в соответствии со знатностью происхождения, которое  определялось как близостью того или иного рода к великому князю, так и давностью службы. Наиболее высокое место в этой иерархии занимали потомки русских и литовских  великих и удельных князей — рюриковичи и гедиминовичи.

Главным органом  власти по-прежнему была Боярская дума. Помимо думы значительное влияние на политику московского государя оказывал митрополит и Освященный собор —  собрание высшего духовенства.

Существовали два  общегосударственных органа — Дворец и Казна. Сначала это были органы вотчинного управления, которые позже  приобрели функции государственных. Дворец, возглавлявшийся дворецким, ведал первоначально личными  землями великого князя. Впоследствии дворецкие рассматривали поземельные  споры, судили население. После присоединения  новых территорий или ликвидации уделов для управления этими землями  создавались местные дворцы: новгородский, тверской, нижегородский и т.д.

Казна, возглавлявшаяся  казначеем, ведала не только финансовыми  вопросами. Там хранился государственный  архив и печать, так что казна  выполняла функции государственной  канцелярии.

С усложнением государственного управления возникает необходимость  в создании специальных учреждений, которые руководили бы отдельными группами дел — военными, финансовыми, иностранными, судебными и т.д. Такими учреждениями стали приказы. Система приказов сформировалась не сразу. Первоначально  приказы создавались внутри Дворца и Казны, когда определенная группа вопросов поручалась ("приказывалась") боярину с приданным ему штатом чиновников. Впервые приказы упоминаются  в 1511 г., но, возможно, важнейшие из них, например, Посольский, возникли раньше.

На местах продолжала существовать старая система кормлений. Территория страны делилась на уезды, которые в основном совпадали  с удельным территориальным делением. Уезды в свою очередь делились на волости и станы. Власть в уезде  принадлежала наместнику, в станах и волостях — волостелям.

Судебник Ивана III

С целью введения единообразия в судебно-административную систему в 1497 г. был составлен  и принят общерусский Судебник. В  нем устанавливались единые нормы  уголовной ответственности и судебно-процессуальные нормы для всей страны. В интересах феодалов-землевладельцев Судебник ограничил право крестьянского перехода двумя неделями в году, приуроченными к осеннему Юрьеву дню (26 ноября). Условием перехода была уплата "пожилого" — компенсация землевладельцу за потерю рабочих рук.

5. Церковь

В 1299 г. митрополит Максим перенес кафедру из Киева  во Владимир. Однако и Владимир, который  лишь номинально считался столицей Руси, скоро перестал быть церковным центром  Руси.

Московские князья стремились поднять не только политическое, но и духовное значение своего княжества. Иван Калита уже в 20-е гг. XIV в. начинает в Москве строительство каменных храмов. Удобство географического положения  Москвы, расположенной на пересечении  важнейших путей, привело к тому, что объезжавшие свою обширную епархию  митрополиты часто останавливались  и жили в Москве. Довольно часто  подолгу жил в Москве митрополит Петр, который заложил по просьбе  московского князя каменный Успенский  собор, в котором завещал себя похоронить. Смерть и погребение в  Москве митрополита Петра, пользовавшегося  на Руси большим уважением, придали  Москве значение церковного центра. Преемник Петра митрополит Феогност окончательно переселился из Владимира в Москву, превратив этот город в церковную  столицу Руси.

Русские митрополиты  внимательно следили за деятельностью  московских князей и при необходимости  оказывали им содействие. Так в  малолетство князя Дмитрия Ивановича  митрополит Алексий фактически был  главой Московского княжества, и  возвращение в руки московского  князя ярлыка на великое княжение Владимирское является во многом его  заслугой. Поддержку малолетнему  Василию II оказывал митрополит Фотий.

Однако благодаря  своему статусу как части вселенской константинопольской патриархии, русская  церковь и ее митрополиты могли  проводить сравнительно независимую  от княжеской власти политику. Русская  церковь была единственным институтом, объединившим все русские земли, в том числе и входившие  в состав Великого княжества Литовского. Попытка князя Дмитрия Донского подчинить себе церковь, поставив митрополитом своего печатника Митяя, закончилась  безрезультатно. Притязания княжеской  власти не были поддержаны ни константинопольским  патриархром, ни большинством русского духовенства.

В истории самой  церкви XIV век интересен как время  духовного подъема, связанного с  деятельностью настоятеля Троицкого (впоследствии Троице-Сергиева) монастыря  Сергия Радонежского и его учеников.

Флорентийская уния

Значительные перемены в положении русской церкви произошли  в XV в. Погибавшая под ударами турок  османов, Византия пошла на заключение церковного союза с римским папой, рассчитывая на помощь западноевропейских держав в защите Константинополя. Уния была заключена в 1439 г. на соборе во Флоренции. Условиями ее было признание  верховного главенства римского папы, принятие католических догматов при  условии сохранения православных обрядов  и богослужения. В числе подписавших  акт об унии архиереев находился  и московский митрополит, грек по национальности, Исидор. Однако после возвращения  Исидора в Москву он был смещен с кафедры великим князем Василием II, а русская церковь не приняла унии и разорвала отношения с константинопольским патриархом.

В 1442 г. собором  русских епископов в Москве был  поставлен в митрополиты рязанский  епископ Иона, выбранный на митрополию по рекомендации великого князя без  санкции константинопольского патриарха. Этот акт означал установление независимости (автокефалии) русской церкви. Приобретение русской митрополией автокефалии  делало для нее особенно важным сохранение самостоятельности от светской власти.

6. Внешняя политика

Московско-ордынские  отношения 

Первые московские князья выступали продолжателями политики Александра Невского, связанной с  поддержанием мирных отношений с  ордынскими ханами. Эта политика активно  проводилась Иваном Калитой, который  стремился использовать Орду в качестве средства для достижения собственных  политических целей. Внешне он проявлял вассальную покорность, исправно платил выход, но стремился к максимально  возможной самостоятельности во внутренних делах. Политика умиротворения  Орды способствовала прекращению набегов, что позволило значительно укрепить Московское княжество.

Со второй половины XIV в. начинают проявляться признаки ослабления Золотой Орды, вызванные  начавшимся процессом феодального  дробления. Из состава этого государства  выделились самостоятельные и полу самостоятельные орды, которые вели между собой ожесточенную борьбу за власть. Эти усобицы в Орде сопровождались калейдоскопической сменой ханов, а иногда одновременным правлением нескольких ханов. Все ханы требовали  уплаты дани, даров и поминков, что  порождало неустойчивость и напряженность  в отношениях между Ордой и  Русью. Резко возросло число набегов  ордынских правителей на русские  земли.

Московское княжество  располагало к этому времени  достаточным количеством сил  для того, чтобы оказать сопротивление  ордынцам. Борьба с Золотой Ордой  становится важной составной частью политики объединения русских земель. Московский князь выступил организатором  общерусского сопротивления ордынцам. В 1378 г. на реке Воже московские войска разбили сильное войско мурзы  Бегича.

Куликовская битва 

В 1380 г. ордынский  правитель Мамай с огромным войском, в которое помимо татар входили  еще и генуэзские наемники и отряды вассальных Орде отрядов народов  Северного Кавказа и Поволжья, выступил к границам русских земель.

Организация отпора Мамаю показала значение Москвы как  общерусского центра сопротивления  татарам. В короткое время под  знамена московского князя собрались  дружины и ополчения почти  из всех русских княжеств. В походе не принимали участие лишь враждебные Москве тверской, рязанский и нижегородский  князья и Новгородская республика.

Решительные действия московского князя Дмитрия помешали Мамаю соединиться со своим союзником  литовским князем Ягайлом. 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле при впадении реки Непрядвы в Дон произошла  знаменитая битва. Военный талант Дмитрия  и его воевод и несгибаемая храбрость русских воинов позволили разгромить татарское войско.

Куликовская победа не привела к свержению ига, но на Куликовом поле был окончательно побежден "страх ордынский", разрушен миф о непобедимости "всей Орды". Разгром войск Мамая ускорил  распад Золотой Орды, вызвал ее общее  ослабление, окончательное свержение  ига стало вопросом времени.

Однако Куликовская  победа ослабила и русские княжества. В кровопролитном сражении погибли  многие из отборных дружинников, воинов-профессионалов, тысячи ополченцев. Поэтому в 1382 г. во время похода хана Тохтамыша в  Москве не оказалось достаточно сил  для организации сопротивления. Уехавший на север страны Дмитрий  Донской не сумел достаточно быстро собрать войска. После трехдневной  осады Москва была хитростью захвачена  Тохтамышем и сожжена. Погрому подверглись  и близлежащие земли.

В результате нашествия  Тохтамыша была возобновлена уплата ордынского выхода. Однако полностью  восстановить свою власть над русскими землями ордынцам не удалось. Орда была вынуждена признать и политическое главенство Москвы на Руси.

Свержение золотоордынского ига 

Окончательное освобождение Руси от ордынского ига произошло  через сто лет после Куликовской  битвы. На развалинах Золотой Орды к  тому времени возник ряд самостоятельных  государственных образований. В 1480 г. хан Ахмат, властитель Большой  Орды, заключив союз с польско-литовским  королем Казимиром IV, вторгся в  русские земли, чтобы восстановить прекращенную Иваном III выплату дани.

Играя на противоречиях  между различными татарскими объединениями, Ивану III удалось отвлечь от русской  территории союзника Ахмата короля Казимира. В его владения вторгся крымский хан — противник Ахмата и союзник  московского князя. Без поддержки  Казимира Ахмат не шел на решительное  столкновение с московскими войсками. Русские и татарские полки  стояли на берегах реки Угры, не переходя к решительным действиям. Попытка  татар форсировать Угру в октябре 1480 г. окончилась неудачей. Не дождавшись помощи от Казимира и опасаясь надвигавшейся  зимы, Ахмат увел обратно свои отряды. Это означало конец ордынского ига. Однако борьба с ханствами, появившимися на развалинах Орды (Крымским, Казанским, Астраханским), продолжалась еще длительное время.

Русско-литовские  отношения 

В первой половине XIII в. на территории по нижнему течению  Западной Двины, по Неману, в области  Нижней Вислы и по берегам Балтийского  моря возникло Литовское государство. Со временем в его состав была включена значительная часть русских земель, входивших в состав Киевской Руси. К концу XIV в. власть Литвы распространялась на территорию Белоруссии, Брянскую, Киевскую, Черниговскую, Северскую, Подольскую земли. В 1395 г. литовцами был захвачен Смоленск.

Литву и Русь сближали давние и многосторонние связи. Большинство  феодальной знати Литвы было русского происхождения. Многие литовцы, в том  числе и князья, были православными  и женаты на русских княжнах. Присоединение  уделов русских князей к Литовскому государству освобождало их от подчинения Орде, поэтому в XIV в. многие русские  князья признают свою вассальную зависимость  от Литвы.

Отношения между  Литвой и Московским княжеством носили сложный характер. В 1368 и 1370 гг. литовский  князь Ольгерд совершил два похода на Москву, но не сумел взять каменных стен Кремля. Наиболее тесными русско-литовские  связи были в княжение Витовта. Он был православным и женат на дочери тверского князя. Опираясь на союз с  московским князем Василием I, который  был закреплен женитьбой последнего на дочери Витовта Софье, он вел борьбу за независимость Литвы от Польши. Эта зависимость возникла в результате заключения в 1385 г. Кревской унии, условием которой было объединение Польского  и Литовского государств в результате заключения брака между литовским  князем Ягайлом и польской королевой  Ядвигой. Одним из условий этого  союза было провозглашение католицизма  государственной религией. Витовту  удалось временно отстоять независимость  Литвы. Несмотря на двухлетнюю войну  между Витовтом и Василием I из-за Пскова, в целом отношения между  Московским княжеством и Литвой в  этот период носили мирный характер. Князь  Витовт стал опекуном малолетнего сына Василия II, приходившегося Витовту  внуком. Разразившаяся после смерти Витовта в 1430 г. феодальная война  привела к тому, что с 1440 г. литовский  великокняжеский престол занимают потомки Ягайла, бывшие одновременно и королями Польши. Рост польского  влияния и насаждение католицизма  привели к переходу вассальных русских  княжеств под покровительство окрепшего  московского государства. Особенно часто эти переходы стали совершаться  в конце XV — начале XVI вв. Приняв в  конце XV в. титул великого князя "всея Руси", Иван III недвусмысленно дал  понять, что конечной целью Москвы является объединение всех русских  земель, входивших ранее в состав Киевской державы.

Переход русских  князей под покровительство Москвы вызвал военные столкновения между  Литвой и Русским государством. В 1494 г. между Великим княжеством Литовским  и Москвой был заключен мир, по которому Литва согласилась вернуть  России земли в верховьях Оки  и город Вязьму. Продолжавшийся переход  мелких русских владетелей на службу к московскому князю вызвал еще  две войны 1500-1503 и 1507-1508 гг. В результате к Москве отошли верхнее течение  Оки, земли по берегам Десны с  ее притоками, часть нижнего течения  Сожа и верхнего течения Днепра, города Чернигов, Брянск, Рыльск, Путивль  — всего 25 городов и 70 волостей. В  заключенном в 1508 г. "вечном мире" Литовское правительство признало права России на эти земли.

Информация о работе Культура древней Руси