Культура древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 10:05, реферат

Краткое описание

Культура Древней Руси имела высокий уровень развития. Многие памятники древнерусской культуры до нас не дошли, они погибли в огне пожаров, нашествий, войн. Сохранились преимущественно церкви, соборы, иконы, литература, предметы религиозного культа. В основе культуры Древней Руси лежит культурное наследие восточнославянских племен.

Вложенные файлы: 1 файл

Культура древней Руси.docx

— 47.02 Кб (Скачать файл)

Политика возвращения  русских земель была продолжена преемником Ивана III Василием III. В 1514 г. был возвращен  Смоленск.

В конце XV в. Российское государство вновь активно включается в европейскую международную  политику. Священная Римская империя  и ее союзники пытались вовлечь Россию в сферу имперской политики и  направить ее силы для борьбы с  Турцией, представлявшей в это время  значительную угрозу для государств центральной и южной Европы. Однако Россия проводила в отношении  Турции и Крыма самостоятельную  политику, отвергая попытки возложить  на Московское государство основную тяжесть борьбы с Османской империей.

7. Культура

Летописание

Московские князья стремились превратить Москву не только в политический, но и культурный центр Руси. Уже при Иване Калите в Москве возобновляется каменное строительство, и основанный этим князем в Кремле Спасский монастырь становится центром  летописания и книжности. Летопись продолжала и в XIV в. быть ведущим  жанром русской литературы. Со второй половины XIV в. московское летописание  приобретает общерусский характер и последовательно проводит идею преемственности власти московских князей от великих князей киевских и владимирских, ведущей роли Москвы в объединительном процессе и сопротивлении ордынцам. Подъем народного самосознания после Куликовской битвы отразился во всех сферах жизни и особенно в литературе. Куликовской битве были посвящены целый цикл летописных повестей и сказаний, "Сказание о Мамаевом побоище" и поэма "Задонщина", написанная по образцу "Слова о полку Игореве".

Значительное влияние  на развитие русской литературы оказали  возобновившиеся культурные связи  с балканскими странами Сербией  и Болгарией. Литературу конца XV —  начала XVI вв., времени завершения процесса складывания государства, отличает особая публицистичность, направленность на осмысление новых исторических явлений. Многие писатели того времени стремились решить вопрос о месте России во всемирной истории, о связи ее с предшествующей историей человечества.

Архитектура

В XIV-XV вв. формируется  московская архитектурная школа. Московский Кремль при Дмитрии Донском был  окружен первой в Северо-Восточной  Руси белокаменной крепостью. Ранняя московская архитектура вобрала в себя лучшие традиции владимирского и северо-западного (прежде всего, псковского) зодчества. Уникальными памятниками этой архитектуры  являются построенные в начале XV в. Собор Успения на Городке в  Звенигороде, храмы Троице-Сергиева, Саввино-Сторожевского и Андроникова  монастырей.

Значительное воздействие  на развитие русской архитектуры  оказала перестройка Московского  Кремля при Иване III. В этой работе принимали участие, как русские  зодчие, так и архитекторы, приглашенные из Италии. В 1479 г. архитектор Аристотель Фиораванти завершил строительство  главного храма Российского государства  — Успенского собора в Кремле. Образцом для этого храма послужил Успенский  собор во Владимире, что должно было подчеркивать идею преемственности  власти великих владимирских и великих  московских князей. При участии итальянских  зодчих были построены Архангельский  собор и храм Иоанна Лествичника, Грановитая палата, дворец великого князя (не сохранился) и кремлевские стены  и башни. Новый Кремль воплощал идею могущества и силы молодого Российского  государства.

Живопись 

Конец XV — начало XVI вв. — время расцвета древнерусской  живописи. В это время на Руси работают гениальные художники Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев, Даниил Черный, Дионисий. Небывалый  взлет русского искусства на рубеже XIV-XV вв. связывают с духовным влиянием игумена Сергия Радонежского и общим  подъемом национального самосознания, связанного с Куликовской битвой.

Кисти Феофана Грека  принадлежат фрески новгородской церкви Спаса на Ильине улице. Наиболее известными из произведений Андрея Рублева являются фрески Успенского собора во Владимире  и икона "Троица", написанная в  память Сергия Радонежского, для главного собора, основанного им монастыря. На рубеже XV-XVI вв. работал выдающийся иконописец Дионисий. Со своими помощниками он расписывал Успенский собор Московского  Кремля, монастырские храмы Пафнутьева-Боровского Иосифо-Волоколамского и Ферапонтова  монастырей. Из мастерской Дионисия происходят также житийные иконы, посвященные  русским святым: митрополитам Петру  и Алексею, Сергию Радонежскому, Дмитрию Прилуцкому. Эти иконы содержат помимо изображения святого изображения отдельных эпизодов из его жития, размещенные в виде рамы, состоящей из ряда клейм — небольших изображений.


Информация о работе Культура древней Руси