Культура первобытного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 20:52, контрольная работа

Краткое описание

Начало истории человечества.
Особенности жизни и деятельности первобытных людей.
Роль труда и общения в возникновении и становлении культуры.

Вложенные файлы: 1 файл

ТЕМА 7.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

ТЕМА 7. КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

 

1. Начало истории  человечества. Особенности жизни  и деятельности первобытных людей. Роль труда и общения в возникновении  и становлении культуры.

На этой шкале предоставлено развитие всех первобытных людей мира, начиная с того периода, когда возникли первые человекоподобные гоминиды (5 млн.лет назад) и до 700 г.до.н.э.                                                                                5 000 000- 2 000 000 до. н.э.                                                                                               В Африке появляются первые гоминиды, обитавшие на деревьях.                         2 000 000- 250 000 до. н.э.                                                                                   Появляется человек прямоходящий – Homo erectus – и расселяются по Азии и Европе.                                                                                                                            250 000 – 120 000 до. н.э.                                                                                                         В Африке – Нomo sapiens – которые постепенно переселяются на север.                             80 000 – 30 000 до. н.э.                                                                                                В Европе живут неандертальцы (обитатели пещер).                                                   50 000 – 25 000 до. н.э.                                                                                        Современные люди расселяются по территории Европы, Азии, Австралии, Америки. Изготавливают орудия труда из кости и камня.                                      25 000 – 10 000 до. н.э.                                                                                                   Первые круглые дома, рисунки и резьба.                                                                  10 000 – 9 000 до. н.э.                                                                                              Изменение климата , конец ледниковой эпохи.                                                            9 000 – 7 000 до. н.э.                                                                                          Возникновение земледелия в отдельных районах мира. Поселения в Сирии, Палестине, на Кипре. Одомашнена собака.                                                                    7 000 – 6 000 до. н.э.                                                                                                                 В восточном Средиземноморье одомашнены козы, овцы, свиньи. Изготавливают ткани льняные, керамики, применяется медь. Строятся первые города.                                                                                                                  5 000 – 4 000 до. н.э.                                                                                                                 В Анатолии обрабатывают медь и свинец. Одомашнены лошадь, осел. В районе Мексиканского залива выращивают маис, в Перу – хлопок, в Китае и Индии – рис.                                                                                                         4 000 – 3 000 до. н.э.                                                                                              Шумерская цивилизация. Первая письменность. Изделия из золота, серебра, свинца. Орошение. Парусные суда на Ниле и Евфрате. Каменные храмы и гробницы на Мальте и в Европе.                                                                                     3 000 – 2 000 до. н.э.                                                                                                         Первые фараоны Египта, иероглифическая письменность. В Месопотамии изобретена колесница. Возникновение цивилизации долины Индии. Ткани из хлопка . Методы обработки меди и изготовления тканей распространяются по всей Западной Европе.                                                                                                 2 000 – 1000 до. н.э.                                                                                      Распространение методов обработки бронзы по Европе. Завершено строительство Стоунхенджа.                                                                                   1 000 – 700 до.н.э.                                                                                                  Культура ольмеков в Мексике . Кельты расселяются по Центральной Европе, Британским островам. К 700 г.до н.э. в Европе открыт секрет обработки железа. В Америке и Африке развиваются доисторические культуры.                        Человек- дальний родственник животных, а животные всех видов постоянно изменяются, приспосабливаясь к условиям существования. Одни виды вымирают, другие развиваются и совершенствуются. Этот процесс называется- эволюцией.                                                                                       Человек принадлежит к приматам - отряду млекопитающих, куда входят также все обезьяны. Около 5млн. лет назад у некоторых крупных приматов размер мозга увеличился, а походка стала прямой. Так в ходе эволюции появилось семейство человекообразных приматов- гоминид, к которому принадлежим и мы. В последующие 3 млн. лет у отдельных видов гоминид мозг стал еще больше, а зубы приспособились к разжевыванию самой разнообразной пищи.Первые орудия. Большие изменения произошли около 2 млн. лет назад. Найденные каменные орудия труда того времени свидетельствуют, что предки человека могли думать, как люди, и начинали контролировать некоторые явления в окружающем их мире. Следующим шагом стало использование огня. Мозг гоминид продолжал увеличиваться. Около 1,5 млн. лет назад гоминиды, жившие в Африке, стали постоянно ходить на двух ногах и начали расселяться по миру. Останки этих гоминид (Homo erectus- человек прямоходящий) были найдены в Африке, Азии и Европе.

Следующим этапом эволюции был гейдельбергский человек, названный так по месту обнаружения его останков. По последним данным палеонтологии, возможно, именно он был нашим ближайшим предком. Около 200000 лет назад появился еще один вид гоминид, до недавнего времени считавшийся предшественником современного человека (теперь его склонны относить к другой ветви гоминид). Этих ископаемых гоминид называли неандертальцами, так как их останки были обнаружены в долине.Неандертальцы были ниже и коренастее современного человека. Они жили в естественных укрытиях (пещерах) и использовали огонь для обогрева и приготовления пищи. У них были каменные ножи для охоты на животных и разделки мяса. Неандертальцы вымерли 30 000 лет назад, вытесненные первыми “современными” людьми. Эти люди, иногда называемые кроманьонцами, были похожи на нас и использовали гораздо больше орудий труда, чем неандертальцы. Возможно, неандертальцы вымерли, потому что были не столь хорошими охотниками, как кроманьонцы.Повседневная жизнь. Из свидетельств, оставленных кроманьонцами и их потомками, ученые многое узнали об их повседневной жизни. Кроманьонцы сообща охотились, сажали растения, разводили коз и овец, строили жилища, хоронили умерших, по очереди присматривали за детьми. Яркие рисунки на стенах пещер свидетельствуют об их вере в духов – ранней форме религии.По мере развития людям требовалось больше пищи и лучшие условия жизни, но, возможно, и просто любопытство заставляло их отправляться в дальние путешествия. Люди проложили пути во все уголки Африки, Европы, Азии, Австралии и Америки. Около 10 000 лет назад они перешли к новой ступени развития – созданию цивилизаций.Земледельцы. Охотники разных районов мира постепенно перешли к образу жизни земледельцев. Вероятно, поначалу они просто пытались управлять стадами животных, на которых охотились, и собирали семена диких растений, таких, как пшеница, из которых делали муку. Примерно в 9 000 г. До н.э. жители Ближнего Востока обнаружили, что если просушить семена, их можно хранить всю зиму и сеять на следующий год, постепенно люди начали выращивать некоторые растения на полях. Это означало, что им пришлось поселиться на одном месте, возле своих полей. По мере того как земледельцы учились выращивать полезные культуры и разводить скот, возникали поселения, где жили не только сами земледельцы, но и ремесленники, покупавшие у них продукты.

Доисторические орудия. Во многих уголках мира первые охотники пользовались для изготовления орудий труда и оружия кремнем и другими породами камня (обсидианом). Постепенно люди начали узнавать, как делать более разнообразные орудия. Появились искусные ремесленники. Для охоты на птиц требовались тонкие стрелы, большие режущие орудия – для свежевания животных. Земледельцам требовалось много каменных орудий. С помощью топоров они вырубали леса, освобождая место для полей. Для изготовления орудий использовали кремень. Кроме того, первобытные люди изобрели колесо, керамику, прядение и ткачество. Открытие металлов. Металлические орудия появились в обиходе первобытных людей не одновременно. Медь стали применять в 6 000 г. до н.э. в Западной Азии. Люди открыли более прочный материал: бронзу – сплав меди и олова. Постепенно первобытные люди обнаружили, что железо можно выплавлять, нагревая на огне железную руду и древесный уголь. Примерно в 2 000 г. до н.э. железо в первый начали применять жители Анатолии (современная Турция). В Западной Африке его стали обрабатывать раньше 500 г. до н.э.

Доисторический и исторический периоды. Продолжительность доисторического периода в разных странах мира была различной – в зависимости от того, когда в этом районе появилась письменность. В Китае доисторический период завершился с изобретением письменности в 1 600 г. до н.э. В большинстве районов Америки он продолжался вплоть до появления европейцев в 16 веке. В других странах доисторический период закончился в то время, когда они были завоеваны римлянами, имевшими письменность. Чтобы выяснить особенности этой новой формы отражения — особенности сознания, необходимо рассмотреть те изменения в условиях и образе жизни, которые привели к очеловечиванию животных предков людей и породили сознание человека. Эти изменения наступили в связи с переходом от жизни, заключавшейся в приспособлении к природной среде, к жизни, в основе которой лежал труд, представляющий собой общественный процесс целенаправленного воздействия людей на природу. В процессе труда люди изменяют природу в соответствии со своими потребностями, но изменяя ее в труде, они изменяют также и самих себя. Труд и явился первым и главнейшим фактором, благодаря которому сформировался человек и возникло его сознание. Появление труда и образование человеческого общества было результатом постепенного изменения образа жизни той особенно высоко развитой, ныне вымершей породы обезьян, от которой произошел человек. Как и современные человекообразные обезьяны, обезьяны — предки человека обладали хорошо развитыми передними конечностями, которыми они пользовались при лазании, захватывании предметов, ощупывании и т. п. Дальнейшее развитие вело к тому, что передние конечности предков человека все более специализировались на выполнении этих действий и все меньше участвовали в ходьбе, которая, таким образом, постепенно стала функцией исключительно задних конечностей. Иначе говоря, возникла походка в вертикальном положении.

«Этим, — говорит Энгельс, — был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку».

Рука, полностью освободившись для выполнения действий с предметами, приобретала все большую ловкость движений. В связи с этим совершенствовалось и ее анатомическое строение: изменялось соотношение длины плеча и предплечья, увеличивалась подвижность в плечевом суставе, развитие кисти позволило противопоставлять большой палец каждому пальцу той же руки и т. д. Развитие руки в свою очередь влияло на развитие всего организма. Особенно большое влияние развитие руки оказало на развитие мозга. Выполнение сложных действий, естественно, вызвало быстрое развитие коры больших полушарий, осуществляющей анализ сигналов, идущих от органов движения, в том числе и прежде всего — от руки. Таким образом, рука— этот орган действия с предметами — совершенствовалась вместе с тем и как орган познания их свойств в процессе практики, что имело важное значение для развития всей отражательной деятельности мозга.

Особенно важную роль в развитии трудовых действий играло то обстоятельство, что труд представляет собой процесс, совершающийся посредством изготавливаемых орудий. Чтобы участвовать в труде, люди каждого нового поколения должны учиться пользоваться орудиями, которые создаются в трудовой практике предшествующих поколений. Чтобы применять скребок, например, нужно научиться уже выработанным приемам скобления; чтобы пользоваться пилой, надо научиться приемам пиления и т. д. Еще более сложных умений требует производство самих орудий. Поэтому передача от поколения к поколению орудий, которые становились все более сложными, вызывала к жизни и новую форму передачи опыта — передачи его путем обучения трудовым действиям и навыкам. В то время как у животных видовой опыт передается только в виде инстинктов, которые являются продуктом медленного процесса наследственного закрепления, у людей передача общественно выработанных способов и приемов труда происходит путем их усвоения в процессе обучения, т. е. в порядке приобретения индивидуального опыта. Понятно, что это создает огромное ускорение исторического развития как двигательных, так и познавательных способностей человека.

Важнейшее условие и вместе с тем следствие развития труда состояло, далее, в постепенном изменении характера объединения отдельных индивидов. Труд даже в своих относительно простых формах представляет собой совместную, коллективную деятельность людей; поэтому одновременно с формированием трудовых действий происходило все большее сплочение вокруг трудовой деятельности ее участников. Благодаря этому природное сообщество, в котором первоначально жили предки человека, начало перестраиваться на совершенно новой основе. Если прежде объединение в семью и стадо основывалось на врожденных инстинктах совместного добывания пищи, совместного выращивания потомства, защиты от хищников и т. п., то теперь основой связи людей все более становится труд. Формировалось человеческое, основанное на труде общество. А это вело и к коренному изменению формы общения людей между собой. Необходимость координировать усилия участников совместной трудовой деятельности, направляя их на общую задачу, распределять между ними отдельные действия, передавать опыт выполнения этих действий и т. д. — все это создавало потребность в речи, в общении посредством языка. Именно развитие речи и языка, возникших в процессе труда, и явилось ближайшим, непосредственным условием развития человеческого сознания.

2. Синкретизм  как главный признак первобытной  культуры. Проявление синкретизма  в материальной культуре и  первобытном мышлении.

Определить время, которое можно было бы назвать началом появления культуры, с точностью невозможно. Однако началом культурного бытия человека можно считать момент, когда человек выделил себя из окружающего мира, осознал другого человека таким же, как он сам, и попытался урегулировать свои взаимоотношения с окружающим миром и людьми. Вопросы исторического происхождения культуры рассматривались многими историками, философами, культурологами; первыми систематическими исследованиями данной проблемы были работы представителей эволюционного направления в изучении истории и культуры: Г. Спенсера, Л. Моргана, Э.Б. Тейлора, Ф. Энгельса.

Трудно выделить одну какую-либо причину появления культуры, поскольку речь должна идти о комплексе причин, действующих в совокупности. В связи с этим существуют различные концепции культурогенеза, среди которых можно выделить орудийно-трудовую, социальную, биологическую, магическую, игровую, символическую, космологические и др.

История становления человеческого общества, формирования его культуры охватывает самый протяженный по времени период. Кроме того, культура первобытной эпохи лежит в основе развития всей последующей культуры, поскольку многие явления жизни современного общества зародились именно в этот период. И сегодня первобытная культура продолжает жить в отдельных местах земного шара. Изучая первобытную культуру, необходимо рассмотреть археологическую периодизацию, основную на различиях в материале и технике изготовления орудий труда (каменный век, бронзовый век, железный век). Особое внимание следует уделить рассмотрению неолитической революции (около 10 тысяч лет назад). В человеческом сообществе культура постепенно становится регулятором всей общественной жизни и деятельности, при этом регулирование может принимать разнообразные формы (религиозные запреты, нормы морали, юридические установки). Так, табу является одним из важнейших понятий первобытной культуры, связанным с необходимостью социальной жизни человека и осознанием определенных ограничений на свободу своих действий в рамках сообщества (например, запрет на кровосмешение). Тем не менее, первобытные люди еще не отделяли материального от идеального, подобное восприятие мира, мощное присутствие натурализма в его понимании стали естественной основой для формирования магических представлений. В связи с этим следует охарактеризовать некоторые понятия, означающие наиболее значимые и характерные явления для первобытной культуры: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. Кроме того, необходимо рассмотреть роль мифологии в первобытном обществе, где она представляла собой основной способ понимания мира, выступала как наиболее ранняя форма мировосприятия, понимания мира и места человека в нем, как первоначальная форма духовной культуры человечества. На данном этапе развития культуры новым явлением стало первобытное искусство, которое способствовало закреплению и передаче знаний, умений, навыков, служило средством общения между людьми, регулировало и направляло социальные процессы в обществе, выступало средством формирования духовного мира человека. При этом первобытное искусство не составляло автономной области в сфере деятельности человека, творчество было неразрывно связано со всеми существовавшими формами культуры, что образовывало синкретизм. Рассматривая первобытное искусство, необходимо показать не только его синкретичность, но и жанры первобытного искусства (каменная скульптура, наскальная живопись и др.).

Информация о работе Культура первобытного общества