Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 13:59, реферат
Россия XIX века внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. В XIX веке завершился процесс складывания русского литературного языка и формирование национальной культуры. Именно в XIX веке российская художественная культура стала классической, имеющей значение бессмертного образца для всех последующих поколений людей. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских стран, то в культурных достижениях она не только шла в уровень с ними, но во многом опережала их.
Введение ……………………………………………………………………… 3
1 Культура пореформенной России. Вторая половина XIX века. Культура в период буржуазных преобразований 60-70-х годов ………………………. 5
2. Народное образование …………………………………………………….. 7
3. Наука и техника …………………………………………………………… 8
4. Русская литература ……………………………………………………….. 11
5. Музыка и изобразительное искусство …………………………………... 15
6. Архитектура ………………………………………………………………. 17
Заключение ………………………………………………………………….. 18
Список литературы …………………………………………………………. 19
Огромным вкладом в русскую историческую науку стал 29-томный труд С.М. Соловьева "История России с древнейших времен". В 1880-1890-е гг. в высших учебных заведениях читал свой "Курс русской истории" его ученик, выдающийся русский историк В.О. Ключевский.
Интерес к народной жизни, свойственный русскому демократическому движению, отразился в работах русских филологов. В 1861 - 1868 гг. В.И. Далем создается "Толковый словарь живого великорусского языка", большую известность получили работы А.Н. Афанасьева, Ф.И. Буслаева, И.И. Срезневского и др.
4. Русская литература
Как и в предшествующий период, огромное место в культурной и общественно-политической жизни страны играла литература.
Представители науки, культуры и передовые государственные деятели должны были определить свое отношение к преобразованиям, происходящим в обществе.
В Русской культуре конца 19 в. выделились три основных течения:
Представители консерваторов - В.П.Боткин, А.В.Дружинин, П.В.Анненков, А.Н.Майков, А.А.Фет публиковались на страницах журналов «Русский вестник» и «Домашняя беседа».
Демократы (Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, Н.А.Некрасов), стоявшие на позициях реализма, высказывались в журналах «Русское слово» и «Отечественные записки».
Либералы - К.Д.Кавелин, Ф.И.Буслаев печатались в журналах «Русская мысль», «Вестник Европы» и «Северный вестник».
В русской литературе наиболее ярко проявили себя: Л.Н.Толстой («Воина и мир», «Анна Каренина» и др.), Ф.М. Достоевский («Преступление и наказание», «Идиот» и др.), Н.Г.Чернышевский «Что делать», Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», И.А.Гончаров «Обломов», И.С.Тургенев «Дворянское гнездо», А.П.Чехов «Степь», «Чайка», В.И.Даль «Толковый словарь». А.И.Куприн «Первый дебют», М.Горький «Макар Чудра».
В пореформенные годы в русской литературе наступает расцвет критического реализма. Наша страна дала миру целую плеяду гениальных писателей, принесших славу национальной культуре. В это время писали Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов.
Литературе этого периода присуще пристальное внимание к человеку, глубокое проникновение в его внутренний мир и в то же время широта анализа русской действительности, протест против несправедливости и социального зла во всех сферах общественной жизни.
Вершинами русской поэзии в эти годы было творчество поэта-демократа Н.А. Некрасова, тонких лириков Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова. Насыщенной была театральная жизнь страны. Целую эпоху в истории русского театра составили пьесы А.Н. Островского. Ведущими драматическими театрами России были в это время Малый театр в Москве и Александринский - в С.-Петербурге, на сценах которых выступали П.М. Садовский, М.Н. Ермолова, А.И. Южин (Сумбатов), П.А. Стрепетова, М.Г. Савина и многие другие замечательные актеры.
Поэзия 1880-1890-х гг. мало изучалась как целостный период истории русской поэзии: она распадалась на отдельные поэтические имена, которые рассматривались либо в аспекте традиционных критериев авторов «второго» ряда, укладываясь в идеологические рамки понятия «безвременье», либо как «предтечи» программных постулатов нарождающегося символизма, прежде всего в части его религиозно-философских исканий, реже - стилевых новаций.
В исследованиях по-разному
варьировалась одна и та же
схема литературного процесса
конца XIX в., согласно которой части
поэтов, несмотря на все «потуги»
к новому (по-своему весьма
Кстати, большинство этих работ появилось в 1960-х - начале 1990-х гг. в Большой серии «Библиотеки поэта». В этом смысле можно даже говорить об определенной исследовательской «школе», тесно связанной с текстологическими установками и издательской практикой этой известной серии. Несмотря на большой разнобой в оценках продуктивности или контрпродуктивности тяготения каждого из этих поэтов-«восьмидесятников» к классике или модернизму, работы этой «школы» объединяет одна тенденция: «классики» и «модернисты», развивавшиеся в общем культурно-историческом континууме, тем не менее рассматривались изолированно друг от друга, системные связи если и устанавливались, то исключительно между поэтами сходной эстетической ориентации, как правило, внутри одной группы. Получалось, что «классики» и «модернисты», формально принадлежа к одному историческому поколению, жили как бы в разных «временах», их духовные и просто жизненные орбиты не пересекались, пролагая себе путь в параллельных плоскостях, отталкиваясь от разных философских, религиозных, художественных источников и традиций. За последнее пятилетие рядом историков литературы была сделана попытка решительно пересмотреть этот устоявшийся взгляд на эпоху как на эклектическое образование, составленное из качественно разнородного поэтического материала.
Появилось несколько серьезных монографий и диссертаций, в которых постижение целостности и системности поэзии 1880-1890-х гг. во всем многообразии составляющих ее поэтических индивидуальностей, «течений» и «школ», разрушение искусственно возведенных перегородок и барьеров между ними сделалось главной задачей исследователей, стремящихся «сопрячь», казалось бы, далеко разошедшиеся поэтические орбиты, найти для них общие духовные константы в рамках исследуемой эпохи, исходное мировоззренческое ядро, которое по-разному преломится в образной ткани произведений «восьмидесятников», даст разные «побеги» в их философии и поэзии. Пафос поиска целостности поэтической эпохи 1880-1890-х гг. объединяет такие разные и по материалу, и по методологии монографии, как «Константин Случевский: Портрет на пушкинском фоне» Е. Тахо-Годи (СПб., 2000), «Между золотым и серебряным веком» Е.З. Тарланова (Петрозаводск, 2001), «История русской поэзии 1880--1890-х годов как культурно-исторический феномен» Л. Щенниковой (Екатеринбург, 2002).
5. Музыка и изобразительное искусство
Русская музыкальная культура развивала национальные традиции. Новаторство и демократизм отличали большую группу композиторов, создавших творческое объединение ("Могучую кучку"), идейным вдохновителем которого был известный критик В.В. Стасов. В это объединение вошли М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, Ц.А. Кюи, М.А. Балакирев.
Мировую известность получили симфонии, оперы, балеты, музыкальные пьесы крупнейшего русского композитора П.И. Чайковского. Период расцвета переживали в эти годы русская национальная опера, балет, симфоническая музыка. Центрами музыкальной жизни страны становятся С.-Петербургская и Московская консерватории, директорами которых были А.Г. и Н.Г. Рубинштейны.
80-е и особенно 90-е гг.
появляется новое поколение ком
В конце 50-х гг. обозначился поворот русского изобразительного искусства к критическому реализму. Романтичным характером отличались пейзажи Куинджи («Украинская ночь», «Ночь на Днепре»), Шишкина («Рожь», «Утро в сосновом бору»), Левитана («Вечер на Волге», «Золотая осень», «Март». Также знамениты портретист Репин, живописец Суриков («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»), Серов («Девочка с персиками»).
В пореформенные годы в
русском изобразительном
Осенью 1870 г. Н.И. Крамской, В.Г.
Перов, Н.Н. Ге и Г.Г. Мясоедов основали
"Товарищество передвижных художественных
выставок", просуществовавшее до
1923 г. Картины "передвижников" регулярно
выставлялись на выставках в различных
городах России, вызывая широкий
интерес демократической
Огромный общественный резонанс
имели полотна знаменитого
Большую роль в развитии
русского изобразительного искусства
сыграли известные
6. Архитектура
Русская архитектура рассматриваемого
периода постепенно осваивала новые
строительные материалы и технологии
(металлоконструкции, бетон и т.п.),
что позволяло придавать
В пореформенный период в городах началось активное строительство общественных зданий, фабрик и заводов, жилых домов. Архитекторы И.П. Ропет, В.О. Шервуд, А.Н. Померанцев, Д.Н. Чигаров и другие создали "национальный" стиль в духе традиционного русского зодчества (Исторический музей, Городская дума и Верхние торговые ряды в Москве). В 1883 г. закончилось сооружение храма Христа Спасителя в Москве, начатое в 1837 г. по проекту К.А. Тона. Наиболее выдающимися скульпторами были Антокольский и Опекушин (последнему принадлежит памятник Пушкину в Москве).
С развитием капитализма в России новые требования стали предъявляться к постройкам утилитарного назначения. При строительстве заводских корпусов, вокзалов, доходных домов (в которых квартиры сдавались внаем) на первое место выходит целесообразность тех или иных архитектурных решений. Для сооружений 1870-1890-х гг. характерно смешение стилей (эклектика), вместе с тем большое внимание уделяется национальным традициям, которые получили отражение в так называемом псевдорусском стиле. В эти годы быстро застраиваются целые кварталы в С.-Петербурге и Москве, возникают рабочие окраины в крупных промышленных городах, много внимания уделяется городской планировке (Одесса, Рига и др. города).
Русская культура пореформенного
периода была теснейшим образом
связана с теми огромными изменениями,
которые произошли в
Падение крепостного права и последующие реформы открыли новую эпоху в развитии просвещения и науки в России.
Социальное и экономическое развитие страны требовали более высокого уровня развития системы народного образования. Поэтому реформа народного образования стала неотъемлемой частью социальных преобразований второй половины века.
Вторая половина века стала
периодом новых выдающихся открытий
русской науки в области
1. Феномен взлёта русской духовной культуры позволяет назвать XIX в. золотым веком русской культуры.
2. Антикрепостническая,
3. Развитие естественных наук, широкие связи русских учёных с западными свидетельствовали о достаточном месте в России в мировом содружестве.
4. Русская культура XIX в. внесла огромный вклад в сокровищницу мировой культуры.
5. В XIX в. завершается процесс складывания русского литературного языка и формирования национальной культуры.
Список литературы
Информация о работе Культура россии во второй половине 19века