Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:10, реферат
В XVIII веке замечательный представитель немецкого Просвещения Иоанн Гердер говорит: «Нет ничего менее определенного, чем это слово - «культура», - и поясняет важность проблемы: «... В каких чертах следует усматривать культурность? Способствует ли культура счастью людей?». Такая постановка вопроса объяснима: само понятие было новым. Только в восемнадцатом столетии под культурой стали понимать «уровень развития духовных и практических навыков различных народов». Однако осмысление тех или иных сторон этого социального явления имело место уже в древних цивилизациях. Древние греки проводили различие между своей «воспитанностью» и «дикостью» варваров, тем самым определяя особенности культуры различных народов. Философы античности сопоставляли «природное» и «нравственное». В средние века в европейской философии сложился определенный комплекс идей, породивших впоследствии понятие «цивилизация», тесно связанное с культурой /2, с.75-105/.
Введение
1. Культура периода петровских реформ
2. Особенности российской эпохи Просвещения XVIII века
2.1 Общественная мысль, философия и литература XVIII века
2.2 Художественная культура XVIII века
Заключение
Библиографический список
Исторический портрет. Новиков Николай Иванович
Термины
Даты
Культура России в XVIII в.
Содержание
Введение
1. Культура периода
петровских реформ
2. Особенности российской
эпохи Просвещения XVIII века
2.1 Общественная мысль,
философия и литература XVIII века
2.2 Художественная
культура XVIII века
Заключение
Библиографический
список
Исторический портрет.
Новиков Николай Иванович
Термины
Даты
Введение
В XVIII веке замечательный
представитель немецкого
Со времен Гердера
прошло два столетия неустанных философских
и эстетических поисков, однако и XX
век свидетельствует: ни одно понятие
общественных наук не вызывает такого
расхождения во взглядах, такого многообразия
суждений, как понятие «культура».
Как самостоятельное
явление социальной жизни культура
впервые была рассмотрена лишь во
второй половине XVIII века, в эпоху
Просвещения.
XVIII столетие в
истории России стало поистине
судьбоносным. Оно явилось временем
коренных перемен, вызванных
Цель контрольной
работы - изучить русскую культуру
в XVIII веке, многоуровневую целостную
структуру в единстве ее внешних
и внутренних связей и определить
ее влияние на дальнейшее развитие
культуры России.
1. Культура
периода петровских реформ
Семнадцатым веком
завершилось русское
Процесс был сложным и противоречивым. Это отмечают многие русские историки. В. О. Ключевский, например, о XVIII веке пишет: «Что же так осложнило русскую жизнь этого века? Реформы, начатые предшественниками Петра и им продолженные... До той поры русское общество жило условиями своей собственной жизни и указаниями природы своей страны. С XVII века на это общество стала действовать иноземная культура, богатая опытами и знаниями. Это пришлое влияние встретилось с доморощенными порядками и вступило с ними в борьбу, волнуя русских людей, путая их понятия и привычки, осложняя их жизнь, сообщая ей усиленное и неровное движение» /1, с. 13/.
Время Петра —
это, прежде всего утверждение дворянской
империи. Слагается новый
Новые явления в политической и социальной сфере явились толчком мощных процессов в области духовной культуры, в значительной степени определяя ее особенности. Каковы же эти особенности? Культуру XVIII века по типологии часто соотносят с западноевропейским Просвещением. Отметим сразу: это далеко не полное и даже не близкое соотношение имеет для России особый смысл. Как известно, западноевропейское Просвещение было подготовлено Возрождением и периодом Нового Времени, уже обеспечившими разрыв со средневековой богословской культурой и провозгласившими незыблемый авторитет научного знания. Русская культура конца XVII — начала XVIII века должна была решать задачи, на которые у Западной Европы ушло пять столетий. Такая небывалая в истории интенсивность духовного развития составляет первую особенность русской культуры рассматриваемого периода.
Уже в последние
десятилетия XVII века в России создалась
ситуация, которую мы сейчас называем
кризисом духовной культуры, идеологических
ценностей и идеалов. Допетровская
Русь дожила «до нравственного банкротства»
С петровских реформ
усиливается интерес русских
писателей к человеческой личности,
происходит углубление гуманистического
начала в искусстве. В новой концепции
человек уже окончательно перестает
быть источником греховности, воспринимается
как активная личность, ценная и сама
по себе, и еще больше — за «услуги отечеству».
Отсюда и изменение главного ценностного
ориентира: на смену представлений о греховной
природе человека, свойственных официальной
культуре допетровской Руси, на смену
культуре, направлявшей интересы человека
к соблюдению чистоты христианской веры,
приходила культура, основанная на представлениях
о человеке как частице новой системы,
социальной; иерархически упорядоченного
монархического государства. Обращение
к личности, гуманизм — это третья особенность
духовной культуры не только периода петровских
реформ, но и XVIII века в целом. Петр I, прорубивший
«окно в Европу», поставил страну на путь
европеизации, ввел Россию в круг европейского
просветительского движения. Европеизация
России начиналась с заимствования в области
бытовой культуры: появляются Секуляризация
(ср. лат. saecularis - светский) - освобождение
от церковного подчинения общественной,
интеллектуальной и художественной деятельности.
Насаждение
разных форм западного быта (одежда,
снятие бороды, ассамблеи, свободное
появление на них женщин и т. д.)
происходит по строгому приказу Петра
I. Надо отметить, что пределы распространения
новой культуры довольно «узки»: двор,
высшее чиновничество, столичное и
в незначительной степени провинциальное
дворянство. Нельзя не видеть также, что
процесс европеизации русской культуры
был достаточно противоречив: «в заимствовании
было много ненужного и незрелого,
часть перемен сводилась только
к изменению формы, «внешней позолоте»,
под которой жила азиатчина» /3, с.423/.
Но подражательность была логически необходима
и неизбежна ввиду относительной культурной
молодости России. В этом состояла четвертая
особенность духовной культуры рассматриваемого
столетия. Сближение с Западом, однако,
внесло в русскую культуру не только заимствование
и подражательность. Оно способствовало
развитию российской самостоятельности,
переходу от «узкого национализма к национальному
творчеству культурной жизни..., предполагающему
общечеловеческие впечатления и гуманные
воззрения» /4, с.49/. В этом смысле XVIII век
может быть назван «промежуточным периодом,
нашего общественного самосознания» (П.
Милюков), а духовная культура столетия
— начальным этапом формирования общественного
самосознания России. И это пятая особенность
духовной культуры рассматриваемого периода.
Один из главных
принципов просветительной
Синкретизм (гр. synkretismos
- соединение, объединение) - слитность,
нерасчлененность, существование в единстве
всех видов творческой деятельности.
Общества). Отвлеченной
книжной учености предпочитается знание,
полученное в результате собственного
опыта, собственной практической деятельности.
Этот принцип был усвоен русской культурой
XVIII века безоговорочно.
Синкретизм характеризует
деятельность типичного представителя
Просвещения — мастера-
Формирование новой
культуры России начиналось с элементарного
образования. Один из виднейших знатоков
русской культуры П. Н. Милюков писал,
что вся допетровская наука широких
масс ограничивалась часословом и псалтырем.
Не было, оперируя современными понятиями,
спроса на грамотного человека со стороны
государства, не было у различных
слоев населения потребности
даже в букваре. Теперь Россия нуждалась
в просвещенном и образованном гражданине.
Понимая это, Петр обращает внимание
на развитие светского книгопечатания
и издательского дела. В первую
четверть века издательская продукция
выросла в 18,6 раза, причем доля религиозной
литературы значительно уменьшилась.
Усиленно распространяется переводная
литература. На русский язык переведены
не только исторические повести и романы,
но и политические сочинения и технические
учебники. Создается русская журналистика,
выпускается первая газета.
Спрос шестнадцатимиллионного
населения на буквари составлял
2000 экз. ежегодно. Первая русская грамматика
Смотрицкого, изданная в 1648 году, была
переиздана только через 70 лет.
Но проблема не решается
только принятыми мерами. «На традиционной
грамотности нельзя было привить
и развить европейское
просвещение, ознакомить
людей с кругом естественнонаучных
представлений, основами математических
и технических знаний. Грамотных
в том плане, как это нужно
было для участия в
Поэтому в начальный
период петровских преобразований были
открыты специальные учебные
заведения - Навигационная, Артиллерийская
(1701), Инженерная (1712) школы, Медицинское
училище (1707), первые горные школы на
Урале.
Потребности общества
в новых культурных ценностях
всегда формируются достаточно долго.
Потребность русского общества в
общеобразовательной школе, преследующей
чисто педагогические цели, формировались
«с почину власти». Начало общеобразовательной
школы относят к концу петровской эпохи.
Год спустя после смерти Петра открылись
двери новых храмов науки — университета
и гимназии в Петербурге. Позднее, в середине
века, открывается Московский университет
и при нем — две гимназии: одна для дворян,
другая для разночинцев.