Культура россии 18 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:10, реферат

Краткое описание

В XVIII веке замечательный представитель немецкого Просвещения Иоанн Гердер говорит: «Нет ничего менее определенного, чем это слово - «культура», - и поясняет важность проблемы: «... В каких чертах следует усматривать культурность? Способствует ли культура счастью людей?». Такая постановка вопроса объяснима: само понятие было новым. Только в восемнадцатом столетии под культурой стали понимать «уровень развития духовных и практических навыков различных народов». Однако осмысление тех или иных сторон этого социального явления имело место уже в древних цивилизациях. Древние греки проводили различие между своей «воспитанностью» и «дикостью» варваров, тем самым определяя особенности культуры различных народов. Философы античности сопоставляли «природное» и «нравственное». В средние века в европейской философии сложился определенный комплекс идей, породивших впоследствии понятие «цивилизация», тесно связанное с культурой /2, с.75-105/.

Содержание

Введение

1. Культура периода петровских реформ

2. Особенности российской эпохи Просвещения XVIII века

2.1 Общественная мысль, философия и литература XVIII века

2.2 Художественная культура XVIII века

Заключение

Библиографический список

Исторический портрет. Новиков Николай Иванович

Термины

Даты

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (24).docx

— 51.04 Кб (Скачать файл)

В течение всего XVIII века в духовной культуре идет процесс  утверждения новых ценностей. Развивается  постепенно поэтическое творчество. Русская интеллигенция увлекается вопросами не только обучения, но и  воспитания. Появляется интерес к  литературе — «наставнице нравов», и в этом случае образцом служит французская литература. Отвечая  спросу, увеличивается количество издаваемых романов, повестей, любовных песен. В  процессе создания культурных ценностей  нового типа Россия, кроме школы  и литературы, располагала еще  одним новым средством — периодической  печатью. В 40—60-е годы пример публицистической и журнальной деятельности подает Российская Академия наук. В периодических изданиях Ф. Миллера уже отражаются интересы времени: и польза (распространение  научных знаний), и «увеселение» (нравоучительные рассказы, оригинальные и переводные повести). Закладываются  основы русской сатиры. А. П. Сумароков  издает журнал «Трудолюбивая пчела», в значительной мере ориентированный  на обличение пороков русской  действительности. Издает журнал «Полезное  увеселение» М. И. Херасков. Публицистика в большей степени, чем любой  другой вид литературного творчества, ориентирована на публику, но читательской публики еще нет, есть литературные кружки. В периодической печати и  литературных кружках обсуждаются  проблемы просвещения и воспитания, отношения к человеку и природе, заимствования западной культуры и  развития национальной, русской. Именно периодические издания в России способствовали формированию и развитию идей Просвещения. 

Как известно, эпоху  Просвещения в Западной Европе отличала необыкновенная разносторонность умов, горячий энтузиазм в борьбе с  застоявшейся мыслью, стремление к  свободе. Россия на пути культурного  самосознания не могла не проникнуться значимостью просветительского  лозунга: человек, его природа —  мера вещей. 

Доказательств увлечения  в России французскими философами-просветителями можно привести немало. Княгиня Дашкова  вспоминала, что уже до пятнадцатилетнего  возраста она прочла сочинения Вольтера, Монтескье, Гельвеция. Русские вельможи за границей посещали французских философов  и даже предлагали им свои поместья в России (графы Орловы и К. Г. Разумовский). Понятно, как увлекалась новыми идеями русская молодежь, учившаяся за границей Миллер издавал «Санкт-Петербургские  Ведомости», «Примечания» к ним, «Ежемесячные сочинения». («лейпцигские студенты» Ушаков, Радищев, Кутузов). Тамбовский помещик Рахманинов переводил и печатал в своей типографии сочинения Вольтера; переводы и оригиналы французских просветителей получили в России широкое распространение. Издавались хрестоматийные сборники «Дух Вольтера», «Дух Руссо», «Дух Гельвеция». По Монтескье читались лекции в Московском университете. Больше всего увлекались Вольтером. 

Значительную роль в распространении идей французского Просвещения в России сыграла  Екатерина II, почтительно называвшая Вольтера «мой учитель». Императрицу  особо привлекала идея «просвещенного абсолютизма», на роль монарха-просветителя претендовала она сама. 

Екатерина II пыталась сделать реальностью российской культуры философию и политику западного  Просвещения, но еще большее значение она придавала педагогическим идеям  Монтеня, Локка, Руссо, других мыслителей. Императрица с полным основанием полагала, что эти идеи станут основой  создания нового типа россиян. Классом, монополизировавшим новую культуру, становится дворянство. Оно получает права и привилегии, его просвещают, в нем воспитывают особые нравственные качества. Считая дворянской привилегией  «службу во славу самодержавного правления», Екатерина II способствует организации дворянского самоуправления и принимает ряд мер для  подъема экономического благосостояния сословия. Воспитание на всех уровнях  расценивалось Екатериной II как  важное средство для достижения той  же цели: политического и культурного  формирования русского общества. Она  не ошиблась — екатерининские реформы  в XVIII веке дали новый толчок русской  мысли и общественному самосознанию. 

Однако процесс  культурного развития имел и другой итог: в то время, как одни представители российского дворянства поддерживали идеи и действия «просвещенной императрицы», другие поставили под сомнение политическую реальную перспективу этих идей. К первым принадлежали М. М. Щербатов, Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, ко вторым — Н. И. Новиков и А. Н. Радищев. Каждый из названных вносит особый, неповторимый вклад в духовную культуру России, каждый стоит на позициях просветительства и гуманизма. Но самый яркий след в русской истории оставили Н. И. Новиков и А. Н. Радищев. 

Н. И. Новиков является типичнейшим общественным деятелем, стремившимся к общему благу, сознательным и принципиальным защитником просвещения  масс, ценившим в литературе большую  нравственную силу, как немногие из его современников. В конце шестидесятых годов Новиков предпринимает  издание сатирического журнала  «Трутень», затем — «Живописец». В журналистской деятельности1 он проявил себя человеком большого общественного долга, страстным «обличителем неправды» в русской жизни. И в сатирических журналах, которые Новиков издавал, он собирался не только смешить, а стремился к созданию такого общественного мнения, какого не было до того времени в России. Оставив сатиру, в которой стала дозволена лишь «веселая и легкая критика», он принялся за серьезный анализ общественных проблем. В журнале «Живописец» Новиков публикует отрывок из «Путешествия» — книги, которую справедливо называют «самым сильным выступлением в общей печати против крепостного права до «Путешествия» Радищева» /12, с.69/. 

С именем Н. И. Новикова связано такое общественно- политическое движение, как русское масонство1. Оно проникает в Россию во второй половине XVIII века. Нравственная философия масонства с ее идеей самосовершенствования личности через просвещение, «деятельное человеколюбие» и общественная благотворительность привлекла в ряды масонов часть передовой дворянской интеллигенции, деятелей русской культуры и общественной мысли. В семидесятых годах активным деятелем ложи масонов стал 

Н.И. Новиков. Вступив  в масонское общество, Н. И. Новиков  не отказался от просветительских идеалов. «Знаменитое новиковское десятилетие», — так называл семидесятые  годы В. О. Ключевский, отдавая дань уважения размаху его общественной и книгоиздательской деятельности. В круг сотрудников и единомышленников Новикова входят писатели и переводчики, журналисты и книготорговцы, профессора и студенты Московского государственного университета. 

Н. И. Новиков не мог  не видеть положительных сторон идеологии  масонства: признание человеческого  достоинства, проповедь взаимной любви  и помощи, всяческой терпимости —  религиозной, национальной, сословной, побуждение к нравственному совершенствованию  и поискам идеала. Как особое учение масонство способствовало и выработке  целостного мировоззрения, включающего  взгляды и на существующий мир, и  на человека. Эти черты масонства  мирили Новикова с его недостатками. Но в отличие от масонов, пассивно, «на словах», воспринимавших нравственное учение ордена и мало думавших о  борьбе со злом и об утверждении  равенства, терпимости, взаимопомощи, Новиков явился представителем «деятельного идеализма». В издаваемых Новиковым  журналах разрабатывалась целая  система воспитания и формирования нравов. При содействии своих читателей  Новиков попытался создать частную  общеобразовательную школу, много  сил отдавал организации книжного дела в провинции. В голодный 1787 год, когда Екатерина II израсходовала  свыше 10 млн. рублей на свою знаменитую экскурсию в Крым, он сплотил с  небывалым успехом общественные силы в деле помощи голодающим. 

Екатерина видела опасность  масонства, ее беспокоила деятельность таких представителей российской культуры, как Новиков. Исход был предрешен: Шлиссельбургская крепость, из стен которой  Новиков вышел через 15 лет больным  и сломленным стариком. 

А. Н. Радищев, сын  зажиточного помещика, в середине шестидесятых годов был отправлен  на учебу в Германию. Он изучает  естествознание, медицину, занимается литературой, философией и возвращается в Россию «с большим запасом знаний и навыками к систематическому мышлению» /2, с.97/. Радищев знакомится с трудами  Лейбница, преклоняется перед Гердером, увлекается французскими материалистами, Локком и Пристли. Идеи «естественного права» принимаются им безоговорочно. «В человеке... никогда не иссякают права  природы», — говорит Радищев. Поэтому  для него «совершенное умерщвление  страстей уродливо», поэтому он горячо протестует против всякого угнетения  «естества» /2, с. 102/. Взгляды Радищева легли в основу его знаменитой книги «Путешествие из Петербурга в  Москву» (1790). Все, что по крупицам, по частям, в форме намеков и иносказаний  уже было в обличительных произведениях  русской литературы XVIII века, в «Путешествии»  соединено в одно; сказано прямо  и сильно. И в этом смысле книга  Радищева представляет собой свидетельство  зрелости русской мысли. 

Крамольную книгу  уже через несколько дней после  издания доставили Екатерине II. Негодование  императрицы было огромным, и на полях книги она написала о  Радищеве: «...Не любит царей и, где  может к ним убивать любовь и почитание, тут жадно прицепляется с редкой смелостью», «надежду полагает на бунт от мужиков» /13, с.345/. Судьба «Путешествия»  и ее автора известна: книга была изъята из обращения, автор отправлен  в сибирскую ссылку. 

В ссылке Радищев  написал большой трактат «О человеке, его смерти и бессмертии». Он не успел  его доработать, и это обстоятельство в значительной степени объясняет  несколько презрительный отзыв  Пушкина о сочинении Радищева. Пушкин был не прав; по словам русского философа и историка русской культуры Э. Л. Радлова, «книга производит впечатление  искреннего и добросовестного искания» /14. с. 104/.  

Н. А. Бердяев считает  Радищева родоначальником русской  интеллигенции уже потому, что  он во многом предвосхитил и определил  основные черты интеллигента в России. «Когда Радищев в своем «Путешествии из Петербурга в Москву» написал  слова: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала», — русская интеллигенция родилась. Радищев — самое замечательное явлении России XVIII века. ...Он замечателен не оригинальностью мысли, а оригинальностью своей чувствительности, своим стремлением к правде, к справедливости, к свободе. Он был тяжело ранен неправдой, крепостного права, был первым его обличителем. Он утверждал верховенство совести» /15, с.66/. 

Творчество Радищева завершает XVIII век, который по праву  называют «освободительным» и «философским». Давая ему оценку, Радищев восклицает: «...О, незабвенное столетие! Радостным  смертным даруешь истину, вольность  и свет. Мощно, велико ты было, столетие!» /9, с. 108/. Общественно-политическая и  философская мысль, просвещение  и наука представляют собой наиболее характерные сферы русской культуры XVIII века.  

Художественная культура XVIII века 

Семь столетий длилась  эпоха древнерусского искусства. Некоторые  элементы художественной культуры нового времени проявляются уже в XVII веке / 13/, но только начало восемнадцатого столетия знаменует собой переход  к принципиально иному искусству. 

Что определяло формирование художественной культуры первых десятилетий  века? То же, что обусловливало развитие философии, общественно-политической мысли, науки и просвещения —  реформы Петра I. В начале XVIII века художественная культура имела ценность в первую очередь как одно из наиболее действенных средств утверждения  государственной политики. Официальные  круги, и, прежде всего сам Петр I, сознательно поощряли такие формы  искусства, которые сочетали бы доступность  массового воздействия с возможностями  донести до общественного мнения необходимую информацию о целях  и задачах политики государства. Отсюда популярность и особая роль в первые десятилетия века программных  театрализованных зрелищ: маскарадных шествий по случаю военных побед, устройства «огненных потех» — фейерверков, а также строительства триумфальных арок. Отсюда особое внимание к театру и позднее — к развитию драмы. Идеи Петра I легли в основу строительства новых для России городов, с иной планировкой, другими смысловыми акцентами — Петербурга, Таганрога. В соответствии с новыми принципами идет перестройка Москвы. Что же представляет собой город, утверждаемый царем-реформатором? Это уже не город-крепость, символизирующий оборону от врагов и «твердость веры». Это основа развития «свободных искусств», науки, просвещения. Поэтому главное требование к застройке города — информационная открытость и деловитость. В центре Петербурга — Адмиралтейство, Фондовая биржа, царский дворец без традиционных высоких стен. 

Задуманный Петром городской пейзаж — это Академия с ее музеями и залами для собраний и занятий, университет и другие учебные заведения, библиотеки. 

Подчеркнем еще  раз — художественная культура начала века подчинена в первую очередь  политическим задачам. Но в русской  истории такое подчинение не было новым. В чем же главное отличие  искусства XVIII века от древнерусского? На основе каких идей формируется новая художественная культура? Напомним, что духовную культуру России XVIII века определяют принципы закономерности и познаваемости окружающего мира. Этим принципам подчиняется и художественная культура. Прежде всего, принцип познаваемости по-новому определяет творческий процесс. Он начинает восприниматься как явление, во многом закономерное и подвластное логике. Укрепляется мысль о возможности, и даже необходимости, заранее представить себе конечный результат, законченное произведение искусства. Теперь художник идет «от замысла к произведению через проектирование» (И. В. Рязанцев). В архитектуре уже не могут обойтись без чертежа и модели, выполненной в масштабе. Без проекта (эскиза) не работают и скульпторы, и живописцы. В изобразительное искусство приходит новый мир образов и сюжетов. Они черпаются теперь из окружающей действительности. Художники и зрители познают всемирную и отечественную историю, античную мифологию. Этим материалом пользуются, чтобы передать идеи и содержание русской действительности. Идею важности обращения «свободных искусств» к отечественной истории выразил М. В. Ломоносов в «Слове благодарственном на освящении Академии Художеств». Он последовательно и четко определил основные задачи скульпторов и живописцев «...представлять виды героев и героинь в благодарность заслуг их к Отечеству», «показать древнюю славу праотцев наших», видеть в собственной истории стимул для совершенствования искусства. 

Окружающая действительность многогранна, это не только история, но и конкретный человек, и окружающая его природа. Все достойно художественного  воплощения, а это значит, что  необходимо добиться «правдоподобия», «похожести» изображения. Для того чтобы осуществить это, нужно  уметь передавать пространство, расстояние, объемы предметов, изображать конкретный материал — металл или мех, ткань  или стекло, показать особенности  поверхности лица и рук, блеск  глаз, мягкость или жесткость волос. Другими словами, в изображении  требуется реализм. Всему этому  надо учиться. И русские архитекторы, скульпторы, живописцы учились в  зарубежных поездках, у приглашенных в Россию европейских мастеров и  в утвержденной в 1724 году Академии наук с художественным отделением. 

Информация о работе Культура россии 18 века