Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:10, реферат
В XVIII веке замечательный представитель немецкого Просвещения Иоанн Гердер говорит: «Нет ничего менее определенного, чем это слово - «культура», - и поясняет важность проблемы: «... В каких чертах следует усматривать культурность? Способствует ли культура счастью людей?». Такая постановка вопроса объяснима: само понятие было новым. Только в восемнадцатом столетии под культурой стали понимать «уровень развития духовных и практических навыков различных народов». Однако осмысление тех или иных сторон этого социального явления имело место уже в древних цивилизациях. Древние греки проводили различие между своей «воспитанностью» и «дикостью» варваров, тем самым определяя особенности культуры различных народов. Философы античности сопоставляли «природное» и «нравственное». В средние века в европейской философии сложился определенный комплекс идей, породивших впоследствии понятие «цивилизация», тесно связанное с культурой /2, с.75-105/.
Введение
1. Культура периода петровских реформ
2. Особенности российской эпохи Просвещения XVIII века
2.1 Общественная мысль, философия и литература XVIII века
2.2 Художественная культура XVIII века
Заключение
Библиографический список
Исторический портрет. Новиков Николай Иванович
Термины
Даты
В течение всего XVIII
века в духовной культуре идет процесс
утверждения новых ценностей. Развивается
постепенно поэтическое творчество.
Русская интеллигенция
Как известно, эпоху
Просвещения в Западной Европе отличала
необыкновенная разносторонность умов,
горячий энтузиазм в борьбе с
застоявшейся мыслью, стремление к
свободе. Россия на пути культурного
самосознания не могла не проникнуться
значимостью просветительского
лозунга: человек, его природа —
мера вещей.
Доказательств увлечения
в России французскими философами-просветителями
можно привести немало. Княгиня Дашкова
вспоминала, что уже до пятнадцатилетнего
возраста она прочла сочинения Вольтера,
Монтескье, Гельвеция. Русские вельможи
за границей посещали французских философов
и даже предлагали им свои поместья
в России (графы Орловы и К. Г. Разумовский).
Понятно, как увлекалась новыми идеями
русская молодежь, учившаяся за границей
Миллер издавал «Санкт-Петербургские
Ведомости», «Примечания» к ним, «Ежемесячные
сочинения». («лейпцигские студенты» Ушаков,
Радищев, Кутузов). Тамбовский помещик
Рахманинов переводил и печатал в своей
типографии сочинения Вольтера; переводы
и оригиналы французских просветителей
получили в России широкое распространение.
Издавались хрестоматийные сборники «Дух
Вольтера», «Дух Руссо», «Дух Гельвеция».
По Монтескье читались лекции в Московском
университете. Больше всего увлекались
Вольтером.
Значительную роль
в распространении идей французского
Просвещения в России сыграла
Екатерина II, почтительно называвшая
Вольтера «мой учитель». Императрицу
особо привлекала идея «просвещенного
абсолютизма», на роль монарха-просветителя
претендовала она сама.
Екатерина II пыталась
сделать реальностью российской
культуры философию и политику западного
Просвещения, но еще большее значение
она придавала педагогическим идеям
Монтеня, Локка, Руссо, других мыслителей.
Императрица с полным основанием
полагала, что эти идеи станут основой
создания нового типа россиян. Классом,
монополизировавшим новую культуру,
становится дворянство. Оно получает
права и привилегии, его просвещают,
в нем воспитывают особые нравственные
качества. Считая дворянской привилегией
«службу во славу самодержавного
правления», Екатерина II способствует
организации дворянского
Однако процесс
культурного развития имел и другой
итог: в то время, как одни представители
российского дворянства поддерживали
идеи и действия «просвещенной императрицы»,
другие поставили под сомнение политическую
реальную перспективу этих идей. К первым
принадлежали М. М. Щербатов, Д. И. Фонвизин,
Г. Р. Державин, ко вторым — Н. И. Новиков
и А. Н. Радищев. Каждый из названных вносит
особый, неповторимый вклад в духовную
культуру России, каждый стоит на позициях
просветительства и гуманизма. Но самый
яркий след в русской истории оставили
Н. И. Новиков и А. Н. Радищев.
Н. И. Новиков является
типичнейшим общественным деятелем,
стремившимся к общему благу, сознательным
и принципиальным защитником просвещения
масс, ценившим в литературе большую
нравственную силу, как немногие из
его современников. В конце шестидесятых
годов Новиков предпринимает
издание сатирического журнала
«Трутень», затем — «Живописец».
В журналистской деятельности1 он
проявил себя человеком большого общественного
долга, страстным «обличителем неправды»
в русской жизни. И в сатирических журналах,
которые Новиков издавал, он собирался
не только смешить, а стремился к созданию
такого общественного мнения, какого не
было до того времени в России. Оставив
сатиру, в которой стала дозволена лишь
«веселая и легкая критика», он принялся
за серьезный анализ общественных проблем.
В журнале «Живописец» Новиков публикует
отрывок из «Путешествия» — книги, которую
справедливо называют «самым сильным
выступлением в общей печати против крепостного
права до «Путешествия» Радищева» /12, с.69/.
С именем Н. И. Новикова
связано такое общественно- политическое
движение, как русское масонство1. Оно
проникает в Россию во второй половине
XVIII века. Нравственная философия масонства
с ее идеей самосовершенствования личности
через просвещение, «деятельное человеколюбие»
и общественная благотворительность привлекла
в ряды масонов часть передовой дворянской
интеллигенции, деятелей русской культуры
и общественной мысли. В семидесятых годах
активным деятелем ложи масонов стал
Н.И. Новиков. Вступив
в масонское общество, Н. И. Новиков
не отказался от просветительских идеалов.
«Знаменитое новиковское
Н. И. Новиков не мог
не видеть положительных сторон идеологии
масонства: признание человеческого
достоинства, проповедь взаимной любви
и помощи, всяческой терпимости —
религиозной, национальной, сословной,
побуждение к нравственному
Екатерина видела опасность
масонства, ее беспокоила деятельность
таких представителей российской культуры,
как Новиков. Исход был предрешен:
Шлиссельбургская крепость, из стен которой
Новиков вышел через 15 лет больным
и сломленным стариком.
А. Н. Радищев, сын
зажиточного помещика, в середине
шестидесятых годов был отправлен
на учебу в Германию. Он изучает
естествознание, медицину, занимается
литературой, философией и возвращается
в Россию «с большим запасом знаний
и навыками к систематическому мышлению»
/2, с.97/. Радищев знакомится с трудами
Лейбница, преклоняется перед Гердером,
увлекается французскими материалистами,
Локком и Пристли. Идеи «естественного
права» принимаются им безоговорочно.
«В человеке... никогда не иссякают права
природы», — говорит Радищев. Поэтому
для него «совершенное умерщвление
страстей уродливо», поэтому он горячо
протестует против всякого угнетения
«естества» /2, с. 102/. Взгляды Радищева
легли в основу его знаменитой
книги «Путешествие из Петербурга в
Москву» (1790). Все, что по крупицам, по
частям, в форме намеков и иносказаний
уже было в обличительных произведениях
русской литературы XVIII века, в «Путешествии»
соединено в одно; сказано прямо
и сильно. И в этом смысле книга
Радищева представляет собой свидетельство
зрелости русской мысли.
Крамольную книгу
уже через несколько дней после
издания доставили Екатерине II. Негодование
императрицы было огромным, и на
полях книги она написала о
Радищеве: «...Не любит царей и, где
может к ним убивать любовь
и почитание, тут жадно прицепляется
с редкой смелостью», «надежду полагает
на бунт от мужиков» /13, с.345/. Судьба «Путешествия»
и ее автора известна: книга была
изъята из обращения, автор отправлен
в сибирскую ссылку.
В ссылке Радищев
написал большой трактат «О человеке,
его смерти и бессмертии». Он не успел
его доработать, и это обстоятельство
в значительной степени объясняет
несколько презрительный отзыв
Пушкина о сочинении Радищева.
Пушкин был не прав; по словам русского
философа и историка русской культуры
Э. Л. Радлова, «книга производит впечатление
искреннего и добросовестного искания»
/14. с. 104/.
Н. А. Бердяев считает
Радищева родоначальником русской
интеллигенции уже потому, что
он во многом предвосхитил и определил
основные черты интеллигента в России.
«Когда Радищев в своем «Путешествии
из Петербурга в Москву» написал
слова: «Я взглянул окрест меня — душа
моя страданиями человечества уязвлена
стала», — русская интеллигенция родилась.
Радищев — самое замечательное явлении
России XVIII века. ...Он замечателен не оригинальностью
мысли, а оригинальностью своей чувствительности,
своим стремлением к правде, к справедливости,
к свободе. Он был тяжело ранен неправдой,
крепостного права, был первым его обличителем.
Он утверждал верховенство совести» /15,
с.66/.
Творчество Радищева
завершает XVIII век, который по праву
называют «освободительным» и «
Художественная культура
XVIII века
Семь столетий длилась
эпоха древнерусского искусства. Некоторые
элементы художественной культуры нового
времени проявляются уже в XVII
веке / 13/, но только начало восемнадцатого
столетия знаменует собой переход
к принципиально иному
Что определяло формирование
художественной культуры первых десятилетий
века? То же, что обусловливало развитие
философии, общественно-политической
мысли, науки и просвещения —
реформы Петра I. В начале XVIII века
художественная культура имела ценность
в первую очередь как одно из наиболее
действенных средств
Задуманный Петром
городской пейзаж — это Академия
с ее музеями и залами для собраний
и занятий, университет и другие
учебные заведения, библиотеки.
Подчеркнем еще
раз — художественная культура начала
века подчинена в первую очередь
политическим задачам. Но в русской
истории такое подчинение не было
новым. В чем же главное отличие
искусства XVIII века от древнерусского?
На основе каких идей формируется новая
художественная культура? Напомним, что
духовную культуру России XVIII века определяют
принципы закономерности и познаваемости
окружающего мира. Этим принципам подчиняется
и художественная культура. Прежде всего,
принцип познаваемости по-новому определяет
творческий процесс. Он начинает восприниматься
как явление, во многом закономерное и
подвластное логике. Укрепляется мысль
о возможности, и даже необходимости, заранее
представить себе конечный результат,
законченное произведение искусства.
Теперь художник идет «от замысла к произведению
через проектирование» (И. В. Рязанцев).
В архитектуре уже не могут обойтись без
чертежа и модели, выполненной в масштабе.
Без проекта (эскиза) не работают и скульпторы,
и живописцы. В изобразительное искусство
приходит новый мир образов и сюжетов.
Они черпаются теперь из окружающей действительности.
Художники и зрители познают всемирную
и отечественную историю, античную мифологию.
Этим материалом пользуются, чтобы передать
идеи и содержание русской действительности.
Идею важности обращения «свободных искусств»
к отечественной истории выразил М. В.
Ломоносов в «Слове благодарственном
на освящении Академии Художеств». Он
последовательно и четко определил основные
задачи скульпторов и живописцев «...представлять
виды героев и героинь в благодарность
заслуг их к Отечеству», «показать древнюю
славу праотцев наших», видеть в собственной
истории стимул для совершенствования
искусства.
Окружающая действительность
многогранна, это не только история,
но и конкретный человек, и окружающая
его природа. Все достойно художественного
воплощения, а это значит, что
необходимо добиться «правдоподобия»,
«похожести» изображения. Для того
чтобы осуществить это, нужно
уметь передавать пространство, расстояние,
объемы предметов, изображать конкретный
материал — металл или мех, ткань
или стекло, показать особенности
поверхности лица и рук, блеск
глаз, мягкость или жесткость волос.
Другими словами, в изображении
требуется реализм. Всему этому
надо учиться. И русские архитекторы,
скульпторы, живописцы учились в
зарубежных поездках, у приглашенных
в Россию европейских мастеров и
в утвержденной в 1724 году Академии наук
с художественным отделением.