Культурная политика Елизаветы Тюдор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 10:15, курсовая работа

Краткое описание

Выдающееся положение истории в культуре английского Возрождения было обусловлено определенной фазой процесса формирования национального самосознания широчайших масс народа. Хотя этот процесс благодаря стечению ряда обстоятельств начался в Англии сравнительно рано, чему в немалой степени содействовало соперничество со времени Генриха II Плантагенета двух корон — английской и французской, столкновения с Шотландией, экспансия в Ирландию и др., завершился он, по сути, только в XVI в. Этот факт нашел разностороннее отражение — и в создании мифа о национально-британском характере правящей династии Тюдоров, и в успехе дела церковной реформации, хотя и начатой королем, но поддержанной большинством населения страны, в глазах которого папство уже давно олицетворяло чуждую, иноземную власть, к тому же выкачивавшую из страны немалые средства, и в торжестве английского языка не только над латынью — в богослужении, но и над французским в королевской канцелярии, в обиходе придворных и в аристократических кругах.

Содержание

Глава 1- Основные направления внутренней и внешней политики............ 3
1.1. Внешняя политика Елизаветы ............................................................. 3
1.2. Внутренняя политика Елизаветы ........................................................ 7
Глава 2 - Драматургия...................................................................................... 9
2.1. Кристофер Марло...................................................................................... 9
2.2. Роберт Грин................................................................................................ 15
2.3. Томас Кид.................................................................................................. 19
Глава 3 - Роль театра в общественной жизни Англии того времени. У. Шекспир........................................................................................................... 20
Заключение....................................................................................................... 25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая про Тюдор 2.docx

— 197.42 Кб (Скачать файл)

Марло продолжил исследование этой темы в пьесе 1592 г., в основу которой взял сюжет из национальной истории, описанный в хронике Холиншеда «Эдуард II». Находящийся на троне король Эдуард II, пользуясь своей властью, приближает к себе многочисленных фаворитов и осознает свою ничтожность лишь после того, как оказывается свергнутым с престола своим политическим противником Мортимером-младшим, который на словах действует во благо Англии, но, вступив на трон, оборачивается тираном и тоже свергнут с престола.

Через все произведения Марло проходит мотив судьбы, неподвластной рассудку, но тесно связанной с человеческими страстями. Эту же тему Марло старался развить в поэме «Геро и Леандр» — о богине, увлеченной пастухом. Когда две части поэмы были уже написаны, в Лондоне прошли волнения подмастерьев. В поисках прокламаций полиция учинила обыск в доме драматурга Роберта Кида, у которого была найдена рукопись с вольными высказываниями. Арестованный Кид сказал, что трактат был собственностью Марло. Последний вынужден был дать подписку о невыезде из Лондона, но из-за вспышки чумы отправлен в Дептфорд в трех милях от Лондона, где был убит 30 мая 1593 г. во время драки в таверне тремя людьми круга Уолсингема, который, видимо, предвидя арест Марло, боялся его показаний об известных ему фактах деятельности тайной полиции.

Похоронен Марло был на следующий же день на кладбище Дептфорда.

 

2.2 Роберт Грин

 Роберт Грин (июль 1558, Норич — 3.09.1592, Лондон) — видный английский драматург елизаветинской эпохи, современник У. Шекспира.

Грин получил университетское  образование в Кембридже (возможно, частично и в Оксфорде), что позволяет  отнести его к кругу т. н. «университетских умов» — создателей ученой драмы в Англии непосредственно перед возникновением феномена Шекспира и во многом его подготовивших, а также продолжавших эту традицию драматургов во времена Шекспира и позже (Дж. Лили, Дж. Пиль, К. Марло, Б. Джонсон и др.).

Расширению кругозора Грина  способствовало его пребывание за границей (можно сравнить с Шекспиром: тот  никогда не выезжал за пределы  Англии и сведения о других странах  черпал из книг и устных источников).

В 1579 г. Грину была присвоена степень  магистра искусств, он переехал в Лондон, начал литературную деятельность. Он написал пасторальные романы «Пандосто» (1588), «Менафон» (1589), отмеченные изысканным стилем и принесшие автору славу, но не деньги. Очевидно, поэтому Грин постепенно отошел от написания прозаических произведений (иногда публикуя памфлеты, например «Разоблачение уловок, применяемых ловцами простаков», 1591) и обратился к драматургии, что способствовало высшему взлету его литературной карьеры, принесло материальное благополучие. Объем написанного Р. Грином достаточно велик (в наиболее полном собрании его сочинений, выпущенном в 1881–1887 гг., насчитывается 15 томов, но ряд текстов в него не вошел и был опубликован позже). Конец жизни Грина был печальным: достаток сменился нищетой, потерей друзей, одиночеством.

Неизвестна датировка драм Роберта  Грина, поэтому его произведения для театра группируются по некоторым (иногда несколько неубедительным) признакам текста и по жанрам.

Наиболее известна и исследована  комедия Грина «Векфильдский полевой сторож», в основу которой был положен сюжет популярной в народе “History of George-a-Greene”, основанной на предании и песнях, посвященных Джорджу Грину — почти столь же почитаемому в народной среде, как Робин Гуд. События комедии относятся к XIV веку, когда против короля Эдуарда III выступили мятежные лорды во главе с графом Кендалом. Йомен (свободный мелкий землевладелец) Джордж Грин завлекает мятежников в ловушку в лесу, затем передает пленников королевским войскам. Король хочет возвести его в рыцари, но Грин отказывается. В пьесе есть несколько дополнительных сюжетных линий (любовь Грина к Беттрис, которая вынуждена бежать из родительского дома, любовь шотландского короля Иакова, одного из предводителей мятежников, к Джен Варлей, возникает и линия Робин Гуда и др.). В комедии проза в диалогах перемежается со стихотворным текстом, причем стихами говорит не только король, но и простолюдин Джордж Грин, переход от прозы к стихам нередко не мотивирован, но в целом можно отметить: стихи выделяют наиболее ответственные места текста, в которых подчеркнуты центральные идеи произведения (что напоминает сочетание прозы и стихов в ирландском героическом эпосе).

Традиционно комедия датируется 1592 г., т. е. рассматривается как итог драматургической деятельности Р. Грина (она была издана посмертно и анонимно в 1599 г.). Если это так, переплетение стихов и прозы не является инновацией Р. Грина, как и ряд других особенностей формы (например, соединение трагического и комического), которые прежде выхода этой пьесы появились не только у «университетских умов», но и у раннего Шекспира.

Значимость комедии Р. Грина  видится не во введении в оборот неких инноваций в плане организации  текста драмы, а в образной силе самой  этой драмы. В произведении Р. Грина впервые образ простолюдина предстал в героическом освещении, что делает ее одним из первых образцов народно-героической драмы в ее «пра-форме».

 Среди других пьес Р. Грина  — «Альфонс, король Арагонский» ( 1588), в которой находят связь с драматургией К. Марло, «Монах Бэкон и монах Бэнгэй» (1590), «Шотландская история короля Якова IV» (1591, опубл. 1598), отмеченные большей простотой. Значит ли это, что Грин шел по направлению к простоте драматической формы, сказать трудно, так как датировка пьес может подвергаться сомнению. Р. Грин написал пьесы «Зерцало для Лондона и Англии» (1590) и «История Неистового Орландо» (1590) по мотивам поэмы Л. Ариосто «Неистовый Роланд», эти пьесы имеют признаки жанра сатирической комедии.

Взаимоотношения Р. Грина с У. Шекспиром  восстанавливаются из единственного  источника — предсмертного памфлета Р. Грина «На грош ума, купленного за миллион раскаяний» (1592). Имя Шекспира не называется, но Грин на него намекает, называя «потрясателем сцены» (Shakespeare — переводится: потрясаталь копья), и клеймит новичка, уже составляющего конкуренцию другим драматургам, такими словами: «Эта выскочка-ворона, украсившая себя надерганными у нас перьями, человек, который считает, что он способен писать таким же возвышенным белым стихом, как и лучшие из вас; а то, что он является безусловным Johannes Factotum [мастер-на-все-руки], питает в нем тщеславие».

Знал ли Шекспир это негативное высказывание о нем Р. Грина? Довольно трудно представить, что не знал: оно было и опубликовано, и, очевидно, обсуждалось в театральных кругах, в те времена необычайно узких, где все друг друга знали. Тем не менее Шекспир читал Грина, а в конце своего творческого пути, когда он искал сюжет для очередной пьесы, во многом поворотной для него, он нашел его в романе Р. Грина «Пандосто» — это был сюжет шекспировской «Зимней сказки». Считается, что и в других поздних пьесах Шекспира («Перикл», «Цимбелин»,«Буря») можно увидеть влияние Р. Грина. Есть и предположение, что сам Р. Грин послужил для Шекспира прообразом его Фальстафа. Таковы контуры диалектики их взаимоотношений и взаимоотражений.

2.3 Томас Кид

КИД, ТОМАС (1558–1594), английский драматург. Родился в Лондоне, крещен 6 ноября 1558; с 1565 учился в Мерчант-Тэйлорз-скул. Дальнейшая его биография восстанавливается лишь фрагментарно. Завершив учебу, он, по-видимому, пошел по стопам отца, служившего нотариусом. В 1580-е годы начал переводить пьесы и писать собственные. В 1587–1593 состоял на службе у некоего аристократа, в 1591 снимал квартиру на паях с К.Марло. Двумя годами позднее знакомство с Марло обернулось для Кида серьезными неприятностями. По подозрению в антигосударственной деятельности, к которому затем добавилось обвинение в атеизме, Кид был арестован и подвергнут пыткам. Вскоре он вышел на свободу, но, лишившись состояния и сломленный духовно, прожил после этого не более года.

Большая часть сочинений Кида утрачена или не поддается атрибуции. В числе сохранившегося: перевод из Т.Тассо Философия домохозяина (1588), памфлет Убийство Джона Бруэна (1592) и трагедия Корнелия (1594) – перевод французского подражания Сенеке, написанного Р.Гарнье (1534/1544–1590). Единственная пьеса бесспорно принадлежит Киду –Испанская трагедия .Ее постановка в 1585 оказала огромное влияние на театр елизаветинской эпохи. Возможно, Испанская трагедия была известна и молодому Шекспиру; некоторыми особенностями сюжета, а также безумием героя пьеса Кида напоминает Гамлета. Есть основания приписывать Киду авторство трагедии Солиман и Персида и популярной в свое время, но впоследствии утраченной пьесы о Гамлете, ставшей основой шедевра Шекспира. Хотя своей славой Кид обязан всего лишь одной пьесе, его вклад в елизаветинскую драму неоценим. Преодолев искусственность, свойственную подражавшей Сенеке драматургии того времени, Кид обогатил драматический конфликт, добился органичности сюжетного построения и расширил репертуар сценических приемов для выражения трагического.

Глава 3 - Роль театра в общественной жизни Англии того времени. У. Шекспир

Творческая деятельность Уильяма  Шекспира, длившаяся последнее десятилетие XVI века и первое десятилетие XVII века, относится к эпохе позднего английского  Возрождения. В это время Англия, достигшая внушительного политического  могущества, остро переживала кризис перехода от феодальных общественных отношений к буржуазным. Социальная жизнь отличалась чрезвычайной насыщенностью. В крупных городах театр имел большое значение.

Актерские коллективы (труппы) существовали в Англии издавна, но только с 70-х  годов XVI века складывается профессиональный народный театр, имеющий постоянные помещения. Вначале деятельность таких  театров была ориентирована на узкий круг зрителей: монархов и влиятельных вельмож. Но во второй половине XVI века количество народных театров значительно увеличивается.

Первое в Англии помещение, предназначенное  специально для театра, было сооружено  близ Лондона в 1576 году плотником  Д. Бербеджем, который и руководил труппой на протяжении следующих двадцати лет. 
Помещение было овальным, состояло из разделенных перегородками галерей для зрителей и сцены. В галереях, которые вместе образовывали так называемый партер, все места были стоячими. Сцена тоже сильно отличалась от современной: просцениум, узкий выступ сцены, далеко врезался в партер. Занавеса не было, пологом прикрывалась лишь ниша позади сцены. Сзади над сценой находилась галерея, игравшая роль возвышенного места в представлениях.

Декорации носили условный характер: например, лес обозначался несколькими  деревьями в кадках и т. п. Но зато очень тщательно подбирались  костюмы для актеров. Крыши театр  не имел, поэтому спектакли давались в светлое время суток, чаще всего  в послеобеденные часы. В этом театре выступал Шекспир.

После смерти Бербеджа, его сыновья построили за Лондоном новое здание, которое в основном повторяло конструкцию своего предшественника. Театр назывался «Глобус», и слава о нем дошла до наших дней (он упоминается в пьесе Шекспира «Гамлет»). В «Глобусе» Шекспир поставил большинство своих пьес.

Театральные труппы обычно насчитывали  не более 12-15 человек, что объяснялось  недостатком денег. Иногда одному исполнителю  приходилось играть две или даже три роли. Женские роли исполнялись  юношами, и лишь в 1660 году в роли Дездемоны  впервые выступила женщина. 
Публика, посещавшая театр, была очень разнообразной. Это были не только дворяне, но и торговцы, приказчики, трактирщики, которым приходилось стоять в партере, так как места там стоили дешево. Богатые зрители располагались в ложах.

Судя по сохранившимся историческим сведениям, публика очень живо откликалась  на события, происходившие на сцене. Сюжеты пьес часто заимствовались у  итальянских новеллистов, английских историков, античных драматургов, но трактовались в соответствии с политическими  интересами и вкусами публики, занимавшей партер.

Народный театр быстро и остро  реагировал на важнейшие события  общественной жизни. Английская драма  того времени наряду с другими  ролями выполняла роль современной газеты. В дни спектаклей города становились очень оживленными.

Отношение к театрам со стороны  церкви было резко отрицательным, со стороны правительства - двояким. Королева Елизавета содействовала развитию общедоступных профессиональных театров, часто сама посещала представления. В то же время актерам, не заручившимся покровительством знатных лиц, грозили  суровые репрессии. Кроме того, лондонские театры должны были располагаться не ближе трех миль от столицы, а все  новые пьесы подвергались цензурному контролю.

В эпоху Возрождения в Англии широкое распространение получила драматическая литература, что было связано с развитием в то время  театральных зрелищ. Театр в Англии имел свои характерные особенности, отличающие его от театра других стран. Его развитие носило здесь более  последовательный характер. Так, в Италии и Франции драматургия стремилась в первую очередь освободиться от религиозной тематики. Английский же театр содержал в себе значительные элементы религиозно-общественной борьбы. Хотя и здесь уже религиозные  действия нередко превращались в  бытовые картины современности. Пьесы все чаще носили назидательный  характер, авторы стремились создавать  яркие образы, являющиеся олицетворением несомненной добродетели или  же, наоборот, безусловных пороков. Таким образом, традиции средних  веков в Англии не уничтожились, но подверглись расширению и углублению. От средневековых сценических постановок здесь сохранились, например, смешение трагического и комического, деление произведения на отдельные самостоятельные эпизоды, массовые сцены, параллельные действия и другие особенности. Кроме того, драматическое искусство подвергалось влиянию античной и гуманистической драматургии. Большую роль в развитии драматического искусства играл и национальный подъем, обеспечивший распространение национальных традиций на сцене. В результате возникло своеобразное сочетание противоположных направлений, что является одной из важнейших особенностей английского театра эпохи Возрождения.

Английская драма этого времени  характеризуется разнообразием  жанров, высоким мастерством техники, богатой идейной содержательностью. Здесь также отмечается богатство  фантазии, стремительность действия, насыщенность образов, сила страстей и  волевого напряжения действующих лиц. Находят отражение в театре и  различные эпохи, народы, национальные слои. Развитию всех этих черт способствовали многие выдающиеся драматурги. Однако во главе всех стоит, конечно же, Уильям Шекспир, который внес неоценимый вклад в преобразование английского  театра. Он необычайно углубил все  то, что воспринял от своих предшественников, нашел обобщенное и гармоничное  выражение всех чувств, мыслей и  проблем, волновавших людей в  те времена. Он изобразил расцвет  человеческой личности и богатство  жизни во всем изобилии форм и красок, и, кроме того, привел все это к  единству и закономерности.

Информация о работе Культурная политика Елизаветы Тюдор