Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 11:18, реферат
Что же сегодня мы знаем о русских купцах? Увы, немного: в литературе и искусстве бытует образ бесшабашного ухаря и гуляки, чей девиз: «наживем - проживем!» Но кто же тогда поднимал экономику Руси-России после разорительных войн и смут? Кто сделал страну мощным экспортером мехов и хлеба, оружия и самоцветов? Как видим, актуальности выбранной темы сомнений не вызывает. Цель данной работы – изучение жизни русского купечества с разных сторон. Анализ литературы о русском купечестве.
Введение…………………………………………………………………………3
ГЛ I.КУПЕЧЕСТВО КАК ПРИВЕЛЕГИРОВАННОЕ СОСЛОВИЕ………6
ГЛ II. КУЛЬТУРА И БЫТ РУССКОГО КУПЕЧЕСТВА РАЗНЫХ ГОРОДОВ…………………………………………………………..…………13
2.1 Московское купечество XVIII-XIX вв.……………………………………13
2.2 Ставропольское купечество………………………………………………20
2.3Сибирские купцы…………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………….27
Список используемой литературы……………………………………………28
Таким образом, само «высшее» купечество в образе жизни отличалось от своих «коллег» по сословию.
Повседневная
сторона жизни купечества была схожа
с другими сословиями. Весело среди
купеческого населения
Из материалов, хранящихся в областном архиве, в фонде И. В. Гладкова, можно видеть, что в праздничные дни купцы посылали друг другу и знакомым свои поздравления, приглашения на обеды, бракосочетания. Часты были приглашения на отпевания своих родных, а затем на их помины в дома.
Дома, в которых жили купцы, были разные. Представители первых двух гильдий имели, как правило, каменные, чаще всего, двухэтажные особняки, находившиеся часто на главных городских улицах. При этом они владели и домами не столь крупными, которые могли располагаться в других частях города. Преобладали здания деревянные на каменном фундаменте. Таковые же были и у мещан, чиновников и других жителей.
По смерти, лица купеческого звания, как и все, отпевались в своих приходских церквях и погребались, как правило, на ближайшем от дома городском кладбище. Некоторые устраивали себе и родным фамильные склепы. Памятники купцам, как правило, отличались величественностью (при наличии необходимых средств), делались чаще всего из пород мрамора и гранита.
Глава 2. Культура и быт купечества разных городов.
1. Московское купечество XVIII-XIX вв.
Еще в годы царствования
царя Алексея Михайловича Романова,
шведский дипломат Иоганн Филипп Кильбургер,
побывав в Москве, писал в своей
книге «Краткое известие о русской
торговле, каким образом оная производилась
чрез всю Руссию в 1674 году», что все
москвичи «от самого знатного до самого
простого любят купечество, что есть
причиной того, что в городе Москве
помещается больше торговых лавок, чем
в Амстердаме или хотя бы ином целом
княжестве» [4]. Но тут следует сказать,
что в XVII-XVIII веках понятие «купечество»
не представляло еще определенной категории
населения. Оно характеризовало
вид деятельности. С 40-х годов XVIII
века понятие купечества охватило все
посадское население
История собственно московского
купечества началась в XVII веке, когда
торговое сословие из разряда тяглых
людей выделилось в особую группу
городских или посадских людей,
которая в свою очередь стала
разделяться на гостей, гостиную и
суконную согни и слободы. Самое
высшее и почетное место в этой
торговой иерархии принадлежало гостям
(их в XVII веке было не более 30 человек).
Звание это купцы получали лично
от царя, и удостаивались его только
самые крупные предприниматели,
с торговым оборотом не меньше 20 тысяч
в год, что являлось огромной по тем
временам суммой. Гости были приближены
к царю, освобождались от уплаты
пошлин, вносимых купцами рангом пониже,
занимали высшие финансовые должности,
а также имели право покупать
в свое владение вотчины. Если говорить
о членах гостиной и суконной сотен,
то в XVII веке их было около 400 человек. Они
пользовались также большими привилегиями,
занимали видное место в финансовой
иерархии, но уступали гостям в «чести».
Гостиные и суконные сотни имели
самоуправление, их общие дела вершили
выборные головы и старшины. Наконец
Низший разряд московского купечества
представляли жители черных сотен и
слобод. Это были преимущественно
ремесленные самоуправляемые
Московское купечество впервые
заявило о себе как о реальной
экономической силе в 1812 г.: на нужды
ополчения им была выделена равная
с дворянством сумма 500 тысяч рублей.
Тогда российское предпринимательское
сословие было совершенно пассивно в
политическом плане. Но уже через
полвека картина стала
Приведенная цитата наглядно показывает, в какую историческую эпоху купечество выдвинулось в Москве на первый план. Это время характеризует деятельность, а традиционное дворянство не способно было перестроиться, почему постепенно и уступило свои позиции новой силе. Представители крупного оптового торгового капитала, потомки старого «российского купечества» - откупщиков, оптовых торговцев хлебом, кожей, щетиной, мануфактурой, крупных «меховщиков» Сибири и пр., - которые ещё в первой половине XIX в. ходили «в миллионщиках», зачастую бывали малограмотны. Культурный уровень массы московской буржуазии того времени был не высок. Все интересы личной, общественной и политической жизни средней и мелкой буржуазии замыкались между лавкой и складом в «рядах» или в «зарядье», трактиром, биржей, поездками за товаром в Нижний, семейным «благолепием» «Домостроя» в замоскворецких особняках, молебнами у «Иверской», постами и «разговеньями».
Московское купечество, даже крупное, часто ютилось в плохих домишках в Замоскворечье, на Таганке. Накопление капиталов и громадных прибылей обгоняло рост культуры и культурных потребностей. Богатства растрачивались на самые дикие, некультурные выходки. Откупщик Кокорев купил у разорившегося князя дом и поставил около него на улице серебряные фонари, а дворецким сделал обедневшего севастопольского генерала. Один из владельцев фабрики Малютиных прокутил в Париже за один год свыше миллиона рублей и довёл фабрику до разорения.
Развитие капитализма, деловая
горячка 60-70-х годов и особенно
промышленный подъём 90-х годов сильно
отразились не только на экономике
Москвы, но и на её быте и даже на
внешнем облике города. Дворянство
окончательно сдаёт свои позиции
купечеству и «Москва дворянская»
первой половины XIX в. превращается к
концу его полностью в «Москву
торгово-промышленную». Старинные дворянские
особняки скупаются купечеством, уничтожаются
и застраиваются доходными
Идеализировать купечество,
конечно же, было бы неправильно. Первоначальный
капитал ими создавался методами
далеко не всегда безупречными и с
нравственной точки зрения многие родоначальники
купеческих династий были весьма непривлекательны.
Однако русский купец, будучи способен
грешить, умел и каяться. «Даже в
среде крупной буржуазии, среди
богатых промышленников и купцов,
были настроения, показывающие, что
они как бы стыдятся своего богатства,
и уж конечно сочли бы кощунственным
называть право собственности «
Купеческие семьи —
семьи патриархального типа, с
большим количеством детей. Купеческая
семья к тому же была ещё и формой
купеческой компании, семейным предприятием.
Некоторые из них стали крупнейшими
в России компаниями. После смерти
мужа купчихи зачастую продолжали торговую
деятельность мужа, несмотря на наличие
взрослых сыновей. Дочери купцов в браке
могли получать купеческое свидетельство
на своё имя, и самостоятельно вели
свои дела, и даже заключали сделки
с собственным мужем. Разводы
были крайне редкими. Разрешение на развод
выдавал Святейший Синод. Дети с
раннего возраста начинали трудовую
деятельность. С 15-16 лет выезжали в
другие города для совершения сделок,
работали в лавках, вели конторские
книги и т.д. Многие купеческие семьи
имели «воспитанников» —
Многие основатели купеческих
династий в XVIII веке - начале XIX века были
неграмотными. Например, в Красноярске
в 1816 году 20 % купцов были не грамотными.
Уровень неграмотности среди
женщин-купчих был выше, чем у
мужчин. Торговля требовала простейших
познаний в арифметике. Документы
составляли грамотные родственники,
или приказчики. Дети этих основателей
династий получили домашнее образование
— к 1877 году из 25 потомственных почетных
граждан Красноярска 68,0 % получили домашнее
образование. Однако с 90-х годов культурный
уровень значительно возрос. Стали
исчезать устои патриархальщины
и дикости. Образование, в особенности
специальное, уже стало находить
полное признание в среде средней
и мелкой буржуазии, как верное средство
хорошо поставить своё промышленное
и торговое дело. Верхушка московского
именитого купечества и крупной
промышленной буржуазии вместо прежней
малограмотности основателей
Внуки купцов уже учились
в университетах, иногда и заграничных.
Так В.А.Баландина — внучка сибирского
золотопромышленника Аверкия
Поскольку Москва была крупнейшим
центром купечества, деятельность купеческих
династий здесь была особенно заметна.
«Широкая благотворительность, коллекционирование
и поддержка всякого рода культурных
начинаний были особенностью русской
торгово-промышленной среды» — писал
летописец московского
В XIX веке российское купечество свою благотворительную деятельность значительно расширило. Это делалось как для получения почётного гражданства, медалей, так и с религиозными, и иными — не меркантильными целями. Средства вкладывались не только в образование, сиропитательные заведения, церковь, но и научные экспедиции.
Известный писатель И.С. Шмелев, также происходивший из купеческой среды, вспоминая подобные деяния своего сословия, писал: «И это — «темное царство»? Нет, это — свет из сердца» [6].
Так выглядело московское купечество в XVIII-XIX в. Мы видим, что практически однородное в начале прошлого столетия, экономически слабое и политически пассивное, к концу века оно значительно преобразилось. Его представители вышли на ведущие роли в общественной жизни, потеснив косное дворянство, прославили свое имя на почве благотворительности и меценатства. Однако, несмотря на внешние изменения, в основе деятельности московского купечества лежала все та же этика «русского хозяина» и религиозность, что и столетия до этого.
2.2 Ставропольское купечество
Первое упоминание о ставропольских купцах встречается уже в 1737 году. На плане крепости были выделены дома для расселения купцов. Благодаря настойчивым просьбам В.Н.Татищева, желающие торговать здесь получали права на беспошлинную торговлю. Такая привилегия возымела свое действие. Уже через 3 года после выхода указа о строительстве Ставрополя, в 1740 году, в городе возникла купеческая слобода, состоявшая из 20-ти купеческих домов. В 1744 году гражданское население города составляло всего 300 человек, из них 127 – купцы. Была целая купеческая слобода. Ставропольские купцы в 18 веке торговали платками и тканями, а также съестными припасами – рыбой, салом, арбузами.
Наибольшим размахом в Ставрополе и уезде отличался купец Н.А. Климушин. Он имел 58 торговых заведений – 2 в Ставрополе, 1 – в Мелекессе, остальные – в крупных волостных селах. Профиль его торговли – бакалея и мануфактура, в том числе меха и канцтовары. Купец имел 16 приказчиков, объем оборота составил 420 тысяч рублей с прибылью 21 тысяча рублей (так было заявлено в налоговом присутствии). Имел в Ставрополе 8 домов[5].
Многие ставропольские
купцы нажили капитал на торговле
зерном. Скупая хлеб по одной цене, они
хранили его всю зиму, а весной
вывозили в Рыбинск и в Москву.
В 1900 году из Ставрополя был вывезен
1 миллион пудов зерна. Богатейшим
хлеботорговцем был Иван Александрович
Дудкин. Он основал семейный торговый
дом «Дудкин И.А. с сыновьями».
Семья владела несколькими