Курс лекций по "Отечественной истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 00:45, лекция

Краткое описание

История (от греч. historia — рассказ о прошедшем, об узнанном) рассмат¬ривается в двух значениях: во-первых, как процесс развития природы и чело¬вечества, и, во-вторых, как система наук, изучающих прошлое природы и об¬щества. Историческая наука пытается дать целостное видение исто¬рического процесса в единстве всех его характеристик. История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупностью обществен¬ных наук с привлечением данных естественных и технических наук.

Вложенные файлы: 1 файл

Курс Лекций Отечественная История.doc

— 369.50 Кб (Скачать файл)

2) методы, основывающиеся  на выявлении закономерностей  исторического процесса: сравнительно-исторический, ретроспективный (метод исторического моделирования), структурно-системный.

Сравнительно-исторический метод имеет целью установить общие тенденции, присущие сходным процессам, определить произошедшие изменения, выявить пути общественного развития. Ретроспективный позволяет восстановить процесс по выявленным его типическим свойствам и показать закономерности его развития. Структурно-системный устанавливает единство событий и явлений в общественно-историческом развитии, на основании чего выделяются качественно различные социальные, экономические, политические, культурологические системы общественного устройства в определенных хронологических рамках.

 

 

 

Лекция 2.1. Первобытность и археологические культуры России.

    1. Проблемы антропогенеза и антропосоциогенеза.
    2. Периодизация первобытности

 

1)  Существуют  две основные точки зрения на проблемы *антропогенеза (происхождение физического типа человека) и  *антропосоциогенеза (формирование человека как общественного существа, создающего культурные ценности). Первая – религиозная, В Библии отмечается, что сотворение физического типа человека был скорый, одноразовый, но затем был продолжительный период социологизации человека. Вторая  - научная, материалистическая. Здесь отмечается, что длительными, эволюционными были оба  процесса формирования человека.

Ещё ученые Древности указывали  на примитивность строения тела  пралюдей, костные останки которых  обнаруживались в то время. В 18 в. шведский учёный К.Линней в своей классификации  животного мира отнёс человека и  обезьяну к одному виду – приматам. Но человек получил название – Homo sapiens – умелый. В середине 19 в. Ч.Дарвин обосновал теорию эволюции человека на основе естественного отбора (приспособления к окружающей среде). Ф.Энгельс обосновывал положение о том, что «труд создал человека», то есть в процессе изготовления орудий труда и социальной коммуникации сформировался современный тип человека.

Целенаправленные археологические  раскопки обнаружили несколько типов  *архантропов – древнейших человекоподобных существ. А вершиной эволюции был  признан кроманьонец или Homo sapiens, возникший около 40 тыс. лет назад. На основании подобных открытий возникла версия о том, что около 30 млн. лет назад появились первые человекоподобные обезьяны (антропоиды, приматы).  В ходе их эволюционного развития, около 3 млн. лет возник отряд гоминид – существ, умевших пользоваться, а затем изготовлять орудия труда, и обладавших навыками прямохождения (австралопитек). Затем возникли более совершенные виды архантропа: питекантроп (!- 0,25 млн. лет назад), неандерталец (0,25 – 0,04 млн. лет), и наконец – кроманьонец (неоантроп). Однако четкой, признанной всеми учеными, генеалогии- эволюционного пути развития – не существует. Более того, современные генетические исследования указали на отсутствие видовой преемственности современного человека и древнейших архантропов.

Многие учёные считают важным учитывать  внешние факторы, которые могли  повлиять на антропогенез. Например, астрофизический, это смещение магнитного полюса Земли (геомагнитная инверсия) в результате чего произошло глобальное изменение климата и животного мира планеты. Другая гипотеза – радиоактивное воздействие на группы человекоподобных обезьян в районе Восточной Африки из-за тектонических процессов, что привело к мутации приматов. Ослабленный в физическом отношении примат начал развивать иные приспособительные механизмы для выживания в окружающем мире, это привело к случайному, а затем – к целенаправленному использованию орудий труда. Поиск таких факторов может привести к обоснованию, в конечном итоге, как Библейской версии антропогенеза, так и теорий Дарвина и Энгельса.

Археологическое изучение первобытности  обосновало ещё одно важнейшее положение  – непрерывность прогрессивного совершенствования орудий труда. На основании этого возникла основная теория периодизации первобытности. Вкаменом веке выделяется три эпохи:  *палеолит (древний камень) – до 12 тыс. лет назад,   *мезолит (средний камень) – до 9 тыс. лет,   *неолит (новый камень) – до 6 тыс. лет назад. Эпохи разделяются на периоды и на «культуры», характеризующиеся единообразным комплексом артефактов. Например,  «шельская культура»- около г. Шель в северной Франции,  «Костёнки» - от названия посёлка в Украине, «культура срубных захоронений» и др. На территории бывшего СССР исследовано около 70 стоянок нижнего и среднего палеолита и около 300 стоянок верхнего палеолита – от р.Прут на западе до Чукотки на северо-востоке.

В нашем регионе каменные орудия труда, изготовленные неандертальцами, обнаружены у берегов Азовского  моря в Неклиновском районе (ст. Амвросиевка) и около х. Хрящи на Северском Донце. Древнейшие стоянки кроманьонцев обнаружены в около  с. Рожок в устье Миусского лимана. Стоянки неолита исследованы в районе Матвеева Кургана, Левенцовки и Константиновска.  Собирательство в этот период сменилось мотыженным земледелием, поэтому возникали постоянные поселения. Здесь строились каркасные хижины, обмазанные глиной. Из глины изготовляли керамическую посуду, ёмкости для хранения запасов зерна и т.п.

В период палеолита человек изготовлял первоначально грубые ручные рубила из кремня, которые являлись универсальными орудиями труда. Затем началось изготовление специализированный орудий – ножи, проколки, скребла, составные орудия, например, каменный топор и копьё. В мезолите преобладали микролиты – орудия труда из тонких каменных пластин, которые вставлялись в костяную или деревянную оправу. Тогда же были изобретены лук и стрелы. Неолит считается периодом первой технической революции – начался переход от потребляющего к производящему хозяйству. Земледелие и скотоводство потребовало создания принципиально новых орудий труда, это шлифованные инструменты из нефрита, сланца, шифера. Осваивалась техника пиления и сверления камня. Было изобретено керамическое производство и ткачество.

Другую систему периодизации, основанную на комплексной характеристике материальной и духовной культур, предложил в 70-е годы 19 в. Л.Морган. Эпоху первобытности он разделил на два периода – дикость (сопоставим с палеолитом и мезолитом) и варварство (сопоставим с неолитом), после которых начался период цивилизации (создание государств, металлургия и т.п.).

Однако следует учитывать отсутствие строгой синхронности в развитии этих периодов первобытности. Многие народы Севера нашей страны не преодолели каменный век до прихода русских  землепроходцев в 17 в., а южном полушарии планеты до сих пор существуют «застойные цивилизации» - племена, живущие по нормам первобытности.

Человек издревле считался стадным  животным или коллективистом. Уже  в палеолите создавались небольшие  группы людей – стада во главе  с вожаком. В позднем палеолите возникли крупные устойчивые коллективы – племена, разделявшиеся на парное число родов. В неолите возникла парная семья, и произошёл переход от матриархата к патриархату, мужчина как главный производитель материальных благ возглавил «ячейку общества».

В первобытности человек создавал не только практически необходимые  орудия труда, но и элементы духовной культуры, что также выделяло его  из «животного царства». Возникли различные  направления искусства – изготовление скульптур (пластика), наскальные рисунки, танцы, музыка, а также мифология и религиозные верования. Всё это свидетельствовало о развитии абстрактного мышления людей и их человеческих чувств.

Религиозные верования были свойственны  всем народам, начиная от 100 тыс. лет назад, - устраивались упорядоченные захоронения, рядом с усопшим клали орудия труда и запасы пищи – чтоб пригодились в «ином мире». Религия имела важнейшие гносеологические корни – она позволяла объяснить многие явления окружающего мира и состояния человека. По мнению Э.Тейлора первой религией был  *анимизм – вора в наличие души у всех существ и явлений природы. На этой основе возникли магические обряды «воздействия» на эти души. Затем возникли верования – тотемизм (представление о родоначальнике данного племени – животном, рыбе и т.п.) и фетишизм (культ неодушевленных предметов – талисманов). Возникли верования в сверхъестественную силу ушедших предков, культ матери-земли и др.

Постепенно первобытный человек  накапливал знания в области   *географии (топография места обитания),   *минералоги (породы и свойства камней),  *ботаники и зоологии (повадки зверей, их виды, отличия съедобных и ядовитых растений),  *физики (изготовление лука и стрел, копьеметалки, различные рычаги,  *химии (изготовление лекарств, красок, обработка шкур),  *медицины (лечение ран, вывихов) и др. Осваивались различные технологии обработки камня, кости, дерева.  Создавались простейшие транспортные средства (волокуши, плоты, вьюки). От использования пещер и гротов человек перешёл к строительству разнообразные конструкции жилищ –  хижины, землянки, срубы, иглу и т.п.

Поэтому не совсем верно определять период первобытности как «доисторию»  человечества, как эпоху застоя. Именно в первобытном обществе возникло множество явлений современной  жизни – жилища, одежда, земледелие, скотоводство, общественное разделение труда, брак и семья, нравственность и этикет, зачатки науки и искусства, религия. Эти достижения, при сравнении с уровнем интеллектуального развития человека каменного века, имели ни чуть не меньшее значение, чем современные научно-технические открытия. Именно в период первобытности был создан фундамент современной цивилизации – то есть запас знаний, практического опыта и психофизических достоинств человека.

 

 

Лекция 2.2. Древние цивилизации Востока и Античности.

    1. Особенности перехода от Первобытности к Цивилизации Древности.
    2. Цивилизации Востока – Междуречье, Египет и др.
    3. Античность – основа европейской цивилизации.

 

1)   Как отмечалось выше, по Л.Моргану, вслед за первобытными периодами дикости и варварства наступил период  *цивилизации или Древности, по иной системе периодизации. Основные его признаки: металлургия (бронзовая, потом железная), второе общественное разделение труда (выделение ремесленников), товарно-денежные отношения, возникновение городов и государств, патриархальное рабовладение, письменность, зачатки науки, религиозный политеизм, реалистическое искусство и т.д.  IY- Ш тысячелетия до н.э. - период  *ранней Древности (переход от родового строя к соседской общине, общинная собственность на землю, небольшие государства (номовые на Востоке, полисные – на Западе).  П-I тысячелетия до н.э. – *поздняя Древность (создание крупных государств – деспотия на Востоке, монархия или республика на Западе), частная собственность на землю и другие средства производства,  классическое рабство, религиозный монотеизм и т.д.

По теории К.Ясперса основные качественные перемены в обществе произошли между 800 и 200 гг. до н.э.,  это  - «осевое  время» - духовное и интеллектуальное пробуждение человечества. Но перешли этот рубеж не все цивилизации Древности, а лишь – Китай, Индия, Персия, Иудея, Греция, Рим, а остальные утратили своё могущество. Причины этого не ясны, но Ясперс видел в этом  повиденциалистские основания.

В Древности сформировались два основных типа общества:  *традиционное на Востоке, развивающееся эволюционно, использующему принцип: «власть – собственность»;  и  *индустриальное на Западе, в его основе 0 индивидуализм, частная собственность и принцип: «собственность – власть».

 

2)  На Востоке цивилизации начали складываться с IY т.л. до н.э. в наиболее плодородных долинах рек – Нил, Тигр и Евфрат, Инд и Ганг, Янцзы и Хуанхэ. Это позволяло вести экстенсивное земледелие, используя самые примитивные орудия труда. Однако при этом следовало осуществлять периодически крупные общественные работы по водозадержанию, строительству каналов, Поэтому здесь утвердился конформизм личности, устойчивость земельно-водной общины и формирование деспотического централизованного государства.

 Колыбелью мировой цивилизации принято считать Междуречье (Тигр и Евфрат). Сначала здесь сформировались небольшие государства – Шумер, Аккад, Урук и др. Во главе стоял правитель (энси, лугаль), обожествлявшийся народом. На раннем этапе сохранялось сильное местное самоуправление (общинное), народное ополчение как основа армии. В дальнейшем происходило укрепление централизованной власти: в 18 в. до н.э. сформировалось единое Вавилонское царство. Правитель – Хаммурапи утвердил единые законы (выбитые на каменных стелах), начал скупать общинные и частные земли, создал профессиональную армию и усилил чиновничий аппарат. Государство теперь могло использовать силу не только против других стран, но и против собственного народ. В 12 в. до н.э. Вавилон был завоеван соседней Ассирией, возрождался в виде Нововавилонского царства, но затем окончательно утратил свое былое могущество. Однако культурные и научные достижения этой цивилизации оказали огромное влияние на последующее развитие человечества.

Древнеегипетского государство возникло позднее, но здесь сразу сформировалось централизованная форма правления. Фараон считался богом в земном воплощении. Сакрализацию его личности осуществляли жрецы, хотя они как замкнутая каста нередко преследовала собственные интересы. Попытка фараона Эхнатона в ХIY в. до н.э. провести секуляризацию и подчинить себе жрецов окончилась провалом.  Образцом централизованного выполнения общественных работ стали египетские пирамиды, построенные за 2,5 тыс. лет до н.э. Египет подчинил себе многие народы Африки (Эфиопия, Нубия) и Азии (Палестина, Междуречье). Но и эта военная держава утратила своё могущество  не только в результате агрессии соседних народов (гиксосы, ассирийцы, персы), но и в результате сепаратизма местных чиновников (номархов) и народных восстаний. Определённое возрождение культурного величия Египта в более поздний период связано с развитием на его территории греко-римской античной цивилизации.

На территории Китая древнейшей культурой является Яншао, возникшая  в Y тысячелетии до н.э. Но первое раннерабовладельческое государство Шан-Инь возникли лишь в ХYI в. до н.э. В начале глава государства (Ван)  соединял в себе функции племенного вождя Ии верховного жреца. В дальнейшем здесь складывается типичная восточная деспотия с государственной собственностью на землю и подчинением общин  чиновничеству.  Достоинством этой системы являлось, то, что в Китае возникла гибкая система карьерного роста чиновников. Например, применялись экзамены на звание.  Серьезный вклад в разработку системы социальных отношений внёс Конфуций (550 – 480 гг. до н.э.). Государство уподоблялось большой семье, а император – его отцу. Но при этом допускалась возможность свержения правителя, если он не соответствовал своему призванию.

Информация о работе Курс лекций по "Отечественной истории"