Курс лекций по "Отечественной истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 00:45, лекция

Краткое описание

История (от греч. historia — рассказ о прошедшем, об узнанном) рассмат¬ривается в двух значениях: во-первых, как процесс развития природы и чело¬вечества, и, во-вторых, как система наук, изучающих прошлое природы и об¬щества. Историческая наука пытается дать целостное видение исто¬рического процесса в единстве всех его характеристик. История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупностью обществен¬ных наук с привлечением данных естественных и технических наук.

Вложенные файлы: 1 файл

Курс Лекций Отечественная История.doc

— 369.50 Кб (Скачать файл)

Особенно выделяется в истории  Китая период правления императора  Цинь Ши хуанди (221-207 гг. до н.э.  Разрабатывается единое законодательство, вводится единая система мер и весов, денежная единица, единообразное написание иероглифов. Для защиты страны от внешних врагов начинается строительство Великой  Китайской стены. Но это циклопическое сооружение привело лишь к  геноциду самого населения страны, и всеобщему восстанию. Но китайцы сумели преодолевать свои проблемы эволюционно. Возникшее в 206 г. до н.э. государство династии Хань сумело объединить страну, гуманизировать законодательство, разрешить демографические проблемы, доставшиеся от империи Цинь, что  обеспечило социально-экономическое развитие страны. Благодаря этому Китай сумел преодолеть полосу «осевого времени» и сохранил свое величие на долгие века.

 

3)    Античность (по греч. - древность) – это период расцвета цивилизаций Средиземноморского бассейна (Греции и Рима) в первом тысячелетии до н.э. Сложившиеся здесь элементы индустриальной цивилизации оказали решающее влияние на последующее формирование и развитие западноевропейского региона. Причины этого во многом основываются на природно-климатических условиях. С одной стороны, сказалась скудность естественных ресурсов – 4/5 территории Греции занято горами и не пригодно для земледелия. С другой стороны, - горы богаты полезными ископаемыми, что является основой для развития ремесел, а близость моря способствует развитию судоходства и международной торговли. Эти факторы способствовали развитию особого типа  личности европейцев – индивидуализм, чувство собственного достоинства, опора на частную собственность, активное участие в политической жизни страны. Античность утвердила основы республиканского строя, даже термины – демократия (греч. – власть народа) и республика (лат. – для народа) свидетельствуют об этом. Возникавшие здесь монархические режимы (Спарта и Рим императорского периода) обычно ограничивались народно представительными органами (народное собрание, сенат).

В период Античности сформировалось классическое рабство. Физический труд считался уделом невольников, и величайший мыслитель Древней Греции Аристотель теоретически обосновал необходимость этого для самих же рабов – «говорящих орудий труда». Но и рабовладельческая система обеспечила интенсивное развитие экономики региона. В Греции создавались крупные предприятия – эргастерии для изготовления, востребованных на рынке товаров. В Риме были разработаны самые передовые технологии строительства, судостроения, металлургии и т.п. Многие технологии Античности потом были утрачены,  и вновь изобретались в 19-20 вв.¸ например,  цемент и бетон.

Античная цивилизация активно  распространяла свои достижения среди  соседних народов. Делалось это не только путём мирного влияния.  Греки  заложили основы создания колониальных владений. Например, самое варварское торжище – Танаис снабжал метрополию зерном и рабами. А.Македонский в IY в до н.э. создал гигантскую империю на территории стран Востока, доказав многие преимущества западной цивилизации. Крупнейшую империю, включившую районы Европы, Азии и Африки, создал Рим. Однако влияние римлян основывалась не только на военной мощи, но и на умелом хозяйствовании, успешном разрешении местных межплеменных конфликтов. Не случайно один из главных храмов Рима (Пантеон) был построен в честь всех богов народов Римской империи.

Античная цивилизация тоже столкнулась  с проблемами сепаратизма, народных восстаний и агрессией соседних государств. Но не только это привело  к распаду и крушению государств европейской Древности. Возникали  внутренние проблемы социально-психологического характера, которые ослабляли, казалось бы, мощнейшие государства. Как отмечал К.Маркс: «римляне устали от порядка».

 

 

Лекция 3.1. Средневековые  цивилизации Y – ХY вв.

    1. Особенности западноевропейского Средневековья.
    2. Средневековье на Востоке – Византия и Арабский халифат.

 

 

1)    В первые века новой эры Римская цивилизация переживала серьёзный кризис. Возникло противостояние власти и общества. Жесткая регламентация всех сторон жизни, утверждение режима домината – абсолютная власть императора и лишение сената реальной власти. С другой стороны,  - рост сепаратизма в провинциях, их фактическое отделение от  центра. Другое проявление дезинтеграции -  обособление крупных землевладельцев – магнатов. Они не видели необходимости выполнения гражданских обязанностей перед государством. Ведь государство перестало быть поставщиком дешевых рабов, а  воинственные племена варваров, казалось, полностью побеждены. На виллах возник институт  *колона – раба с хижиной. Таким образом, рабовладельческий строй себя исчерпал. Внутренние противоречия привели к тому, что Римское государство не смогло устоять перед неожиданно возникшей внешней угрозой -  *Великим переселением народов. В IY в. гунны с Востока нанесли удар по европейским варварам – готам, славянам и др.,  а те – начали нападать на центральные римские провинции. В Y в. Рим три раза завоёвывали германские племена, и в 476 г. Западная Римская империя перестала существовать.

На карте Европы возникли десятки  варварских королевств. Здесь был  полностью преодолён рабовладельческий  строй, и утверждалась феодальная формация (по материалистической концепции К.Маркса). В настоящее время историки чаще употребляют термин «Средневековье». Её основные признаки – натуральное хозяйство, приоритет аграрного сектора экономики, упадок городов, ремесел, торговли. Земля делится на феоды (наделы знати) и общинную (крестьянскую). Формируется система централизованной власти на различных уровнях, укрепляется церковная идеология, складывается корпоративная структура общества. Но, несмотря на эту пестроту, начинает формироваться единая западноевропейская цивилизация. Немалую роль в этом сыграла католическая церковь, утверждавшая единые нормы права и морали, мировоззрение, язык межнационального общения (латынь) и культуру.

Характерные преобразования на рубеже YШ – IХ вв., то есть в период расцвета Средневековья, происходил в крупнейшем государстве Европы  - Франкском королевстве (империи).при Карле Великом. Он утвердил принципы абсолютизма, распространил систему государственных чиновников (графы и ревизоры), издал сотни указов (капитуляриев). Поддерживал католическую церковь в борьбе с ересями и ввел единый церковный налог, в ответ он получил поддержку церкви (принцип сакрализации). Карл Великий максимально расширил границы страны. Но в целях улучшения управляемости государством, Карл Великий  вынужден был опереться на феодалов – им были предоставлены права иммунитетов (административная, судебная, фискальная и военная власть на местах), возрастало значение съездов магнатов. Сложился принцип правового регулирования отношений между феодалами – «вассал моего вассала – не мой вассал». И это, в конечном итоге, привело к ослаблению центральной власти, к возникновению феодального сепаратизма.

Опираясь на поместные войска (рыцарей), феодалы начали вести беспрерывные войны за расширение своих владений, и от этого страдали простые крестьяне-общинники. Это подтолкнуло процесс феодализации- крестьяне вынуждены были заключать договоры о покровительстве (патронат или пекарий) со светским или духовным  (монастырь) феодалом. За эту «услугу» крупные землевладельцы  потребовали от крестьян своеобразного налога – ренты (отработочной, натуральной, денежной).Так утверждалась система крепостного права, которая в Западной Европе была не такой  жестокой и продолжительной как в России.

Помимо светских институтов власти в Средневековой Европе укреплялась  власть католической церкви(Римского папы и клира). Духовенство заявило  о приоритете его власти перед  светской – так как церковь  «ближе к Богу». Нередко на этой почве  возникали конфликты. В ХI в. достигли остроты отношения германского императора Генриха IY   и папы Григория YП (император был вынужден покаяться в Каноссе). В ХIY в. французский король Филипп IY сумел добиться Авиньонского пленения Римского папы Бонифация YШ. Силы светской и церковной властей были примерно равны.

Ещё одной влиятельной политической и экономической силой Средневековья  становились города, начиная с  Х – ХI вв. Горожане стремились стать коллективными вассалами короля и избавиться от опеки более мелких феодалов. При этом они наращивали производство промышленных изделий, подрывая в итоге систему натурального хозяйства и даже крепостного права.

Таким образом,  в Средневековой  Западной Европе возник своеобразный баланс сил и интересов различных  социально-экономических сил. Несмотря на острые столкновения с применением оружия, эти конфликты имели и важное мирное разрешение. В 1265 г. в Англии был создан Парламент, в 1302 г. – его аналог – Генеральные штаты во Франции. Это были сословно-представительные органы власти, которые защищали интересы различных социальных слоёв. В конечном итоге в Средневековой Западной Европе начали формироваться элементы гражданского общества – органы местного самоуправления, общегосударственные законодательные институты, разрабатывались законы, регулировавшие все стороны жизни общества. И хотя система деления общества на три неравноправные сословия (феодалы, духовенство и простолюдины, включая городских патрициев) сохранялось ещё несколько веков, тоталитаризм, аналогичный российскому,  там не доминировал

 

2)  Средневековье в регионе Ближнего Востока имело свои особенности – главное это преобладание государственной собственности на землю, зависимость крестьян-общинников от государства, а не от землевладельцев, использование рабского труда, централизованный политический режим и слабость общественного самоуправления. Однако в каждой стране были свои особые черты.

Византия возникла в 395 г. в результате разделения Римской империи на Западную (Рим) и Восточную (столица Константинополь). В течение 1000 лет Византия являлась крупнейшим и могущественным христианским государством на Востоке. Причины этого: развитая экономика (крупные города – центры ремесел и торговли),  эволюционность социально-политических преобразований (без серьезного вмешательства варваров, с сохранением рабства и расширения числа крестьян-общинников),  этнокультурное сплочение различных народов со времен Античности,  сильная власть императора (но официально от избирался народом) и наличие общественного самоуправления(Димы, синклит), разработанность законов на основе римского права, единая церковная структура, искусство дипломатии во взаимоотношениях с соседними странами и народами. Например, Византия могла врагов сделать союзниками – распространение христианства на Руси,   расселение на Балканах болгар т.п.

Вершины могущества Византия достигла в середине YI в. при императоре Юстиниане, это – расширение территории (Малая Азия, Палестина, Египет, Греция, Крым и др.),принятие  кодексов (законов),  подавление восстаний и ересей, масштабное строительство крепостей, дорог и храмов. Но в дальнейшем Византия переживала всё возрастающий натиск воинственных соседей – персов, арабов, турок. Это приводило к обострению внутренних социально-экономических конфликтов и внешнеполитическим просчётам. В ходе проведения военной реформы к. 8 века были созданы территориальные войска и земля предоставлялась стратиотам и стратигам как своеобразная оплата. Однако в дальнейшем это привело не к укреплению армии, а к возникновению византийского варианта феодально-крепостной системы, и даже к феодальному сепаратизму.

Попытки византийского руководства  опереться на внешнюю помощь в  борьбе с врагами привело к  тому, что крестоносцы (рыцари Западной Европы) в 1202 г.захватили Константинополь  и создали свою Латинскую  империю. Неприязнь византийского населения к европейским «защитникам» привела к тому, что в 1453 г. многие сочли лучшим турецкое владычество. И Константинополь пал. Однако влияние рухнувшей империи остальной мир продолжалось – архитекторы, художники, писатели, ремесленники всех специальностей способствовали подъёму хозяйства и культуры многих европейских стран и России. В нашей стране не только соединились в брачном союзе две династии – Рюриковичей и Палеологов,  но в качестве государственного был принят византийский герб – двуглавый орёл.

Арабы издревле проживали на Аравийском полуострове и вели не характерный  для других народов Азии образ  жизни. Здесь, в силу природных особенностей (пустыни и морского побережье)  сложился интенсивный тип экономики, получило развитие мореходство и торговля. Однако скудность ресурсов и разорение региона войной между Эфиопией и Персией в начале YI в. привели арабов к идее расширения жизненного пространства.

Средством объединения разноплеменного  населения стал ислам, проповедником которого в начале 7 в. был пророк Мухаммед. В результате возник Арабский халифат –государство с теократической формой правления. В течение нескольких десятилетий арабы мусульмане захватили обширные территории в Африке, на Ближнем и Среднем Востоке и даже юг Испании. Причина успешности экспансии – не только фанатизм воинственных арабов, но развитость их финансово-экономической системы, распространение ислама как религии справедливости и высокой нравственности.

В начале арабы создали типичную для Востока экономику –земля принадлежала государству (халифу) и передавалась  в условное держание чиновникам. Но это обернулось формированием наследственного землевладения, феодальным сепаратизмом. Таким образом, арабо-мусульманская цивилизация, имевшая существенные отличия от других Средневековых стран, в конечном итоге пошла общим путём развития. Средневековье в любой точке планеты имело общие черты – обособление крупных землевладений (феодов) и создание сословного неравенства граждан.

 

 

Лекция 3.2-3. Становление Древнерусского государства в IХ – ХY вв. Формирование Российского централизованного государства в ХY – ХYП вв.

 

1 период  - 2-я пол. IX- 30-е гг. XIII вв. Киевская Русь.

2 период -  2-я пол. XIII – XV вв. Феодальная раздробленность, монголо-татарское нашествие.

3 период -  XVI-XVII  вв. Московское государство.

 

Для 1 периода характерно:  Собирание восточно-славянских земель, образование Киевского государства во 2-й половине IX в. после объединения Новгорода и Киева («норманская» теория Байера и Миллера и ее противники). Первые князья (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир, Ярослав, Ярославичи, Владимир Мономах). Политическое устройство Киевской Руси - феодальная монархия в сочетании с вече – народным собранием, воплощающим демократическое начало. Социально-экономическое развитие: натуральное хозяйство, подсечно-огневое и переложное земледелие, промыслы, ремесленничество, большое количество городов как хозяйственных, религиозных, и культурных центров. Освоение новых земель в процессе колонизации, ее основное направление – северо-восточные земли. Большая роль государства, верховный феодал – великий князь и в его лице весь княжеский род («вотчина»).  Вассалитет на основе не столько условного землевладения (за службу), сколько на основе подчинения младших князей старшим. Население - люди (отсюда - «полюдье» как вид дани, а также «повоз») различной степени зависимости: смерды, закупы, рядовичи, холопы. Первый свод законов - «Русская правда» (1-я половина XI в.), регулирующий социально-правовые отношения

Информация о работе Курс лекций по "Отечественной истории"