Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 00:45, лекция
История (от греч. historia — рассказ о прошедшем, об узнанном) рассмат¬ривается в двух значениях: во-первых, как процесс развития природы и чело¬вечества, и, во-вторых, как система наук, изучающих прошлое природы и об¬щества. Историческая наука пытается дать целостное видение исто¬рического процесса в единстве всех его характеристик. История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупностью обществен¬ных наук с привлечением данных естественных и технических наук.
После Отечественной войны 1812 г. – поворот Александра I к консерватизму, создание военных поселений (1816 г.).
Царствование Николая I характеризуется консервативно-реакционной внутренней и внешней политикой, но экономическое развитие страны идет по пути развития капиталистических отношений, но при сохранении крепостной зависимости крестьянства. Начало промышленного переворота (1830-40-е гг.).
«Итогом» первой половины XIX столетия стало поражение в Крымской войне, послужившее одной из главных причин необходимости проведения масштабных реформ Александра II.
«Великие реформы» 1860-70-х гг.:
Реформы способствовали продолжению модернизации страны, формированию индустриального производства, укреплению капиталистического социально-экономического уклада, некоторой либерализации общественной жизни.
Убийство императора Александра II предопределило консервативный политический курс Александра III, отказ от преобразований в политической сфере.
Контрреформы Александра III:
Вместе с тем продолжалась модернизация производства, усиливался процесс урбанизации (от лат. urbanus — городской) – рост городов, увеличение численности городского населения, связанный с развитием индустриального производства и капитализма.
Формируется классовая структура капиталистического общества:
Наемные рабочие, положение которых было тяжелым, боролись за свои права, возникают рабочие организации и движения.
«Южно-российский рабочий союз» |
1875 г. |
«Северный союз русских рабочих» |
1878 г. |
Забастовка на Никольской мануфактуре («Морозовская стачка») |
1885 г. |
Внешняя политика России в XIX в.
Основные события |
Даты |
Результаты |
Русско-шведская война |
1808-1809 гг. |
Финляндия вошла в состав России |
Отечественная война |
1812 г. |
Разгром французской армии |
Заграничные походы русской армии |
1813-1815 гг. |
Освобождение европейских |
Кавказская война |
1817-1864 гг. |
Присоединение Северного Кавказа к России |
Крымская война |
1853-1856 гг. |
Россия потеряла право иметь военно-морские силы на Чёрном море |
Лондонская конференция великих держав |
1871 г. |
Отмена нейтрализации Черного моря, Россия вернула право иметь военный флот и военно-морские базы на Черном море. |
Русско-турецкая война |
1877-1878 гг. |
Освобождение славянских народов Балкан |
2) ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ И ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ В XVIII-XIX ВВ.
Развитие общественной мысли и формирование основных идейно-политических течений, как и всей русской культуры XVIII-XIX вв. определялось философией эпохи Просвещения с ее идеями о главенствующей роли знания и разума в жизни отдельного человека и общества в целом, свободы и равенства всех людей, вниманием к человеческой личности. В России эти идеи распространялись благодаря целой плеяде мыслителей, чья научная и культурно-просветительская деятельность способствовала становлению рационалистического мировоззрения, содействовала распространению в обществе знаний, заставляла задумываться о решении главных проблем российской действительности.
Русские просветители.
М.В. Ломоносов (1711 – 1765 гг.) – энциклопедист, организатор первого университета.
В.Н. Татищев (1686-1750 гг.) – «История Российская с самых древнейших времён».
Н.И. Новиков (1744 - 1818 гг.) – издавал журналы «Трутень», «Живописец».
А.Н. Радищев (1749-1802 гг.) – ода «Вольность»; «Путешествие из Петербурга в
Москву».
Н.М. Карамзин (1766-1826 гг.) – «История государства Россиийского».
Масонство (франкмасонство) (от франц. franc macon — вольный каменщик). Одно из течений в русской общественной мысли, отличалось духовно-мистическими поисками, идеей совершенствования человеческой личности. Представители – И. Лопухин, И. Елагин.
Движение декабристов (восстание 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в Петербурге).
Декабризм |
Южное общество, 1821, Украина |
Северное общество, 1822, Петербург |
Представители |
П.И. Пестель, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, Н.В. Басаргин |
Н.М. Муравьев, К.Ф. Рылеев, С.П. Трубецкой, М.С. Лунин, П. Г. Каховский |
Программные документы/ Основные идеи |
«Русская правда»: республиканский строй, единое неделимое государство, законодательная власть – народное вече (однопалатный парламент) |
«Конституция»: конституционная монархия, федеративное устройство, двухпалатный парламент |
Общие идеи |
Уничтожение крепостного права, введение свободы слова, печати, собраний, вероисповедания, отмена сословий, равный для всех суд |
«Философические письма» П.Я. Чаадаева, 1-е опубликовано в 1836 г. в журнале «Телескоп» (редактор Н.И Надеждин), поднята проблема культурно-исторического пути развития России, ее самобытности, способствовало начало дискуссии западников и славянофилов.
Основные общественно-
Консерватизм. Идеолог – министр народного просвещения граф С.С. Уваров.
Представители |
Ф.В. Булгарин, Н.И. Греч, М.П. Погодин, С. П. Шевырев, во 2-й пол XIX в. - К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков |
Основные идеи |
Теория «официальной народности» - православие, самодержавие, народность. Необходимость укрепления самодержавия и крепостного права как основ российской государственности |
Печатные органы |
Газета «Московские ведомости» |
Либерализм (30-40-е гг. XIX в.)
Западничество |
Славянофильство | |
Представители |
Т. Грановский, К. Кавелин, С. Соловьев, В. Боткин, В. Белинский, А. Герцен, Н. Огарёв |
А. Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы, Ю. Самарин, Н. Языков, А. Островский |
Основные идеи |
Идеи прогресса, свободы личности, опора на европейский опыт развития, приоритет общечеловеческих ценностей |
Общинность, коллективизм, идеализация патриархального уклада допетровской Руси, приоритет национальных ценностей |
Печатные органы |
Журналы «Отечественные записки», «Современник» |
Журналы «Московитянин», «Русская беседа» |
Общие идеи |
Выступали за проведение реформ правительством, введение свободы слова и совести, отмену крепостного права, ограничение самодержавия |
Радикализм.
П. Ткачев.
«Земля и воля» (1876–1879 гг.) - А. Михайлов, Г. Плеханов, С. Кравчинский, В. Фигнер. | |
«Черный передел» (1879 – 1881 гг.) - Г. Плеханов, В. Засулич, Л. Дейч, П. Аксельрод |
«Народная воля» (1879-1881 гг.) - А. Желябов, А. Михайлов, С. Перовская, В. Фигнер |
Марксизм (социал-демократия). Начало распространения марксизма в России.
Марксистские организации
Название |
Дата и место создания |
Участники |
Группа «Освобождение труда» |
1883 г., Женева |
Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, В.Н. Игнатов |
«Союз борьбы за освобождение рабочего класса» |
1895 г., Петербург |
В.И. Ульянов (Ленин), Ю. О. Цедербаум (Мартов) |
3) РУССКАЯ КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVIII-XIX ВВ.).
XVIII – XIX века – особый период в развитии русской культуры, называемый Новым временем, начало которому положили реформы Петра I. Главное содержание петровских преобразований составила секуляризация культуры (от saecularis – мирской, светский), разрушившая средневековую цельность русской религиозной культуры. Петровские реформы способствовали разделению единой до того русской культуры на две культуры: религиозную (духовную) и светскую. При этом новообразовавшаяся светская культура стала в центре культурной жизни, а религиозная часть культуры отошла на дальний план национально-исторического развития. «Государствоцентризм», европеизация стали ведущими тенденциями развития светской культуры. Совершенно новыми явлениями, отсутствовавшими в русской традиционной культуре, стали библиотеки, общедоступный театр, музеи (первый из них – Кунсткамера), Академия наук, парки, дворцовая архитектура, морской флот.
Противоречивый и
Во второй половине XVIII в., в «век Екатерины», сложилась как единое целое дворянская культура, постепенно в ней наметились два противоположных крыла – консервативно-охранительное и либерально-реформистское. Это предопределило драматические процессы и противоречия русской культуры XIX в.
Русская классическая культура XIX века характеризуется зрелостью, определенностью национального самосознания, наибольшим числом достижений, определивших ее особенности и значение в масштабе мировой культуры. На протяжении всего XIX в. для классической русской литературы, искусства, философии, науки, общественно-политической и религиозной мысли сохраняла особую значимость проблема соотношения - с одной стороны, ориентации на сохранение национального своеобразия и, с другой стороны, направленности на преодоление национальной специфики.
Характерной особенностью русской культуры XIX в. является литературоцентризм - особая роль литературы и литературной критики, их влияние на философию, общественно-политическую мысль, искусство, нравственные и религиозные искания. Такое положение связано с тем, что литература выполняла функции философии, общественной мысли, гуманитарного знания, которые в социально-политических условиях того времени не могли развиваться открыто. Особенно это касалось политической мысли, которая могла быть выражена зачастую лишь в художественной, иносказательной форме.