Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 00:45, лекция
История (от греч. historia — рассказ о прошедшем, об узнанном) рассмат¬ривается в двух значениях: во-первых, как процесс развития природы и чело¬вечества, и, во-вторых, как система наук, изучающих прошлое природы и об¬щества. Историческая наука пытается дать целостное видение исто¬рического процесса в единстве всех его характеристик. История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупностью обществен¬ных наук с привлечением данных естественных и технических наук.
Особенностью развития художественной культуры России в Новое время является стилевое многообразие. На первую половину XVIII в. приходится расцвет русского барокко («причудливый, вычурный»), для которого характерны пышность, контрастность, динамика, яркая зрелищность. Проявлением этого стиля в литературе стали произведения А. Кантемира, М. Ломоносова, В. Тредиаковского. Красочность, нарядность, обилие декоративных элементов характеризуют барочную архитектуру. Одним из крупнейших мастеров русского барокко был В. Растрелли (Зимний дворец, Большой Царскосельский дворец, ансамбль Смольного монастыря). В изобразительном искусстве барокко проявляется в творчестве скульптора К. Растрелли (скульптурный портрет Петра I), художников И. Аргунова, И. Вишнякова. Ярким воплощением барочной эстетики в музыкальном и театральном искусстве стала опера. Создателями русской национальной оперы стали Е. Фомин и В. Пашкевич.
Во второй половине XVIII в. господствующим стилем становится классицизм, соответствовавший идеям эпохи Просвещения. Русский классицизм, как и европейский, опирался на традиции античной культуры, используя ее основные принципы, элементы изобразительного искусства, сюжеты. Классицизму было свойственно выражение идеи торжества разума, возвышенных героических и нравственных идеалов, строгая организованность логичных, ясных и гармоничных образов. Русский классицизм, прежде всего, проявился в литературе – возникли такие жанры, как ода, басня, элегия, трагедия, комедия, повесть, роман. Блестящим образцом классицистской литературы является творчество Г. Державина. В тесной связи с литературой развивается драматургия и театральное искусство. Наряду с профессиональными театрами (первый был открыт в Петербурге в 1756 г., его основоположником считается актер Ф. Волков), распространяются крепостные театры, наиболее известен из них театр графа Н. Шереметева.
Архитектуру классицизма характеризуют строгость и ясность форм, четкость организации пространства, симметричность, гармоничность интерьера, мягкость цвета. Наиболее выдающимися мастерами русского классицизма являются В. Баженов, М. Казаков, А. Воронихин, А. Захаров, Ч. Камерон, Дж. Кваренги, К. Росси, воплотившие идею гармонии мироздания.
Великолепные скульптурные портреты мастеров русского классицизма, созданные Ф. Шубиным, И. Мартосом, М. Козловским, Ф. Щедриным, имеют не только внешнюю бытовую, но и историческую достоверность. Символом Петербурга, отразившим дух эпохи, стал знаменитый «Медный всадник» Э. Фальконе.
Ярким воплощением идеалов эпохи стала живопись классицизма. Ей свойственны плавность линий, четкость пропорций, ясность композиции. В жанре исторической живописи работали А. Лосенко, И. Акимов, П. Соколов. Творчество Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В. Боровиковского ознаменовало расцвет русской портретной живописи второй половины XVIII в.
Противоположностью
В первой половине XIX в. ведущим художественным направлением становится романтизм. Распространению романтизма, который представлял собой не только стиль искусства, но и определенный тип мировоззрения, способствовала общественно-политическая ситуация после Отечественной войны 1812 г. Идеалы героического служения, возвышенных чувств, естественность и индивидуализм, противостояние косности, бездушию характеризуют творчество представителей романтизма. Наиболее ярким проявлением романтизма в литературе была баллада, в которой воплотились характерные черты романтического мировосприятия – двоемирие (реальный и воображаемый мир), интерес к национальному прошлому, отсюда – опора на народные традиции. Это проявилось в творчестве В. Жуковского, А. Пушкина, М. Лермонтова.
Живопись романтизма представлена работами О. Кипренского (портрет А. Пушкина), В. Тропинина («Кружевница»), пейзажами С. Щедрина, И. Айвазовского и др.
Проявлением романтических настроений в музыке стало распространение городской песни и романса, значительный вклад в развитие этих жанров внесли композиторы А. Алябьев, А. Варламов, А. Гурилев.
В 30-40-е годы XIX в. появляется еще одно направление – реализм, названный социально-историческим или критическим реализмом. Его характерными чертами являются интерес к духовному миру человека, критическое отношение к действительности, типизация изображения, острота постановки нравственных проблем. С необычайной силой эти особенности реализма проявились в произведениях Н. Гоголя, Н. Некрасова, И. Тургенева, Ф. Достоевского, Л. Толстого.
Воплощением реализма в живописи стало развитие бытового жанра, появление картин на бытовые сюжеты («Сватовство майора» П. Федотова). Социальный характер русской живописи придало творчество группы художников-реалистов, создавших Товарищество передвижных художественных выставок (1870 г.). Художники-передвижники своей целью сделали знакомство широких слоев общества с русским искусством. И. Крамской, Н. Ге, В. Перов, И. Репин, В. Суриков, А. Саврасов, И. Левитан, В. и А. Васнецовы работали в различных жанрах – портретном, пейзажном, бытовом, историческом но их объединяло стремление достоверно передать условия реальной жизни народа, его историю, запечатлеть красоту родной природы.
Реалистические тенденции в музыке развивались композиторами, входившими в кружок «Могучая кучка». Входившие в него М. Балакирев, А. Бородин, Ц. Кюи, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков продолжали традиции основоположников русской классической музыки М. Глинки и А. Даргомыжского. Особое место в русской музыкальной культуре занимает творчество П. Чайковского.
В целом для русской культуры Нового времени характерны напряженность, динамизм, разнообразие художественных стилей и направлений, борьба противоположных тенденций, стремление к социальной справедливости.
Лекция 5.1. Формирование единого мирового сообщества в ХХ веке.
1) В ХХ веке человечество пережило много событий трагического характера – это мировые войны и региональные конфликты, противостояние враждебных социально-политических систем, жестокие проявления геноцида, эпидемии и стихийные бедствия Но при этом реально утверждался процесс создания единой глобальной цивилизации. Большинство стран мира идут единым путем развития всех сфер жизни, важнейшие проблемы человечества невозможно разрешить силами нескольких даже самых могущественных стран, и ни одна страна, даже самая маленькая, не может отгородиться от общепланетарных проблем, например, экологических или финансовых обвалов на крупнейших биржах. Отметим главные процессы, происходившие на планете в ХХ веке.
*Демография. Население Земли в ХХ веке выросло с 1,6 до 6,% млрд. чел. При этом наибольший рост (демографический взрыв) отмечался в самых бедных регионах планеты (Африка, Азия, Латинская Америка).Это приводит к мрачным прогнозам –о возможности обострения отношений богатого Севера и бедного Юга планеты. Однако возможность перенаселения планеты зависит в наши дни не столько от общего количества жителей, сколько от уровня их потребления. Ведь, например, один американец потребляет ресурсов что и 300 жителей юга Азии.
*Европоцентризм (американизация). В ХХ веке произошло крушение мировой колониальной системы (в 1900 г. в колониях проживало 35 % населения, 55 % площади планеты). Но освободившиеся страны порой начинали жить не по общемировым законодательным и моральным нормам, а по обычаям далёкого прошлого. Поэтому выросло число региональных конфликтов, в которых гибнут миллионы людей, там находят приют террористы и наркодельцы. Попытки США и ряда других стран Запада «навести порядок» приводят к росту национализма и экстремизма., и это порождает новые очаги напряженности.
Однако ценности западной цивилизации всё-таки становятся нормой для большинства народов и стран мира.
* Политические системы.
* Социальные противоречия. В
ХХ веке достигли апогея
*Экономика. Однотипные
Относительно этого процесса сложились две оценочные позиции: гностицизм (убеждение ВТО, что НТР позволит решить не только экономические, но и социальные проблемы) и агностицизм (утверждение, что современное общество становится заложником сложных технических систем, усиливается применение новейших технологий в военной сфере, разрушается экология).
2) Действительно, важнейшими событиями ХХ в. были две мировые войны (1914-1918 и 1939- 1945 гг.). Число погибших, соответственно, - 13,6 и более 60 млн. чел., материальные потери -360 и 4000 млрд. Но каждый раз мировые державы пытались выработать международные механизмы предотвращения войн. В 20-е годы была создана Лига наций, проведена демилитаризация Германии. Закреплены «справедливые» границы в Европе. Но мировой экономический кризис 1929-1935 гг. привел к срыву этих миротворческих мероприятий.
Преодоление кризиса шло по двум основным моделям6 американской (Ф.Рузвельт и развитие идей социального партнерства, демонополизация экономики) и германской (А.Гитлер – милитаризация экономики, реваншизм и агрессия). В результате, Германия при попустительстве Западных держав и во многом с помощью СССР сумела восстановить свои вооруженные силы и развязать новую мировую войну.
После разгрома фашизма были созданы надежные механизма укрепления мира – ООН, Совет Европы, Движение неприсоединения, Совещания большой восьмерки и др.Но вместе с тем произошел раскол мира по политическим мотивам – «холодная война» Востока и Запада. Только в конце 80-х гг., когда руководство СССР (М.Горбачёв) стало больше считаться с реалиями и предложило мировому сообществу концепцию *нового политического мышления, то есть сценарий выживания в условиях нарастания глобальных проблем, - состояние «холодной войны» было преодолено.
В настоящее время Россия, США и Западные страны являются реальными партнерами в экономической сфере, в борьбе с международным терроризмом, с экологическими проблемами. Но межгосударственные различия, противоречия неантагонистического характера сохраняются. В то же время все в мире понимают, что Ш мировая война может стать последней, - всеобщей катастрофой. Поэтому слова М.Горбачёва – вместе выжить, решить глобальные проблемы, а потом решать – чей общественный строй лучше, - являются наиболее актуальными.
5.2 - 3. Революционные потрясения начала ХХ в. в России и утверждение большевизма.
1) Нарастание проблем в Российской империи.
2) «Серебряный век» русской культуры.
3) Становление Советской тоталитарной системы.
4) Великая Отечественная война и обострение проблем советского тоталитаризма.
1) Социально-экономическое развитие. В результате экономического развития в пореформенный период, особенно после промышленного подъема 90-х годов XIX в. окончательно сложилась система российского капитализма, что проявилось:
В итоге из отсталой аграрной страны Россия к началу XX в. стала аграрно-индустриальной державой. По объему промышленной продукции она вошла в пятерку крупнейших государств.
Особенностями Российского капитализма в этот период было:
1) Россия не столько вывозила, сколько ввозила капитал;
2) большая роль государства и
большой государственный
3) высокая степень концентрации промышленного производства и рабочей силы;
4) неравномерность экономического развития, как по регионам, так и по отраслям, это было обусловлено значительным разрывом между развитыми финансово-банковской системой, промышленностью и отсталым аграрным сектором.