Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 14:19, реферат
Точная дата создания изделия и указание имени автора является редким исключением для искусства того периода. Ряд анонимных работ того периода по технике изготовления также относят к произведениям Лазаря Богши, которые являются лучшими образцами эмальерного искусства Древней Руси. Известны и работы более позднего периода созданные в традициях работ Лазаря — их относят к произведениям его учеников.
По происхождению Лазарь был выходцем из Юго-Западной Руси[1] или из западных славян[2]. Лазарь это имя полученное им в крещении, а Богша — сокращение от языческого имени Богуслав, распространённого у западных славян в XII веке. Относительно того где он познакомился с искусством перегородчатой эмали называются как Византия, так и Грузия (первая из стран перенявшая из Византии это искусство). К моменту создания креста по заказу княгини Ефросинии мастер был не молод — надписи на кресте близки к датированным надписям 1130-х годов и предполагается, что Лазарь усвоил манеру письма своей юности и следовал ей всю жизнь.
Введение…………………………………………………………….………………3
Подпись мастера……………………………………………………...…………4
Приемы эмальеров……………………………………………………...…………4
Изображение Христа…………………………………………………...…………5
Искусство из Грузии…………………………………………………...…………6
Происхождение…………………………………………………….…...…………9
Заключение. Судьба Креста…..…………………………………....…………10
Источники информации…….…..…………………………………....…………10
Еще один сюжет уводит нас
в мир эмальерного дела Грузии.
На нижнем стволе креста мастера Лазаря
на пластине с изображением святой
Софии помещен прямоугольник
с вогнутыми короткими
Аналогии орнаментальным сюжетам креста Евфросинии Полоцкой позволяют связать это произведение с двумя другими не менее уникальными: с цатой из Каменного брода и диадемой с изображением Александра Македонского. Именно эти три шедевра эмальерного дела Руси XII века демонстрируют вершину в его развитии. И оказывается, что все они прямо или косвенно связаны с единственно известным нам по имени ювелиром Древней Руси - мастером Лазарем Богшей. Все лучшие достижения эмальерного дела Руси сошлись на этих трех шедеврах. А достижения эти - свободное владение перегородкой при передаче изображений святых при строгом следовании их иконографическому типу; использование всего богатства орнаментальных сюжетов, разработанных эмальерами Византии и их учеников в Грузии намного раньше, чем эта труднейшая техника укрепила свои корни на Руси.
Мастер-эмальер Лазарь Богша предстает уже не только как создатель единственного уникального произведения, но и как глава целой школы эмальерного дела, возникшей на последней ступени в истории этого изысканного ремесла на далеком от своей эллинской прародины славянском севере. Творческий почерк мастера Лазаря Богши отличается владением всеми приемами, которые были выработаны в эмальерном деле на Руси к середине XII века.
Происхождение.
Мы, вероятно, никогда не узнаем подробностей биографии мастера Лазаря. Возможно, его прозвище - Богша - говорит о посвящении всей жизни служению Богу. Во всяком случае, это была долгая жизнь, отданная боговдохновенному творчеству.
Но что все-таки можно выяснить на основании уникального Полоцкого креста о его выдающемся исполнителе? В литературе, особенно в дореволюционной, господствовало мнение, что Лазарь Богша был выходцем из Юго-Западной Руси или из западных славян ; о его древнерусском происхождении, писали местные историки. Это предположение в наше время было поддержано академиком Тихомировым, хотя и с оговоркой, что "распространение имен в славянской среде до сих пор не прослежено".
Какие же сведения об этом имеются в нашем распоряжении? Имя Богша, распространенное в западнославянских странах в XII и XIII веках в форме Богуша (сокращенное от Богуслав), известно и в зажиточных кругах Новгородской земли XIII столетия. Имя это встречается и в Новгородской берестяной грамоте XIII века. Встречается имя Богша и в документах XV столетия - великий Литовский князь Свидригайло жалует земли Тимофею Богушу. Часто это имя встречается и у поляков. В пользу древнерусского происхождения Лазаря Богши несомненно свидетельствует и надпись мастера: она исполнена на русском языке.
Заключение. Судьба креста.
Святыней Беларуси является поклонный Крест преподобной Евфросинии Полоцкой, содержащий в себе частицы Животворящего древа и частицы святых мощей.
По заказу княгини Полоцкой Евфросинии изготовил его в 1161 году мастер Лазарь Богша. Крест был каменный, шестиконечный. Для его создания из Византии были доставлены святые реликвии — частицы мощей греческих святых. Кровь Иисуса Христа и частицы мощей святых привезли ей в дар от византийского Патриарха. Золото и серебро, жемчуг и драгоценные камни нашлись в монастырских и княжеских сундуках.
Изображения, помещенные на Кресте Евфросинии, представляют эпизоды истории Нового Завета и ранней христианской Церкви. Имя мастера Лазаря Богши запечатлено навечно. Преподобная Евфросиния велела хранить Крест в построенном ею соборе в Полоцке вечно.
Судьба этой исключительной христианской святыни необычна. Святыня считалась собственностью Церкви. Со временем, после прославления преподобной Евфросинии, Крест стал общим сокровищем всех славян.
В XIII веке он был перевезен захватившими Полоцк смоленскими князьями в Смоленск. После захвата Смоленска Московским князем Василием III реликвию доставили в Москву. В 1563 году крест возвратил в Полоцк Иван Грозный. Впоследствии Крест перемещался в разные места в зависимости от смены исторических событий. В 1841 году Крест, после пребывания в Москве и Петербурге был доставлен в Полоцк. Здесь православная святыня находилась почти 90 лет.
В 1921 году крест был реквизирован. С 1929 году Крест преподобной Евфросинии Полоцкой находился в г.Могилеве, куда предполагалось перенести столицу.
Во время Великой
Источники:
www.polotsk.nm.ru
www.ru.wikipedia.org
www.blagobor.by