Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 21:15, реферат
В данной работе мы попытаемся проанализировать его биографию, личность, поступки, отношение с царской семьей, место в истории с помощью писем, дневников и свидетельств очевидцев, и определим, можно ли отнести к нему высказывание Аристотеля.
Введение…………………………………………………………………….3
1 Краткая биография………………………………………………….……5
2 Распутин и церковь …………………………………………………….. 7
3 Дела о «хлыстовстве», надзор полиции…………………………...……8
4 Пророчества, сочинения и переписка Распутина……………………..14
5 Покушение Хионии Гусевой …………………………………………..15
6 Оценки влияния…………………………………………………………16
7 Убийство и похороны Распутина………………………………………20
8 Расследование ……………………………………………………..……22
8.1Расследование Временного правительства………………………..…22
8.2 Современные расследования…………………………………...…….22
9 Попытки канонизации Распутина…………………………………...…24
Вывод…………………………………………………………………...….25
Список литературы……………………………………………………….27
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Краткая биография…………………………………
2 Распутин и церковь …………………………………………………….. 7
3 Дела о «хлыстовстве», надзор полиции…………………………...……8
4 Пророчества, сочинения
и переписка Распутина…………………….
5 Покушение Хионии Гусевой …………………………………………..15
6 Оценки влияния…………………………………………
7 Убийство и похороны Распутина………………………………………20
8 Расследование …………………………………………
8.1Расследование Временного правительства………………………..…22
8.2 Современные расследования……………
9 Попытки канонизации Распутина…………………………………...…24
Вывод…………………………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Природа дала человеку в
руки оружие – интеллектуальную и
моральную силу, но он может пользоваться
этим оружием и в обратную сторону;
поэтому человек без
Этой цитате, а точнее сопоставлению смысла заложенного в ней с конкретной личностью истории России, а именно, личностью Григория Распутина, будет посвящен данный реферат.
Личность Григория Распутина выбрана не случайно, так как он сыграл определенную роль в нашей истории. Распутин возбуждал в окружающих его людях самые разнообразные чувства. Одни испытывали перед ним какую-то странную боязнь, другие глубокое почитание, а третьи его ненавидели. Отношение к нему до сих пор неоднозначно. Кто-то видит в нем святого чудотворца, кто-то - шарлатана, подосланного к царю влиятельными людьми Петрограда для удовлетворения своих собственных интересов, кто-то – германского шпиона.
В данной работе мы попытаемся проанализировать его биографию, личность, поступки, отношение с царской семьей, место в истории с помощью писем, дневников и свидетельств очевидцев, и определим, можно ли отнести к нему высказывание Аристотеля.
1 Краткая биография
Григорий Ефимович Распутин - (9 (21) января 1869 — 16 (29) декабря 1916) родился в семье семье ямщика Ефима Вилкина и Анны Паршуковой, в селе Покровском Тобольской губернии. Сведения о дате рождения Распутина крайне противоречивы. Источники сообщают различные даты рождения между 1864 и 1872 годом. Сам Распутин в зрелые годы не добавлял ясности, сообщая противоречивые сведения о дате рождения. По мнению биографов, он был склонен преувеличивать свой истинный возраст, чтобы более соответствовать образу «старца».
По мнению писателя Эдварда Радзинского, Распутин не мог родиться ранее 1869 года. Сохранившаяся метрика села Покровского сообщает дату рождения 10 января (по старому стилю) 1869 года. Это день Святого Григория, потому младенца так и нарекли.
В детстве и юности Распутин
много болел, может, поэтому и обратился
к религии. Повзрослев, он совершил паломничество
в Верхотурский монастырь, в 1893 году Распутин странствовал по святым
местам России, побывал на горе Афон в Греции, потом в Иерусалиме. Встречался и завязывал контакты
со многими представителями духовенства, монахами, странни
В 1890 женился на Прасковье Дубровиной, которая родила ему троих детей: Матрёну, Варвару и Димитрия.
В 1900 году отправился в новое странствие в Киев. На обратном пути достаточно долго жил в Казани, где познакомился с отцом Михаилом, имевшим отношение к Казанской духовной академии, и приехал в Петербург к ректору духовной академии епископу Сергию.
В 1903 году инспектор Санкт-
В 1904 году Распутин, видимо, при помощи архимандрита Феофана, переехал в Петербург, где стяжал у части великосветского общества славу ««старца», «юродивого», «божьего человека»», что «закрепляло в глазах Петербургского света позицию «святого»». Именно отец Феофан рассказал о «страннике» дочерям черногорского князя Николая Негоша — Милице и Анастасии. Сестры рассказали императрице о новой религиозной знаменитости. Прошло несколько лет, прежде чем он начал явно выделяться среди толпы «божьих людей».
Известна, так же дата первой
личной встречи Распутина с
1-го ноября. Вторник.
Холодный ветреный день. От берега
замёрзло до конца нашего
Есть и другие упоминания Распутина в дневниках Николая II.
Хочется добавить, что существует много письменных и документальных фактов о том, что царская семья, включая и самого императора Николая II, была сильно подвержена внушению. Императрица с мужем зачастую прибегали к услугам медиумов, колдунов, кликуш и прочих «видящих», это наверняка было обусловлено многими событиями происходившими в их жизни, сюда можно отнести и ситуацию в стане на тот момент, здоровье наследника Алексея, так что появление «старца» Распутина можно было даже предвидеть. Он оказался, так сказать, в нужном месте в нужное время.
2 Распутин и церковь
В 1912 году знакомый Распутина бывший иеромонах Илиодор начал распространять несколько писем скандального содержания императрицы Александры Фёдоровны и великих княжен, к Распутину.
Копии, отпечатанные на гектографе, ходили по Петербургу. Большинство исследователей считает эти письма подделкой. Позднее Илиодор по совету Горького написал пасквильную книгу «Святой Чёрт» о Распутине, которая была опубликована в 1917 году во время революции.
Более поздние жизнеописатели
Распутина склонны видеть в официальных
расследованиях, проводившихся церковной
властью в связи с деятельностью Распутина,
некий более широкий политический смысл;
но следственные документы, такие, например,
как дело о хлыстовстве, да и другие документы
полиции, показывают, что все дела имели
предметом своего расследования вполне
конкретные деяния Григория Распутина,
посягавшие на общественную нравственность и
В 1910-х общественное мнение усматривало в некоторых Высочайших кадровых решениях по ведомству есть Святейшего Синода, влияние и прямое участие Распутина, к примеру в устранении с Санкт-Петербургской кафедры в 1915 году митрополита Владимира и назначении на неё «распутинца» Питирима (Окнова). Оценить достоверно реальную степень его участия в данных назначениях не представляется возможным.
3 Дела о «хлыстовстве», надзор полиции
В 1907 году Тобольской консисторией было заведено дело на Распутина по доносу 1903 г., который обвинялся в распространении лжеучения, подобного хлыстовскому, и образовании общества последователей своего лжеучения. Начато дело было 6 сентября1907 года, закончено и утверждено Тобольским епископом Антонием (Каржавиным) 7 мая 1908 года. Первоначальное расследование было проведено священником Никодимом Глуховецким. На основе собранных «фактов» протоиерей Дмитрий Смирнов, член Тобольской консистории, подготовил рапорт епископу Антонию с приложением отзыва о рассматриваемом деле Дмитрия
Михайловича Березкина, инспектора Тобольской духовной семинарии.
В 1909 году полиция собиралась выслать Распутина из Петербурга, однако Распутин опередил её и сам на некоторое время уехал на родину в село Покровское.
В 1910 году в Петербург к Распутину переехали его дочери, которых он устроил учиться в гимназию. По указанию премьер-министра Столыпина за Распутиным на несколько дней было установлено наружное наблюдение.
В начале 1911 года епископ Феофан предложил Святе
16 декабря 1911 у Распутина
произошла стычка с епископом Г
В 1911 году Распутин добровольно покинул
столицу и совершил паломничество в Иерус
По распоряжению министра внутренних дел Макарова от 23 января 1912 года за Распутиным вновь было установлено наружное наблюдение, продолжавшееся до самой его смерти.
В январе 1912 г. Дума заявила о своем отношении к
Распутину, а в феврале 1912 г. Николай II приказал В. К. Саблеру возобно
Новый Тобольский епископ
Алексий (Молчанов) лично взялся за
это дело, изучил материалы, затребовал
сведения от причта Покровской церкви,
неоднократно беседовал с самим
Распутиным. По результатам этого
нового расследования было подготовлено
и 29 ноября 1912 года утверждено заключение
Тобольской духовной консистории, разосланное
многим высокопоставленным лицам и
некоторым депутатам
Однако исследователи полагают, что возвышение епископа Алексия в 1913 году состоялось лишь благодаря его преданности царствующему дому, которая особенно видна из его проповеди, произнесённой по случаю манифеста 1905 года. Тем более что период, в который епископ Алексий был назначен Экзархом Грузии, был периодом революционного брожения в Грузии.
Следует также отметить, что противники Распутина часто забывают об ином возвышении: заведший на Распутина первое дело о «хлыстовстве» епископ Тобольский Антоний именно за это был перемещён в 1910 году из холодной Сибири на Тверскую кафедру и на Пасху возведен в сан архиепископа. Но они помнят, что этот перевод состоялся как раз благодаря тому, что первое дело было отправлено в архив Синода.
В 1914 году Распутин поселился в квартире на ул. Гороховой, 64 в Петербурге. По Петербургу про эту квартиру довольно быстро стали распространяться различные мрачные слухи, дескать, Распутин превратил её в притон и использует для проведения своих «оргий».[12][13] Одни говорили, что Распутин содержит там постоянный «гарем», другие — собирает от случая к случаю. Существовал слух, что квартира на Гороховой используется для колдовства и т. п.
Из воспоминаний свидетельницы
Однажды тётя Агн. Фед. Гартман (мамина сестра) спросила меня — не хочу ли я увидеть Распутина поближе. Получив адрес на Пушкинскую ул., в назначенный день и час я явилась в квартиру Марии Александровны Никитиной, тётиной приятельницы. Войдя в маленькую столовую, я застала уже всех в сборе. За овальным столом, сервированным для чая, сидело человек 6−7 молодых интересных дам. Двух из них я знала в лицо (встречались в залах Зимнего Дворца, где был организован Александрой Фёдоровной пошив белья раненым). Все они были одного круга и вполголоса оживленно беседовали между собой. Сделав по-английски общий поклон, я села рядом с хозяйкой у самовара и беседовала с ней. … Вдруг пронёсся как бы общий вздох — Ах! Я подняла глаза и увидела в дверях, расположенных в противоположной стороне, откуда я входила, могучую фигуру — первое впечатление — цыгана. Высокую мощную фигуру облегала белая русская рубашка с вышивкой по вороту и застёжке, кручёный пояс с кистями, чёрные брюки навыпуск и русские сапоги. Но ничего русского не было в нём. Чёрные густые волосы, большая чёрная борода, смуглое лицо с хищными ноздрями носа и какой-то иронически-издевательской улыбкой на губах — лицо, безусловно, эффектное, но чем-то неприятное. Первое, что привлекало внимание — глаза: чёрные, раскалённые, они жгли, пронизывая насквозь, и его взгляд на тебя ощущался просто физически, нельзя было оставаться спокойной. Мне кажется, он действительно обладал гипнотической силой, подчиняющей себе, когда он этого хотел. Здесь все ему были знакомы, наперебой старались угодить, привлечь внимание. Он развязно сел за стол, обращался к каждой по имени и на «ты», говорил броско, иногда пошло и грубо, подзывал к себе, сажал на колени, ощупывал, поглаживал, похлопывал по мягким местам и все «осчастливленные» — млели от удовольствия! Смотреть на это было противно и обидно за женщин, унижающихся, потерявших и своё женское достоинство и фамильную честь. Я чувствовала, как кровь приливает к лицу, мне хотелось закричать, стукнуть кулаком, что-то сделать. Сидела я почти напротив «высокого гостя», он прекрасно чувствовал моё состояние и, издевательски посмеиваясь, каждый раз после очередного выпада упорно вонзал в меня глаза. Я была новым, неизвестным ему объектом. Нахально обращаясь к кому-то из присутствующих, он произнёс: «Ты видишь? Кто рубашку-то вышивал? Сашка!» (подразумевается государыня Александра Фёдоровна). Ни один порядочный мужчина никогда не выдал бы тайны женского чувства. У меня от напряжения в глазах темнело, а распутинский взгляд нестерпимо сверлил и сверлил. Я отодвинулась ближе к хозяйке, стараясь укрыться за самоваром. Мария Александровна с тревогой посмотрела на меня. «Машенька», — раздался голос, — «хочешь вареньица? Поди ко мне». Машенька торопливо вскакивает и спешит к месту призыва. Распутин закидывает ногу за ногу, берёт ложку варенья и опрокидывает её на носок сапога. «Лижи» — повелительно звучит голос, та становится на колени и, наклонив голову, слизывает варенье… Больше я не выдержала. Сжав руку хозяйки, вскочила, выбежала в прихожую. Не помню, как надела шляпу, как бежала по Невскому. Пришла в себя у Адмиралтейства, домой мне надо было на Петроградскую. Полночи проревела и просила никогда не расспрашивать меня, что я видела и сама ни с мамой, ни с тётей не вспоминала об этом часе, не видалась и с Марией Александровной Никитиной. С тех пор я не могла спокойно слышать имени Распутина и потеряла всякое уважение к нашим «светским» дамам. Как-то, будучи в гостях у Де-Лазари, я подошла на телефонный звонок и услышала голос этого негодяя. Но сразу же сказала, что знаю, кто говорит, а потому разговаривать не желаю.