Люблинская Уния 1569 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 13:08, реферат

Краткое описание

В 15 веке, в период действия Флорентийской Унии, решающее влияние на назначение митрополитов в Киевской митрополии имели соборы и сама Апостольская Столица. На соборах участвовало высшее духовенство и наиболее влиятельная часть общества (князья, крупные землевладельцы), а позднее и горожане. В силу сложившихся православных традиций, православные цари, знать, землевладельцы выступали защитниками и покровителями православия. Так было в Московском государстве.

Вложенные файлы: 1 файл

Уния.docx

— 28.33 Кб (Скачать файл)

Предыстория

 

В 15 веке, в период действия Флорентийской Унии, решающее влияние  на назначение митрополитов в Киевской митрополии имели соборы и сама Апостольская Столица. На соборах участвовало  высшее духовенство и наиболее влиятельная  часть общества (князья, крупные  землевладельцы), а позднее и горожане. В силу сложившихся православных традиций, православные цари, знать, землевладельцы выступали защитниками и покровителями  православия. Так было в Московском государстве.

 

Когда же Великое княжество  Литовское стало подпадать под  влияние католической Польши, появилось  прежде небывалое приобретение прав и вольностей по религиозно-национальному  признаку. Ситуация развивалась так, что всеми преимуществами могли  обладать только католики-литовцы 

 

Союз Польши и Великого княжества Литовского(ВКЛ)

 

Династический союз двух государств, Польши и Великого княжества Литовского(ВКЛ), когда два государства возглавлял один общий правитель, подготовил их слияние в одно целое. Так состоялась Люблинская уния 1569 г.

 

В конце 16 века Киевская митрополия православной Церкви в Речи Посполитой находилась в подчинении у Константинопольского патриарха. Все восточные патриархи, в том числе и Константинопольский находились в зависимости от турецкого султана. Занятие Патриаршего престола часто зависело от воли турецких властителей. Патриархи часто менялись. Они больше интересовались сбором денежных средств , чем духовным состоянием подчиненных им Церквей.

 

С возникновением в начале 16 века в Западной Европе протестантизма в Речи Посполитой развернулась активная протестантская пропаганда. В протестантство перешло много православной шляхты, впоследствии (в результате разгрома протестантизма в Речи Посполитой) перешедшей в католичество латинского обряда. Уход православной шляхты в католичество и протестантизм лишил православную Церковь политического покровительства и материальной поддержки господствующего класса Речи Посполитой. В едином государстве Речи Посполитой действовал единый сейм и единый король, но еще сохранялось религиозное различие.

 

С прекращением Флорентийской  Унии отношения между католиками и православными в Речи Посполитой изменились. Когда католичество имело своим союзником светскую власть, то оно не отличалось веротерпимостью. Сразив протестантство в Речи Посполитой в напряженной борьбе, римское духовенство, лидером которого стал орден иезуитов, приступило к пропаганде унии среди православных. Католики смотрели на православных как на раскольников Церкви, и в политической сфере католическое население обладало большими правами чем православное. Помимо всего, православная Церковь в Речи Посполитой утратила поддержку Апостольской Столицы.

 

Расслоение православного  общества на землях ВКЛ

 

 Образованная православная  шляхта по причине общности  своих классовых интересов с  католической шляхтой (состоявшей  из поляков и литовцев), сближалась  с ней и ради приобретения  политических привилегий ополячивалась  и принимала латинский обряд  католической веры.

 

Самым болезненным явлением церковной жизни было возрастающее недоверие между высшим духовенством, епископами, и мирянами, которые  организовывались в братства. Высшие священнослужители были уязвлены и  заявляли «Как, какой-нибудь сходке ремесленников, седельников и кожевников, неучам в вере, дать право составлять приговоры  о делах Церкви!». Миряне со своей  стороны были недовольны епископами, которые выглядели более светскими  панами, чем духовными пастырями. Шляхта, оставшаяся верной православию, из-за отсутствия православной интеллигенции  пользовалась учителями из протестантов, которые вместе с просветительской деятельностью, критиковали православие  и распространяли безнравственность.

 

В эти годы решающее влияние  на назначение киевских митрополитов стали иметь короли, главной целью  которых было соблюдение государственных  интересов, а не православной Церкви. Православные миряне делились в основном на три социальные группы: шляхту, горожан  и крестьянство. Шляхта, находившаяся под сильным влиянием культуры эпохи  Возрождения, утрачивала контакт со своим народом, со своей Церковью, находившихся по культурному уровню ниже культурного уровня шляхты. Православные горожане, будучи как сословие, в хозяйственном и правовом положении ниже шляхты, не играли в то время большой политической роли и поэтому не могли быть опорой своей Церкви, тем более, что оно было малочисленно. Крестьянство — самый многочисленный слой православных, было политически бесправно, неграмотно и бедно.

 

Сформировавшийся менталитет населения ВКЛ был ориентирован на согласие, а не на конфронтацию. Многие образованные общественные и государственные  деятели, священники, писатели, купцы, ремесленники жили иллюзией унии, верили в возможность достижения вообще во всем христианском мире церковного согласия, конфессионального мира путём  простого соединения православия и  католичества. Для этого, считали  они, надо сделать усилие, подняться  выше своих религиозно-догматических  амбиций, пойти на компромисс, тем  более, что оба вероисповедания — христианские. К тому же значительная часть православных панов и шляхты, и даже мещан, была породнена с католическими семьями. Яркий пример: глава православной антиуниатской партии Константин Острожский. Его жена Софья Тарновская — католичка, сын Януш —тоже католик, дочери — замужем за протестантами Криштофом Радзивилом и Янушем Кишкой. Таким образом, надо было вернуть мир в общество, согласие в семьи, равновесие в души людей, и многие надеялись, что это сможет сделать уния.

 

Идея унии меду восточной  и западной церквами

 

 Слово «уния» перешло  в русскую лексику из польского  языка, а корень этого слова  латинский. «Уния» означает «союз», «соединение», «согласие». Сама идея  унии интенсивно пропагандировалась  папством, западной церковью, иезуитами.  Они сделали ставку не только на массовую религиозно-политическую, в том числе и униатскую, пропаганду, но и на широкую культурно-просветительскую деятельность, в первую очередь на организацию школьного и книгоиздательского дела, поддержку искусства. Ни одна магнатская фамилия, ни один шляхетский дом не остались без внимания отцов-иезуитов. Поэтому не удивительно, что к идее унии общество было относительно подготовлено.

 

Брестская уния 1596 года уже  в своей основе создавалась исходя из элементарнейшего принципа потребительства в делах веры: в отличие от церковной иерархии, неграмотных обывателей (например, насильно загнанных в унию крепостных) мало интересовала церковная догматика, для них достаточно было сохранить только внешнюю обрядовую красоту и «благолепие». С другой стороны, в унии весьма ясно проявлялся католический формализм в понимании единства Церкви как политического подчинения всех существующих деноминаций Папе, без различия их вероучительных особенностей.

 

Идея церковной унии, пропагандируемая католиками, обсуждалась, конечно, среди  разных слоев православной паствы. Известный покровитель Православной Церкви, престарелый князь Константин Острожский, считал, например, что уния — это возможно благоприятный  выход из того состояния нравственного  упадка и подавленности, в котором  находились и народ, и православная иерархия. Но обсуждение условий унии, по мнению князя, должно было вестись  открыто и с участием православных патриархов, в особенности, Константинопольского и Московского.

 

С идеей унии была связана  идея церковной, а с ней и государственной  независимости. Как известно, отстаивая  свой суверенитет, ВКЛ противостояло  имперским устремлениям, с одной  стороны — феодально-католической Польши, с другой — православно-самодержавной  России. Ставка делалась не только на военную  силу, но и на дипломатию, религиозно-церковную  политику. Определенным кругам в ВКЛ  казалось, что проблему противостояния, давления как с Запада, так и с Востока можно решить путем глобального церковного компромисса, религиозного согласия между восточной и западной церковью. Но этот план оказался утопическим, так как скоро выяснилось, что Москва ни на какие — ни политические, ни религиозные — компромиссы идти не хочет. Невозможность компромисса стала очевидной в результате установления в России самодержавного строя, усиления в ее политике имперских устремлений. Больше всего напугала общество ВКЛ Ливонская война, в результате которой значительная часть белорусской территории была захвачена Московским войском.

 

В 1589 году была создана Московская патриархия, которая стремилась распространить свою власть и на белорусско-украинскую православную церковь. Все эти события  оказали огромное влияние на политику ВКЛ, в том числе и политику религиозно-церковную.

Курс на локальную унию

 

На протяжении 80-х годов  XVI века стало окончательно ясно, что Москва категорически отвергает всякое церковное содружество. Идея всеобщей универсальной унии со всей восточной церковью, в том числе и московской, оказалась неосуществимой. В связи с такими обстоятельствами папской канцелярией, католической церковью, иезуитами, православным епископатом был взят курс на локальную унию западной и восточной церквей в пределах Речи Посполитой. Эту деятельность возглавил луцкий католический епископ Бернард Матиевский. Его поддержал в то время брестский судья, а потом епископ, один из самых талантливых деятелей униатства Ипатий Потей (1541-1613).

 

В 1589 году в первый раз  за 600 лет существования восточно-славянской православной церкви её земли посетил Константинопольский патриарх Иеремия II. Иеремия прибыл в Москву, где был торжественно встречен. Под давлением московских бояр и церковных иерархов Иеремия объявил о создании Русского Патриаршества. Первым русским патриархом стал Иов (1589-1605).

 

Приняв участие в поставлении русского Патриарха, Патриарх Иеремия II проездом на родину некоторое время находился в пределах Польско-Литовского государства. В Вильно он встретился с королем Сигизмундом III и согласился возвести в сан Киевского митрополита королевского кандидата архимандрита Михаила (Рагозу), который начал созывать ежегодные Соборы в Бресте для пропаганды выгод от унии. С этой целью выбирался и состав соборов.

 

Созванный в 1590 г. Собор не был ограничен участием в нем  епископов, но на нем были представлены и архимандриты, игумены, священники и миряне. На официальных заседаниях речь шла о «благе Православия». А вне заседаний Собора в глубокой тайне от народа вершился сговор ряда епископов, соглашавшихся с унией. В Бресте в 1590 году четыре православных епископа — Луцкий. Львовский, Пинский и Холмский — подписали тайный договор о согласии на унию. Их поддержал присутствующий на соборе Ипатий Потей.

 

Сторонниками антиуниатской  православной партии были Киевский воевода  князь Константин Острожский и Новогрудский воевода Федор Скумин-Тышкевич. Они стремились укрепить братское движение, которое являлось основным оппонентом униатов. Так, в 1591-1592 годах они ходатайствовали перед королем о выдаче определенных привилегий Львовскому братству, об утверждении уставов Минского, Брестского, Кричевского, Оршанского и других братств. Острожский почти до 1595 года не знал о тайных договорах епископов-униатов и про то, что идею локальной унии поддерживал его соратник Ипатий Потей. Поэтому в 1593 году он рекомендовал последнего на пост Владимирского владыки. В том же году он в письме Потею изложил свое понимание церковного соглашения: соглашение должно быть всеобщим и охватывать московскую православную церковь, причем православная церковь должна сохранить свои обряды, храмы, верующих. Все — и православные, и католики — должны иметь равные права не только в церковной, но и в политической жизни. Соглашение должны одобрить патриархи — и Константинопольский, и Московский. Объединение должно произойти одновременно с развитием школьного дела, свободных наук, богословского образования.

 

Потей как прагматичный политический и церковный деятель не без  основания посчитал его утопией  и не ознакомил с ним очередной  церковный собор, который состоялся  в 1593 году в Бресте.

Деятели унии

 

До конца 1594 года сторонниками унии уже были (кроме вышеупомянутых епископов) епископ Полоцкий и витебский  Григорий, архимандрит Кобринский Иона Гоголь, а также митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Михаил Рогоза. В конце этого года епископами-униатами были выработаны условия локальной  унии — артикулы, которые были представлены сначала митрополиту Рагозе, а  потом королю. Условиями соглашения были: сохранение православных обрядов; нерушимость принадлежащих православным церквей, монастырей и другой собственности; старый календарь; места в совете для епископов-униатов; защита от власти патриархов; запрет греческим монахам  пересекать границы ВКЛ; отмена привилегий, которые были даны братствам; выборы Киевского митрополита епископами с благословления римского Папы; посвящение избранного епископа Киевским митрополитом; утверждение всех этих артикулов  универсалом короля на латинском и белорусско-украинском языках; наделение униатских священников теми же привилегиями, которые есть у католических. Подписавшие были предупреждены митрополитом, чтобы дело унии пока оставалось тайной и про нее не знали широкие круги православного духовенства, а также паны и шляхта.

 

В то же время, дав согласие на унию, Рогоза пишет письмо Новогрудскому воеводе Федору Скумину-Тышкевичу, заверяя последнего, что без его одобрения он никогда не согласится на объединение церквей. В начале 1595 года епископ Луцкий Кирилл Терлецкий в Кракове тайно встретился с папским нунцием и католическими епископами и договорился с ними об унии. В то же время епископ Львовский Гедеон Балабан собрал в своей резиденции некоторых православных архимандритов (в их числе был настоятель Киево-Печерской лавры Никифор Тур) и убедил их дать письменное согласие на унию. Все это происходило тайно.

Условия унии

 

В июне 1595 от имени епископов-униатов  было направлено Папе Клименту VIII «Соборное послание», которое в Рим доставили Ипатий Потей и Кирилл Терлецкий. Послание содержало условия унии, которые в основном уже были выработаны епископами в конце 1594 года. Под ним стояли подписи ведущих православных иерархов Речи Посполитой. В послании епископы соглашались на объединение церквей на следующих условиях: верить, что Святой Дух исходит от одного начала; сохранить все обряды и церемонии восточной церкви, которые должны проходить на «нашай мове»; причащение и крещение производить без изменений; не возбуждать споры насчет чистилища, а новый календарь принять с учетом неизменности празднования Пасхи и других праздников; не принуждать к праздникам и церемониям, которых нет в восточной церкви; сохранить право священников на брак; разрешить занимать церковные должности людям «русской» греческой веры; чтобы епископы назначались митрополитом, а не Папой, а митрополит выбирался епископами, но получал грамоту на митрополию из рук Папы; митрополит и епископы-униаты должны иметь места в сенате, как и католические епископы(бискупы); обязательно получать декреты об открытии генерального сейма и провинциальных сеймиков; лишить силы постановления восточных иерархов; запретить исполнять пастырские обязанности священникам, не подчиняющимся епископам-униатам; запретить посещать страну греческим монахам и священникам; запретить униатским священникам переходить в католичество.

Информация о работе Люблинская Уния 1569 г