Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 13:08, реферат
В 15 веке, в период действия Флорентийской Унии, решающее влияние на назначение митрополитов в Киевской митрополии имели соборы и сама Апостольская Столица. На соборах участвовало высшее духовенство и наиболее влиятельная часть общества (князья, крупные землевладельцы), а позднее и горожане. В силу сложившихся православных традиций, православные цари, знать, землевладельцы выступали защитниками и покровителями православия. Так было в Московском государстве.
Предыстория
В 15 веке, в период действия
Флорентийской Унии, решающее влияние
на назначение митрополитов в Киевской
митрополии имели соборы и сама Апостольская
Столица. На соборах участвовало
высшее духовенство и наиболее влиятельная
часть общества (князья, крупные
землевладельцы), а позднее и горожане.
В силу сложившихся православных
традиций, православные цари, знать, землевладельцы
выступали защитниками и
Когда же Великое княжество Литовское стало подпадать под влияние католической Польши, появилось прежде небывалое приобретение прав и вольностей по религиозно-национальному признаку. Ситуация развивалась так, что всеми преимуществами могли обладать только католики-литовцы
Союз Польши и Великого княжества Литовского(ВКЛ)
Династический союз двух государств, Польши и Великого княжества Литовского(ВКЛ), когда два государства возглавлял один общий правитель, подготовил их слияние в одно целое. Так состоялась Люблинская уния 1569 г.
В конце 16 века Киевская митрополия православной Церкви в Речи Посполитой находилась в подчинении у Константинопольского патриарха. Все восточные патриархи, в том числе и Константинопольский находились в зависимости от турецкого султана. Занятие Патриаршего престола часто зависело от воли турецких властителей. Патриархи часто менялись. Они больше интересовались сбором денежных средств , чем духовным состоянием подчиненных им Церквей.
С возникновением в начале 16 века в Западной Европе протестантизма в Речи Посполитой развернулась активная протестантская пропаганда. В протестантство перешло много православной шляхты, впоследствии (в результате разгрома протестантизма в Речи Посполитой) перешедшей в католичество латинского обряда. Уход православной шляхты в католичество и протестантизм лишил православную Церковь политического покровительства и материальной поддержки господствующего класса Речи Посполитой. В едином государстве Речи Посполитой действовал единый сейм и единый король, но еще сохранялось религиозное различие.
С прекращением Флорентийской Унии отношения между католиками и православными в Речи Посполитой изменились. Когда католичество имело своим союзником светскую власть, то оно не отличалось веротерпимостью. Сразив протестантство в Речи Посполитой в напряженной борьбе, римское духовенство, лидером которого стал орден иезуитов, приступило к пропаганде унии среди православных. Католики смотрели на православных как на раскольников Церкви, и в политической сфере католическое население обладало большими правами чем православное. Помимо всего, православная Церковь в Речи Посполитой утратила поддержку Апостольской Столицы.
Расслоение православного общества на землях ВКЛ
Образованная православная
шляхта по причине общности
своих классовых интересов с
католической шляхтой (
Самым болезненным явлением
церковной жизни было возрастающее
недоверие между высшим духовенством,
епископами, и мирянами, которые
организовывались в братства. Высшие
священнослужители были уязвлены и
заявляли «Как, какой-нибудь сходке ремесленников,
седельников и кожевников, неучам
в вере, дать право составлять приговоры
о делах Церкви!». Миряне со своей
стороны были недовольны епископами,
которые выглядели более
В эти годы решающее влияние на назначение киевских митрополитов стали иметь короли, главной целью которых было соблюдение государственных интересов, а не православной Церкви. Православные миряне делились в основном на три социальные группы: шляхту, горожан и крестьянство. Шляхта, находившаяся под сильным влиянием культуры эпохи Возрождения, утрачивала контакт со своим народом, со своей Церковью, находившихся по культурному уровню ниже культурного уровня шляхты. Православные горожане, будучи как сословие, в хозяйственном и правовом положении ниже шляхты, не играли в то время большой политической роли и поэтому не могли быть опорой своей Церкви, тем более, что оно было малочисленно. Крестьянство — самый многочисленный слой православных, было политически бесправно, неграмотно и бедно.
Сформировавшийся менталитет
населения ВКЛ был ориентирован
на согласие, а не на конфронтацию. Многие
образованные общественные и государственные
деятели, священники, писатели, купцы,
ремесленники жили иллюзией унии, верили
в возможность достижения вообще
во всем христианском мире церковного
согласия, конфессионального мира путём
простого соединения православия и
католичества. Для этого, считали
они, надо сделать усилие, подняться
выше своих религиозно-
Идея унии меду восточной и западной церквами
Слово «уния» перешло
в русскую лексику из
Брестская уния 1596 года уже в своей основе создавалась исходя из элементарнейшего принципа потребительства в делах веры: в отличие от церковной иерархии, неграмотных обывателей (например, насильно загнанных в унию крепостных) мало интересовала церковная догматика, для них достаточно было сохранить только внешнюю обрядовую красоту и «благолепие». С другой стороны, в унии весьма ясно проявлялся католический формализм в понимании единства Церкви как политического подчинения всех существующих деноминаций Папе, без различия их вероучительных особенностей.
Идея церковной унии, пропагандируемая
католиками, обсуждалась, конечно, среди
разных слоев православной паствы.
Известный покровитель
С идеей унии была связана
идея церковной, а с ней и государственной
независимости. Как известно, отстаивая
свой суверенитет, ВКЛ противостояло
имперским устремлениям, с одной
стороны — феодально-
В 1589 году была создана Московская патриархия, которая стремилась распространить свою власть и на белорусско-украинскую православную церковь. Все эти события оказали огромное влияние на политику ВКЛ, в том числе и политику религиозно-церковную.
Курс на локальную унию
На протяжении 80-х годов XVI века стало окончательно ясно, что Москва категорически отвергает всякое церковное содружество. Идея всеобщей универсальной унии со всей восточной церковью, в том числе и московской, оказалась неосуществимой. В связи с такими обстоятельствами папской канцелярией, католической церковью, иезуитами, православным епископатом был взят курс на локальную унию западной и восточной церквей в пределах Речи Посполитой. Эту деятельность возглавил луцкий католический епископ Бернард Матиевский. Его поддержал в то время брестский судья, а потом епископ, один из самых талантливых деятелей униатства Ипатий Потей (1541-1613).
В 1589 году в первый раз
за 600 лет существования восточно-
Приняв участие в поставлении русского Патриарха, Патриарх Иеремия II проездом на родину некоторое время находился в пределах Польско-Литовского государства. В Вильно он встретился с королем Сигизмундом III и согласился возвести в сан Киевского митрополита королевского кандидата архимандрита Михаила (Рагозу), который начал созывать ежегодные Соборы в Бресте для пропаганды выгод от унии. С этой целью выбирался и состав соборов.
Созванный в 1590 г. Собор не был ограничен участием в нем епископов, но на нем были представлены и архимандриты, игумены, священники и миряне. На официальных заседаниях речь шла о «благе Православия». А вне заседаний Собора в глубокой тайне от народа вершился сговор ряда епископов, соглашавшихся с унией. В Бресте в 1590 году четыре православных епископа — Луцкий. Львовский, Пинский и Холмский — подписали тайный договор о согласии на унию. Их поддержал присутствующий на соборе Ипатий Потей.
Сторонниками антиуниатской православной партии были Киевский воевода князь Константин Острожский и Новогрудский воевода Федор Скумин-Тышкевич. Они стремились укрепить братское движение, которое являлось основным оппонентом униатов. Так, в 1591-1592 годах они ходатайствовали перед королем о выдаче определенных привилегий Львовскому братству, об утверждении уставов Минского, Брестского, Кричевского, Оршанского и других братств. Острожский почти до 1595 года не знал о тайных договорах епископов-униатов и про то, что идею локальной унии поддерживал его соратник Ипатий Потей. Поэтому в 1593 году он рекомендовал последнего на пост Владимирского владыки. В том же году он в письме Потею изложил свое понимание церковного соглашения: соглашение должно быть всеобщим и охватывать московскую православную церковь, причем православная церковь должна сохранить свои обряды, храмы, верующих. Все — и православные, и католики — должны иметь равные права не только в церковной, но и в политической жизни. Соглашение должны одобрить патриархи — и Константинопольский, и Московский. Объединение должно произойти одновременно с развитием школьного дела, свободных наук, богословского образования.
Потей как прагматичный политический и церковный деятель не без основания посчитал его утопией и не ознакомил с ним очередной церковный собор, который состоялся в 1593 году в Бресте.
Деятели унии
До конца 1594 года сторонниками
унии уже были (кроме вышеупомянутых
епископов) епископ Полоцкий и витебский
Григорий, архимандрит Кобринский Иона
Гоголь, а также митрополит Киевский,
Галицкий и всея Руси Михаил Рогоза.
В конце этого года епископами-униатами
были выработаны условия локальной
унии — артикулы, которые были представлены
сначала митрополиту Рагозе, а
потом королю. Условиями соглашения
были: сохранение православных обрядов;
нерушимость принадлежащих
В то же время, дав согласие на унию, Рогоза пишет письмо Новогрудскому воеводе Федору Скумину-Тышкевичу, заверяя последнего, что без его одобрения он никогда не согласится на объединение церквей. В начале 1595 года епископ Луцкий Кирилл Терлецкий в Кракове тайно встретился с папским нунцием и католическими епископами и договорился с ними об унии. В то же время епископ Львовский Гедеон Балабан собрал в своей резиденции некоторых православных архимандритов (в их числе был настоятель Киево-Печерской лавры Никифор Тур) и убедил их дать письменное согласие на унию. Все это происходило тайно.
Условия унии
В июне 1595 от имени епископов-униатов было направлено Папе Клименту VIII «Соборное послание», которое в Рим доставили Ипатий Потей и Кирилл Терлецкий. Послание содержало условия унии, которые в основном уже были выработаны епископами в конце 1594 года. Под ним стояли подписи ведущих православных иерархов Речи Посполитой. В послании епископы соглашались на объединение церквей на следующих условиях: верить, что Святой Дух исходит от одного начала; сохранить все обряды и церемонии восточной церкви, которые должны проходить на «нашай мове»; причащение и крещение производить без изменений; не возбуждать споры насчет чистилища, а новый календарь принять с учетом неизменности празднования Пасхи и других праздников; не принуждать к праздникам и церемониям, которых нет в восточной церкви; сохранить право священников на брак; разрешить занимать церковные должности людям «русской» греческой веры; чтобы епископы назначались митрополитом, а не Папой, а митрополит выбирался епископами, но получал грамоту на митрополию из рук Папы; митрополит и епископы-униаты должны иметь места в сенате, как и католические епископы(бискупы); обязательно получать декреты об открытии генерального сейма и провинциальных сеймиков; лишить силы постановления восточных иерархов; запретить исполнять пастырские обязанности священникам, не подчиняющимся епископам-униатам; запретить посещать страну греческим монахам и священникам; запретить униатским священникам переходить в католичество.