Медицина древней Греции. Сборник Гиппократа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 21:03, реферат

Краткое описание

Медицина древних греков берет свое начало из глубины веков. На развитие ее, несомненно, имели влияние Египет и страны Месопотамии.
Самыми древними литературными произведениями, откуда мы черпаем сведения о медицине античных греков, есть поэмы "Іліада" и "Одиссея". Из этих поэм мы узнаем, что во времена Троянской войны (XII ст. к н. е.) в греческих войсках были врачи, которые пользовались большим почетом.

Вложенные файлы: 1 файл

ист.мед.rtf

— 127.64 Кб (Скачать файл)

По Гиппократу, врач должен иметь острую наблюдательность. О наблюдательности Гиппократа дают представление его меткие сравнения. Да, мелкопухирчастые хрипы в легких он сравнивал с кипением уксуса, шум трения при плеврите - со скрипением кожаного ремня. Гиппократ иногда выслушивал ухом грудную клетку; этот прием не нашел после него достаточного развития в древней медицине. Все добытые от больного расспросом и обзором ведомости врач должен умело объединить и сделать свой вывод. Своим характером, подходом к людям врач должен вызывать к себе доверие и уважение. Если представители Книдоськой школы считали, что каждый человек может быть врачом, то, за Гиппократом, медицина, будучи наукой, одновременно в значительной степени является искусством, и потому настоящий врач, как и поэт, скульптор, певец, должен иметь некоторые прирожденные способности. (За Коськой школой, "врач-философ богу подобный. Где есть любовь к человеку, там есть любовь к искусству").

Для Книдской школы, представителем которой был Гиппократ, характерный отказ от систематизации болезней за группами и видами в отличие от Книдской школы, по существу - отказ от диагноза: после внимательного наблюдения врачи Книдской школы переходили непосредственно к прогнозу и лечению согласно обнаруженными у данного больного симптомами. Детально разработанный прогноз занимал большое место в медицинской деятельности этой школы. "Для врача лучше всего - позаботиться о способности предвидения" - учил Гиппократ в своей "Прогностике".

В большом трактате "О священной болезни" - одному из произведений, которое, несомненно, принадлежит лично ему, - Гиппократ пишет об эпилепсии: "Насколько, мне кажется, она ни божественна, ни более священна, чем другие, естественное ее происхождение таково же, как и других болезней. Мне кажется, что первыми, кто признал эту болезнь священной, были такие же люди, которыми и теперь оказываются маги, шарлатаны и дураки. А если знать ее причины, любая святость исключается.. Вот нисколько не божественное, а что-то человеческое видится мне во всем этом.. Причина же этой болезни.. есть мозг".

Основным принципом, которого придерживался Гиппократ в терапии, было лечения "противоположного противоположным". "Переполнения вылечиваются опорожнением, опорожнение - переполнением; труд лечит отдых, спокойствие - труд. Одним словом, противоположное является лекарствами для противоположного, потому что медицина является добавлением и вычитанием: вычитанием всего того, что чрезмерное, добавлением того, чего недостает. И кто это лучше всего делает, тот наилучший врач" ("О ветрах"). Этот взгляд сыграл позитивную роль в дальнейшем историческом развитии медицины, невзирая на механическое упрощение всех сложных возможностей терапевтического вмешательства. Это основное правило эллинской медицины и всей следующей материалистической терапии противопоставляют противоположному положению - лечения подобного подобным (Contraria contrariis - similia similibus), которое широко используется гомеопатией.

Хирургические труды Гиппократа, которые касаются преимущественно травматологии, свидетельствуют о его большом опыте в этой отрасли медицины. Много его указаний относительно повязок, методов лечения переломов, вывихов хранят свое значение до наших дней.

В случае свежих ранений советовали сначала даты возможность рани промыться кровью. Останавливали кровотечение высоким положением, давлением, холодом, редко - каленным железом; перевязывание сосудов было неизвестно. Свежие раны позволялось промывать лишь вином, прикладывать к ним мягкие тонкие губки (лучше сухие), листья, сверху повязка; подчеркивали необходимость полного спокойствия для раненого органа, вредность лишних исследований; если на месте ранения появлялась опухоль, делали надрезы, прикладывали примочки из вина, селитры, мазь из смеси бычьей желчи с ладаном. Смертельными считались ранения мозга, сердца, печенки, кишок, мочевого пузыря. Иммобилизация простых переломов достигалась лубками; крепитация как диагностический признак перелома не засвидетельствована. В случае усложненных переломов накладывали повязку из вощаной мази со смолой. Если обломки выступали из раны и сблизить их было невозможно, - их спиливали или откусывали.

Медицинская терминология "Кодекса Гиппократа" является основой научной медицинской терминологии всех народов. Оттуда взяты такие сроки, как хирургия (хейр-ургия, дословно "рукодействие"), педиатрия (лечение детей), психиатрия (лечение душ), дерматология (учение о коже), офтальмология (учение о глазах), неврология, терапия, плеврит, пневмония, эмпиема, гепатит, нефрит, диарея, дизентерия, офтальмия, екзантема, фликтена, тетанус, описто-тонус, параплегия, эпилепсия и много других. Невзирая на то что в "Кодексе Гиппократа" нет новых сведений из анатомии и физиологии сравнительно с медициной других древних народов, значения его трудов для всемирной медицины исключительное. В своих трудах Гиппократ показал, как внешняя среда влияет на человека и как человек отвечает на действие тех или других факторов. Он впервые убедительно доказал, что лечение нужно проводить лишь за индивидуальными особенностями каждого больного; этим мастерством врач может овладеть лишь благодаря опыту, приобретенному около кровати больной. Вместе с тем он подчеркивал, что сам опыт может быть обманным, его нужно глубоко осмысливать, что е делом нелегкой. Последнее мнение он ярко выразил в своем первом общеизвестном афоризме: "Жизнь коротка, путь к мастерству длинный, удобный случай быстротекущий, опыт обманный, суждение трудное. Поэтому не только сам врач должен использовать все необходимое, но и больной, и близлежащие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности".

Гиппократ своими трудами показал пути изучения больного человека, план исследования ее, задания диагнозу, прогноза, лечения (Глубокий анализ трудов Гиппократа в отечественной литературе принадлежит С. Ковнеру. Невзирая на давность выпуска его монографии о Гиппократе (1882 p.), этот труд и до сих пор остается основной). Его указания относительно этого не потеряли своего значения, изменяется лишь содержание их в зависимости от развития науки. История медицины знает периоды безоговорочного увлечения теми или другими методами лечения, в которых видели панацею. Со временем наступало разочарование, в прогрессе науки, выдвигался призыв: "Обратно к Гиппократу"! Советская медицина не испытывает потребность вернуться "обратно к Гиппократу". Глубоко убежденные в силе человеческого ума, веря в науку, прогресс, советские медики, используя все достижения родственных наук, новые достижения в понимании функций организма и терапии, идут вперед, не забывая и больших завещаний Гиппократа.

Наводим так называемую "Клятву Гиппократа". Содержание ее дает представление о том, как понимали в те времена обязанности врача относительно больных и своих коллег. Медицинские знания, как и мастерство, в других отраслях рассматривали тогда как собственность определенного круга лиц, связанных между собой семейными или профессиональными интересами, и хранили от возможных конкурентов в тайне. На медицинских факультетах университетов до наших времен сохранился обычай, начало которому было положено уже в дореволюционной России: декан факультета читает с некоторыми изменениями "Клятву Гиппократа" перед выпускниками на церемонии получения ими врачебного диплома. Текст клятвы, напечатанный в дипломе, подписывает дипломник. [В СССР с 1971 г. для выпускников медицинских институтов введенная присяга советского врача.]

Клятва Гиппократа

Учение Гиппократа сыграло большую позитивную роль в дальнейшем развитии медицины. Основные его принципы - то есть, другими словами, наследство древнегреческой медицины классического периода - предостерегали врачей против ошибок, односторонних увлечений, которых было немало в дальнейшем многовековом развитии медицины. Из этих позитивных сторон учения Гиппократа, которые он оставил в наследство медицинской науке, можно выделить такое.

"Следует перенести мудрость (философию) в медицину, а медицину в мудрость (философию)". Другими словами, необходимо тесное сочетание теории и практики.

Отбрасывая решающую, по мнению кое-кого, роль случайной удачи или счастья в успешной деятельности врача, Гиппократ противопоставлял этому решающее значение знания, возможного в тогдашних условиях. "Иметь счастье - это значит делать хорошо (правильно), а именно так делают люди осведомленные. Иметь нещастье - ? это, не имея знаний, делать нехорошо (неправильно); оставаясь невеждой, можно ли иметь счастье"?.

Врач, за Гиппократом, должен владеть определенными приемами, умениями - "Тесппе" (отсюда термин "техника"). Перевод Techne термином "искусство" -? неточный. Гиппократ имел в виду, по-видимому, ремесло: "Другие работают над деревом, кожей, медью, железом; они ищут способов правильного выполнения". Но самих лишь приемов, умения (Techne), считал Гиппократ, не достаточно: "надо призывать на помощь и рассуждение".

Приведенные суждения Гиппократа свидетельствуют о том, что учению большого эллинского врача было свойственно то драгоценное чувство меры, которое характеризует всю древнегреческую культуру - и философию, и искусство. В дальнейшем развитии медицины случалось одностороннее увлечение теми или другими отдельными положениями, течениями; в определенных условиях и пределах они могли быть правильными и полезными, но вне этих условий неминуемо приводили к ошибкам. Наследство Гиппократа остерегало против этих односторонностей и ошибок.

После Гиппократа древнегреческая медицина, как и культура Древней Греции в целом, приобретает новые черты. В отрасли медицины, как и в отрасли философии, развиваются два противоположных течения, представленных догматиками и эмпириками. Догматик Платон (427-347 гг. к н. е.), самый выдающийся представитель идеализма в античном мире, выходил из представления о первичности идеи. Весь реальный мир со всем, что в нем происходит, есть, за Платоном, лишь отображением идей. Здоровье и болезнь определяются, согласно его представлениям, потустороннему божественному началу - пневме. Превращение этой пневмы в организме и ее влияние на разные органы и процессы и представляет содержание его системы патологии. Эмпирики, среди которых было немало врачей (Сикст Эмпирик и др.), выходили, в отличие от догматиков, из опыта, боролись против увлечения догматиков надуманными общими схемами. В то же время эмпирики обедняли врачебное мышление, отрицали теорию, ограничивали задание врача самой лишь практикой: "Не то важно, что вызывает болезнь, но то, что ее устраняет". Тем же они возводили медицину к голому нагромождению приемов лечения. Эмпирики были, в лучшем случае, умелыми компиляторами.

Значительной вехой развития разнообразных знаний - философии, политики, эстетики, природоведения, медицины - в древнем мире была фигура Аристотеля из Стагира (384-322 гг. к н. е.).

Аристотель был сыном врача и сам занимался лечением. Из четырех основных элементов мира - земли, воды, воздуха, огня - он отдельно выделял огонь, как единственную стихию, что свободная от гниения, тем временем как все другие подчиненные гниению, которое является для них их естественным концом. Понятие "гниение", о котором не вспоминается в "Кодексе Гиппократа", со времени Аристотеля вошло в медицинскую науку и было заменено лишь через века понятием "инфекция".

В своих произведениях, которые охватили почти все области знаний того времени, стремился обобщить достижение античной науки. Для нас особенный интерес представляет того трактат "История животных", в котором он подает большой материал из животного и растительного мира, правильно истолковывая много процессов в развитии животного организма, например: оплодотворение, роль плаценты, пуповины и тому подобное. Развитие животных, образования видов он объяснял целенаправленностью в природе, которая предопределяется существованием сверхъестественной силы, - энтелехии. Схоласты в средневековой Европе односторонне использовали это учение Аристотеля и сделали его, вместе с учением Платона о предсуществующих идеях, одним из главных принципов схоластической философии и медицины. античная медицина гиппократ

  1. Размещено на www.allbest.ru

 


Информация о работе Медицина древней Греции. Сборник Гиппократа