Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 09:23, реферат
Каждому студенту-медику полезно знать, с чего начиналось зарождение медицинского образования, как оно менялось и усовершенствовалось на протяжении веков, через какие трудности приходилось проходить нашим коллегам того времени, ведь образование первых медицинских школ привело к формированию современного высшего медицинского образования.
Аптекарский приказ и Госпитальная школа
Начало ХVII столетия отмечено в отечественной медицине учреждением Аптекарского приказа – центрального правительственного учреждения, в котором сосредоточилось все руководство врачебным делом. Вопрос о времени возникновения Аптекарского приказа – спорный, ибо историки медицины предполагают, что он существовал с конца ХVI века, когда уже встречались такие должности, как «аптекарский боярин», «подъячий Аптекарского приказа» и другие.
Введение
Аптекарский приказ и Госпитальная школа
Медицинский факультет Московского университета (ныне Первый МГМУ им. Сеченова)
РНИМУ им. Пирогова
МГМСУ
Заключение
Список литературы
Дальнейшие события развивались
стремительно. В сентябре 1934 года последовало
постановление ЦИК и СНК «О подготовке
врачей», объявившее основными виновниками
случившегося республиканские министерства
здравоохранения. Медицинским вузам были
выделены значительные ассигнования на
строительство, реконструкцию и переоснащение
учебной базы, повышение зарплат профессорско-
Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК от 23 июня 1936 года «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой» были восстановлены строгие вступительные экзамены, значительно ограничен прием в медицинские вузы, введены единые сроки начала и окончания занятий. Последовавшими вслед за этим распоряжениями и приказами Наркомздрава РСФСР для лечебно-профилактического факультета были постепенно практически полностью восстановлены структура и принципиальные основы построения единого учебного плана подготовки врача, разработанные в ходе реформы высшего медицинского образования 40-х – 60-х годов 19 в. Эти меры достаточно быстро дали положительный эффект.
С этого времени, вплоть до начала 80-х гг. 20 в., несмотря на непрерывное дальнейшее реформирование учебного процесса, никаких существенных изменений в структуру и принципиальные основы построения учебного плана пятилетней общеврачебной подготовки ни на лечебно-профилактическом, ни на санитарно-гигиеническом факультетах не вносилось. Проводившиеся преобразования касались главным образом установления целей и разработки оптимальных учебных программ 6-го года обучения, организации дополнительных этапов обучения – интернатуры и клинической ординатуры, и создания новых факультетов.
Не менее, а подчас и более драматично развивались события, связанные со становлением советской науки в целом и университетской, а позднее вузовской, науки в частности. Поначалу ничто не предвещало серьёзных потрясений. Научные институты медицинского факультета Московского университета возобновили свою работу и продолжили начатые до революции 1917 года исследования уже в 1918-1920 гг. Причем работа велась без скидок на чрезвычайно сложное положение в стране.
Первая репрессивная акция в отношении ученых была предпринята в 1922 г., когда из страны выслали большую группу историков и философов, придерживавшихся нематериалистических взглядов. Во второй половине 20-х – начале 30-х гг. 20 в. административный и идеологический диктат, постоянное вмешательство государственных и партийных структур в оценку деятельности отдельных ученых и целых научных направлений, в решение научных споров становятся нормой жизни. Одним из наиболее эффективных инструментов административного диктата стала предельная централизация в организации и проведении научных исследований. Научные институты медицинского факультета Московского университета после его выделения в самостоятельный вуз были расформированы. Наиболее крупные из них, как, например, Раковый и Бактериологический, были выделены в самостоятельные НИИ и переданы Наркомздраву, остальные слиты с кафедрами и клиниками. При этом основные финансовые и материально-технические ресурсы были переданы созданной в 1933 г. Центральной научно-исследовательской лаборатории, в задачи которой входило также тематическое планирование, координация и контроль за проведением научных исследований в 1-м ММИ.
В декабре 1930 г., выступая в Институте красной профессуры, И.В. Сталин призвал «разворошить и перекопать весь навоз, который накопился в философии и естествознании». С этого времени обвинение советского ученого в идеализме становится равносильным гражданской смерти. Осуждению и разоблачению подлежали концепции и взгляды многих видных отечественных ученых: генетиков, физиологов, гистологов, биологов, психологов, в числе которых были профессора медицинского факультета Московского университета (1-го ММИ) –гистологи Б.И. Лаврентьев и А.Г. Гурвич, биолог М.М. Завадовский. Во 2-й половине 30-х годов многие представители медицинской науки стали жертвами искусственно разжигаемой борьбы с вредителями и шпионами: были арестованы и казнены клиницист Д.Д. Плетнев и микробиолог В.А. Барыкин, арестован и погиб в лагере другой известный московской клиницист Е.Е. Фромгольд, репрессированы микробиологи И.Л. Кричевский, Л.А. Зильбер и многие другие.
В послевоенные годы вмешательство государства в сферу науки усилилось. Если репрессии 30-х гг. коснулись отдельных ученых и научных направлений, то в конце 40-х – начале 50-х гг. были уничтожены целые научные дисциплины, в том числе и в области медико-биологических наук. Первое послевоенное потрясение советская наука испытала в августе 1948 г., когда состоялась печально знаменитая сессия ВАСХНИЛ, «разоблачившая вейсманизм-морганизм» и провозгласившая единственно правильным разработанное Т.Д. Лысенко «учение советского творческого дарвинизма». По всем медицинским вузам был разослан приказ Минздрава СССР, согласно которому «на мичуринскую основу» следовало «поставить» преподавание анатомии, гистологии, патофизиологии, микробиологии, нервных болезней, судебной медицины, психиатрии. В вузах и институтах создавались особые комиссии по выявлению морганистов-менделистов.
Летом 1950 г., состоялась совместная сессия АН и АМН СССР по проблемам физиологического учения И.П. Павлова («Павловская сессия»), положившая начало канонизации учения об условном рефлексе, подавлению любых других научных направлений в физиологии и психологии. Из числа профессоров 1-го ММИ наибольшей критике подвергся П.К. Анохин, обвиненный в «увлечении модными реакционными теориями зарубежных авторов».
Наряду с разгромом генетики, физиологии, психологии в 1948-1953 гг. широко развернулась борьба с космополитами, одной из многочисленных жертв которой стал организатор и первый декан санитарно-профилактического факультета, выдающийся советский историк медицины И.Д. Страшун. Апофеозом этой политики в отношении медицинской науки стало дело «врачей-убийц». По обвинению в «контрреволюционной деятельности, шпионаже и терроризме» были арестованы профессора 1-го ММИ В.Н. Виноградов, В.Х. Василенко, Б.Б. Коган, Б.С. Преображенский, Б.И. Збарский и др. Вскоре после смерти И.В. Сталина в марте 1953 г. репрессированные ученые были освобождены и полностью реабилитированы.
Проблемы в организации и содержании учебного процесса, вызванные недостаточно продуманным его реформированием, репрессивная политика государства в сфере науки негативно повлияли на деятельность всех без исключения ученых и преподавателей, работавших в тот период. Однако, несмотря ни на что, медицинский факультет Московского университета – 1-й ММИ выстоял и внес огромный вклад в развитие отечественного высшего медицинского образования, отечественной науки и здравоохранения.
Бесспорным доказательством
высочайшей нравственной и профессиональной
состоятельности профессорско-
На базе клиник 1-го ММИ были развернуты госпитали, в которых не только оказывалась помощь раненым и больным, но и под руководством Н.Н. Бурденко велась большая научно-исследовательская работа. Сам институт был эвакуирован в Уфу. Однако, несмотря на эвакуацию и реэвакуацию, оставшиеся профессора и руководители института не прекращали подготовку врачей. За годы войны 1-й ММИ выпустил 2632 врача.
Трудно переоценить и тот вклад, который внесли ведущие профессора, преподаватели и выпускники 1-го ММИ в успешную работу медицинской службы действующей армии и тыла. Главным хирургом Красной Армии был Н.Н. Бурденко; главным терапевтом Красной Армии – М.С. Вовси, главным терапевтом ВМФ – А.Л. Мясников; главными хирургами фронтов и флотов – Н.Н. Еланский, Б.А. Петров, М.Н. Ахутин; главными терапевтами фронтов и армий – В.Х. Василенко, Ф.Р. Бородулин, А.Г. Гукасян; ведущими специалистами в армиях – В.В. Кованов, В.И. Стручков, Б.В. Петровский. Эпидемиологическую службу армий возглавляли И.И. Елкин, Ф.Ф. Талызин, С.И. Каплун, И.Н. Попов. В составе госпитальных советов системы эвакогоспиталей Наркомздрава СССР в качестве главных специалистов работали И.Г. Руфанов, Е.М. Тареев, Е. К. Сепп, В.Н. Виноградов.
На протяжении всего советского периода своей истории медицинский факультет Московского университета – 1-й ММИ неизменно сохранял позиции одного из лидеров отечественного высшего медицинского образования. Диплом выпускника вуза неизменно служил свидетельством широкой общетеоретической и солидной клинической подготовки. Весомый вклад внесли профессора в учебно-методическое обеспечение учебного процесса. Многие из них стали авторами и разработчиками фундаментальных руководств, учебников и учебных программ, по которым учились студенты всех медицинских вузов СССР.
Клиники 1-го ММИ сохраняли славу одного из лучших лечебных центров страны. При этом клиническая база института постоянно расширялась как за счет развертывания клиник на базе крупных городских больниц, так и благодаря организации собственных новых клиник.
Продолжилось формирование в стенах 1-го ММИ крупных клинических и теоретических научных школ. В течение 20-х – 70-х гг. 20 в. сложились клинические школы: Д.Д. Плетнева, М.П. Кончаловского, Е.М. Тареева, В.Н. Виноградова, В.Х. Василенко, А.Л. Мясникова – в терапии; П.А. Герцена, Н.Н. Бурденко, А.В. Мартынова, Б.В. Петровского, В.В. Кованова, М.И. Кузина – в хирургии; М.С. Малиновского – в акушерстве и гинекологии; Г.И. Россолимо, Л.О. Даркшевича, Е.К. Сеппа – в невропатологии; П.Б. Ганнушкина – в психиатрии; В.П. Одинцова – в офтальмологии; Г.И. Мещерского – в дерматовенерологии, Р.М. Фронштейна – в урологии, К.В. Бунина – в клинике инфекционных болезней. В области медико-биологических наук сформировались научные школы: М.Н. Шатерникова и П.К. Анохина – в физиологии, Д.А. Жданова – в анатомии, В.А. Барыкина – в микробиологии, Б.И. Збарского – в биохимии, А.И. Абрикосова – в патологической анатомии, В.В. Закусова – в фармакологии. Широкой известностью пользовались гигиенические школы А.В. Молькова, А.Н. Сысина, С.Н. Черкинского, З.И. Израэльсона, П.М. Ивановского, эпидемиологическая школа И.И. Елкина.
Эти школы внесли весомый вклад в подготовку элитарных научно-педагогических кадров. Ученики названных выше профессоров возглавили многие кафедры медицинских вузов, лаборатории и отделы научно-исследовательских институтов АМН и Минздрава СССР. Ряд питомцев стали директорами институтов и создателями собственных теоретических и клинических школ.
Сформировавшиеся в стенах медицинского факультета Московского университета – 1-го ММИ научные школы оказали значительное влияние на возникновение и становление новых научных направлений, медицинских специальностей, дальнейшее развитие традиционных фундаментальных и клинических медицинских дисциплин. Неудивительно, что в 1989 г. в рейтинге медицинских школ мира, составленном ЮНЕСКО, 1-й ММИ занимал второе место, уступая лишь Сорбонне.
Не утратил лидирующих позиций 1-й ММИ, а с 1990 г. – Московская медицинская академия, и в новейший период своей истории. Тяжелейший экономический и политический кризис начала 90-х гг., обернувшийся значительным снижением финансирования, огромным оттоком талантливой молодежи и сложившихся специалистов из медицины и из страны, стали еще одним непростым испытанием. Тем не менее, именно в этот период в Московской медицинской академии сложилась эффективная система последипломного профессионального образования в составе 75 кафедр и курсов, было открыто 10 новых факультетов, организована работа пять крупных научно-исследовательских институтов, Центральной научной медицинской библиотеки.
Сегодня Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова – это открытое образовательное инновационное пространство, представляющее собой крупнейший комплекс по подготовке и повышению квалификации медицинских и фармацевтических кадров. С учебным процессом тесно связаны фундаментальные, поисковые и прикладные научные биомедицинские исследования, развиваются молекулярная медицина и медицина высоких технологий.
РНИМУ им. Пирогова
История университета начинается с 1906 года. Тогда под влиянием прогрессивной общественности были организованы Московские женские курсы. Затем курсы преобразовали во 2-ой Московский государственный университет, из которого в 1930 году выделился самостоятельный 2-ой Московский государственный медицинский институт, получивший в 1956 году имя великого русского хирурга и анатома Николая Ивановича Пирогова (1810-1881 гг.)
Н. И. Пирогов заложил основы военно-полевой хирургии и хирургической анатомии, руководил хирургическими клиниками Дерптского (ныне Тартуского) университета, а затем Петербургской медико-хирургической академии. Н.И. Пирогов был крупным организатором военно-медицинской науки, много внимания уделял созданию нового хирургического инструментария и хирургических наборов для армии. Н.И. Пирогов первым применил наркоз в полевых условиях действующей армии во время хирургической операции. Но особенно ярко его лучшие организаторские и врачебные качества проявились в ходе обороны города Севастополя. Много сил отдавал он подготовке молодых врачей и воспитанию научно-медицинских кадров. Жизнь Н.И. Пирогова пример бескорыстного служения науке и Отчизне.
5 ноября 1991 года распоряжением
Совета Министров Российской
Федерации 2-ой МОЛГМИ им. Н.И Пирогова
был преобразован в Российский
государственный медицинский
МГМСУ
История Московского государственного медико-стоматологического университета берет начало в XIX веке, с первой в Москве зубоврачебной школы И.М. Коварского, открытой в 1892 году и ставшей впоследствии Домом советского зубоврачевания. Перед новой властью стояла сложная задача по организации зубоврачебной и стоматологической помощи населению.
Основным направлением работы МГМСУ была и есть подготовка квалифицированных врачебных специалистов. Решать эту задачу на протяжении всей истории вуза помогали выдающиеся ученые, принесшие славу университету, медицинской науке, России: Н.А. Семашко, П.Г. Дауге, М.Б. Янковский, А.И. Евдокимов. Благодаря их усилиям зубоврачевание стало медицинской дисциплиной.
Информация о работе Медицинское образование в 18-19 вв. Развитие высшего медицинского образования