· развитие и повышение эффективности
программных услуг, реализуемых через
государственную службу занятости населения
и направленных на предотвращение безработицы
и возвращение лиц, не имеющих работу,
к активному труду.
Кроме того, федеральными и региональными
органами власти развёрнута большая
работа по созданию действенного механизма
государственной поддержки по созданию
новых рабочих мест.
1.Отправным этапом китайских
реформ стал 1978 год, а конкретно - III Пленум ЦК КПК 11-го созыва,
прошедший в декабре этого года. Кроме
серьезных идеологических сдвигов, как-то
мощная критика левацкой идеологии, в
буквальном смысле взаимное переименование
многих принципов социализма и "отступлений
от принципов социализма", реабилитация
некоторых опальных и репрессированных
политических, научных деятелей, его результатом
стало принятие постановления о развитии системы производственной ответственности в
деревне, которая, как оказалось потом, стала отправной
точкой китайской экономической реформы.
Еще более важным результатом этого пленума
стали потенциальные возможности, открывшиеся
для Китая в сфере управления экономикой.
Сразу после этого действительно исторического
пленума был выдвинут тезис о необходимости
совершенствовании производственных
отношений в соответствии с существующим уровнем
сравнительно отстающих производительных сил. Другие выводы касались недопустимо
однообразной сложившейся в стране структуры
собственности, связанных с ней закостенелых
хозяйственного и политического механизмов,
чрезмерной централизации власти и,в целом,
скованности производительных сил и товарного
производства. Эти и другие выводы, сделанные
в октябре 1987 года на XIII съезде КПК, предшествовали
принятию длительного трехэтапного плана
на период до середины XXI века, включающего
в себя:
1) Удвоение на первом этапе (до 1990 года) валовой продукции
промышленности и сельского хозяйства
плюс решение проблемы обеспечения населения
страны продовольствием и одеждой.
2) Утроение на втором этапе (1991-2000) валового национального
продукта, что, согласно расчетам, должно создать в КНР общество "среднего
достатка".
3) Достижение на третьем этапе (до 2050 года) национальным
валовым продуктом мирового уровня среднеразвитых
стран и, в основном, завершение комплексной
модернизации народного хозяйства.
В свете общеобъявленной линии на перенос центра
внимания с идеологической на экономическую
сферу управления республикой, основным инструментом по реализации
этого плана является экономическая реформа.
Две ее основные задачи -- придание гибкости
системе производственных отношений на
период ускоренного развития менее развитых
производительных сил. Результатом ее, кроме уже названных
абсолютных показателей, должно стать создание бессбойного, долговечного
механизма поддержания этого баланса между уровнями производительных
сил и производственных отношений, что
является основной гарантией стабильного
и высокого темпа экономического роста.
Теоретической основой экономической
реформы в КНР служит переход китайского общества на рельсы социалистической
плановой товарной экономики. Смысл этой концепции состоит в товарной сути социалистического способа
производства, а также в признании необходимости сохранения
товарно-денежных отношений на перходный период, как средства взаиморассчетов между
отдельными товаропроизводителями при
сохраняющихся главенствующем положением общественной формы собственности на основные средства
производства и приритетном значении
централизованного макропланирования.
2. «В 2004 году объем российско-китайской
торговли впервые превзошел рубеж $20 млрд.
Это определенный успех, но обе стороны
считают, что, с точки зрения потенциала
и базы для сотрудничества, этот показатель
недостаточен», — отмечал в 2005 году официальный
представитель МИД КНР Кун Цюань[3].
В марте 2006, в ходе очередного визита российского
президента Владимира Путина в Китай,
было подписано несколько меморандумов
в области поставок российских энергоресурсов,
которые позволят Китаю повысить свою
энергетическую безопасность и получить
независимость от внешней политики США
и стран Западной Европы. С российской
стороны право экспорта энергоносителей
было закреплено за государственными
компаниями — «Газпромом», «Роснефтью» и РАО ЕЭС (с 2008 года РАО ЕЭС перестала существовать).
На пекинской улице
Ябао
Все меморандумы предполагают подготовку
долгосрочных контрактов по поставкам
в КНР газа, нефти и электроэнергии,
в результате чего в течение ближайших
15 лет Россия может стать крупнейшим
поставщиком энергоносителей в
Китай. До сих пор КНР основной
упор делала на импорт нефти из стран
Персидского залива (в основном из
Ирана и Омана), однако в последние
несколько лет здесь предпринимались
попытки диверсификации источников
энергоносителей — в частности, за счёт
прокладки континентальных трубопроводов
из России и Казахстана.
Подписанные документы предусматривают:
- строительство двух газопроводов пропускной способностью 60-80 млрд кубометров газа в год (оценочная стоимость — $10 млрд.). В 2009 году добыча собственного природного газа в Китае составила 85,2 млрд куб. м, потребление — 88,7 млрд куб. м. При этом потребление стремительно растет, значительно опережая возможности внутренней добычи.[4] Первый газопровод (западный газопровод «Алтай»), который планируется построить до 2011 года, пройдёт с Урала через Алтай на западный участок границы России с Китаем и далее будет подключён к китайскому газопроводу Запад-Восток. Его ресурсная база — газовые месторождения Западной Сибири. Второй газопровод пройдёт по восточному маршруту, который частично уже построен, — с Сахалина на материк и далее через Хабаровск в Китай. Ресурсы осваиваемого в настоящее время Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Иркутской области пока задействовать не планируется.
- строительство ответвления на Китай от проектируемого нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан. В своё время — в начале века — идею прокладки нефтепровода из Восточной Сибири в Китай и увеличения поставок нефти в эту страну активно лоббировало руководство нефтяной компании ЮКОС, однако с арестом Михаила Ходорковского и последовавшими налоговыми санкциями на компанию компания была вынуждена свернуть практически все свои зарубежные проекты. Вопрос о нескольких вариантах маршрута так называемого Восточного нефтепровода обсуждается вот уже несколько лет. Основными конкурентами в борьбе за российскую нефть являются Китай и Япония.
- создание совместного предприятия в Китае для строительства АЗС и нефтеперерабатывающего завода годовой мощностью 10 млн тонн. Государственная китайская нефтяная компания CNPC также хотела бы приобрести миноритарный пакет акций российской госкомпании «Роснефть».
- подготовку предварительного ТЭО на ежегодную поставку в Китай до 60 млрд кВт·ч электроэнергии. Для реализации этого проекта до 2020 года потребуется ввести 10 800 МВт генерирующих мощностей (преимущественно ТЭС на базе угольных месторождений Дальнего Востока России) и 3 400 км сетей постоянного и переменного тока.
В то же время, существуют сомнения в
том, что российско-китайское экономическое
сотрудничество действительно выгодно
и перспективно или по крайней мере
может стать таковым для российской стороны. [5] Торговые отношения продолжают крепнуть,
однако они все больше устраивают интересы
скорее Китая, чем России[6]. Эксперт Стивен Дж. Бланк так оценивает
перспективы российско-китайских отношений:
"Политические и экономические неудачи
России по развитию Дальнего Востока подорвали
её стремление к стабильному статусу великой
державы в Азии и её способность играть
эту роль... Если эти тенденции сохранятся
в текущем виде, Россия станет младшим
партнером Китая и поставщиком сырья,
а не самостоятельной державой в Азии.[7]" Подобный вывод содержится и в докладе
экспертов Европейского совета по международным
отношениям: Китай находится в положении
«развивающейся супердержавы, которая
во все большей степени рассматривает
Россию как младшего партнера»[6].
На 2012 год РФ занимает девятое место
в списке десяти основных торговых
партнеров КНР (в 2011 году – 10-е место),
при этом "В отечественном экспорте
превалируют товары сырьевой группы,
доля машинно-технической продукции
незначительна. Обратная ситуация в
импорте из КНР, в структуре которого
машины и оборудование занимают первое
место", - отмечал посол России
в КНР Сергей Разов[8]. Оборот китайско-российской торговли
в 2012 г. увеличился на 11,2 % по сравнению
с предыдущим годом и составил 88,16 млрд
долларов США[9]. По темпам роста товарооборота Россия
заняла пятое место среди основных торговых
партнеров КНР (после ЮАР, Вьетнама, Филиппин
и Гонконга)[8].