Механизм функционирования государственной идеологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2014 в 13:37, контрольная работа

Краткое описание

Особое место в системе государственных органов занимает Президент Республики Беларусь. Ст. 79 Конституции Республики Беларусь определяет, что Президент Республики Беларусь является главой государства и гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент Республики Беларусь принимает меры по охране суверенитета республики, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Республики Беларусь.

Содержание

Вопрос 1. Механизм функционирования государственной идеологии. идейный плюрализм гражданского общества и национально-государственная идеология.
Вопрос 2. Идеология как политико-социальное мировоззрение (на примере критического анализа фальсификации истории великой отечественной войны советского союза)
Список использованных источников:

Вложенные файлы: 1 файл

КРИдеология ГОТОВА.docx

— 36.36 Кб (Скачать файл)

 Политически, т.е. государственно, организованное сообщество всегда нуждается в государственной идеологии, позволяющей объединять народ или народы во имя будущего, во имя ясно осознанной цели, во имя обеспечения устойчивого и динамичного развития. «Государство,  - писал испанский философ Ортега-и-Гассет, - каким бы оно ни было - первобытным, античным, средневековым или современным, это всегда приглашение группой людей других людских сообществ для совместного осуществления какого-то замысла. Замысел, каковы бы ни были его частности, в конечном счете заключается в организации нового типа общественной жизни. Государство и программа жизни, программа человеческой деятельности и поведения, - понятия неразделимые». (Ор-тега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., 2001г., с.162). Без идеологии государство становится несостоятельным, оно утрачивает свои черты как таковое. Разрушение государственной идеологии означает разрушение и самого государства. Подтверждение  -  опыт Советского Союза. В период перестройки Советский Союз лишился своей идеологической основы и перестал существовать как государство. На это, как основную предпосылку гибели СССР, указывал бывший президент США Б. Клинтон: «...Расшатав идеологические основы, мы сумели бескровно вывести из войны за мировое господство государство, составляющее основную конкуренцию Америке».

   Хорошо сформулированная государственная идеология, таким образом, есть непременное условие эффективности как внутренней, так и внешней политики государства, обеспечения его стабильности и прочности. Она мобилизует граждан на достижение общественно значимых целей - в этом ее основное предназначение.

Государственная идеология выполняет следующие функции: 

1)  теоретическая - она  позволяет создать определенную  теоретическую модель социального  мира, места и роли человека  в нем;

2)  оценочная    -  дает возможность выявить и  обосновать ценность тех или  иных социальных явлений, из которых  складывается социальная действительность, а также соотнести эту действительность с потребностями, желаниями, предпочтениями и стремлениями большинства людей;

3)  целеполагания  - формулирует  цели, способные увлечь людей  на активную деятельность. При этом призывы и требования идеологии выступают не в абстрактной, а в конкретной форме. Выявляемые цели вбирают в себя исторический опыт многих поколений, несут в себе особенности образа жизни и менталитета данного народа;

4)  создание позитивного  образа желаемого будущего дает возможность сформулировать такой образ общественного устройства, который бы удовлетворял потребности, интересы, стремления многих людей, желательно, их большинства;

5)  образовательно-воспитательная - ее задача сформировать у людей определенные политические, нравственные, эстетические и иные убеждения и ценностные ориентации;

6)  мобилизующая функция  позволяет задавать людям ту или иную направленность мыслей, чувств, мобилизовывать их волю, интеллект, действия для достижения определенных целей;

7) мотивационная функция  формирует мотивы действий людей, побуждающие их к определенным поступкам, делам и т.д.

  Сегодня идеология  государства не может развиваться только на национальной почве, т.к. современный мир очень взаимосвязан и взаимозависим, отсюда явление  глобализации. Идеология любого современного государства и глобализация непосредственно связаны. Это проявляется в том, что цели и задачи конкретного государства в наши дни в значительной степени определяются глобальными процессами.   Процесс глобализации является не только процессом экономической интеграции государств и обмена ими технологическими достижениями, но и комплексами идей. Процесс глобализации не только расширяет границы и универсализирует содержание современных типов идеологии.  Исторические и традиционные принципы, ценности и идеалы идеологии государства  в таких условиях также подвергаются трансформации, универсализируются и глобализируются. Глобализация  - объективный процесс, который накладывает отпечаток не только на природу идеологии, но и на особенности функционирования государства как социального института. В условиях глобализации роль национального государства даже возрастает, т.к. оно должно выступать гарантом сохранения национальных, этнических, культурных, языковых и иных ценностей, а глобализация в таком случае не должна означать размывание всех национальных рамок и культурной специфики.

С этой точки зрения важной составной частью идеологии государства в глобализирующемся мире является идея о роли и функциях государства по защите интересов народа, его коммуникативно-деловых связей во всех сферах жизни.  Таким образом, государство должно сознательно осуществлять  свою идеологическую функцию, т.е. разрабатывать, развивать и распространять раз-личными способами определенную систему базовых ценностей и целей, направленных на интеграцию и развитие сообщества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 2.  Идеология как политико-социальное мировоззрение (на примере критического анализа фальсификации истории великой отечественной войны советского союза)

  • История Второй мировой войны остаётся фронтом острейшей идеологической, научной и информационно-психологической борьбы

 

  • Прежде всего, следует осознать, что если мы говорим о фальсификации истории, то этот разговор  имеет смысл лишь в том случае, если мы считаем историю наукой, способной получить истинное знание  о прошлых событиях;

 

  • Разница между естественными науками и историей проявляется, главным образом, при изложении результатов научного исследования;

 

  • С данной точки зрения, историк «творит историю создает рассказ о прошлых событиях и может строить этот рассказ в жанре трагедии, комедии, сатиры и т.п.;

 

  • Таким образом, вопрос стоит так: либо мы считаем историю наукой, и тогда имеет смысл о фальсификации истории, либо же мы считаем историю жанром литературы — тогда ни о какой фальсификации речи быть не может;

 

  • Термин «фальсификация» дополнительную смысловую нагрузку: говоря о фальсификации, мы чаще всего имеем в виду сознательный отказ от стремления к истинному описанию прошлого;

 

  • Анализ попыток «переосмысления» истории Великой Отечественной войны приводит к выводу, что чаще всего оно оказывается возможным лишь за счет игнорирования или даже демонстративного отказа от соблюдения общих принципов и методов исторического исследования, соответствующих тем критериями научности, которые выработаны сообществом историков и философов науки;

 

  • Критическое отношение  к источникам — необходимая предпосылка любого претендующего на научность исторического построения. Что относится к так называемому тексту речи Сталина на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) 19 августа 1939 г.,  которому некоторые авторы пытались придать статус  «решающего доказательства» в пользу тезиса о совиновности Советского Союза в развязывании Второй  мировой войны;

 

 

  • Приписывание советско-германскому договору  от 23 августа 1939 г. решающего значения с точки зрения обстоятельств развязывания Второй мировой  войны основано на рассмотрении факта его подписания не как одного из звеньев причинно-следственной цепи, а изолированно, вне связи с Мюнхенскими  соглашениями 1938 г. и другими предшествующими  событиями;

 

  • Обратим внимание на манипуляции вокруг исторического произвольного вырывания каких-то фактов из сложного исторического контекста. Например, судьба генерала А. Власова;

 

  • Широкие возможности для выдвижения псевдонаучных версий скрываются за попытками приписать историческому деятелю некоторую совокупность личностных черт, например, И. В. Сталину, , а затем, исходя из них, как из факта, выстраиваются фантастические причинно-следственные связи;

 

  • История существует как бы в двух измерениях: с одной стороны, как  некое объективное знание о прошлом, добыванием которого занимаются профессионалы-историки, и  другой стороны — как память народа, коллективный миф, в котором воплощаются народные идеалы  и представления о высоком и низком, прекрасном  и безобразном, героическом и трагическом;

 

  • Мы постоянно сталкиваемся  с нарочитым стремлением ряда авторов к обличению именно воинов Красной Армии, благодаря чему  создается впечатление, что бесчинства в отношении мирных жителей — чуть ли характерная черта;

 

  • «Переосмысление» истории Второй мировой  войны в настоящее время существует главным образом как проект, реализуемый средствами, характерными для пропаганды или рекламного бизнеса. Ярким примером может служить издание документов под названием «Фашистский меч ковался в СССР»

 

  • Это - селективное, упрощенческое и злонамеренное толкование сложных периодов в развитии СССР, чтобы выставить свои народы жертвами «большевистских зверств», жёсткой политики ликвидации формирований «лесных братьев», а также якобы целенаправленно проводившейся «русификации».

Список использованных источников:

  1. Алексеева, Т. «Национальная идеология»: иллюзия или непонятная потребность / Т. Алексеева // Октябрь. – 1997. – № 1.
  2. Бабосов, Е.М. Основы идеологии современного государства / Е.М. Бабосов. – Минск, 2007.

 

  1. Бабосов, Е.М. Идеология белорусского государства: теоретические и практические аспекты / Е.М. Бабосов. – Минск : Амалфея, 2008. – 488 с.

 

  1. Коваленя, А.А. Патриотизм – важнейшее условие формирования социально активной личности / А.А. Коваленя // Адукацыя і выхаванне. – 2008. – № 5. – С. 7–13.

 

  1. Концепция основ идеологии белорусского государства: научный отсчет. – Минск, 2005.

 


Информация о работе Механизм функционирования государственной идеологии