Меценатство 19-20века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 08:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотреть особенности развития меценатства в России.
Реализация этой цели потребовала выполнения следующих задач:
• рассмотреть меценатство как социокультурное явление
• описать деятельность меценатов в России
• выявить основные тенденции развития меценатства в современном обществе;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1 Меценатство как социокультурное явление……………………………….5
1.1 Понятие меценатства………………………………………………………5
1.2 История меценатства в России………………………………………….…8
1.3 Мотивы меценатства……………………………………………………….13
2 Русские меценаты……………………………………………………………16
2.1Меценаты: Морозов, Бахрушин, Дягилев, Мамонтов, Тенишева, Третьяковы….16
2.2 Меценаты Приморья……………………………………………………….23
2.3 Современное состояние российского меценатства………………………29
Заключение……………………………………………………………………...33
Список литературы……………………………………………………………..35

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 79.42 Кб (Скачать файл)

1.3 Мотивы меценатства

Исследования показывают, что побудительные  мотивы благотворительности и меценатства  у российских предпринимателей  были сложными и далеко не однозначными.  Единой идеологической основы для совершения благотворительных поступков не существовало. В большинстве случаев одновременно действовали как эгоистические, так и альтруистические побудительные мотивы: присутствовали и деловой, хорошо продуманный расчёт, и уважение к науке и искусству, а в ряде случаев это был особый род подвижничества, восходящий своими истоками к национальным традициям и  религиозным ценностям. Иными словами, всё зависело от социального облика благотворителей. С этой  точки зрения можно говорить о важнейших побудительных  мотивах  благотворительности и меценатства российских предпринимателей. 
Высокая нравственность, осознание общественного долга предпринимателей-благотворителей 
В массе своей российские торговцы, промышленники и банкиры не принимали активного участия в общественно-политической жизни страны. Но наиболее яркие представители отчётливо осознавали важность общественной деятельности. Этих людей отличало глубокое национальное самосознание, сознание взаимосвязи между общественным и личным богатством, жажда деятельности на общественно полезной почве.  
Религиозные  побуждения  
Известно, что Церковь всегда рассматривала накопление богатства не как самоцель, а как способ социально организованной благотворительности. При этом христианская этика и мораль учат состраданию и милосердию. Не следует забывать, что многие крупные  предприниматели были людьми чрезвычайно набожными. По некоторым оценкам, до 2/3 представителей купеческого сословия были выходцами из старообрядческих семей. Конечно, не все богатые набожные предприниматели были благотворителями. Однако нормы православной нравственности, традиции христианского милосердия были явно преобладающими в среде деловых людей-филантропов. Библейский тезис: «Не собирайте себе сокровищ на земле,…но собирайте себе на небе» - внутренняя  потребность многих русских людей.

 Патриотизм русских  деловых людей. 
Большинство крупных русских купцов, промышленников, банкиров были настоящими  патриотами в силу своей активности и социальной ответственности. Они всегда участвовали в событиях, определявших судьбу России, оказывали влияние на развитие культуры и искусства. Жертвуя значительные суммы на снабжение русской армии, на военные нужды в годы лихолетья, они проявляли глубокий патриотизм, содействовали процветанию в самые сложные периоды развития Отечества.

 Стремление к социальным  льготам, привилегиям. 
Чины и ордена  для многих благотворителей не были самоцелью, но они давали возможность повысить их социальный статус.  
Исследователь А.Боханов справедливо указывал, что «благотворительность часто открывала единственную возможность предпринимателям получать чины, звания и прочие отличия, которых иным путём добиться было практически нельзя»7. Исторический опыт показывает, что далеко не все предприниматели были бескорыстными благотворителями, альтруистами и патриотами.  
Интересы предпринимательского дела. 
Занятие меценатством способствовало повышению у самих благотворителей  уровня культуры и образования, расширения общего кругозора. В целом это свидетельствовало о росте количества интеллигентных, высокообразованных  людей из числа предпринимателей. Многие предприниматели понимали, что для пользы их дела необходимы грамотные, квалифицированные рабочие. Поэтому они не жалели средств на строительство жилья для своих работников, лечебно-оздоровительных учреждений. Улучшали условия труда и быта рабочих и их семей. В результате в России в начале XX века рядом с фабриками, как правило, соседствовали школа, больница, библиотека, возведённые на средства владельцев. 
Меценатами не рождаются

Всякий ли миллионер может быть покровителем искусства? Сегодня в  России есть  богатые люди. Но дающий деньги – это еще не меценат.  Лучшие из современных предпринимателей понимают, что благотворительность - обязательная спутница солидного бизнеса.  
 В России меценатом экономически быть невыгодно. Хотя бы потому, что в отличие от европейских стран законодательство в этой области пока никак не предусматривает финансовых (например, налоговых) льгот. Значит, для подобного поступка должны быть некие иные причины.  
 

2 Русские меценаты

 2.1 Меценаты: Морозов, Бахрушин, Дягилев, Мамонтов, Тенишева, Третьяковы

На богатом фоне меценатства  в России конец XIX начало XX веков могут быть по справедливости названы его «золотым веком», порой его подлинного расцвета. И эта пора была связана, главным образом, с деятельностью именитых купеческих династий, давших «потомственных благотворителей». Только в Москве ими были осуществлены столь крупные начинания в области культуры, просвещения, медицины, самых различных областей науки, что можно с полным основанием утверждать: это был качественно новый этап благотворительности8.

     Ведущее место в истории благотворительности и меценатства России занимали отечественные предприниматели – обладатели значительных капиталов. Они не только развивали торговлю, промышленность, банковское дело, насыщали рынок товарами, заботились об экономическом процветании, но и внесли неоценимый вклад в развитие общества, науки и культуры страны, оставив нам в наследство больницы, учебные заведения, театры, картинные галереи,  библиотеки. Филантропическое предпринимательство в дореволюционной России, благотворительность были неотъемлемой чертой, особенностью отечественных деловых людей. Во многом это качество определялось отношением предпринимателей к своему делу, которое в России всегда было особенным. Для российского предпринимателя быть благотворителем значило нечто большее, чем быть просто щедрым или иметь возможность получать привилегии и выбиваться в высшие слои общества, - это во многом было национальной чертой россиян и имело религиозную основу. В отличие от Запада, в России не существовало культа богатых людей. Про богатство на Руси говорили: Бог дал его человеку в пользование и потребует по нему отчёта. Эту истину приняли и пронесли сквозь века многие представители отечественного делового мира, и благотворительность стала в определённом смысле исторической традицией российских предпринимателей.

К началу XX века общественная и частная благотворительность  становится в России явлением повсеместным, не на словах, а на деле доказывая  широту Великой Русской Души. Музеи, библиотеки, школы, картинные галереи, выставки – вот спектр благотворительной  деятельности русских меценатов, фамилии  которых навсегда вошли в историю  России: Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найденовы, Боткины и многие другие.

1902 год стал по истине знаковым для Российской благотворительности: Савва Морозов жертвует 300 тысяч рублей на постройку нового здания Московского художественного театра (так тогда назывался МХАТ), а его двоюродный брат Викула – 400 тысяч рублей на строительство детской больницы, которая с тех пор носит название «Морозовская»9.

Именно в этом году было сделано уникальное, самое крупное  в мире пожертвование. Речь идет о 20-ти миллионном наследстве купца Г.Г. Солодовникова. Согласно воле жертвователя, большая часть этой огромной по тем временам суммы была потрачена на устройство в Тверской, Архангельской, Вологодской и Вятской губерниях земских женских училищ, мужских и женских профессиональных школ, а также создание родильного приюта на 50 человек. Оставшиеся деньги пошли на постройку в Москве домов с дешевыми квартирами для малоимущих.

 

Савва Тимофеевич Морозов – российский предприниматель и меценат. Савва Морозов происходил из купеческой семьи, был потомственным почётным гражданином. Окончил 4-ю московскую гимназию (1881), естественное отделение физико-математического факультета Московского университета (1885), в 1885-1887 годах изучал химию в Кембриджском университете (Великобритания), одновременно знакомился с организацией текстильного дела на английских фабриках. С 1886г. директор товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко», с 1887г один из пайщиков товарищества, владелец-управляющий; был директором Трёхгорного пивоваренного товарищества в Москве. Возглавив руководство фабрикой, он отменил штрафы, повысил зарплату рабочим, занялся строительством жилья для них. Морозов был необыкновенным человеком. Помогал деньгами революционерам, водил дружбу с писателем М.Горьким и очень любил театр.

Однако наибольший коммерческий успех и слава выпали на долю младшей ветви Морозовского дома. Основатель ее, Тимофей Саввич Морозов устроил контору в Твери, но главные усилия сосредоточил на развитии Зуевской фабрики. Эта была мануфактура в полном смысле этого слова, то есть получавшая хлопок и продававшая готовый товар зачастую со своих складов непосредственно потребителю. Тимофей Саввич целиком переоснастил ее английскими станками. Используя новейшее оборудование, высококачественный американский хлопок, импортные красители, он сумел поставить производство таким образом, что оно соответствовало высоким мировым стандартам. Это была одна из самых прибыльных российских компаний, дававшая ежегодно несколько миллионов рублей чистого дохода. Морозов проявил огромную энергию для улучшения производства: приглашал опытных и знающих дело мастеров-англичан и русских инженеров, на свои средства отправлял молодых инженеров на обучение за границу. Село Никольское (ныне это город Орехово-Зуево) напоминало, по словам современников, «удельное княжество Морозовых». Большинство построек здесь были сделаны Морозовыми, а все 15-тысячное население работало на их предприятиях и всецело зависело от них. Даже полиция содержалась за счет Морозовых.

Бахрушины - династия московских предпринимателей, благотворителей. Основатель фамилии — выходец из касимовских татар, поселившийся в Зарайске в XVII веке. Перебравшись в 1830-х гг. в Москву, Бахрушины основали там кожевенный завод, где выделывалась лайка для перчаток. Вскоре они присоединили к нему суконную фабрику. Алексей Петрович Бахрушин (1853—1904) начал заниматься коммерческой деятельностью с 1870-х гг., а после смерти отца, в 1890-е, стал совладельцем фирмы «Товарищество кожевенной и суконной мануфактуры Бахрушин и сыновья».

Алексей Александрович Бахрушин - дядя Алексея Петровича, знаменитый основатель Театрального музея в  Москве; собирал всё, что имело  отношение к истории русского театра. Коллекционирование для него стало смыслом жизни. В 1894г. Александр  Александрович впервые показал  свое собрание публике. Спустя 20 лет  он передал две тысячи бесценных  экспонатов по истории русского театра в дар Академии наук. Ныне Театральный  музей, созданный А.А.Бахрушиным, носит  имя его основателя. По мнению современников, у всех Бахрушиных в крови были благотворительность и коллекционирование.

Когда заканчивался год, они  подводили итоги — если все  было финансово благополучно, выделялась определенная сумма на благие дела — строительство больниц, приютов, колоний для беспризорных, ремесленных  училищ, богаделен, домов для престарелых  артистов. За свои заслуги перед  обществом Бахрушины легко могли  получить дворянство, но купечеству изменить не захотели. Получение сословных  привилегий никогда не было их целью. Бахрушинская коллекция русских древностей не затерялась в его огромном собрании — сегодня она занимает почетное место среди прочих реликвий отечественной истории.

Сергей Павлович Дягилев - русский театральный и художественный деятель, антрепренёр, один из основоположников группы «Мир искусства», организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева». В 1896г. Дягилев окончил университет, но вместо того чтобы заниматься юриспруденцией, начал карьеру деятеля искусства. Спустя несколько лет после получения диплома создал совместно с А.Н.Бенуа объединение «Мир искусства», редактировал одноименный журнал (с 1898 по 1904) и сам писал искусствоведческие статьи. Организовывал выставки, вызывавшие широкий резонанс: в1897 — Выставку английских и немецких акварелистов, затем Выставку скандинавских художников в залах Общества поощрения художеств, Выставку русских и финляндских художников в музее Штиглица (1898), Историко-художественную выставку русских портретов в Петербурге (1905); Выставку русского искусства в Осеннем салоне в Париже с участием произведений Бенуа, Грабаря, Кузнецова, Малявина, Репина,

 

 

С.И.Мамонтов.  Меценатство Саввы Ивановича было особого рода: он приглашал своих друзей-художников в Абрамцево, зачастую вместе с семьями, удобно располагал в основном доме и флигелях. Все приезжавшие под предводительством хозяина отправлялись на природу, на этюды. Все это весьма далеко от привычных примеров благотворительности, когда меценат ограничивает себя передачей определенной суммы на доброе дело. Многие работы членов кружка Мамонтов приобретал сам, для других находил заказчиков.

     Одним из  первых художников к Мамонтову  в Абрамцево приехал В.Д. Поленов.  С Мамонтовым его связывала  духовная близость: увлечение античностью,  музыкой, театром. Был в Абрамцеве  и Васнецов., именно ему обязан художник своим знанием древнерусского искусства. Тепло отеческого дома художник В.А. Серов найдет именно в Абрамцеве. Савва Иванович Мамонтов был единственным бесконфликтным покровителем искусства Врубеля. Для очень нуждавшегося  художника нужна была не только оценка творчества, но и материальная поддержка. И Мамонтов широко помогал, заказывая и покупая  произведения Врубеля. Так проект флигеля по Садово-Спасской заказывает Врубелю. В 1896 г. художник по заказу Мамонтова выполнил грандиозное панно для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде: «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза». Хорошо известен портрет С.И. Мамонтова. Мамонтовский художественный кружок был уникальным объединением.  Также хорошо известна Частная опера мамонтова.

     Можно сказать  вполне определенно, что если  бы все достижения Частной  оперы Мамонтова были бы ограничены  лишь тем, что она сформировала  Шаляпина- гения оперной сцены, то и этого было бы вполне достаточно для самой высокой оценки деятельности Мамонтова и его театра.

     М.К.Тенишева (1867-1928) Мария Клавдиевна была  незаурядным человеком, обладательницей энциклопедических знаний в искусстве, почетным членом первого в России союза художников. Поражают масштабы ее общественной деятельности, в которой ведущим началом было просветительство: ею было создано Училище ремесленных учеников( под Брянском), открыто несколько начальных народных школ, совместно с Репиным организованы рисовальные школы,  открыты курсы для подготовки учителей, и даже создан на Смоленщине самый настоящий аналог подмосковного Абрамцева- Талашкино. «Созидательницей и собирательницей» назвал Тенишеву Рерих. И это действительно так и это в полной мере относится к русским меценатам золотого века. Тенишева не только на редкость разумно и благородно ассигновала деньги на цели возрождения отечественной культуры, но и сама непосредственно, своим талантом, знаниями и умениями внесла заметный вклад в изучение и развитие лучших традиций отечественной культуры.

Информация о работе Меценатство 19-20века