Меценатство 19-20века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 08:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотреть особенности развития меценатства в России.
Реализация этой цели потребовала выполнения следующих задач:
• рассмотреть меценатство как социокультурное явление
• описать деятельность меценатов в России
• выявить основные тенденции развития меценатства в современном обществе;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1 Меценатство как социокультурное явление……………………………….5
1.1 Понятие меценатства………………………………………………………5
1.2 История меценатства в России………………………………………….…8
1.3 Мотивы меценатства……………………………………………………….13
2 Русские меценаты……………………………………………………………16
2.1Меценаты: Морозов, Бахрушин, Дягилев, Мамонтов, Тенишева, Третьяковы….16
2.2 Меценаты Приморья……………………………………………………….23
2.3 Современное состояние российского меценатства………………………29
Заключение……………………………………………………………………...33
Список литературы……………………………………………………………..35

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 79.42 Кб (Скачать файл)

 

2.3. Современное состояние российского меценатства

Под понятие благотворительности  сегодня попадают и пожертвования, и спонсорство, и меценатство, и  социальная ответственность, и социальные инвестиции, и даже в большей своей  части частно-государственное партнерство13.

В наши дни, к благотворительности  и меценатству у «новых русских  купцов и фабрикантов» сложилось  непростое отношение. Одна из основных причин этого — столь же сложное  отношение к богатству и его  обладателям, в условиях все большего расслоения российского общества. Наряду с тем, что многие российские предприниматели  считаются одними из самых богатых  людей в мире и занимают первые позиции в списке ФОРБСА, большинство их сограждан живут, мягко говоря, более чем скромно. При этом ни для кого не секрет, полукриминальный характер формирования капиталов многих современных российских предпринимателей. К простой обиде за такую личную несправедливость примешивается и обида за Россию: вместо того, чтобы инвестировать средства в развитие отечественного производства, культуры и спорта, олигархи предпочитают вкладывать их в зарубежные футбольные клубы, автомобильные заводы и дорогую недвижимость. 

Но будет несправедливым сказать, что в наше время меценатство  совсем пришло в упадок. Создаются  фонды для поддержки студентов, ученых и деятелей искусства, устраиваются гастроли театров и выступления  знаменитых музыкантов, покупаются картины  для музеев. Однако широкая публика  об этом, во-первых, мало информирована, а, во-вторых, большинство актов благотворительности  воспринимает с подозрением, видя в  них лишь ловкий PR-ход для достижения неких корыстных целей.

Как относиться, например, к  меценатской деятельности Бориса Березовского? Еще недавно премия его Фонда "Триумф" приравнивалась к "Государственной" - на церемониях и банкетах "Триумфа" присутствовала правительственная  верхушка едва ли не в полном составе. А на последнюю церемонию, где  собралась вся культурная элита, не пришел даже министр культуры. Нынешний президент Фонда Игорь Шабдурасулов к сложившейся вокруг фонда двусмысленной  ситуации относится философски. В  интервью журналу "Профиль" он приводит такие аргументы в оправдание: "Кто-то считает деньги Березовского праведными, кто-то нет, но они же не в офшор уходят, а идут на развитие и поддержку российской науки и культуры".

Владимир Потанин –  олигарх, основатель одного из крупнейших благотворительных фондов в России. 
Фонд Потанина существует уже почти десять лет, в его активе – масса стипендиальных и грантовых программ для школьников, студентов, преподавателей вузов, курсантов военных училищ, а также для региональных музеев и телекомпаний14.  
К сожалению, мы не видим чтобы Правительство России было заинтересовано в меценатстве. Так стараниями депутатов (выходцев из сферы культуры) первый законопроект о меценатстве появился 15 лет назад. Но его обсуждение продолжается и по сей день. Столь нужный закон так и не был принят. Последствия этого весьма печальны. Развитие меценатства и спонсорства в российской культуре протекает крайне медленно. В настоящее время благодаря отечественным «донорам» покрывается лишь 2% из общей суммы расходов российских организаций в сфере культуры.

Проблема усугубляется еще  и тем, что некоторые высокопоставленные российские чиновники вкладывают в  понятие фандрайзинга свой смысл. Ни для кого не секрет, что частный бизнес тратит существенные средства на поборы со стороны местных властей. Хотя, для кого – поборы, а для кого – фандрайзинг, поиск альтернативных источников финансирования, экономия бюджетных средств. Не редкость, когда бизнесменам предлагают «добровольно» отремонтировать местный театр, оплатить культурно-массовые мероприятия. Такой подход не может не вызывать возмущения. Он подрывает саму идею меценатства, которую, в довершение ко всему, никак не могут облечь в форму федерального закона.

В будущем хотелось бы увидеть изменения в среде российского меценатства. Первыми шагами к этому могли бы стать: принятие Федерального Закона «О меценатстве» представители которого начнут рассматривать свою Родину не как «территорию свободной охоты», а как взрастившую их Мать, которой нужно отвечать искренней и бескорыстной сыновней любовью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, все вышеуказанное доказывает, что меценатство не было эпизодом в истории. деятельность немногих образованных капиталистов, оно охватывало самые разные среды и было велико по сути, масштабам сделанного. Отечественная буржуазия действительно оказывала заметное влияние на культуру России, ее духовную жизнь.

     Характеризуя  «золотой век» меценатства в  России, надо отметить то обстоятельство, что пожертвования меценатов  нередко были основным источником  развития целых отраслей городского  хозяйства(например, здравоохранения).

     Меценатство  в России в конце XIX -  начале XX вв. было существенной, заметной стороной духовной жизни общества; оно в большинстве случаев было связано с теми отраслями общественного хозяйства, которые не приносили прибыли и не имели, поэтому никакого отношения к коммерции; само число меценатов в России на рубеже двух веков, наследование добрых дел представителями одной семьи, легко просматриваемый альтруизм благотворителей, удивительно высокая степень личного, непосредственного участия отечественных меценатов в преобразовании той или иной сферы бытия- все это в совокупности позволяет сделать некоторые выводы.

     Во-первых, среди  черт,определяющих своеобразие отечественной буржуазии, одной из главных и почти типичных была благотворительность в тех или иных формах и масштабах.

     Во-вторых, личностные  качества известных меценатов  «золотого века», спектр их  ведущих интересов и духовных  потребностей, общий уровень образованности  и воспитанности, дают основание  утверждать, что перед нами подлинные  интеллигенты. Их отличает восприимчивость  к интеллектуальным ценностям,  интерес к истории, эстетическое  чутье, способность восхищаться  красотой природы, понять характер  и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а  поняв другого человека, помочь ему, обладание навыками воспитанного человека и т.д.

   В-третьих, обозревая масштабы сделанного меценатами и коллекционерами в России на рубеже веков, прослеживая сам механизм этой удивительной благотворительности, учитывая их реальное воздействие на все сферы бытия, приходим к одному принципиальному выводу- отечественные меценаты в России «золотой поры»- качественно новое образование, оно просто не имеет аналога в истории цивилизации, в опыте других стран.

     У старых  меценатов и коллекционеров был  глаз, и это, наверное, самое главное- эти люди имели собственное мнение и смелость отстаивать его. Только человек, который имеет собственное мнение, достоин называться меценатом, иначе это спонсор, который дает деньги и верит, что другие их правильно используют. Так что право быть меценатом надо заслужить, деньгами его не купишь.

     Всякий ли  миллионер может быть покровителем  искусства? Сегодня в России  вновь появились богатые люди. Настолько ли богатые, чтобы  создавать картинные галереи,  неизвестно, но все же материальная основа  для возрождения широкой благотворительности существует. Дающий деньги - это еще не меценат. Но лучшие из современных предпринимателей понимают, что благотворительность- обязательная спутница солидного бизнеса. Они начинают создавать галереи, полагаясь на своих консультантов. К сожалению, у нас сейчас в стране нет культурной среды для развития меценатства, такой, какой была среда старообрядческая.

     Меценатами  не рождаются, ими становятся. И нынешние меценаты и должны  стремиться прежде всего потратить силы и средства на то, чтобы восстановить созданное их предшественниками сто лет назад.

 

 

Список литературы

  1. Аронов, А.А. Золотой век русского меценатства / А.А.Аронов. - М.: МГУК, 1995.- 114 с.
  2. Бахревский В.А. Савва Мамонтов / В.А.Бахревский. - М.: Молодая гвардия, 2000. - 513 с. - (Жизнь замечательных людей; Вып.791).
  3. Белоусов, А.А. На алтарь Отечества: Из истории меценатства и благотворительности в России / А.А.Белоусов. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1996. - 187 с.
  4. Благотворители и меценаты прошлого и настоящего: Словарь-справочник от А до Я / [авт.-сост.: Макальская М.Л., Бобровская Н.Н.]. - М.: Дело и сервис, 2003.- 255 с.
  5. Боткина, А.П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве / А.П.Боткина. - 5-е изд., стер. - М.: Искусство, 1995. - 374 с.
  6. Боханов, А.Н. Коллекционеры и меценаты в России / А.Н.Боханов. - М.: Наука, 1989. - 192 с.
  7. Бурышкин, П.А. Москва купеческая: записки / Бурышкин П.А.; сост., вступ. статья, указ. - канд. филол. наук С.Б.Михайлова. - М.: Современник, 1991. - 301 с.
  8. Думова, Н.Г. Московские меценаты / Н.Г.Думова. - М.: Мол. гвардия, 1992.- 335 с.
  9. Лопухина, Е.М. Самые знаменитые меценаты России / Е.М.Лопухина. - М.: Вече, 2003. - 384 с.
  10. Минченков, Я.Д. Меценаты искусства и коллекционеры // Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках. - Л.: Художник РСФСР, 1980. - С.409-433.
  11. Молчанов, В.Ф. Благотворительность и меценатство в России: основные тенденции и характерные особенности (X - начало ХХ вв.) / В.Ф.Молчанов // Многоликая история. - М., 1997. - С.189-201.
  12. Новикова, С. Из истории отечественного меценатства / С.Новикова // Посев. - 1992. - N 2. - С.106-111.
  13. Российские предприниматели: благотворители, коллекционеры, меценаты: (Вторая половина XIX- нач. XX в.): каталог кн. выставки / Гос. публ. ист. б-ка России. - М., 1993. - 114 с.
  14. Тарасенко Я.П. Традиции российского меценатства, коллекционирования и благотворительности / Я.П.Тарасенко // История России. - М., 1994. - С.16-29.
  15. Информационный интернет портал [Электронный ресурс] / из статьи «Благотворительный фонд В.Потанина»  спецпрект. _ М.: 2011. -Режим доступа: http://www.finnougoria.ru/community/project/project.php?SECTION_ID= 409&ELEMENT_ID=4047
  16. Альянс Поддержки Меценатских Инициатив [Электронный ресурс] /  Общероссийский общественный культурный проект.– Электрон. дан. Пресс служба.- М.: 2012. - Режим доступа: http://www.upmerf.ru/metsenati-otechestva
  17. Информационный центр «Меценат» [электронный ресурс] / Из проекта фонда «Меценат». – Электрон. журнал. – М.: 2004. – Режим доступа: URL: http://maecenas.ru/portal/main.html 

 

1 Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России. М. 1989, С .14

2 Молчанов, В.Ф. Благотворительность и меценатство в России: основные тенденции и характерные особенности (X - начало ХХ вв.) С.198

3 Боханов, А.Н. Коллекционеры и меценаты в России. М.: Наука, 1989. С. 26.

4 Белоусов, А.А. На алтарь Отечества: Из истории меценатства и благотворительности в России Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1996. С. 14.

5 Думова, Н.Г. Московские меценаты - М.: Мол. гвардия, 1992. С. 112.

6 URL: http://maecenas.ru/portal/main.html 

7 Боханов, А.Н. Коллекционеры и меценаты в России - М.: Наука, 1989. С. 154.

8 Тарасенко Я.П. Традиции российского меценатства, коллекционирования и благотворительности // История России. - М., 1994. - С.16.

9 Лопухина, Е.М. Самые знаменитые меценаты России. - М.: Вече, 2003. С. 265.

10 Боткина, А.П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве .- 5-е изд., стер. - М.: Искусство, 1995. С. 26.

11 Белоусов, А.А. На алтарь Отечества: Из истории меценатства и благотворительности в России. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1996. С. 101.

12 Благотворители и меценаты прошлого и настоящего: Словарь-справочник от А до Я / [авт.-сост.: Макальская М.Л., Бобровская Н.Н.]. - М.: Дело и сервис, 2003. С. 165.

13 URL: http://www.upmerf.ru/metsenati-otechestva

14 URL: http://www.finnougoria.ru/community/project/project.php?SECTION_ID=409&ELEMENT_ID=4047

 


Информация о работе Меценатство 19-20века