Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 08:18, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотреть особенности развития меценатства в России.
Реализация этой цели потребовала выполнения следующих задач:
• рассмотреть меценатство как социокультурное явление
• описать деятельность меценатов в России
• выявить основные тенденции развития меценатства в современном обществе;
Введение………………………………………………………………………….2
1 Меценатство как социокультурное явление……………………………….5
1.1 Понятие меценатства………………………………………………………5
1.2 История меценатства в России………………………………………….…8
1.3 Мотивы меценатства……………………………………………………….13
2 Русские меценаты……………………………………………………………16
2.1Меценаты: Морозов, Бахрушин, Дягилев, Мамонтов, Тенишева, Третьяковы….16
2.2 Меценаты Приморья……………………………………………………….23
2.3 Современное состояние российского меценатства………………………29
Заключение……………………………………………………………………...33
Список литературы……………………………………………………………..35
2.3. Современное состояние российского меценатства
Под понятие благотворительности сегодня попадают и пожертвования, и спонсорство, и меценатство, и социальная ответственность, и социальные инвестиции, и даже в большей своей части частно-государственное партнерство13.
В наши дни, к благотворительности и меценатству у «новых русских купцов и фабрикантов» сложилось непростое отношение. Одна из основных причин этого — столь же сложное отношение к богатству и его обладателям, в условиях все большего расслоения российского общества. Наряду с тем, что многие российские предприниматели считаются одними из самых богатых людей в мире и занимают первые позиции в списке ФОРБСА, большинство их сограждан живут, мягко говоря, более чем скромно. При этом ни для кого не секрет, полукриминальный характер формирования капиталов многих современных российских предпринимателей. К простой обиде за такую личную несправедливость примешивается и обида за Россию: вместо того, чтобы инвестировать средства в развитие отечественного производства, культуры и спорта, олигархи предпочитают вкладывать их в зарубежные футбольные клубы, автомобильные заводы и дорогую недвижимость.
Но будет несправедливым
сказать, что в наше время меценатство
совсем пришло в упадок. Создаются
фонды для поддержки студентов,
ученых и деятелей искусства, устраиваются
гастроли театров и выступления
знаменитых музыкантов, покупаются картины
для музеев. Однако широкая публика
об этом, во-первых, мало информирована,
а, во-вторых, большинство актов
Как относиться, например, к
меценатской деятельности Бориса Березовского?
Еще недавно премия его Фонда
"Триумф" приравнивалась к "Государственной"
- на церемониях и банкетах "Триумфа"
присутствовала правительственная
верхушка едва ли не в полном составе.
А на последнюю церемонию, где
собралась вся культурная элита,
не пришел даже министр культуры. Нынешний
президент Фонда Игорь
Владимир Потанин –
олигарх, основатель одного из крупнейших
благотворительных фондов в России.
Фонд Потанина существует уже почти
десять лет, в его активе – масса стипендиальных
и грантовых программ для школьников,
студентов, преподавателей вузов, курсантов
военных училищ, а также для региональных
музеев и телекомпаний14.
К сожалению, мы не видим чтобы Правительство
России было заинтересовано в меценатстве.
Так стараниями депутатов (выходцев из
сферы культуры) первый законопроект о
меценатстве появился 15 лет назад. Но
его обсуждение продолжается и по сей
день. Столь нужный закон так и не был принят.
Последствия этого весьма печальны. Развитие
меценатства и спонсорства в российской
культуре протекает крайне медленно. В
настоящее время благодаря отечественным
«донорам» покрывается лишь 2% из общей
суммы расходов российских организаций
в сфере культуры.
Проблема усугубляется еще
и тем, что некоторые
В будущем хотелось бы увидеть изменения в среде российского меценатства. Первыми шагами к этому могли бы стать: принятие Федерального Закона «О меценатстве» представители которого начнут рассматривать свою Родину не как «территорию свободной охоты», а как взрастившую их Мать, которой нужно отвечать искренней и бескорыстной сыновней любовью.
Заключение
Таким образом, все вышеуказанное доказывает, что меценатство не было эпизодом в истории. деятельность немногих образованных капиталистов, оно охватывало самые разные среды и было велико по сути, масштабам сделанного. Отечественная буржуазия действительно оказывала заметное влияние на культуру России, ее духовную жизнь.
Характеризуя
«золотой век» меценатства в
России, надо отметить то
Меценатство в России в конце XIX - начале XX вв. было существенной, заметной стороной духовной жизни общества; оно в большинстве случаев было связано с теми отраслями общественного хозяйства, которые не приносили прибыли и не имели, поэтому никакого отношения к коммерции; само число меценатов в России на рубеже двух веков, наследование добрых дел представителями одной семьи, легко просматриваемый альтруизм благотворителей, удивительно высокая степень личного, непосредственного участия отечественных меценатов в преобразовании той или иной сферы бытия- все это в совокупности позволяет сделать некоторые выводы.
Во-первых, среди черт,определяющих своеобразие отечественной буржуазии, одной из главных и почти типичных была благотворительность в тех или иных формах и масштабах.
Во-вторых, личностные
качества известных меценатов
«золотого века», спектр их
ведущих интересов и духовных
потребностей, общий уровень образованности
и воспитанности, дают
В-третьих, обозревая масштабы сделанного меценатами и коллекционерами в России на рубеже веков, прослеживая сам механизм этой удивительной благотворительности, учитывая их реальное воздействие на все сферы бытия, приходим к одному принципиальному выводу- отечественные меценаты в России «золотой поры»- качественно новое образование, оно просто не имеет аналога в истории цивилизации, в опыте других стран.
У старых
меценатов и коллекционеров
Всякий ли
миллионер может быть
Меценатами не рождаются, ими становятся. И нынешние меценаты и должны стремиться прежде всего потратить силы и средства на то, чтобы восстановить созданное их предшественниками сто лет назад.
Список литературы
1 Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России. М. 1989, С .14
2 Молчанов, В.Ф. Благотворительность и меценатство в России: основные тенденции и характерные особенности (X - начало ХХ вв.) С.198
3 Боханов, А.Н. Коллекционеры и меценаты в России. М.: Наука, 1989. С. 26.
4 Белоусов, А.А. На алтарь Отечества: Из истории меценатства и благотворительности в России Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1996. С. 14.
5 Думова, Н.Г. Московские меценаты - М.: Мол. гвардия, 1992. С. 112.
6
URL: http://maecenas.ru/portal/
7 Боханов, А.Н. Коллекционеры и меценаты в России - М.: Наука, 1989. С. 154.
8 Тарасенко Я.П. Традиции российского меценатства, коллекционирования и благотворительности // История России. - М., 1994. - С.16.
9 Лопухина, Е.М. Самые знаменитые меценаты России. - М.: Вече, 2003. С. 265.
10 Боткина, А.П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве .- 5-е изд., стер. - М.: Искусство, 1995. С. 26.
11 Белоусов, А.А. На алтарь Отечества: Из истории меценатства и благотворительности в России. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1996. С. 101.
12 Благотворители и меценаты прошлого и настоящего: Словарь-справочник от А до Я / [авт.-сост.: Макальская М.Л., Бобровская Н.Н.]. - М.: Дело и сервис, 2003. С. 165.
13
URL: http://www.upmerf.ru/
14 URL: http://www.finnougoria.ru/