Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.: причины и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 10:18, курсовая работа

Краткое описание

Выбор данной темы обуславливается возможностью проследить за экономическим подъемом, после которого следует не виданный ранее кризис, вошедший в историю, как мировой, и повлиявший на экономику всего мира, а также за выходом из этого кризиса путем неимоверных усилий и экономических реформ. Процессы эти интересны как с точки зрения истории, так и с экономической точки зрения. Для того чтобы понять, почему все это произошло, необходимо внимательно проанализировать как развивались в предкризисные годы страны, оказавшиеся в упадке и какую они имели характеристику. В курсовой работе были использованы соответствующие исследования. Среди них особо можно выделить учебное пособие для экон. спец. вузов Экономическая история капиталистических стран: Под ред. В.Т. Чунтулова, В.Г. Сарычева и «История мировой экономики» под ред. Г.Б. Поляка. Так же следует отметить статью Согрина В.В. "Экономический кризис 1929—1933 гг. в США и современность". Автор анализирует разнообразные причины кризиса 1929—1933 гг.

Содержание

Введение....................................................................................................... 2 – 5

Глава 1.Причины мирового экономического кризиса
1929 -1933 гг. ...............................................................................................6 – 13

1.1. Предпосылки возникновения экономического
кризиса...........................................................................................................6 – 9
1.2. Крах на Нью-йоркской фондовой бирже в 1929 году...............9 – 13

Глава 2. Сущность и влияние кризиса на США и страны Западной
Европы...........................................................................................................14 – 32

2.1. США в 1929-1933 гг.....................................................................14 – 20
2.2. Особенности кризиса в Великобритании. ................................20 – 26
2.3. Развитие экономики Франции....................................................26 – 28
2.4. Германия в период «Великой депрессии».................................28 – 31
2.5. Состояние Японии в 1929-1933 гг..............................................31 – 32

Глава 3. Последствия и итоги мирового экономического
кризиса 1929-1933 гг. .................................................................................33 – 37
Заключение...................................................................................................38 – 41
Список использованных источников и литературы.................................42

Вложенные файлы: 1 файл

Курс работа МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 1929-1933 ГГ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ.docx

— 105.10 Кб (Скачать файл)

В США после прихода к власти президента Ф. Рузвельта провозглашается политика «нового курса». Она включала следующие направления: 
 1) в промышленности: принудительное картелирование предприятий (более крупные поглощали более мелких, неконкурентоспособные предприятия оказались вытесненными с рынка); составлялись кодексы честной конкуренции, в рамках которых регламентировался объем производства, минимальный уровень цен, распределялись рынки сбыта продукции;

2) в сельском хозяйстве  государство стремилось добиться  повышения цен на сельскохозяйственную  продукцию, увеличить доходы фермеров. С этой целью власти осуществляли  сокращение посевных площадей и поголовья скота. Некоторые фермеры получили государственные дотации;

 

 3) в финансовой сфере: сокращение и реорганизация банковской  системы, девальвация доллара, контроль  над выпуском бумажных денег и ценных бумаг; 
 4) значительные сдвиги произошли и в сфере трудовых отношений: рабочие получили право на заключение коллективных договоров и организацию профсоюзов на предприятиях. Наемным работникам предоставлялись определенные социальные гарантии: в законодательном порядке фиксировались минимальный уровень заработной платы и максимальная продолжительность рабочего дня. В целях борьбы с безработицей организуется специальная администрация общественных работ, осуществляющая строительство гражданских и военных объектов. Данные меры привели к положительным результатам и способствовали постепенному выходу США из кризиса. Необходимо отметить, что «новый курс» осуществлялся в условиях сохранения и развития традиционной американской демократической системы.

Во второй половине 1931 г. и в 1932 г. американское правительство вновь пытается что-то сделать в борьбе с кризисом. Возвращаясь к этому вопросу, следует отметить, что существует некоторое заблуждение в отношении того, что президент Гувер вообще ничего не делал для спасения экономики, полностью полагаясь на силы рынка, а только президент Ф. Д. Рузвельт начал совершать активные действия, используя всю мощь государства, что и дало быстрый эффект. Заслуги Рузвельта исключительно велики, но, во-первых, некоторые важные шаги были предприняты уже при Гувере. Стоит отметить, что слишком много выпускалось государственных ценных бумаг, что вредно повлияло на рынок капиталов, о чем еще будет речь ниже; параллельно расширению расходов правительство боялось инфляции и пыталось сбалансировать бюджет, повышая для этого налоги. Во-вторых, Рузвельт начал свое правление уже на излете кризиса, когда многие негативные тенденции уже начали себя исчерпывать. Именно «Гувер, а не Франклин Рузвельт, стал основателем политики “Нового курса”. …Рузвельт лишь придал этому размах, но первопроходцем был Гувер»8.                     
         Мировой кризис показал, что рыночный механизм несовершенен, он не может регулировать себя сам на протяжении длительного периода времени, государственное вмешательство необходимо. В США в то время это было вынужденной мерой для выхода страны из катастрофического положения, и с этим невозможно не согласиться.

    1. . Особенности кризиса в Великобритании

  Мировой экономический кризис в Англии начался с некоторым опозданием, и это было вызвано тем, что в предкризисное время английская промышленность развивалась крайне медленно и к началу кризиса едва достигла довоенного уровня. Наибольшей глубины кризис достиг весной 1933 г., когда производство упало на 23% от уровня 1929 г.

   Кризис наиболее сильно поразил старые отрасли промышленности Англии. Сократилась добыча угля, производство чугуна, выплавка стали. Если в 1929 г. было добыто 258 млн. т. угля, то в 1933 г. — 208 млн. т. Пострадала от кризиса металлургия: производство чугуна с 7,59 млн. т. в 1929 г. упало до 3,75 млн. т в 1932 г. По выплавке чугуна кризис отбросил Англию на 70 лет назад. Резко сократилась выплавка стали – вывоз товаров за 1913 – 1918 гг. сократился с 525,3 млн. до 501,4 млн. ф.ст., импорт, наоборот, существенно вырос – с 768,7 млн. до 1316,2 млн. ф.ст. Дефицит торгового баланса резко увеличился. Еще осязательнее снизился товарный экспорт по физическому объему. Так, вывоз английского угля сократился более чем наполовину – с 73 млн. до 32 млн. т. В 1913 г. было вывезено 7075 млн. линейных ярдов хлопчатобумажных тканей, а в 1918 г. – 36 699 млн.

Кризис охватил и сельское хозяйство. Цены на сельскохозяйственные продукты в Англии за 1930 — 1932 гг. упали на 34%, что привело к резкому сокращению сельского хозяйства страны. Страны, продававшие на английском рынке продукты по демпинговым ценам, покрывали убытки путем повышения цен на эти продукты на своих внутренних рынках. Новозеландское масло, например, продавалось в Англии по значительно более низким ценам, чем в Новой Зеландии. Французская мука продавалась в Лондоне за треть цены, которую уплачивали за нее французские потребители. "Англия между 1927 и 1931 гг. по существу стала демпинговой площадкой для сбыта излишков продовольствия со всего мира", – писал английский историк К.Маррей.

  Мировая торговля упала примерно на 2/3. Английский экспорт, составлявший 729,3 млн. ф.ст. в 1929 г., сократился до 365 млн. ф.ст. в 1932 г. В 1931 г. разразился острый финансовый кризис, вызвавший обесценение фунта стерлингов и отказ Англии от золотого паритета фунта.

  Следствием свертывания промышленности, сельского хозяйства и торговли была безработица. Если в 1930 г. 16,8% населения Англии являлось безработным, то в 1932 г. – 25,5 %.

  К началу экономического кризиса у власти в Англии стояло второе лейбористское правительство. Пути выхода из кризиса оно стало искать в усилении элементов государственного вмешательства в экономику и социальные отношения. Но никаких существенных результатов не добившись в реализации антикризисных программ правительство, было распущенно.

В 1931 г. разразился острый финансовый кризис, вызвавший обесценение фунта стерлингов и отказ Англии от золотого паритета фунта. Следствием свертывания промышленности, сельского хозяйства и торговли была безработица. Если в 1930 г. 16,8% населения Англии являлось безработным, то в 1932 г. – 25,5 %. Центр угольной промышленности – Уэльс, текстильной – Ланкашир, район судостроительной промышленности на реке Клайд, важный угольный район Нортумберленд-Дарем, а также ряд других центров английской промышленности превратились в "районы депрессии". Безработица в таких районах была намного выше, чем в среднем по стране. Если по всей Англии безработица выросла с 1929 по 1932 г. с 10,6 до 22,2%, то в Уэльсе за это же время – с 20 до 37,5%. В официальных докладах, опубликованных государственными органами в ноябре 1934 г., о положении в "районах депрессии" отмечалось, что "целые города, расположенные в этих районах, практически обезлюдели".

Весной 1931 г. предприниматели заявили о снижении заработной платы рабочим машиностроительной промышленности, сельского хозяйства, красильщикам, гончарам, докерам и многим другим. К началу экономического кризиса у власти в Англии стояло второе лейбористское правительство. Пути выхода из кризиса оно стало искать в усилении элементов государственного вмешательства в экономику и социальные отношения. 
Еще до наступления кризиса правительство образовало специальное министерство "по борьбе с безработицей". Министерство предложило следующую программу:

а) переселение из "районов депрессии" в сельскую местность и в менее пострадавшие промышленные районы и доминионы;

б) организацию общественных работ.

Однако реализация этой программы существенных результатов не дала, так как работы на новых местах не всем хватало, а средств для создания новых рабочих мест было крайне недостаточно. В феврале 1930 г. парламент принял закон, несколько улучшивший систему страхования по безработице. В частности, возраст лиц, имевших право на получение пособия, был снижен до 15 лет, а само пособие подросткам увеличено. Однако уже в августе 1931 г. парламент принял закон, пересмотревший выдачу страховых сумм. По новому закону права на получение пособия были лишены следующие категории безработных: сезонные рабочие, лица без непрерывного стажа работы, занятые неполный рабочий день, замужние женщины. Общая "экономия" должна была составить около 5 млн. ф.ст. Однако эта мера не дала желаемых результатов, и весной 1931 г. ухудшилось финансовое положение Англии. Началось "бегство от фунта". Золото во все больших количествах уходило из Англии. В январе – марте 1931 г. отлив золота из Англии составил 7 млн. ф.ст., в июле – сентябре – 34 млн. ф.ст. Для решения данной проблемы в марте 1931 г. правительство создало специальную комиссию по "национальной экономии" во главе с крупным банкиром Дж. Мэем. Программа выхода из сложной финансовой ситуации предлагала покрыть предполагаемый дефицит государственного , бюджета в 120 млн. ф.ст. за счет экономии на пособиях по безработице и на жалованье государственных служащих. Опубликование данной программы привело к правительственному кризису и его отставке. Созданное новое "национальное правительство", куда вошли консерваторы, национал-лейбористы и национал-либералы, вновь возглавил Макдональд. Правительство пыталось исправить положение путем займов в США и Франции, однако полученные деньги (50 млн. ф.ст.) быстро растаяли, а чтобы получить новый заем, нужно было выполнить условие – принять программу Дж.Мэя. Таким образом "национальное правительство" приступило к реализации программы. Фактически доклад Комиссии Мэя оказался политическим документом, нанесшим наибольший вред лейбористскому правительству, сформированному 7 июня 1931 г.  Дж . Макдоналъдом и его социальной программе особенно предполагаемому повышению пособий по безработице. В августе 1931 г. при обсуждении доклада Комиссии по национальной экономии премьер-министр  Макдональд  и еще два министра высказались за принятие предложений Комиссии Мэя, остальные члены кабинета — против. Раскол правительства привел к кризису в лейбористской партии. В результате 24 августа 1931 г. Макдональд  сформировал национальное   правительство, в котором ключевые посты заняли консерваторы. Национальному правительству сразу же был предоставлен заем, в котором отказывали его предшественникам. Поскольку доклад Комиссии по национальной экономии получил одобрение отечественных и зарубежных банкиров, они готовы были выдать английскому правительству займы, необходимые для платежного баланса страны, который находился к тому времени в катастрофическом состоянии, при условии принятия мер, рекомендованных Комиссией Мэя. В сентябре 1931 г. более ста американских и французских банков предоставили Великобритании заем в размере 80 млн. фунтов стерлингов. 10 сентября 1931 г. был принят измененный бюджет, оказавшийся более жестким, чем тот, который разрабатывался лейбористским правительством. Новый кабинет министров Макдональда приступил к реализации плана экономии  и  рационализации бюджетных  расходов.9 В соответствии с этим планом были значительно увеличены прямые и косвенные налоги, уменьшены оклады государственных служащих и  учителей, резко сокращены общественные работы. Возросли вклады населения на социальное страхование, а выплаты сократились. Пособия по безработице были срезаны на 10%, был введен закон о проверке нуждаемости, запрещавший выдачу пособий безработным,  находившимся  на иждивении своей семьи. Осенью 1931 г. было проведено сокращение жалованья государственным служащим, прежде всего учителям и военным морякам.

Важным мероприятием стала отмена в сентябре 1931 г. золотого паритета национальной валюты, в результате чего и произошла девальвация фунта. За Великобританией вынуждены были последовать страны, входившие в так называемый стерлинговый блок (25 государств — страны Скандинавии, Голландия, Португалия, Аргентина, Бразилия и другие, включая британские колонии и доминионы), которые устанавливали курс своих валют на основе курса английского фунта. Помимо этого, страны блока передавали свои валютные резервы Англии в общий фонд блока, что обеспечило стране немалые выгоды от данной операции. Члены блока, ориентируясь на стерлинг, были вынуждены закупать английские товары и одновременно поставлять для Англии преимущественно сырьевые и продовольственные товары.

Следующей мерой правительства была отмена в сентябре 1931 г. золотого стандарта фунта стерлингов, что привело к обесцениванию бумажного фунта. В сентябре 1931 г. курс фунта составил 93 % старого паритета, в декабре – 69,3%. Вскоре за фунтом началось падение курсов валют Швеции, Норвегии, Дании, Ирландии и других стран. Результатом обесценивания фунта стерлингов, улучшившего положение английских товаров на мировых рынках, явилось увеличение доли Англии в мировом экспорте с 9,4% в 1931 г. до 10,9% в 1932 г. 
целью укрепления позиций английской валюты в 1931 г. был создан стерлинговый блок, куда входили Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия, Португалия, Греция, Аргентина, Бразилия, Колумбия, Парагвай, Боливия, Таиланд, Иран и Египет. Входившие в стерлинговый блок страны фиксировали курсы своих валют в соответствии с курсом английского фунта, их валютные резервы хранились в основном в Лондоне, расчетной единицей в торговле между странами блока являлся английский фунт. Стерлинговый блок давал возможность английскому фунту обслужить 40 – 50% мирового товарооборота. Следующим шагом в укреплении положения Англии на мировом рынке стал парламентский акт 1931 г., который предусматривал, что ни один закон английского парламента не будет применяться в доминионах без формального согласия последних. Законы, принятые доминионами, не нуждались в утверждении английского парламента. Этот акт вошел в историю как Вестминстерский статут. Он отменил закон 1864 г., по которому английский парламент имел право отменить любой закон, принятый в колониях и доминионах, т.е. юридически закрепил суверенитет доминионов. Еще одной важной мерой, защищавшей внутренний рынок Англии от внешней конкуренции, было введение протекционизма. Протекционистские тарифы оградили Внутренний рынок от наплыва иностранных товаров и создали более благоприятные условия для реализации товаров отечественного производства. 10

Некоторое оживление в экономике, начавшееся в Англии со второй половины 1932 г., не переросло в новый подъем. Страна вступила в длительный период депрессии.

Таким образом, экономический кризис 1929 – 1933 гг. тяжело отразился на экономике Великобритании. Выход из сложного экономического положения правительства искали в усилении государственного регулирования экономики, поощрении роста монополий и концентрации капитала, а также создании более тесного политического и экономического союза метрополии и доминионов.

 

    1. Развитие экономики Франции

 

Мировой экономический кризис распространился на Францию несколько позднее, в 1930году, но он был более продолжительным и глубоким.        Состояние экономической нестабильности было характерно для Франции вплоть до конца 30-х годов, что во многом объясняется непоследовательностью антикризисных мероприятий, а по сути, отсутствием согласованной общенациональной программы выхода из кризиса. В результате этого Франция существенно уступила свои позиции на мировых рынках. Некоторое оживление в экономике страны было вызвано накануне войны усилением государственных ассигнований на военное строительство. Падение промышленного производства было  отмечено в конце 1930 г. и было не таким быстрым, как в США и Германии, но зато более длительным. В развитии кризиса во Франции можно выделить два наиболее тяжелых периода: 1932 и 1935 гг. Так, в 1932 г. объем промышленного производства сократился на 44% по сравнению с 1930 г. и на 4% — по сравнению с 1913 г. После оживления 1933 – 1934 гг. кризис вновь обострился. За годы кризиса продукция французской машиностроительной промышленности упала до 69,6% от уровня 1929 г., выплавка чугуна и стали – почти на 50%. Сократилось производство автомобилей, цветных металлов, алюминия, цинка. В тяжелом положении находилась текстильная промышленность, которая еще с середины 20-х гг. переживала хроническую недогрузку предприятий и застой.

Внешняя торговля за годы кризиса уменьшилась более чем в 2 раза. Не выдерживая конкуренции Англии, США и Германии, Франция уступала свои позиции на внешних рынках. Внутренняя торговля также была нарушена. Резко снизились цены на пшеницу, ячмень, овес, шерсть, сахар. Импорт и экспорт сократились на 65% от уровня 1930 г. Падение промышленного производства в этой стране не было таким быстрым, как в Германии и США, но зато более длительным. Развитие кризиса можно проследить по таблице индексов промышленного производства развитых стран. (См. приложение №2)

В области кредитно-денежного обращения наступление кризиса ознаменовалось крахом банка Устрика – одного из крупнейших во Франции. Затем последовал ряд других банкротств.

От кризиса сильно пострадало крестьянство. Доходы сельского хозяйства в 1934 г. составили 17 млрд. франков против 44,8 млрд. франков в 1929 г. Вследствие неуплаты долгов, налогов и арендной платы массовый характер приняла продажа имущества крестьянами. Многие мелкие крестьяне оставляли свои хозяйства и уходили в города.

Информация о работе Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.: причины и последствия