Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 11:40, реферат
Тема, которую мы рассматриваем в данной работе, безусловно, может быть названа актуальной. Именно активизация миссионерской деятельности, в первую очередь, иезуитов в 16-17 веке, неразрывно связанная с исключительной настойчивостью и даже вмешательством во внутренние дела Японии, стала одной из существеннейших причин, вынудивших правительство бакуфу привести в действие «политику самоизоляции», оградив страну от иностранного влияния на достаточно длительный срок, и, тем самым, предопределив дальнейшее политическое, социально-экономическое и историко-культурное развитие Японии вплоть до середины XIX века, а также сыграв ключевую роль в отношениях японского государства со странами Запада и Дальнего Востока.
В 1603 г. после победы в сражении при Сэкигахара в новой столице Японии - городе Эдо, утвердился Токугава Иэясу (1542-1616 гг.), получивший титул сёгуна в 1603 году. Токугава Иэясу проявил талант умелого дипломата и администратора, завершив процесс централизации Японии. Сёгунат Токугава Иэясу просуществовал более 250 лет (1603-1868 гг.). Эта эпоха стала синонимом самоизоляции Японии. Первое время после его прихода к власти он и не предпринимал никаких серьезных действий по отношению к миссионерам и их деятельности, однако в 1612 г. в ответ на вновь усилившуюся деятельность иезуитов было возобновлено преследование христиан.
Казни носили массовый характер, и многие из них были претворены в жизнь с особой жестокостью. Чаще всего обвиняемым просто отрубали головы, но были и такие случаи, когда христиан подвешивали вниз головой и держали в таком состоянии несколько дней без пищи и воды, после чего их отвязывали и обезглавливали. Также тех, кто отказался отречься от христианской веры и пройти обряд «фумиэ» («топтание изображений» или «топтание лика», при котором японец должен был вытереть ноги об иконы или священные для христиан символы), сбрасывали со скал или распинали на крестах. Оказалось немало настоящих японцев-христиан, не пожелавших предать свои убеждения и отдавших за них жизнь. Вот только один из примеров: «За этими последовали еще восемь человек, которые после мучений были обезглавлены, в то время, как остальные шестнадцать человек были доставлены в Дзигоку, это место представляло из себя бассейн кипящей воды, вырывающейся с рёвом из-под огромной скалы. Несчастных вывели на край утёса и спросили, не собираются ли они отречься. После отрицательного ответа, они были сброшены в кипяток. Поведение этих людей, столь недолго знакомых с христианством, достойно восхищения. Зная лишь молитву Отче наш и Богородице Дево, они вынесли мучения до самого конца и по одному этому можно судить об их понимании Священного Писания».
Большинство христиан предпочитало отречению смерть, однако не у всех крещеных японцев была такая сильная вера, как у замученных в годы гонений, поэтому все то, что удалось создать иезуитам почти за 100 лет миссионерской деятельности в Японии, было разрушено за 30 с лишним лет домом Токугава, стоявшим на тот момент у власти. Профессор Боксер приводит типичную клятву отречения, подписанную японцем?христианином и его женой. Стоит отметить, что кары, упоминающиеся в большинстве таких клятв, основывались на тех самых верованиях, которые отвергались: «На протяжении многих лет мы были верующими христианами. И все же, мы поняли, что христианская религия есть религия зла… Таким образом, мы подтверждаем это заявление в письменном виде перед вами, достопочтенный магистрат. Никогда более не отойдем мы от нашего отречения, даже в самом тайном уголке сердца. Если же когда-нибудь нас посетит пусть самая ничтожная мысль, да покарает нас Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, Святая Мария, все ангелы и святые. Да откажемся мы ото всей милости Божьей, отринем все надежды, подобно Иуде Искариоту, став посмешищем для всех людей, не вызывая ни у кого ни малейшей жалости и умерев наконец жестокой смертью и претерпев все муки адовы без надежды на спасение. Такова наша христианская клятва…». Следует отметить, что в поисках и допросах японцев-католиков правительству активно помогали голландские торговцы, которые надеялись таким образом «оказать услугу» сегунату и заручится его поддержкой в вопросах торговли.
В 1633 году вышел указ, запрещавший японцам без официального разрешения покидать пределы японских островов. В 1637 г. в Симабара недалеко от Нагасаки вспыхнуло восстание, направленное против тирании местного дайме Мацукура Сигэхара. Почти все восставшие были христианами. Восстание быстро охватило довольно обширный район, вследствие чего правительство было вынуждено направить на его подавление стотысячную армию. Восставшие укрылись в замке Хара, взять который армия сёгуна оказалась не в состоянии. Именно в этот момент свою «помощь» сёгуну предложили голландцы. Голландские суда открыли огонь из пушек и пробили бреши в стенах замка, что позволило осаждавшим взять замок. Из 38 тысяч мятежников в живых осталось не более сотни.
В большинстве современных японских исследований того времени описываются исключительно религиозные мотивы восстания. Современные ученые, однако, придают основное значение экономическим факторам, настаивая, что Симабара явилась не христианским восстанием, а яростным протестом крестьян в бедном, отсталом регионе Японии, против грабительских налогов, которыми их обложил дайме. Как ни странно, экономические мотивы подчеркивались также и европейскими наблюдателями, в том числе Дуарте Корреа, член ордена Иезуитов, который во время восстания сидел в тюрьме на Кюсю, ожидая, когда его сожгут. Корреа в своем описании восстания отмечает жалкие условия жизни, доведшие местное населения до отчаяния, и цитирует высказывание одного японца: «причины восстания были не в том, что его участники являлись христианами, поскольку во времена, когда их было много, в том числе - и высокопоставленных лиц, они никогда не восставали».
Несомненно то, что у чиновников сёгуната были веские причины подчеркивать религиозную природу восстания, поскольку это давало конкретный повод их антихристианской политике; и местные власти, очевидно, предпочитали представить Симабара как результат религиозного фанатизма, а не как отчаянный бунт голодающих людей против своих угнетателей.
В 1638 г. из страны были высланы португальцы, В 1639 г. был опубликован указ о полном недопущении христианства на территории Японии, а в 1641 г. были запрещены все контакты с иностранцами. Исповедание христианской веры каралось смертной казнью, а само имя «Христос» теперь было синонимом колдовства, мятежей и всего того, что враждебно миру и процветанию в стране. Правительство сёгуна даже утвердило назначение специального чиновника, заведовавшего религиозными вопросами и переобращением японцев из христиан в синтоизм-буддизм (сюмон-аратамэ).
Потомки казненных христиан в течение семи поколений считались подозрительными, они каждый год обязаны были приходить в определенный буддийский храм и отрекаться от Христа. Только недалеко от города Нагасаки смогла уцелеть небольшая католическая община, которая так и продолжала существовать в тайне вплоть до падения сёгуната в XIX веке.
(РАСКРОЙ СМЫСЛ ОТНОШЕНИЯ ТОКУГАВА К ХРИСТИАНАМ, ЗА ЧТО НЕНАВИДЕЛ, ОБЪЯСНИ ПРЕДПОСЫЛКИ)
5 «Христианское восстание в Симабара 1637г. И его итоги
В историографии называются разные причины, которые вызвали крестьянские волнения в Симабаре и Амакусе. Ученые 17 - 19 века, а также конца 20 — начала 21 века связывали вспышку восстания с репрессиями центрального и местного правительств против симабарской христианской общины. В противовес им большинство историков начала — середины XX века утверждали, что Симабарское восстание произошло не из-за преследования христиан, а из-за чрезмерных поборов местной власти с крестьянства и жестоких пыток неплательщиков налогов.
Исторически Симабара была одним из центров католического христианства в Японии начиная с середины 16 века. В 1587 году, после указа Тоётоми Хидэёси об изгнании из страны иезуитских миссионеров, некоторые христианские священники тайно скрывались в этой местности и способствовали росту христианской общины. При предыдущем даймё Кониси Юкинаге, который сам был христианином, в этих областях активно действовали иезуитские миссии. До начала массовых гонений на христианство, в Симабаре действовали иезуитский монастырь, семинария и дом священников, а численность христиан составляла 70 тысяч человек. Они находились под патронатом местного властителя-христианина Аримы Харунобу. Подобная ситуация имела место на соседних островах Амакуса, где христиане пользовались опекой самурайского рода Амакуса.
В 1596 году японское центральное правительство начал массовые репрессии против христиан, которые продолжались до начала 1630-х годов. Особенно жестокий характер они приобрели после основания сёгуната Токугава и прихода к власти сёгуна Токугавы Иэмицу, который взял курс на изоляцию Японии от Запада. Репрессиями в Симабаре и Амакусе верховодили ставленники центрального правительства Мацукура Сигэмаса, новый даймё княжества Симабара, и Тэрадзава Кататака, новый даймё княжества Карацу. На 1633 год, из-за пыток (крестьян связывали, одевали в соломенный дождевик, а затем поджигали солому) и показательных казней, они добились формального отречения от христианства большинством населения своих земель.
Антихристианские меры власти в Симабаре и Амакусе совпали с чередой разрушительных тайфунов и голодом 1633—1637 годов, который был вызван рядом засух. Несмотря на это местная власть не снижала налоги с крестьян и прибегала к насильственной реквизиции продовольствия. В 1636 году сёгунат обязал Мацукуру и Тэрадзаву участвовать в ремонтных работах в сёгунской резиденции в Эдо, что возлагало ещё большее бремя на крестьян Симабары и Амакусы. Таким образом, в условиях религиозного и экономического гнёта сложились предпосылки для социального взрыва.
Ход восстания
Восстание началось 17 декабря 1637 г. во владениях даймё Мацукуры Сигэхару (остров Кюсю), затем распространилось на острова Амакуса. По некоторым оценкам, число восставших достигало 23 000 крестьян и ронинов, включая и женщин. Восстанием в Симабаре и на островах Амакуса руководил шестнадцатилетний харизматический лидер Амакуса Сиро (известный также как Масуда Токисада). Он взял себе христианское имя Джером (Иероним). Сиро был сыном одного из вассалов местного даймё. Люди рассказывали о нём, что к нему прилетали и садились на руку птицы, что он мог ходить по воде и извергать изо рта огонь. Последователи превозносили его какМессию, хотя сам он никогда не заявлял о своей божественности.
Тэрадзава Хиротака, правитель Нагасаки, направил на подавление восстания армию из 3000 самураев, но восставшие разгромили её 27 декабря 1637 года, уничтожив более 2800 самураев. Выжившие отступили в Нагасаки, и правитель попросил у властей сёгунатаподкреплений. В сражении 31 января 1638 года воины сёгуната одержали победу над восставшими, которые потеряли в битве около тысячи человек и были вынуждены отступить в Симабару.
На полуострове Симабара восставшие осадили и взяли полуразрушенный замок Хара, который наскоро восстановили. Вскоре на стенах замка появились христианские знамёна и большие деревянные кресты, и он превратился в средоточие сопротивления любым формам угнетения.
2 января Хиротака вместе с 500 самураями направился в Симабару, и вскоре к нему присоединилось ещё 800 самураев из Омуры. Они встали лагерем в полумиле от замка и начали обстреливать восставших из пушек, снятых с японских и китайских судов. Они также потребовали помощи от голландских торговых судов в бомбардировке замка Хара с моря, и судно «де Рюп», стоя на рейде, нанесло значительные повреждения укреплениям. В одном случае, по свидетельству современным осаде источников, ядро влетело в башню, где Сиро держал военный совет, и оторвало ему рукав одежды. После того, как голландцы потеряли двух матросов (один из них, дозорный, был сбит с мачты выстрелом из ружья и, падая, задавил насмерть другого), они приняли решение удалиться.
Вскоре прибыли войска сёгуната, но восставшие в крепости Хара успешно оборонялись ещё несколько месяцев. Нападающие понесли при осаде тяжёлые потери. 3 февраля 1638 года при вылазке восставшим удалось уничтожить около 2000 воинов сёгуната изпровинции Хидзэн вместе с их даймё. Однако у них постепенно заканчивалась пища и боеприпасы.
10 марта к осаждающим подошло подкрепление, и теперь 30 000 осаждённым крестьянам противостояла армия из 200 000 самураев. 4 апреля восставшие устроили неудачную вылазку против осаждающих, во время которой несколько человек было захвачено. От них осаждающие узнали, что в крепости кончается пища и порох.
12 апреля 1638 года воины из провинции Хидзэн пошли на штурм крепости и захватили внешний периметр обороны. Но восставшие продолжали ожесточённо сражаться до 15 апреля, уничтожив более 10 000 воинов сёгуната.
После подавления восстания было обезглавлено более 37 000 восставших и сочувствовавших восстанию. Голову Амакусы Сиро привезли в Нагасаки. Крепость Хара была сожжена и полностью разрушена. Сёгунат запретил исповедовать христианство в Японии. Во всём были обвинены «варвары-христиане», въезд в Японию иностранцам был запрещён, отношения с Португалией, а в 1640 г. и сГолландией были прерваны. Согласно политике сакоку, японцам было запрещено покидать страну под страхом смерти, а тем, кто находился за границей, было запрещено возвращаться в Японию. Контакты с Западом ещё сохранялись через голландскую торговую миссию Дэдзима, но находились под строжайшим контролем сёгуната. Япония стала абсолютно закрытой страной.
Однако полностью искоренить христианство японским властям так и не удалось. На севере Кюсю и в прилегающих районах Хонсю сохранились немногочисленные общины тайных христиан, иногда маскировавшихся под те или иные буддийские секты. Так, вознося в буддийском храме молитвы богине милосердия Каннон, многие из этих последователей св. Франциска Ксавьера (после смерти он был канонизирован) отождествляли её образ с Пречистой Девой Марией. Лишь после крушения навязанной сёгунатом политики самоизоляции скрытые христиане вышли из подполья.
Со времени подавления восстания в Симабаре на протяжении более 200 лет, до 60-х годов XIX века, на территории Японии не было ни одного крупного вооружённого конфликта. Десять поколений самураев на протяжении периода Эдо никогда не принимали участия в сражениях.
С падением замка Осака в Японии больше не оставалось соперников, способных на равных противостоять сёгуну Токугава. Сколько-нибудь серьезная угроза возникла лишь однажды – в 1638 году на острове Кюсю. В районе Симабара началось крестьянское восстание, которое быстро переросло в настоящую войну. Восстание в Симабаре всегда привлекало к себе пристальное внимание западных историков, поскольку оно носило христианский характер. Христианство было запрещено в Японии в 1637 году после периода определенных гонений. Иностранцам было запрещено высаживаться в Японии, а японцам было запрещено покидать страну. В результате в Симбара собрались запрещенные христиане и обиженные крестьяне. Местный даймё Мацукура Сигемаса был жестоким тираном. Его любимым наказанием было одеть виновного в соломенную накидку, затем поджечь ее.
Повстанцы укрепились в заброшенном
замке Хара на полуострове Симабара и
отражали все попытки взять замок штурмом.
Наконец сёгун Токугава Иэмицу организовал
крупномасштабную экспедицию из
Эдо. Самураи вернулись в мир войны, который,
казалось, был закрыт для них навсегда.
Не удивительно, что ниндзя из Кога вернулись
к своим прежним обязанностям. Записи
об их деятельности хорошо детализированы
и содержат сножество свидетельств об
успехах ниндзя. Например, в дневнике Укаи
Канэемон, сохраненном его потомками,
читаем:
«Первый месяц, шестой день.
Они получили приказ провести разведку
внутреннего устройства замка Хара, определить
расстояние от рва до ни-но-мару, глубину
рва, состояние дорог, высоту стен и форму
бойниц».