Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:24, контрольная работа
Цель моего реферата – рассмотреть российский флот на раннем его этапе его развития.
А поставленными задачами являются:
1) Показать насколько флот был важен для России того времени.
2) Осветить тяжесть создания флота и службы на нём.
3) Показать как флот помог в поднятии авторитета страны и расширении её пространственных границ.
Введение…………………………………………………………………………………...3
Гл. I Роль флота в развитии государства..…………………………………………...4
Гл. II Создание регулярного военного флота в России в конце XVII – начале
XVIII вв…………………………………………….……………………………. 6
Гл. III Роль II-го Азовского похода в развитии флота….…………………………….8
Гл. IV Запасы российского флота .………..………………………………………….11
Гл. V Личный состав российского флота…....…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..14
Гл. VI Роль морских побед в истории России….……………………………………17
Заключение……………………………………………………………………………….21
Список использованных источников………………………………………………..…22
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра истории и социологии
РЕФЕРАТ
по отечественной истории
Российский флот при Петре I
студент группы АМ – 161 (2)
2006
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Гл. I Роль флота в развитии
государства..………………………………………….
Гл. II Создание регулярного
военного флота в России в конце XVII – начале
XVIII вв…………………………………………….…………………………
Гл. III Роль II-го Азовского похода в развитии флота….…………………………….8
Гл. IV Запасы российского флота .………..………………………………………….11
Гл. V Личный состав российского
флота…....…..…..…..…..…..…..….
Гл. VI Роль морских побед в истории России….……………………………………17
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………………..
Введение
Всякий потентат, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет.
Это высказывание отца российского флота как нельзя точно показывает необходимость флота для страны, а особенно для такой, как Россия. Ведь в начале XVI в. у огромной, окружённой морями державы практически не было выхода в море.
Поэтому в своей работе я хотел бы осветить развитие флота на раннем этапе (1695 – 1723 гг.). Так же на мой выбор огромное влияние оказало то, что я, сын офицера – подводника ВМФ РФ, всю свою жизнь я провёл рядом с морем и видел, какую мощь он представляет собой сейчас. Мне всегда было интересно проследить, чего стоило нашей стране перейти от маленького ботика до огромных атомоходов.
Даня тема актуальна, так как показывает какие жертвы готов понести народ ради блага государства, и как он способен сделать из страны, не имеющей выходов в море великую морскую державу.
Цель моего реферата – рассмотреть российский флот на раннем его этапе его развития.
А поставленными задачами являются:
1) Показать насколько флот был важен для России того времени.
2) Осветить тяжесть создания флота и службы на нём.
3) Показать как флот помог в поднятии авторитета страны и расширении её пространственных границ.
Глава I
Роль флота в развитии государства.
Уже в XVI – XVII вв. судьбы крупнейших европейских государств во многом определялись их морской мощью. Безопасность морского флота и заморских колоний могли обеспечить только многочисленные боевые эскадры и укреплённые морские базы. Испания, Голландия, Великобритания, Венеция, Франция и Турция вели друг с другом упорную и кровавую борьбу на морских путях. От того, кто станет властителем Мирового океана, зависели прибыли купцов и промышленников, бюджеты государств, а значит и сила сухопутных войск.
Россия, которую в Европе долгое время называли Московией, долгое время не принимала участия в этих грандиозных сражениях. Побережье Балтийского моря в XVII веке прочно заняли шведы, Чёрное море бороздил турецкий флот, Каспийское море контролировала Персия. Единственный морской путь, связывавший Московию и Запад, проходил через Архангельск, гавани которого большую часть года сковывали льды. Начиная с Ивана Грозного, многие правители пытались пробиться к Балтике и Чёрному морю.
К началу XVII в. Россия представляла собой огромное государство. Её владения простирались до берегов Северного ледовитого и Тихого океанов. В стране резко росло феодально-крепостническое землевладение и продолжала развиваться промышленность и торговля. Особенно большие успехи были достигнуты в области металлургической промышленности. Рост мануфактурного и мелкотоварного производства и усиление специализации сельскохозяйственных районов резко расширили внутреннюю торговлю в стране. Несколько оживилась и внешняя торговля России с западноевропейскими государствами и странами востока, которые поддерживались через Архангельск по Каспийскому морю. Но несмотря на известный прогресс, достигнутый в развитии промышленности и торговли, русское государство всё ещё отставало от ведущих стран Западной Европы. Экономическая отсталость России определила и её военную отсталость, что создавало серьёзную угрозу для национальной независимости русского народа.
Одной из главных причин отсталости царской России являлась длительная оторванность её от выходов на Чёрное и Балтийское моря, что крайне затрудняло развитие торговых и культурных связей русского народа с западноевропейскими странами и в то же время создавало постоянную угрозу вторжения иноземных захватчиков со стороны этих морей. Оценивая положение русского государства к концу XVII в., Карл Маркс писал: «Ни одна великая нация не существовала и не могла существовать в таком отдалённом от моря положении, в каком первоначально находилось государство Петра Великого, никогда ни одна нация не мирилась с тем, чтобы её морские побережья в устьях рек были от неё оторваны; Россия не могла оставить устья Невы, этого естественного выхода для продукции Северной России, в руках шведов, так же как устьев Дона, Днепра, Буга и Керченского пролива в руках кочевников-татар»1.
Историческая необходимость иметь свободный выход к морям, от которого во многом зависело экономическое, политическое, культурное и военное развитие Русского государства, определило собой и главное содержание внешней политики царской России в XVIII в., направленной на возвращение выхода к морю.
1 – Н.И. Павленко. Мысль 1990 года.– М. - 1985. - С.112.
Глава II
Создание регулярного военного флота в России в конце XVII – начале XVIII вв.
Огромное значение Петр придавал военно-морскому флоту, его созданию и развитию. Неудачи первого Азовского похода очень ясно показали, что без сколько-нибудь сильного флота причерноморскую крепость взять невозможно. Азов постоянно получал поддержку с моря, пополнялся свежими солдатами, снабжался провизией и водой. Таким образом, сухопутная осада крепости не имела смысла, можно было несколько лет стоять под стенами Азова и не добиться какого либо значимого результата. Сделав правильные выводы, Петр в конце 1695 г. развернул усиленную подготовку ко второму походу. На этот раз он решил нанести удар не только сухопутной армией, но и флотом, который должен был блокировать крепость с моря и тем самым лишить турецкий гарнизон подкрепления. Учитывая мелководье Дона и Азовского моря было решено было использовать главным образом гребные корабли имевшие небольшую осадку.
Основным местом постройки судов был выбран Воронеж, стоящей на судоходной реке, имевшей прямое сообщение с доном. Ценой огромных усилий русских корабелов и крестьян, доставлявших лес, был построен новый флот. Кроме того, рядом были другие судостроительные верфи в Преображенском, Козлове, Сокольске, Ступене, Короткояне, Добром, Чижове.
Одновременно с постройкой кораблей Петр I издал указ по галерам, в котором были изложены обязанности командного состава по организации, управлению и использованию кораблей в бою. Это было первое боевое наставление русского флота, определявшее походные и боевые порядки кораблей, правила перестроения флота из походного в боевой. Для управления силами на переходе и в бою были разработаны специальные сигналы. В указе подчёркивалась необходимость строгого соблюдения воинской дисциплины, проявления инициативы, смелых и решительных действий от всего личного состава. Указ по галерам сыграл важную роль в успешном решении задач, поставленных перед флотом.
Глава III
Роль II – го Азовского похода в развитии флота.
К концу апреля 1696 года на воду были спущены 36 – пушечный корабль «Апостол Пётр», 4 брандера, 23 галеры. Это была основа Азовского флота. Кроме того, построены были более 1000 стругов, 60 лодок, 100 плотов. На них погрузили сухопутные войска, собравшиеся к Воронежу, и начали отправляться к Азову. Вслед за стругами, лодками и плотами двинулись крупные суда. Начался 2 – й Азовский поход.
3 мая 1696 г. авангард «морского каравана» выступил в поход. Флотом командовал Франц Лефорт, Петр же именовал себя капитаном Преображенского полка.
Получив по пути подкрепление из казачьих лодок, Пётр повёл флот в Новосегиевск, крепость построенную на месте захваченных штурмом в прошлом походе каменных крепостей у протоки Каланча.
Турки не подозревали о таком опасном соседстве, что дало Русским преимущество. Под покровом ночи казаки напали на крепость и захватили несколько судов, чем ввели турок в замешательство. Турки так ничего и не смогли сделать, следствием чего стало взятие ослабшего Азова сухопутными войсками 19 июля.
После взятия Азова Пётр I привёл убедительные доводы Боярской думе, а потому последовал приговор оной то 20 октября 1696 г. «Морским судам быть, а скольким, о том справится о числе крестьянских дворов, что за духовными и за всяких чинов людьми, о том выписать и доложить не замолчав и положить суды по дворам сколько пристойно»1.
Трудно оценить значение указа Боярской думы от 20 октября 1696 года: он
Возвестил о так необходимом России регулярном военно-морском флоте и начале
2 - А.В. Золотарёв. Флоту российскому быть! – Воениздат. – 1978. – С.74.
его создания.
Царь понимал, что наспех построенные на воронежских и других верфях суда несовершенны, что нужны свои отечественные судостроители, как и свои командные кадры военного флота. Заодно он создал и о создании торгового флота. А решать все эти проблемы хотел, по привычке, единым – властным методом. 4 ноября 1696 года, собрав в селе Преображенском Советом, Петр настоял, чтобы все собственники, миряне и духовенство, обладающие сотней и более домов, в течении месяца явились в Москву в Поместный приказ, где должна произойти корабельная раскладка: кому из собственников в кумпанстве с кем состоять для совместной постройки торговых судов. Не составляли исключения и архимандриты, владевшей немалой недвижимостью в монастырях. Патриарху было вменено в обязанности построить 2 50 – пушечных фрегата.
Начиная строительство сильного флота, Пётр I должен был решить непростую задачу. Государственная казна была пуста. Стоимость же постройки и вооружения крупного корабля составляла до 10 тысяч рублей – сумма по тем временам огромная. Поэтому дума приняла указ о строительстве судов на средства частных лиц.
Всем жителям
московского государства
3 – К.Василевский. Пётр великий. – М. – 2000. – С.75
Постройка судов должна была производиться в Воронеже и в соседних пристанях.
Для помощи флоту были открыты железные и оружейные заводы в Олонецком краю. Леса в государстве описывались, и вырубать их запрещалось под страхом смертной казни. Для пущей убедительности рядом с лесами были расставлены виселицы.
На Дону и его притоках, в районе Воронежа, заложили верфи, куда согнали тысячи крепостных, а из-за границы пригласили мастеров. Пётр торопился с постройкой, хотел за 2 года создать сильный флот, чтобы в 1699 г., к концу перемирия с Турцией, отправить русское посольство для переговоров о мирном договоре в Константинополь морем, на русском корабле, и проводить его до Керчи всем флотом. Он хотел убедить турок в существовании у России сильного флота и тем принудить их к скорейшему заключению прочного мира.
Глава IV
Запасы российского флота
Отдалённость от моря верфей, трудность провода судов по рекам и озёрам заставили Петра позаботиться об устройстве кораблестроения в Петербурге. 5 ноября 1704 г. приступили к постройке обширного адмиралтейства. К зиме 1705 г. адмиралтейство уже было обнесено валом со рвом и палисадом с бастионами, обращёнными к Неве и вооружёнными корабельными пушками. Внутри адмиралтейства были воздвигнуты 53 амбара для хранения различных корабельных припасов.
В 1720 г. в Петербурге были польские послы. Один из них оставил подробное описание адмиралтейства; вот что он написал в своём дневнике: «… мы вошли в огромное помещение, где строятся корабли. Мы осмотрели кузницу, выстроенную в углу. Там было 15 горнов, при каждом из которых работало по 15 кузнецов с мастером…Оттуда мы прошли по другому каналу к большому трёхэтажному зданию, выстроенному в виде треугольника на прусский манер. Царь ходил с нами по разным магазинам, находящимся в этом здании; мы осмотрели все корабельные принадлежности: были там канаты навощённые, насмоленные, намазанные разным жиром, некоторые были толщиною в половину человека, и всё это в 15 избах было так много, что не собрать на 500 возах; гвозди для прибивки досок лежали по углам большими кучами, а также якоря и багры; топоры, молоты, лопаты, буравы долота большие и малые, несколько тысяч фонарей, из коих некоторые были так громадны, что в них покойно можно сидеть; кожи для тушения вброшенных бомб, юфть, белёные и небелёные полотна, холсты для приготовления парусов. Жир был собран в больших чанах, бочках и фудерах. Так же полно всего было и в других кладовых, в которых сложены ружья, карабины, петарды, пистолеты, штыки, кортики, шпаги, портупеи, летние и зимние рукавицы, большая масса сапог, туфель, бесчисленное множество полотняных и шерстяных шарфов для матросов. Несколько палат были завалено, тяжелым, как олово, деревом, привезённым из Ост – Индии. Кроме того, там лежало несколько сот оловянных корабельных подсвечников, вёдер, еще более рогож, множество решет, сит для муки, мисок, из которой одних достаточно для семи солдат; щипцов, сальных и восковых свечей. В нескольких сундуках сложены были и развешаны по стенам корзины; всюду железо, железные кольца, железные ядра в громадных чанах; чаны эти в виде длинных скамеек, сделанных из листовой латуни, раздвоенные по бокам с приделанными трубами, в которые опускается ядро и само идёт на корабль. Все ядра взвешены, и на них весьма аккуратно отмечен вес, в чём нас убедили произведённые опыты.