Николай Михайлович Карамзин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 08:52, реферат

Краткое описание

Вот почему пушкинская оценка Карамзина актуальна и сегодня. Карамзин – это прошлое русской литературы, шире – русской культуры. Прошлое должны уважать. Но чтобы уважать, его надо знать. Сегодня мы еще очень плохо знаем Карамзина. До сих пор нет полного, комментированного собрания сочинений писателя. Около ста лет в полном объеме не переиздавалась «История государства Российского». Систематически перепечатывалась только повесть «Бедная Лиза», по которой и происходит знакомство с Карамзиным. Это все равно, если бы о Пушкине мы судили лишь по его повести «Станционный смотритель»…

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Детство и юность Карамзина………………………………………………..4
Европейское путешествие, литературная и издательская деятельность…5
Исторические труды…………………………………………………………6
Взгляды Карамзина на обустройство России………………………………7
Реформа языка Карамзина…………………………………………………...8
Cентиментализм……………………………………………………………...8
Политические идеи Н.М. Карамзина………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………...…...13
Список использованной литературы……………………………………...14

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по истории.docx

— 44.55 Кб (Скачать файл)

 

 

РЕФЕРАТ

 

НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ  КАРАМЗИН

 

 

 

Выполнил:

 

Проверил: к.и.н., доцент

кафедры отечественной истории 

 

 

 

 

 

Красноярск 2012

 

Оглавление

  1. Введение………………………………………………………………………3
  2. Детство и юность Карамзина………………………………………………..4
  3. Европейское путешествие, литературная и издательская деятельность…5
  4. Исторические труды…………………………………………………………6
  5. Взгляды Карамзина на обустройство России………………………………7
  6. Реформа языка Карамзина…………………………………………………...8
  7. Cентиментализм……………………………………………………………...8
  8. Политические идеи Н.М. Карамзина………………………………………..9
  9. Заключение……………………………………………………………...…...13
  10. Список использованной литературы……………………………………...14

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

  Творчество Карамзина оригинально потому, что он мыслил глубоко и независимо. Его мысль рождалась в напряженном и трудном обобщении опыта бурных событий европейской и русской жизни. История и современность выдвигали перед человечеством, вступившим с начала французской революции в новую эру, невиданные ранее конфликты. Грозным представало и настоящее, и будущее. Путешествие двадцатитрехлетнего Карамзина по Европе, во время которого он оказался свидетелем революции во Франции, явилось своеобразным университетом, определившим всю его дальнейшую жизнь. Он не только возмужал и обогатился знаниями и опытом – впечатления сформировали его личность и, главное, разбудили мысль Карамзина, обусловили его страстное желание понять происходившее не только в отечестве, но и в мире. Именно потому произведения, писавшиеся и печатавшиеся после возвращения на родину, ярко освещены пытливой мыслью. Молодой писатель уже с этого времени будет стараться давать свои ответы на вставшие перед человечеством – а следовательно, и перед ним – вопросы. Естественно, размышления и предлагаемые решения носили субъективный характер.

Художественный  мир, созданный Карамзиным, был нов, противоречив, непривычно сложен, нравственно  масштабен; он открывал духовно деятельную жизнь отдельной личности, а потом  и целого народа, жизнь современную  и историческую. В этот мир нельзя входить с предубеждением и готовыми идеями, он требует понимания и  объяснения. Оттого Карамзин на протяжении полутора веков воспринимался активно; история изучения его творчества характеризуется отливами и приливами: его или превозносили, или отвергали.

Вот почему пушкинская оценка Карамзина актуальна и сегодня. Карамзин – это прошлое русской литературы, шире – русской культуры. Прошлое должны уважать. Но чтобы уважать, его надо знать. Сегодня мы еще очень плохо знаем Карамзина. До сих пор нет полного, комментированного собрания сочинений писателя. Около ста лет в полном объеме не переиздавалась «История государства Российского». Систематически перепечатывалась только повесть «Бедная Лиза», по которой и происходит знакомство с Карамзиным. Это все равно, если бы о Пушкине мы судили лишь по его повести «Станционный смотритель»…

И все же мы по-прежнему в долгу  перед большим русским писателем, критиком, публицистом, историком.

 

 

 

 

Детство и юность Карамзина

Николай Михайлович Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года в селе Михайловка Бузулукского уезда Симбирской губернии в культурной и родовитой, но небогатой дворянской семье, происходившей по отцовской линии от татарского корня. Его отец отставной капитан Михаил Егорович Карамзин (1724-1783) среднепоместный симбирский дворянин. Свой тихий нрав и склонность к мечтательности он унаследовал от матери Екатерины Петровны (урожденной Пазухиной), которой лишился в возрасте трех лет. Раннее сиротство, одиночество в доме отца укрепили в душе мальчика эти качества: он полюбил деревенское уединение, красоту поволжской природы, рано пристрастился к чтению книг.

Когда Карамзину исполнилось 13 лет, отец увез его в Москву и  определил в пансион профессора Московского университета И.М. Шадена, где мальчик получил светское воспитание, изучил в совершенстве европейские языки и слушал лекции в университете. По окончании пансиона в 1781 году Карамзин покинул Москву и  определился в Петербурге в Преображенский полк, к которому был приписан с  детства. Дружба с И.И. Дмитриевым, будущим  известным поэтом и баснописцем, укрепила в нем интерес к литературе. Впервые Карамзин выступил в печати с переводом идиллии немецкого  поэта С. Гесснера в 1783 году.

После смерти отца, в январе 1784 года, Карамзин вышел в отставку в чине поручика и вернулся на родину в Симбирск. Здесь он вел довольно рассеянный образ жизни, типичный для  молодого дворянина тех лет. Решительный  поворот в его судьбе произвело  случайное знакомство с И.П. Тургеневым, деятельным масоном, литератором, сподвижником известного писателя и книгоиздателя  конца XVIII века Н.И. Новикова. И.П. Тургенев берет Карамзина в Москву, и  в течение четырех лет начинающий литератор вращается в московских масонских кругах, тесно сближается с Н.И. Новиковым, становится членом "Дружеского ученого общества".

Для московских масонов-розенкрейцеров (рыцарей злато-розового креста) была характерна критика вольтерианства и всего наследия французских  энциклопедистов-просветителей. Масоны считали человеческий разум низшей ступенью познания и ставили его  в прямую зависимость от чувства  и Божественного откровения. Разум  вне контроля чувства и веры не в состоянии правильно понимать окружающий мир, это "темный", "бесовский" разум, являющийся источником всех человеческих заблуждений и бед.

Особой популярностью  в "Дружеском ученом обществе" пользовалась книга французского мистика  Сен-Мартена "О заблуждениях и  истине": не случайно розенкрейцеров их недоброжелатели называли "мартинистами". Сен-Мартен заявлял, что учение просветителей  об общественном договоре, основанное на атеистической "вере" в "добрую природу" человека, есть ложь, попирающая христианскую истину о "помраченности" природы человека "первородным  грехом". Наивно считать государственную  власть результатом человеческого "творчества". Она является предметом  особого Божьего попечительства о грешном человечестве и посылается Творцом для укрощения и сдерживания  греховных помыслов, которым подвержен  падший человек на этой земле.

Государственную власть Екатерины II, находившейся под влиянием французских  просветителей, мартинисты считали  заблуждением, Божеским попущением за грехи всего петровского периода  нашей истории. Русские масоны, среди  которых вращался в те годы Карамзин, создали утопию о прекрасной стране верующих и счастливых людей, управляемых  избранными масонами по законам масонской религии, без бюрократии, подьячих, полицейщины, вельмож, произвола. В своих книгах они проповедовали эту утопию как программу: в их государстве исчезнет нужда, не будет ни наемников, ни рабов, ни налогов; все будут учиться и жить мирно и возвышенно. Для этого надо, чтобы все стали масонами и очистились от скверны. В будущем масонском "раю" не будет ни церкви, ни законов, а будет свободное общество хороших людей, верующих в Бога, кто как хочет.

Вскоре Карамзин понял, что, отрицая "самовластие" Екатерины II, масоны вынашивали планы своего "самовластия", противопоставляя масонскую ересь  всему остальному, грешному человечеству. При внешнем созвучии с истинами христианской религии в процессе их хитроумных рассуждений осуществлялась подмена одной неправды и лжи  не менее опасной и коварной другой. Настораживала Карамзина и чрезмерная мистическая экзальтация его "братьев", столь далекая от завещанного  православием "духовного трезвения". Смущал покров таинственности и конспирации, связанный с деятельностью масонских  лож.

И вот Карамзин, подобно  герою толстовского романа-эпопеи "Война  и мир" Пьеру Безухову, испытывает глубокое разочарование в масонстве  и покидает Москву, отправляясь в  долгое путешествие по Западной Европе.

 

Европейское путешествие, литературная и издательская деятельность

 

Карамзин не был расположен к мистической стороне масонства, оставаясь сторонником его деятельно-просветительского  направления. Возможно, охлаждение к  масонству стало одной из причин отъезда Карамзина в Европу, в  которой он провел более года (1789-90), посетив Германию, Швейцарию, Францию  и Англию, где он встречался и  беседовал (кроме влиятельных масонов) с европейскими «властителями умов»: И. Кантом, И. Г. Гердером, Ш. Бонне, И. К. Лафатером, Ж. Ф. Мармонтелем и др., посещал музеи, театры, светские салоны. В Париже он слушал в Национальном собрании О. Г. Мирабо, М. Робеспьера и  др., видел многих выдающихся политических деятелей и со многими был знаком. Видимо, революционный Париж показал  Карамзину, насколько сильно на человека может воздействовать слово: печатное, когда парижане с живейшим интересом  читали памфлеты и листовки, газеты; устное, когда выступали революционные  ораторы и возникала полемика (опыт, которого нельзя было приобрести в России).

Об английском парламентаризме  Карамзин был не слишком восторженного  мнения (возможно, идя по стопам Руссо), но очень высоко ставил тот уровень  цивилизованности, на котором находилось английское общество в целом. В результате этой поездки были написаны знаменитые «Письма русского художника» публикация которых сразу же сделала Карамзина известным литератором.

 

Исторические  труды

По  возвращении из поездки в Европу, Карамзин поселился в Москве и  начал деятельность в качестве профессионального  писателя и журналиста, приступив  к изданию «Московского журнала» 1791—1792 (первый русский литературный журнал, в котором среди других произведений Карамзина появилась упрочившая его славу повесть «Бедная Лиза»), затем выпустил ряд сборников и альманахов: «Аглая», «Аониды», «Пантеон иностранной словесности», «Мои безделки», которые сделали сентиментализм основным литературным течением в России, а Карамзина — его признанным лидером.

Император Александр I именным указом от 31 октября 1803 даровал звание историографа Николаю Михайловичу Карамзину; к званию тогда же было добавлено 2 тыс. руб. ежегодного жалования. Титул историографа в России после смерти Карамзина не возобновлялся.

С начала XIX века Карамзин постепенно отошёл от художественной литературы, а с 1804 г., будучи назначенным Александром I на должность историографа, он прекратил всякую литературную работу, «постригаясь в историки». В 1811 году он написал «Записку о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях», в которой отражались взгляды консервативных слоёв общества, недовольных либеральными реформами императора. Своей задачей Карамзин ставил доказательство того, что никаких преобразований проводить в стране не нужно.

«Записка  о древней и новой России в  её политическом и гражданском отношениях»  сыграла также роль набросков  к последующему огромному труду  Николая Михайловича по русской  истории. В феврале 1818 года Карамзин выпустил в продажу первые восемь томов «Истории государства российского», трёхтысячный тираж которых разошёлся в течение месяца. В последующие годы вышли ещё три тома «Истории», появился ряд переводов её на главнейшие европейские языки. Освещение русского исторического процесса сблизило Карамзина с двором и царём, поселившим его подле себя в Царском селе. Политические воззрения Карамзина эволюционировали постепенно, и к концу жизни он являлся убеждённым сторонником абсолютной монархии.

Незаконченный XII том был издан после его  смерти. В 1890-е годы возрастает его интерес к истории России; он знакомится с историческими сочинениями, основными опубликованными источниками: летописными памятниками, записками иностранцев и т. п.

Откликом Карамзина на переворот 11 марта 1801 года и восшествие на престол Александра I стало воспринимавшееся как собрание примеров молодому монарху  «Историческое похвальное слово  Екатерине Второй» (1802), где Карамзин выразил свои взгляды о существе монархии в России и обязанностях монарха и его подданных.

Интерес к истории мировой  и отечественной, древней и новой, событиям сегодняшнего дня превалирует  в публикациях первого в России общественно-политического и литературно-художественного  журнала «Вестник Европы», издававшегося  Карамзиным в 1802-03. Он опубликовал здесь  и несколько сочинений по русской  средневековой истории («Марфа Посадница, или Покорение Новагорода», «Известие  о Марфе Посаднице, взятое из жития  св. Зосимы», «Путешествие вокруг Москвы», «Исторические воспоминания и замечания  на пути к Троице» и др.), свидетельствующих  о замысле масштабного исторического  труда, а читателям журнала предлагались отдельные его сюжеты, что позволяло  изучать читательское восприятие, совершенствовать приемы и методы исследования, которые  затем будут использованы в «Истории государства Российского».

 

 Взгляд Карамзина на обустройство России

 

В 1811 по просьбе великой  княгини Екатерины Павловны Карамзин написал записку «О древней и  новой России в ее политическом и  гражданском отношениях», в которой  изложил свои представления об идеальном  устройстве Российского государства  и подверг резкой критике политику Александра I и его ближайших предшественников: Павла I, Екатерину II и Петра I. В 19 в. эта записка не была ни разу опубликована полностью и расходилось в  рукописных списках. В советское  время она воспринималась как  реакция крайне консервативного  дворянства на реформы М. М. Сперанского, однако при первой полной публикации записки в 1988 Ю. М. Лотман вскрыл ее более  глубокое содержание. Карамзин в этом документе выступил с критикой неподготовленных реформ бюрократического характера, проводимых сверху. Записка остается в творчестве Карамзина самым полным выражением его политических взглядов.

Карамзин тяжело пережил  кончину Александра I и особенно восстание декабристов, которому был  свидетелем. Это отняло последние  жизненные силы, и медленно угасавший  историограф скончался в мае 1826.

 

 

 

Реформа языка  Карамзина

Проза и поэзия Карамзина  оказали решительное влияние  на развитие русского литературного языка. Карамзин целенаправленно отказывался от использования церковнославянской лексики и грамматики, приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи и используя в качестве образца грамматику и синтаксис французского языка.

Информация о работе Николай Михайлович Карамзин