Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 09:16, контрольная работа
Таким образом, целью работы является рассмотрение особенностей этических взглядов философов Поздней Стои.
Задачи, которые необходимо решить для достижения цели, следующие:
выявить и проанализировать накопленный в науке материал по теме реферата;
выделить схожие и отличные черты философского учения поздних стоиков от предшествующих стоиков и других философских школ;
рассмотреть этические идеалы Сенеки и Марка Аврелия;
сделать выводы по мере выполнения каждой задачи, а также по всей проделанной работе.
Введение............................................................................................................3
Глава I. Об истоках позднестоической нравственности.................................6
Глава II. Философия Сенеки..............................................................................11
Глава III. Философские воззрения Марка Аврелия.........................................20
Заключение........................................................................................................27
Список использованных источников и литературы........................................28
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
НОЯБРЬСКИЙ ИНСТИТУТ НЕФТИ И ГАЗА (филиал)
государственного
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: философия
Новгородская республика в XI-XIII вв.
Выполнил: студент
Литвинский Я.Г.
Проверил: |
г. Ноябрьск 2013 г.
Содержание
этическая концепция
Введение......................
Глава I.
Об истоках позднестоической нравственности................
Глава II.
Философия Сенеки........................
Глава III.
Философские воззрения Марка Аврелия.......................
Заключение....................
Список
использованных источников и литературы..................
Введение
Этические концепции составляют органическую
часть историко-культурного
Выбор темы обусловлен необходимостью
актуализировать духовно-
Поэтому неслучайно предметом реферата стали этические ценности позднеримских стоиков. Для них характерно обращение, с одной стороны, к теории морали, с другой – к обыденному уровню морального сознания. Отражая состояние общественного сознания Римской империи в переломный момент ее истории – момент кризиса нравственности, когда империя находилась, по сути, перед теми же проблемами в духовной сфере, что и наше современное общество: поиск оснований морали, выбор ценностных ориентаций, поиск компромисса между индивидуальными и групповыми моральными установками и т.д.; стоики выработали особую модель этического поведения, которая может быть актуальна и в наше время.
Таким образом, целью работы является рассмотрение особенностей этических взглядов философов Поздней Стои.
Задачи, которые необходимо решить для достижения цели, следующие:
Хронологические рамки реферата обусловлены его целями и задачами и охватывают период с IV в. до н.э. (время зарождения стоической философской школы) до II в. (завершение античного стоицизма и одновременно его полный внутренний распад).
При решении поставленных в реферате задач широко применялись следующие методы: анализ и синтез, сравнительно-исторический метод, позволивший показать специфику и общие черты рассматриваемых идеалов нравственности, историко-генетический метод, позволивший проследить динамику и причины эволюции этических взглядов стоиков.
Настоящая работа опирается на изучение ряда источников. Это сочинения Сенеки и Марка Аврелия. Сенека оставил богатое философское наследие: это 12 диалогов морально-этического содержания, морально-философское сочинение «Нравственные письма к Луцилию» (124 письма), обзор «Естественнонаучные вопросы», трактат «О благодеяниях» и др., 9 трагедий и историческую драму.
В реферате были использованы тексты в наибольшей мере раскрывающие этические взгляды Сенеки, что связано с решением поставленных задач. Это во-первых, трактат «О блаженной жизни» (другой перевод – «О счастливой жизни»), написанный Сенекой в свое оправдание причастности к убийству в 59 г. матери Нерона Агриппины. Это самая решительная попытка Сенеки примирить стоическую доктрину и действительность. Сенека осознает, что стоический идеал мудреца в реальных условиях римской империи недостижим, но нравственную чистоту можно сберечь, сохраняя совесть. Во-вторых, в реферате использованы цитаты из сочинения «О благодеяниях». Время его написания определяется исследователями приблизительно 63-65 гг. – это последние годы жизни Сенеки. В данном трактате у Сенеки можно найти более всего таких мыслей, которые приближают его учение к христианству. В это же время было написано и последнее произведение Сенеки – «Нравственные письма к Луцилию». В нем Сенека достиг высоты своих этических рассуждений, проявив себя в роли духовного наставника Луцилия, выбившегося из бедности во всадническое сословие и мечтавшего стать философом. Излюбленной формой такого наставления со времен Сократа был философский диалог. Причем он зачастую представлял собой имитацию выступающего перед публикой философа, который сам себе задавал вопросы и сам же на них отвечал. Это подразумевало не только устную речь, но и письменную, как, к примеру, письма. В «Письмах…» Сенека, хотя и обращается к Луцилию, но подразумевает не только его, он пишет потомкам.
Наконец, важное место в кругу поздних стоиков занимает император Марк Аврелий Антонин. Он оставил после себя 12-томное философское сочинение «Наедине с собой. Размышления», для которого характерны следующие жанровые особенности: это, во-первых, исповедь-откровение, в которой автор предельно искренен и открыт вовне, во-вторых, это диалог-откровение, т.к. обращается Марк Аврелий не только к самому себе, хотя внешне текст и облачен в форму монолога, это своеобразная история души человека; и, в конце концов, это автобиография. В итоге в сочинении Марка Аврелия разговор наедине с собой оборачивается приемом, обеспечивающим обращение ко многим: друзьям, предкам, потомкам.
Во многом перспективность дальнейшего исследования состоит в том, что число источников может быть значительно дополнено.
Характерной чертой интеллектуальной
жизни Римской империи первых
веков нашей эры был всеобщий
интерес к философии. Увлечение
ею благодаря деятельности бродячих
философов-киников стало
Этот интерес к вопросам морали
возник неслучайно, если учесть, что
для римлян гражданский долг неотделим
от долга нравственного: человек
мог реализовать себя только как
член гражданской общины, единственным
полем приложения его сил и
средством выявления высоких
моральных качество могла быть государственная
деятельность, но в эпоху Нерона
новый режим все больше приобретал
черты самовластья и
Стоицизм пришел в Рим вскоре после того, как в середине второго века до н.э. римское оружие покорило Грецию. В период ранней империи он играл ведущую роль в умственной жизни Рима. Двумя важнейшими римскими стоиками стали Сенека и Марк Аврелий.
Необходимо отметить, что главное
внимание этическим проблемам философы-
Стоическая философская школа возникла на рубеже IV-III вв. до н.э., получив свое название от места, где собирались ее последователи, - портика Стоя Пойкиле в Афинах. Основателем школы исследователи считают Зенона из Кития – ученика киника Кратета. Он и ряд других представителей раннего, классического, стоицизма (Клеанф, Аристон, Хрисипп) заложили теоретическую основу учения, которое было в значительной степени эклектично. Стоицизм уже на ранней стадии своего развития испытал некоторое влияние кинической школы, особенно в этике, философии Гераклита, Аристотеля, Сократа, Эпикура и др. Впрочем, стоическое учение никогда и не претендовало на оригинальность, не стремилось «к строгому отграничению своих доктрин от других философских направлений», постепенно впитывая в себя идеи других учений. К примеру, в период Средней Стои (II-I вв. до н.э.) этическое учение благодаря Панецию и Посидонию было смягчено и дополнено идеями Платона и Аристотеля, а в период Поздней Стои (I-II вв. н.э.) стоицизм, по мнению ряда исследователей (М.М. Кубланов, Р.Ю. Виппер, А.А. Гусейнов и др.), и вовсе утратил «теоретическую строгость» и «нравственную энергию», испытав влияние неоплатонизма, учений эллинистического Востока и пр.: «В сущности различия между философскими школами этой поры (I-II вв. н.э.) становятся все более призрачными, поскольку все они приобретают морализующий характер, и, так или иначе, сосредоточиваются вокруг этико-нравственных проблем, рассматриваемых как важнейшее условие счастливого бытия индивида»1. Но как бы ни было велико это сходство, «призрачность границ» между этическими идеями стоиков и всех остальных не стоит преувеличивать: все они обладали определенными особенностями, имели свою специфику в трактовке, опираясь на различные учения и не сливаясь в котел общих этических идей.
Эволюция, затронувшая нравственные идеи стоицизма в результате его перенесения на римскую почву, была закономерной. Если сначала стоическое учение разрабатывало теорию нравственного поведения, то на римской почве настало время ее практически опробовать.
Она оказалась действенной в форме «морализирования» - такой жизненной позиции и такого мироощущения, которые, с одной стороны отвергают безнравственную действительность, а с другой - примиряют с ней, переводят общественную активность в план индивидуального самосовершенствования.
Все стоическое учение о нравственности зиждется на учении о природе. Природа, или Логос, единая огненная «пневма», «душа мира», Судьба, есть некая материальная субстанция, разлитая во всем сущем и объединяющая его, она повсюду, в том числе и в человеке, где выступает в качестве разума. Отсюда идея о том, что человеческий род един в своей духовной сущности, идея духовного равенства людей. Все люди – духовные братья, так как у них у всех есть часть Логоса. Эта идея весьма схожа с евангельским учением. У стоиков вообще много сходных идей с христианством. Но это - тема отдельного исследования.
Стоическая Природа не отличается
целенаправленностью, «она не карает и
не воздаёт», все осуществляется по
воле слепого случая, в сплетении
причин, и это невозможно предотвратить,
предугадать. «Свершается порядок,
непоколебимый никакой мольбой»
Таким образом, по учению стоиков, основное начало этики заключено в требовании жить согласно с природой, этически нормы приравнены к законам природы и подчинение им является добродетелью. Блаженную жизнь человеку обеспечивает знание того, что эта добродетель есть единственное истинное благо, и что все внешнее не есть благо.
Путь к праведной жизни, к счастью человеку, по учению стоиков, преграждают аффекты, страсти, под которыми стоики подразумевали состояние души, обусловленное воздействиями внешнего мира; мудрецу необходимо полностью преодолеть их, изжить в себе, достигнув состояния апатии, бесстрастности. Апатия для стоиков есть свобода от всякого страдания и страха, от желаний и радости, ибо они неразумны и отвлекают от пути добродетели. Стоики не отрицали того, что мудрец может испытывать страдание, к примеру, но он не должен страдать от него, так как ему доступно знание, что его страдание не является злом, как не является и благом5, а есть действие закона Природы, разумное и необходимое состояние, и принятие его как должного является добродетелью. Это испытание для закалки добродетели.
Мудрец, по учению стоиков, будучи человеком,
не всегда действует из соображений
совершенного знания, порой не имея
своей целью добродетель: к примеру,
ест, пьет, заботится о здоровье и
пр. – но при этом его действия
не противоречат высшей природе человека,
а отвечают ей и называются поэтому
«подобающими». В их число входит
и выполнение обязанностей перед
другими людьми. Причем не только перед
собственным народом и