Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:30, контрольная работа
Октябрьская революция 1917 г. предоставила право народам России на самоопределение вплоть до отделения и создания своей национальной государственности. Уже в декретах II Всероссийского съезда Советов были законодательно определены основные принципы национальной политики государства диктатуры пролетариата: равенство, суверенность и братство народов, пролетарский интернационализм. 2 ноября 1917 г. Советское правительство приняло акт, позволивший практически претворить в жизнь большевистскую программу по национальному вопросу,— «Декларацию прав народов России».
За годы восстановления народного
хозяйства значительно
Повышение материального благосостояния и улучшение культурно-бытовых условий трудящихся содействовало повышению их общественной активности. Они принимали активное участие в работе Советов, профсоюзных и других общественных организаций.
Таким образом, новая экономическая политика позволила за короткий срок добиться восстановления промышленного производства, стабилизировать экономику и финансы, улучшить жизнь рабочего класса. Это в первую очередь было связано с многоукладной экономикой, свободной деятельностью частного капитала, особенно в мелкотоварном производстве и торговле. Именно мелкотоварное производство было тем ускорителем, который за короткое время позволил увеличить изготовление товаров широкого потребления и наладить товарооборот с селом. Были созданы реальные условия для дальнейшего развития промышленности и проведения индустриализации в стране.
Вместе с тем новая экономическая политика выявила и ряд противоречий, прежде всего между плюралистическим экономическим базисом и монопольно-однопартийной надстройкой. Как руководящая, коммунистическая партия должна была поддерживать наиболее активное и имущее население, а как партия пролетарская — его беднейшую часть. Результатом этого в сфере сельскохозяйственного производства было усиление налогового пресса на средние и зажиточные слои крестьянства, что в условиях отсутствия рынка земли и аграрной перенаселенности привело к дроблению хозяйств, изменению удельного веса товарной продукции. Сильная зависимость от хлебопроизводящих районов Советского Союза, стремление советского правительства в конце 1927 — начале 1928 г. собрать хлеб путем принуждения (хлебозаготовки) вызвали естественный рост цен на зерно и существенное уменьшение количества домашнего скота в Беларуси. Очередной рыночный кризис был использован для перерастания административного начала в организационную политику слома хозяйственной системы НЭПа. В сфере промышленности неоднократно отмечалось стремление обеспечить преимущественно подъем благосостояния рабочих за счет формирования и роста заработной платы, не сбалансированной с увеличением производительности труда. При этом цены на промышленные товары возросли настолько, что крестьянам было невыгодно продавать свою и покупать промышленную продукцию. Если в 1923 – 1926 годах товарный голод преодолевался экономическими методами, то на рубеже 20 — 30-х годов в условиях развертывания борьбы с частниками (кредитование частников Промбанком прекратилось уже в 1925 г.) государство вернулось к чрезвычайным мерам.
Как следствие, можно отметить следующие уроки НЭПа. Во-первых, расширение экономической свободы содействует развитию демократических принципов политической жизни и объективно противоречит централизации. Не случайно в 1926 г. правительство БССР не согласилось с проектом СНК СССР «О началах землепользования и землеупорядочения Союза ССР». Правительство выступило против того, что в проекте детализировались все вопросы, а в пользу республик оставалось только выполнение земельного законодательства, и предложило, чтобы вся земля, входящая в состав территории республики, являлась ее собственностью, а не Союза, как предусматривалось в проекте. В 1927 г. на VIII Всебелорусском съезде, который одобрил проект Конституции БССР, нарком земледелия Д. Прищепов предложил, чтобы союзное правительство разрабатывало только общие принципы сельскохозяйственного налога, которые бы конкретизировались на местах.
Во-вторых, исключительная зависимость от одного сырьевого рынка, отсутствие внешней экономической политики являлись такими условиями, при которых успешное развитие экономики республики было невозможно.
Таким образом, уже в середине 20-х годов началось нарастание негативных тенденций, связанных с развитием административно-командной системы, а во второй половине 20-х годов усилилась централизация и командные методы управления экономикой, как следствие, началось активное свёртывание НЭПа.
Список использованной литературы:
1. История Беларуси: Учебное пособие / Е.Л. Абецедарская и др.; Под ред. А.Г. Кохановского. – Мн.: «Экоперспектива», 1997.
2. Гісторыя Беларусі: ХХ ст.: Вучэбны дапам. / М.В. Біч і інш. – Мн.: Народная асвета, 1993.
3. История Беларуси с древнейших времён до нашего времени / И.И. Ковкель, Э.С. Ярмусик. – Мн.: “Аверсэв”, 1998.
4. История Беларуси: Вопросы и ответы / Г.Я. Голенченко, В.П. Осмоловский. – Мн.: Беларусь, 1993.
5. Нарысы гісторыі Беларусі: Ч. 2 / М.П. Касцюк і інш.; Інстытут гісторыі АНБ. – Мн.: Беларусь, 1995.