Образование Древнерусского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 09:21, реферат

Краткое описание

Образование Киевского государства - это длительный, сложный процесс объединения различных племен восточных славян. Первые письменные свидетельства о восточных славянах относятся к рубежу I тысячелетия н.э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, сирийские историки. Славяне тогда представляли единую этническую общность. Они жили к востоку от германцев: от Эльбы и Одера до Донца, Оки и Верхней Волги; от Балтийского поморья до среднего и нижнего течения Дуная и Черного моря. Их расселение в VI-VIII вв. Шло по трем направлениям: на юг на Балканский полуостров, на восток и север по Восточно-европейской равнине и на запад -в среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы. Результатом было разделение славянства на три ветви: южную, восточную и западную.

Вложенные файлы: 1 файл

Образование Древнерусского государства История))).doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

 Формирование феодальных отношений  на Руси шло в целом по  общеевропейскому типу: от государственных  форм к вотчинным. Но в отличие  от Западной Европы на Руси  этот процесс шёл гораздо медленнее.

 В IX веке формируется система  эксплуатации лично свободного  населения военно-служилой знатью (дружиной) киевских князей путем  взимания дани «полюдье». При  княжеском дворе жила его дружина.  С её помощью князь правил  государством. С ней советовался, решал государственные и военные вопросы, с её помощью собирал дань с населения (деньгами и натурой). Единицей обложения было отдельное крестьянское хозяйство. Население выполняло ряд других повинностей: военную, транспортную, участвовало в постройке крепостей, дорог, мостов. Все главные вопросы князь решал с Советом бояр. Существовал особый суд князя.

 В отдельных частях Руси  правили местные князья, подвластные  великому киевскому князю. Киевский  князь стремился заменить их  своими ставленниками. Отдельные княжеские дружинники получали в управление целые области с правом взимать дань (областные управители, назначаемые князем, назывались «посадниками»). Вначале дань взималась во время «полюдья» - периодических объездов князя с дружиной подвластных земель. Затем стала вводиться постоянная военно-административная организация на местах, были определены места сбора и размер дани.

 В X в. возникает вотчинное  землевладение киевских князей. В XI в. появляется земельная  собственность у представителей верхушки, служилой знати, бояр и христианской церкви. В XII- первой половине XIII вв. вотчинное землевладение растёт, но его роль в сравнении с государственно-феодальными формами остаётся второстепенной. Большинство крестьян продолжают быть зависимыми непосредственно от государственной власти и эксплуатируются путем взимания дани и иных государственных податей. Вооружённые силы древнерусского государства состояли из дружины великого князя, дружин подчинённых ему князей и бояр и народного ополчения (воев). Численность войска доходила до 60-80 тыс. человек. Использовались на Руси и войска наёмников: печенегов, половцев, венгров, литовцев, чехов, поляков, варягов-норманов, но их роль была незначительна.

 Древнерусский флот состоял  из судов, выдолбленных из дерева и обшитых по бортам досками. Русские суда плавали по Черному, Азовскому, Каспийскому и Балтийскому морям.

 В Киевской Руси еще весьма сильными были остатки (традиции) первобытно - общинного строя. Так, например, местное население, городское и сельское, решало свои дела на вече (сходках), выбирало своих старост, которые отстаивали их интересы перед княжеской администрацией. Решения вече были обязательны для всех, включая и местных князей. Были случаи, когда на вече принималось решение об изгнании того или иного неугодного народу князя и о призвании другого князя.

 В конце X в. на  Руси было официально введено  христианство. Введение единой религии способствовало объединению отдельных славянских земель в единое государство, дальнейшему развитию феодальных отношений. В дохристианскую эпоху восточные славяне были язычниками. Они обожествляли силы природы, верили в добрых и злых духов. Важнейшими их богами были: Перун - бог грома и молнии, войны; Сварог - бог огня; Даждьбог (он же Ярило, Хорос) - бог солнца и плодородия; Волос – бог богатства и плодородия; Стрибог – бог грозы и непогоды; Мокошь - богиня, оберегавшая женскую часть хозяйства; Верес – бог – покровитель котоводства; Семарк – бог подземного мира.

 У восточных славян  имелись капища - места, где происходили  моления и приносились жертвы  идолам. Заметную роль в жизни  славян играли кудесники-волхвы, веруны и т.п. Существовал культ предков. Останки умерших сжигались и над ними насыпали курганы. Сначала устраивали родовые усыпальницы, затем с разложением родового строя и появлением парной семьи над каждым захоронением стали возводиться отдельные курганы.

Христианство рано стало проникать на Русь в среду знати. Еще в IX в. Константинопольский патриарх Фотий отмечал, что Русь переменила языческое суеверие на христианскую веру. Христианами были дружинники князя Игоря, в 946 г. христианство приняла княгиня Ольга.

 Особая роль в  принятии христианства принадлежит князю Владимиру Святославичу (Святому). Вначале, исходя из необходимости создания единого государства, Владимир сделал попытку объединить всех языческих богов восточных славян, создать единый пантеон богов в Киеве. В Киев были привезены деревянная статуя Перуна с серебряной головой и золотыми усами, статуи Даждь-бога, Хороса, Семаргла, Стриборга, Мокоши. У статуй богов состоялась церемония жертвоприношения, в том числе, как указывает летописец, и человеческих. Однако, попытка объединить божества,

которым поклонялись  в разных частях страны, не удалась, но интересы единства страны требовали  принятия общей религии.

Владимир, оценив политическую роль христианства, решил сделать  его государственной религией на Руси. Когда крестился Владимир и где - точно не известно. Существует несколько версий. По одной из них Владимир крестился в 987 г. в Киеве. Летопись указывает и на другую дату. События происходили следующим образом. Византийское правительство обратилось к Владимиру с просьбой о военной помощи для подавления восстания в подвластных землях. В ответ Владимир потребовал от Византии союза с Русью, предлагал скрепить его своей женитьбой на Анне, сестре императора Василия II. Византийское правительство было вынуждено на это согласиться. Русское войско быстро ликвидировало восстание в Малой Азии, но Василий II отказался выполнить условия соглашения. Тогда Владимир двинул свое войско и в 989 г. занял Корсунь. Василий II был вынужден уступить - согласиться на брак Владимира с Анной. В 990 г. в Корсуне Владимир принял крещение и женился на Анне, христианство было официально объявлено религией Киевского государства. В конце лета 990 г. Владимир возвратился в Киев и крестил жителей на берегу Днепра. Существуют и другие даты принятия христианства на Руси. Официальной датой принято считать 988 год.

 Христианство, утверждавшее  божественное происхождение власти, укрепляло власть князя, территориальное  единство Древнерусского государства.  Принятие христианства имело  большое международное значение, Русь становилась равной другим христианским странам, связи с которыми были значительно расширены. Введение христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, способствовало приобщению к более высокой Византийской культуре.

 С принятием христианства на Руси возникла церковь - особая феодально-религиозная организация. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. Отдельные области Руси возглавлялись епископами. Им подчинялись священники в городах.

 Всё население страны  было обязано платить в пользу  церкви «десятину» (десятую часть  доходов). Впоследствии размер налога  изменился, а название осталось  прежнее. Церковные учреждения  получили большие земельные наделы  и вскоре превратились в крупнейших феодальных собственников. На протяжении XI в. были основаны епископаты в Юрьеве, Белгороде, Новгороде, Ростове, Чернигове, Переяславле - Южном, Владимире-Волынском, Полоцке и Турове. В Киеве возникло несколько крупных монастырей (первым в I половине XI века был основан Киево-Печерский монастырь, получивший название от подземных пещер, в которых селились монахи). Всего в X в. было построено 10 деревянных и 1 каменная церковь, в XI в.- 700 деревянных и 19 каменных церквей, 18 монастырей, в XII в. – 690 деревянных и 69 каменных церквей, 37 монастырей, в XIII в.- 110 деревянных, 19 каменных церквей, 35 монастырей. ( 2, 18 ).

 Народ встречал  новую веру не всегда дружественно, особенно греческих священников  и церковные поборы. Процесс христианизации Руси происходил довольно сложно.

 С образованием  государства складывалась правовая  система. Сборником письменных  законов Древнерусского государства  является «Русская правда» (конец  XI - нач. XII в.), принятая при Ярославе  Мудром и дополненная при его  потомках. «Правда Ярослава» составляла первую часть краткой редакции «Русской правды». Законы Ярослава разбирали споры между свободными людьми и, прежде всего, среди княжеских дружинников. «Правда Ярослава» не отменяла, а только ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников.

 В конце 1160-х  - начале 1170-х гг. «Краткая редакция  Русской правды» была дополнена  рядом статей, получивших название  «Правды Ярославичей». Цель дополнений - защитить право феодала на  его вотчину. Из «Правды Ярославичей»  мы узнаем об устройстве вотчины. Вотчина - это владение отдельного феодала, передаваемое по наследству. Господствующий класс феодалов сложился из местных князей и бояр, попавших в зависимость от Киева, и из мужей (дружинников) киевского князя, которые получили в держание (или в вотчину) земли. Киевские князья сами имели крупные владения. Центром вотчины был двор, где находились хоромы феодала, жилые помещения его дворовой челяди, конюшни, скотный двор, а также ближайшие земли. Во главе управления вотчиной стоял управляющий - огнищанин (от слова «огнище» - хозяйство). В состав вотчинной администрации входили: конюший, подъездной (сборщик налогов), тиуны (приказчики), сельские старосты и т.д

 Богатство вотчины  составляли земли. Княжеская межа  охранялась законом, за её нарушение платили чрезвычайно высокий штраф. На земле работали феодально зависимые смерды, холопы, челядь. Руководили работами ратанные (пашенные) старосты. В вотчине имелись также ремесленники. Рост феодальной вотчины шёл за счет крестьян. Земля, ранее являвшаяся крестьянской собственностью, попадала в собственность феодала. Крестьян называли смердами, людьми, сябрами. Количество лично свободных смердов, плативших дань в княжескую казну, постепенно уменьшалось. Крестьяне разными путями попадали в зависимость от феодалов. Одних крестьян, лишенных средств производства, феодалы закабаляли, используя их нужду в орудиях труда, инвентаре, семенах и т.д. Другие крестьяне принуждались Киевским князем силой к переходу с землёй под вотчинную власть феодалов. По мере расширения вотчин и закабаления смердов термин «челядь», ранее обозначавший рабов, стал распространяться на всех зависимых от феодалов крестьян. Смерды имели свой инвентарь ( соху, рало и т.п.), незначительное количество скота: лошадь, корову, две-три овцы на крестьянский двор. После смерти зависимого смерда, не имевшего мужского п

 

 Развитой была внешняя  торговля Руси. Русские купцы  торговали во владениях арабского  халифата. Днепровский путь связывал  Русь с Византией. Русские купцы  ездили из Киева в Моравию, Чехию, Польшу, Южную Германию; из Новгорода и Полоцка - по Балтийскому морю в Скандинавию, Польское Поморье и дальше на запад. Вывозилось из Руси главным образом сырьё. С развитием ремесла увеличился вывоз ремесленных изделий. На внешний рынок поступали пушнина, воск, мед, смола, лен, льняные ткани, серебряные вещи, оружие, замки, резная кость и прочее. Ввозились предметы роскоши, фрукты, пряности, краски и пр. Товары на Русь поступали из Германии, Чехии, Польши, Швеции, Византии, из арабских стран. Князья специальными договорами с иностранными государствами стремились защитить интересы русских купцов. В «Пространной редакции «Русской Правды» предусматривались некоторые меры по охране имущества купцов от потерь, связанных с войнами и другими обстоятельствами. По договору с греками (911 г.) русские купцы имели право месяц жить бесплатно в Константинополе. В качестве денег ходили слитки серебра, иностранные монеты. Князь Владимир Святославович и его сын Ярослав Владимирович выпускали чеканную серебряную монету. Русь поддерживала политические, торговые и культурные связи с Чехией, Польшей, Венгрией, Болгарией, Византией, Германией, Норвегией, Швецией, Францией и Англией. О международном значении Руси свидетельствуют династические браки, заключавшиеся русскими князьями: Ярослав Мудрый был женат на шведской принцессе, его дочери были замужем за французским, венгерским, норвежским королями. Сестра Ярослава вышла замуж за польского короля. Внучка Ярослава - за венгерского короля. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Сын Всеволода Владимир женился на английской принцессе. Его сестра вышла замуж за германского императора, его дочь - за венгерского короля.

2.Русские земли в  период феодальной раздробленности. 

 При правлении сына Владимира Мономаха - Мстислава (1125-1132 гг.) стало проявляться стремление отдельных земель к отделению от Киева. Ему ещё удалось на некоторое время удержать единство русских земель, однако после его смерти Русь распалась на полтора десятка самостоятельных княжеств. Период феодальной раздробленности начался с 30-х гг. XII в. и продолжался до конца XV столетия. К этому времени сложилось крупное боярское землевладение, по богатству часто не уступающее великокняжескому. Господство натурального хозяйства в феодальных вотчинах приводило к тому, что все основные потребности удовлетворялись внутри вотчин, связи с рынком были слабыми. Любой район страны мог просуществовать самостоятельно. Феодалы были заинтересованы в твердой княжеской власти на местах, которая быстро подавляла бы всякое неповиновение народа.

 Главной политической  силой разъединительного процесса  было местное боярство. Между  боярами и местными князьями  возникали противоречия, борьба  за власть. В разных землях  она носила разный характер. В Новгороде и Пскове бояре сумели подчинить себе князя, там установились боярские феодальные республики. В других землях, где князья смогли подавить

бояр, власть установилась в форме монархии.

 Феодальная раздробленность  явилась новой формой государственно-политической организации, сменившей раннефеодальную монархию. Она была неизбежным этапом в период феодализма. Киев стал равным среди равных княжеств. Рассмотрим историю наиболее крупных из них: Владимиро-Суздальской земли, Галицко-Волынского княжества, Новгородской республики.

 Владимиро-Суздальская  земля . занимала территорию в  междуречьи Оки и Волги. Этот  район был богат плодородными  почвами, хорошо защищен от  врагов. Здесь проходили выгодные  торговые пути, соединяющие северо-восточную  Русь со странами Востока и Западной Европы. В Суздальской земле княжил сын Владимира Мономаха Юрий (1125-1157). За постоянные стремления расширить территорию княжества его прозвали Долгоруким. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за великокняжеский престол. Он вел широкое строительство укрепленных городов. Под 1147 г. в летописи впервые встречается упоминание о Москве, выстроенной на месте бывшей усадьбы боярина Кучки, конфискованной Юрием Долгоруким.

 Захватив г. Киев, Юрий Долгорукий  не забывал о своих Северо-Восточных землях. Туда же влекло и его сына Андрея, который понимал, что Киев утратил свою прежнюю власть. В 1155 г. Андрей с приближенными бежал из Киева. Захватив святыню Руси икону Владимирской богоматери, он поспешил в Ростово-Суздальскую землю, куда был приглашён местным боярством. Так он стал князем Северо-Восточной Руси. На княжение Андрея (1157-1174 гг.), который в 1169 г. захватил Киев и стал великим князем, приходится время ожесточенной борьбы с местным боярством. Он перенес столицу из Ростова в небольшой городок Владимир-на-Клязьме, который застроил с необычайной пышностью. Здесь были сооружены белокаменные Золотые ворота, построен величественный Успенский собор. В 6-ти км от столицы Андрей основал свою загородную резиденцию «Боголюбово», за что и получил прозвище «Боголюбский». Здесь в 1174 г. он был убит в результате заговора бояр, во главе которого стояли бояре Кучковичи, бывшие владельцы Москвы.

Информация о работе Образование Древнерусского государства