Образование Российской империи. Реформы Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 17:10, контрольная работа

Краткое описание

Преобразования Петра Великого, его деятельность, личность, роль в судьбе России – вопросы, интересующие и привлекающие внимание исследователей нашего времени не менее чем в прошлые века. В последнее время многие писатели, публицисты, продолжая в этом отношении традиции славянофильской и народнической историографии, пишут о том, что не будь Петра и его преобразований, развитие России могло пойти по иному, менее драматическому пути.

Содержание

на тему: Образование Российской империи. 1
Реформы Петра I. 1
Введение 3
Первые годы правления Петра I 5
Реформы в экономике первой четверти XVIII века 7
Финансовая политика государства в годы правления Петра 9
Реорганизация государственного управления 10
Церковь и ликвидация патриаршества 12
Создание регулярной армии и флота 13
Выступления народных масс 14
Внешняя политика. Северная война 15
Культура в эпоху Петра Великого 18
Заключение 22
Литература 22

Вложенные файлы: 1 файл

Монография_по_Петру !.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Летом 1708 г., разгромив Польшу, Карл XII двинулся в поход на Россию, овладел переправой через Днепр.

Зимой 1708 – 1709 гг. войско Карл XII на Украине оказалось в тяжелом положении: голод, болезни, героическое сопротивление и крепостей наносили Шведам немалый урон. В апреле 1709 г.  Карл XII подошел к крепости Полтава и начал ее осаду, продолжавшуюся 3 месяца. 27 июня 1709 г. состоялась знаменитая Полтавская «баталия». Шведские войска были наголову разбиты в ходе боя русскими войнами.  Главную роль сыграло подавляющее превосходство петровской артиллерии (102 русских орудия, против 39 шведских) и использование резервных сил для нанесения решающего удара по фронту и по флангам, что привело шведов к паническому бегству.  

Полтавская «виктория»  изменила ход всей войны. Дания и Саксония возобновили союз с Россией, к  ним присоединились Пруссия и Ганновер. Так как Карл XII отверг мирные предложения России о ее правах на земли около Финского залива, Петр провел активные боевые действия  в Польше и в Прибалтике. В 1710 г.  штурмом взята крепость Эльбинг, капитулировали шведские гарнизоны  Риги, Выборга, Пернова, Равеля и др. Прибалтика была очищена от Шведов.

Но подстрекаемый Карлом XII и дипломатами Европейских государств турецкий султан потребовал 10 ноября 1710 г. объявил России войну, потребовав возвращения Азова и ликвидации русского флота. После неудачных попыток прийти к компромиссу дипломатическими путями Петру в конце февраля 1711 г. пришлось принять вызов Турции. 12 июня 1711 г. был  подписан Прусский мирный трактат, в соответствии с которым Россия возвращала Турции Азов, срывала с крепости Таганрог и каменный Затон  на Днепре, выводила войска из Польши. Но – армия и артиллерия были спасены, мир на южных границах был восстановлен.

В 1712 г.  русские войска вместе с  датскими и саксонскими армиями вели успешные боевые действия в Померании (Польша). Однако решительных изменений в войне со Швецией не происходило. Тогда Петр решил действовать в Финляндии. Весной 1713 г. с помощью галерного флота русские заняли Гельсингфорс, а летом  шведы оставили и г. Або. Но на Балтике еще находился флот Швеции. 27 июня 1714 г. русский флот разгромил большую шведскую эскадру у мыса Гангут. Эта победа позволила России  перенести боевые действия на территорию Швеции; вскоре русскими были захвачены Аландские острова, высажен десант на Шведское побережье.

Победами русского оружия решили воспользоваться  Англия, Дания, Ганновер, Голландия, заключившие союз с Петром против Швеции. В действительности же Англия и Голландия, не желали полного поражения Швеции и усиления России на Балтийском море. Это привело к распаду коалиции и заключению 4 августа 1717 г. русско-французского союза: Париж обещал посредничество в переговорах России со Швецией. С мая 1718 г. открылся Аланский конгресс, начались переговоры по подписанию русско-шведского мира. Но внезапная гибель Карла XII сорвала его подписание. Война затянулась. Лишь 30 августа 1721 длительных переговоров в финском г.Ништадте подписан Русско-Шведский мирный договор. Северная война завершилась. России получила Ингерманладию, часть Карелии, Эстляндию и Лифляндию с городами Рига, Дерпт, Нарва, Выборг, Карела, острова на Балтике Даго и Эзель. Россия стала великой европейской державой.

«Петр был чрезвычайно доволен  провозглашением мира и шумно  его отпраздновал».(2) 22 октября 1721 г. на торжественном заседании Сената канцлер Г.И. Головин поднес Петру титул императора. Тем самым Россия провозглашалась империей, а ее правитель – главой могучего государства, вступившего в сообщества мировых держав.

Не меньшее значение для России имело восточное направление  внешней политики. «Воспользовавшись смутой в Персии, Петр занял своими войсками города Дербент и Баку с прилежащими областями».(2) После персидского похода 1722 г. в Петербурге был заключен мир с Персией, по которому в состав Российской Империи включались западное и южное побережье Каспия с городами Дербент и Баку и провинциями Гилянь, Мазендеран, Астрабад; Россия и Персия заключили оборонительный союз против Порты.

По Стамбульскому договору от 12 июня 1724 г., Турция признала все приобретения России в Прикаспии и отказывалась от притязаний на Персию. Таким образом, безопасность юго-восточных границ России была укреплена, а международный престиж еще более возрос. 

Культура в эпоху Петра Великого

Экономические, политические   и  другие реформы в стране требовали перестройки всей системы образования, подготовки большого числа квалифицированных специалистов. Уже  в 1699 г. в Москве была открыта Пушкарская школа, а в 1701 г. в здании Сухаревой башни открылась «школа математических и навигационных наук», ставшая предшественницей созданной в 1715 г. в Петербурге Морской академии. В петровское время были открыта Медицинская школа (1707), а также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы. В провинции начальное образование осуществлялось в трех типах школ: 46 епархиальных, готовящих священнослужителей; 42 цифирных – для подготовки местных мелких чиновников; гарнизонные школы – для обучения солдатских детей. Помимо этого в 1703 – 1715 гг. в Москве работала особая общеобразовательная школа – «гимназия» пастора Э.Глюка, в которой в основном обучали иностранным языкам.

Светское образование потребовало  новых учебников. В 1703 г. вышла в  свет «Арифметика, сиречь Наука числительная…», которая вводила арабские цифры  вместо буквенных, а затем Магницкий и А.Фарварсон выпустили «Таблицы логарифмов и синусов».

В первой четверти XVIII в. бурное развитие получило издательское дело. В 1708 г. Петр I ввел вместо церковнославянского новый гражданский шрифт. Для печатания светской учебной, научной и специальной литературы, а также законодательных актов были созданы новые типографии в Москве, Петербурге и других городах, выпустившие в свет в годы правления Петра свыше 600 названий книг и других изданий, немалое число которых были переводные.

Развитие книгопечатания повлекло за собой начало организованной книготорговли, а 1714 г. в Петербурге была открыта государственная библиотека, заложившая основу для Библиотеки Академии Наук. Большие собрания книг принадлежали князю Д.М. Голицыну, графу Б.П. Шереметьеву, графу А.А. Матвееву и другим вельможам. С декабря 1702 г. стало выходить первое в России периодическое издание  - газета «Ведомости» (тираж от 100 до 2500 экземпляров).

В основе развития науки и техники  в Петровскую эпоху лежали  в  первую очередь практические потребности государства. Большие успехи были    достигнуты в геодезии, гидрографии и картографии, в изучении недр и поиске полезных ископаемых.

Русские моряки-гидрографы много сделали  для составления карт Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей. Значительными географическими достижениями отмечены экспедиции в Сибирь и на Дальний Восток, в Среднюю Азию, предпринятые В. Атласовым, И. Евреиновым и Ф. Лужиным,  Д. Г. Мессершидтом, Ф. Беневиным и др.

За три недели до своей кончины, в январе 1725г. Петр подписал указ, об отправке первой Камчатской морской экспедиции под командованием В. И. Беринга и А. Х. Чирикова для выяснения вопроса «где Камчатка “сошлась” с Америкой». Эта экспедиция продолжалась с 1725г по 1730г.

Широкий размах приобрели геологические изыскания. Активно велись поиски железных и медных руд на Урале и в Сибири при содействии местных крестьян. В петровское время было положено начало разведке каменного угля в Подмосковье, Донбассе и Кузбассе, нефтяных месторождений в районе Ухты и в Западной Сибири. В развитие горного дела и металлургии в России значительный вклад внесли Г. В. де Генин, Д. В. Патищев, Я. В. Брюс.

Большими успехами была отмечена деятельность русских изобретателей. Так, М. И. Сердюков был известен достижениями в строительстве гидротехнических сооружений; Я. Батищев изобрел машину для водяной обточки ружейных стволов; Е. Никонов представил проект создания «потаенных судов»; И. Беляев разрабатывал оригинальные оптические инструменты. Известным механиком петровского времени А. К. Нартов – изобретатель токарных и винторезных стволов, создатель оптического прицела.

В I четверти XVIII в. был написан ряд ценных исследований по отечественной истории: двухтомная «История Свейской войны», «Ядро Российской истории», «История о царе Петре Алексеевиче» и др.

По инициативе Петра I в России было положено начало собиранию научных коллекций. В 1718г. Вышел указ, предписывающий населению предъявлять «как человеческих, так и скотских, звериных и птичьих уродов», а также «старые надписи на каменах, железе или меди, или какое необыкновенное ружье и прочее все, что зело стар и необыкновенно». С этого момента началась организация музееведения. В 1719г. Для всеобщего обозрения была открыта кунсткамера, собрание «раритетов»  которой послужило основой для коллекций будущих музеев: Эрмитажа, Артиллерийского, Военно-Морского и др.

Итогом достижений петровского  времени в области науки и  образования стало создание (по указу  от 28 января 1724г.) в Петербурге Академии наук, открытой уже после смерти Петра I в 1725г. Академия наук создавалась не только как общенациональный научный центр, но и как база для подготовки научных кадров. При ней был открыт университет и гимназия.

Важнейшие социально-экономические  и политические сдвиги в общественной жизни России нашли яркое отражение в литературе и публицистике. В 1717г. в Петербурге вышло в свет «Рассуждение…» о причинах войны со Швецией, подготовленных по поручению Петра вице-канцлером П. П. Шафировым и представляющее собой первый в российской истории обстоятельный дипломатический  трактат о внешнеполитических приоритетах страны. Экономическая публицистика была представлена работами ученого-самородка И. Т. Посошкова (1652-1726) и прежде всего его наиболее известной работой «Книга о скудности и богатстве».

Одним из блестящих ораторов, писателей, церковных и общественных деятелей эпохи Петра был главный сторонник церковной реформы Феофан Прокопович (1681-1736). Им был разработан «Духовный регламент» (1721) и важный политический трактат «Правда воли монархией» (1722). Другим видным церковным деятелем был митрополит Стефан Яворский (1658-1722) – местоблюститель патриаршего престола в 1700-1721гг. Его литературная деятельность отмечена крупными религиозными трактатами «Знамение пришествия антихристова» и «Камень веры»; направленными против реформаторства и протестантизма.

Ко времени Петра относятся  попытки создания публичных театров («комедиальных храмин») в Москве и Петербурге, где ставились пьесы  на исторические темы и комедии. Появляются и первые русские драматические произведения: «Владимир» (трагикомедия Ф. Прокоповича), «Слава Российская» (пьеса Ф. Жуковского) и др.

В области изобразительного искусства  в первой четверти XVIII в. активное развитие получает светская живопись, особенно портретная. Выдающимися портретистами того времени были И. Н. Никитин (1690-1742), А. М. Матвеев (1701-1739), а среди мастеров гравюры – И. Дольский. Произведения художников- граверов А. Ф. Зубова, А. И. Ростовцева и П. Пикара донесли до нас архитектурный облик обеих российских столиц.

Новым явлением в русской культуре стало распространение скульптурных композиций, что особенно ярко выразилось в создании дворцово-парковых ансамблей.

В градостроительстве осуществляется переход к регулярной застройке  городов, созданию крупных архитектурных  ансамблей, в основном гражданского, а не культового назначения, например, строительство Петербурга. Замечательными памятниками архитектуры стали: комплекс зданий и сооружений Петропавловской крепости, Летний дворец Петра I (архитектор Д. Трепезини), здание двенадцати коллегий (Д. Трепезини и М. Г. Земцев), Адмиралтейство (И. К. Коробов). В Москве были построены Сухарева и Меньшикова башни (И. П. Запрудный).

В эпоху Петра I коренной ломке подверглись все традиционные представления о бытовом укладе жизни российского общества. Царь в приказном порядке ввел брадобритие, европейскую одежду, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников. Поведение молодых дворян в обществе регламентировалось западноевропейскими нормами, изложенными в переводной книге «Юности честное зерцало».

Патриархальный образ жизни  постепенно уступал место «светскости» и рационализму. В 1718г. Петр I издал указ о проведении ассамблей с обязательным присутствием женщин. Ассамблеи устраивались не только для забав, но и для деловых встреч. В законе расписывался детальный распорядок проведения ассамблей, организация танцев, игр и т. д. Поощрялось употребление в беседах иностранных слов, преимущественно французских.

Петровские преобразования в сфере  культуры, быта и нравов носили ярко выраженный политический характер, вводились зачастую насильственными методами. Во главу угла этих реформ были поставлены интересы государства, которое строилось по жесткому плану монаршей воли. Чисто внешние атрибуты Петровской эпохи, проявившиеся в декретивном введении европейских обычаев и нравов, в отрыве от вековых традиций русской культуры должны были подчеркивать принципиальное отличие созданной за четверть века Российской империи – великого государства европейского типа.

Заключение

Созданная Петром I военно-феодальная, бюрократическая, абсолютистская империя и ее основные политические институты пережили своего создателя на два столетия. В годы правления Петра I при доминирующей роли государства произошел резкий скачок в хозяйственной жизни страны, последовательно производилась политика меркантилизма в промышленности и торговле, была осуществлена финансово-денежная реформа, усовершенствовались административная и податная системы, неуклонно укреплялись центральные и местные органы власти и управления, расширялась законодательная деятельность государства, особой заботой монарха являлось укрепление армии и развитие флота. Петровские реформы были направлены на максимальную централизацию в управлении государством при его решающем влиянии на жизнь всех слоев общества, выразившемся в ее всесторонней регламентации.

Литература

 

Зуев М. Н. «История России IX-XIX вв.: пособие по отечеств. История 10-11 кл.» – М.: Дрофа, 1995

С. Ф. Платонов «Учебник русской истории». – С.-Петербург: наука, 1993

Павленко Н. И. «Петр Великий» – М.: Мысль, 1990

Павленко Н. И. «Петр первый и его время». – М.: Просвещение, 1983

Пушкарев С. Г. «Обзор Русской истории». – Изд. Наука, 1991         (2)

«Россия под скипетром Романовых». – М.:СП «ИНТЕРБУК»

Информация о работе Образование Российской империи. Реформы Петра I