Образование СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 18:02, реферат

Краткое описание

Глубочайший за последние несколько веков политический кризис в России привел в 1917 году к ее развалу на десятки отдельных, номинально суверенных, государственных образований. В процессе укрепления своей власти большевики искали формы - практически полезные новой власти и юридически корректные, привлекательные и убедительные хотя бы для части населения - политического объединения земель бывшей Российской империи. Работа по собиранию земель (большевики, взяв власть, теперь вынужденно стали собирателями русских земель) велась еще в ходе гражданской войны. После ее завершения юридически корректные формы стали важнее военных побед.

Вложенные файлы: 1 файл

история.docx

— 51.56 Кб (Скачать файл)

       1. Образование СССР. Оценка отечественными  историками проблемы решения  национального вопроса в СССР.

       1.1  Образование СССР: предпосылки, этапы, формы объединения республик.  

       Предпосылки образования СССР (идеологические, национальная политика большевиков, политические, экономические и культурные). 

       Глубочайший за последние несколько веков  политический кризис в России привел в 1917 году к ее развалу на десятки  отдельных, номинально суверенных, государственных  образований. В процессе укрепления своей власти большевики искали формы - практически полезные новой власти и юридически корректные, привлекательные  и убедительные хотя бы для части  населения - политического объединения  земель бывшей Российской империи. Работа по собиранию земель (большевики, взяв власть, теперь вынужденно стали собирателями русских земель) велась еще в ходе гражданской войны. После ее завершения юридически корректные формы стали  важнее военных побед.

       Национальная  политика Советского государства способствовала росту доверия к центральной  власти. В основу ее был положен  принцип равенства всех наций  и народностей и право наций  на самоопределение, закрепленные в  Декларации прав народов России (2 ноября 1917 г.) и Декларации прав трудящегося  и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.). Свободными и неприкосновенными  объявлялись верования, обычаи, национальные и культурные учреждения народов  Поволжья и Крыма, Сибири и Туркестана, Кавказа и Закавказья, что вызвало  рост доверия к новой власти не только со стороны инородцев России (составлявших 57% населения), но и в  странах Европы, Азии. Правом на самоопределение  воспользовались в 1917 г. Польша, Финляндия. На всей остальной территории бывшей Российской империи национальные правительства  вели в течение Гражданской войны  борьбу за национальную самостоятельность (в том числе Украинская Центральная рада, Белорусская социалистическая Громада, тюркская партия Мусават в Азербайджане, казахская Алаш и др.).

       В связи с победой Советской  власти на основной территории бывшей Российской империи возникла еще  одна предпосылка объединительного процесса - единый характер политического  строя (диктатура пролетариата в  форме Советов), сходные черты  организации государственной власти и управления. В большинстве республик  власть принадлежала национальным коммунистическим партиям. Неустойчивость международного положения молодых советских  республик в условиях капиталистического окружения также диктовала потребность  в объединении.

         Потребность к объединению диктовалась также исторической общностью судеб народов многонационального государства, наличием многолетних экономических и культурных связей. Между отдельными районами страны исторически сложилось экономическое разделение труда: промышленность центра снабжала районы юго-востока и севера, получая взамен сырье - хлопок, лес, лен; южные районы выступали основными поставщиками нефти, каменного угля, железной руды и т.д. Значение этого разделения возросло после окончания Гражданской войны, когда встала задача восстановления разрушенного хозяйства и преодоления экономической отсталости советских республик. В национальные республики и области из центральных губерний переводились текстильные и шерстяные фабрики, кожевенные заводы, типографии, посылались врачи, педагоги. Принятый в 1920 г. план ГОЭЛРО (электрификации России) также предусматривал развитие экономики всех районов страны. Еще в годы гражданской войны сложился военно-политический союз советских Республик. Что же это за союз? 1919 г. ВЦИК РСФСР при участии представителей советских республик издал декрет "Об объединении Советских Республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом". Признавая независимость и право республик на самоопределение, было решено объединить их военные, хозяйственные, финансовые и железнодорожные организации. В сложных условиях войны удалось создать единую военную организацию республик. Однако к началу 1922 г. ситуация значительно изменилась.

         Шесть советских социалистических  республик: РСФСР, УССР, БССР, Азербайджанская  ССР, Армянская ССР, Грузинская  ССР и две народные советские  республики: Бухарская (бывшее Бухарское  ханство) и Хорезмская (бывшее  Хивинское Ханство) продолжали  сближение уже в условиях мира. Укреплялись экономические и  политические связи. Вот некоторые  факты:

       - в конце 20-начале 21 годов правительство  РСФСР выделило Армянской ССР  денежную ссуду в 3 млрд. рублей, направило эшелон - с товарами  первой необходимости, 325 тыс. пуд.  зерна, 5 тыс. пуд. сахара;

       - из Азербайджана ССР в Армению  было послано 50 вагонов хлеба, 36 тыс. пуд. нефти;

       - в 1920 г. в составе РСФСР были  провозглашены автономные республики: Туркестанская и Киргизская, всего  в состав РСФСР входили 8 автономных  республик и II автономные области;

       - в 1920 - 21 гг. между РСФСР и другими  республиками были заключены  договоры о военно-хозяйственном  союзе;

       - в 1922 г. на Генуэзской конференции  делегация РСФСР представляла  все советские республики;

       - в марте 1922 г. Грузия, Армения  и Азербайджан заключили договор  об образовании Закавказской  Социалистической Федерации Советских  Республик (ЗСФСР).

     Этапы образования СССР: военно-политический союз 

       Война и особенно иностранная интервенция  продемонстрировали необходимость  создания оборонительного союза. Летом 1919 г. сложился военно-политический союз советских республик. 1 июня 1919 г. был  подписан декрет Об объединении советских  республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым  империализмом. Было утверждено единое военное командование, объединялись совнархозы, транспорт, комиссариаты финансов, труда. Понятно, что в тех условиях управление объединенной финансовой системой осуществлялось из Москвы, точно также, как национальные воинские образования  были полностью подчинены Главному командованию Красной Армии. Военно-политическое единство советских республик сыграло  огромную роль в разгроме объединенных сил интервенции.

       Организационно-экономический  союз 

       В 1920 - 1921 гг. Россия, Украина, Белоруссия, Грузия, Армения, Азербайджан заключили  между собой военно-хозяйственные  договоры. В этот период во ВЦИК РСФСР  вошли представители Украины, Белоруссии, Закавказских республик, началось объединение  некоторых наркоматов. В результате ВСНХ РСФСР фактически превратился  в орган управления промышленностью  всех республик. В феврале 1921 г. был  создан Госплан РСФСР во главе  с Г.М. Кржижановским, также призванный руководить выполнением единого  хозяйственного плана. В августе 1921 г. в РСФСР был создан Федеральный  комитет по земельным делам, регулировавший развитие сельскохозяйственного производства и землепользования в масштабах  всей страны. С весны 1921 г. в ответ  на указание В.И. Ленина о хозяйственном  объединении Грузии, Армении, Азербайджана началось создание Закавказской Федерации, организационно оформившейся в марте 1922 г. (ЗСФСР).

       Дипломатический союз 

       В феврале 1922 г. в Москве совещание  представителей РСФСР, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении, Грузии, Бухары, Хорезма и Дальневосточной республики поручило делегации ВЦИК представлять на международной конференции в  Генуе по вопросам экономического восстановления Центральной и Восточной Европы (апрель 1922 г.) интересы всех советских  республик, заключать от их имени  любые договоры и соглашения. Делегация  РСФСР была пополнена представителями  Украины, Азербайджана, Грузии и Армении.

       Формы «федерирования» (объединения) республик 

       Практика  «федерирования» первых лет Советской  власти заключалась в создании автономий  в Российской Федерации на национальной, территориальной, экономической основе. Однако в стремлении республик к  укреплению своих суверенных прав ряд  партийных работников, в том числе  наркомнац И.В. Сталин, видели главную  преграду на пути к единству. Создание независимых национальных республик  они считали решением чисто временных, политических задач. Поэтому во избежание  националистических тенденций ставилась  задача создания возможно более крупных  территориальных объединений, что  выразилось в создании Литовско-Белорусской  Советской республики, Татаро-Башкирской Советской Республики (ТБСР), Горской  республик, Туркестанской АССР (просуществовавших  сравнительно недолго). Позже в ходе борьбы с пантюркизмом были расформированы ТБСР и Бурят-Монгольская АО.

       В 1918 - 1922 гг. народы, преимущественно  малые и компактно проживавшие  в окружении великорусских земель, получили в составе РСФСР автономию  двух уровней: 1) республиканскую - 11 автономных республик (Туркестанская, Башкирская, Карельская, Бурятская, Якутская, Татарская, Дагестанская, Горская и др.) 2) областную  автономию получили 10 областей (Калмыцкая, Чувашская, Коми-Зырянская, Адыгейская, Кабардино-Балкарская и др.) и 1 автономная Карельская трудовая коммуна (с 1923 г. автономная республика).

       Конституция СССР 1924 года 

       В январе 1924 г. была принята первая Конституция  СССР, согласно которой высшим органом  власти объявлялся Съезд Советов  СССР. В перерывах между ними верховную  власть осуществлял ЦИК СССР, который  состоял из двух законодательных  палат - Совета Союза и Совета Национальностей. ЦИК СССР образовывал правительство - СНК. Создавалось три вида комиссариатов (союзные - иностранных дел, армии  и флота, внешней торговли, путей  сообщений, связи); унифицированные (на союзном и республиканском уровне); республиканские (внутренняя политика, юриспруденция, народное образование). ОГПУ получил статус союзного комиссариата. Союзным органам передавались также  полномочия по международной обороне  границ, внутренней безопасности, планированию и бюджету. Провозглашая федеративный принцип устройства государства, Конституция  СССР содержала в себе унитарные  тенденции, поскольку, например, лишь декларировала  и не оговаривала механизм выхода из состава СССР, поощряла вмешательство  центра в дела республик (ст. 13-29 Главы IV) и т.д.

       Значение  образования СССР 

       Образование многонационального союзного государства  отвечало многим культурным и историческим традициям народов, проживавших  на территории бывшей Российской империи. Создание СССР способствовало также  укреплению геополитического положения  нового государства в рамках мирового сообщества. Однако первоначальная приверженность большевиков идеям унитаризма отрицательно сказалась на дальнейшем развитии государственности, которое после 1936 г. осуществлялось уже в рамках оформившейся административной системы. К концу 30-х гг. произошел окончательный переход к унитарной модели государства в ее сталинском варианте. 

 

       

       1.2 Оценка отечественными историками  проблемы решения национального  вопроса в СССР

       Национальный  вопрос -  совокупность политических, экономических, территориальных, правовых, идеологических и культурных отношений между нациями, национальными группами и народностями в различных общественно-экономических формациях. В эксплуататорском обществе национальный вопрос возникает в ходе борьбы наций и народов за национальное освобождение и максимально благоприятные условия их социального развития.

       Эпоха национальных движений началась вместе с развитием капиталистических  отношений. Конечно, отдельные проявления национальных движений имели место  уже при феодализме, например, когда  одни народности и национальные группы боролись против иноземного ига, отстаивали своё существование. Однако эту борьбу нельзя в полном смысле назвать национальным движением, поскольку как таковых  наций в то время не существовало. Почти все государства находились в состоянии феодальной раздробленности, которая вызывалась с одной стороны  возможностью  самостоятельного существования отдельных княжеств на базе достигнутых производительных сил, а с другой стороны – отсутствием развитого экономического оборота и внутреннего рынка.

       В царской России национальный вопрос был чрезвычайно острым и выступал в различных формах. Для одних  народов шла речь о восстановлении утраченной национальной государственности, для других он переплетался с колониальным вопросом, для третьих – с борьбой  за национальное равноправие.

       Величайшим  завоеванием Октябрьской революции 1917 года было провозглашение уже в  первых декретах следующих принципов  национальной политики: право наций  и народов на самоопределение, равенство  и суверенность, отмена всяких национальных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств, социалистическая федерация. Советское правительство признало самостоятельность Польши, Финляндии, Латвии, Литвы, Эстонии, советских республик Закавказья, Белоруссии, Украины.  Права тех народов, которые не пожелали отделиться, были конституционно закреплены Советской властью.

Информация о работе Образование СССР