Образование СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 15:01, реферат

Краткое описание

Специально созданная Комиссия Политбюро ЦК РКП(б) выдвинула подготовленный И. В. Сталиным план объединения, предусматривавший вхождение в Россию других республик в качестве автономных. Однако В. И. Ленин подверг план автономизации резкой критике. Он считал, что советские республики должны объединиться в единый государственный союз на началах равноправия и сохранения своих суверенных прав. Каждая республика должна получить право свободного выхода из союза. ЦК РКП (б) одобрил ленинские принципы национально-государственного устройства.

Содержание

1.Введение ………………………………………………………………….……..…3

2.Этапы образования СССР…………………………………………............….…5

3. Возникновение и нарастание конфронтации………………………..……..…...8

4. Создание В.И.Лениным концепции государства на основе Федерации........10

5.Принятие Декларации и Договора об образовании СССР …………….........11

6. Борьба за власть в партии ……...……………………………………………...13

7. Разработка и принятие Конституции СССР. ………………………………...16

8.Вывод……………………………………………………………………………..19

9.Список использованной литературы…………………………………………..20

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по истории.docx

— 47.32 Кб (Скачать файл)

                                            Содержание

 

 

 

1.Введение ………………………………………………………………….……..…3

 

 

2.Этапы образования СССР…………………………………………............….…5

 

 

3. Возникновение и нарастание конфронтации………………………..……..…...8

 

 

4. Создание В.И.Лениным концепции государства на основе Федерации........10

 

 

5.Принятие Декларации и Договора об образовании СССР …………….........11

 

 

6. Борьба за власть в партии ……...……………………………………………...13

 

 

7. Разработка и принятие Конституции СССР. ………………………………...16

 

 

8.Вывод……………………………………………………………………………..19

 

 

9.Список использованной литературы…………………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       

 

 

                                                                            Введение.

Многовековая история Российской империи создала особую модель межнациональных отношений. Она складывалась на основе взаимопомощи в развитии хозяйства, культуры. Экономика всех регионов страны была объединена единым всероссийским рынком. В нем тесно взаимодействовали хлеб, уголь, металл Украины, продукты черной и цветной металлургии Урала, хлопок Средней Азии, изделия текстильной промышленности Москвы и Подмосковья, лесопродукты и масло Сибири, нефть Азербайджана, изделия промыслов Поволжья.

Сложились прочные традиции в защите рубежей страны, общие исторические ценности. На всей территории страны шли активные миграционные процессы. Частыми были смешанные браки. Однако всплеск национально-освободительного движения вскрыл и накопившиеся за века несправедливость, ошибки и преступления в отношениях между центральной властью и населением окраин, между большими и малыми народами. Вражду между ними рождала политика насаждения среди нерусского населения православия, русификации школы и делопроизводства, покровительства русским переселенцам на окраинах и передача им лучших земель. Протест вызывали злоупотребления чиновничества большей частью русского, тяжелые поборы, ограничение в политических правах целых народов. Однако у большинства народов преобладало понимание общности их исторических судеб, необходимости сохранить союз для достижения свободы, национального развития. Уже в годы гражданской войны начался поиск новых форм и принципов отношений между советскими республиками. Первоначально сформировался военно-политический союз. Летом 1919 г. Силы всех советских республик России, Украины, Белоруссии были объединены «для борьбы с мировым империализмом».

 

 В перспективе  Владимир Ильич Ленин считал возможным вхождение других республик в состав Российской федерации на правах автономии или заключение межгосударственного союза. Главное - «мы хотим добровольного союза наций - такого союза, который не допускал бы никакого насилия одной нации над ругой, - такого союза, который был бы основан на политике доверия, на ясном сознании братского единства, на вполне добровольной основе». Специально созданная Комиссия Политбюро ЦК РКП(б) выдвинула подготовленный И. В. Сталиным план объединения, предусматривавший вхождение в Россию других республик в качестве автономных. Однако В. И. Ленин подверг план автономизации резкой критике. Он считал, что советские республики должны объединиться в единый государственный союз на началах равноправия и сохранения своих суверенных прав. Каждая республика должна получить право свободного выхода из союза. ЦК РКП (б) одобрил ленинские принципы национально-государственного устройства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Этапы образования СССР

После революции на территории бывшей Российской Империи возник ряд автономных и самостоятельных национальных республик, образованных по национальному признаку: РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР. Во всех этих государствах у власти находились большевики. С целью усиления централизации управления и концентрации ресурсов на фронтах гражданской войны, РСФСР, Белоруссия и Украина в июне 1919 года объединились в союз. Это дало возможность объединить вооружённые силы, с введением централизованного командования Реввоенсовет РСФСР и Главнокомандующий РККА. От каждой республики были делегированы представители в состав государственных органов власти. Соглашение также предусматривало переподчинение некоторых республиканских отраслей промышленности, транспорта и финансов соответствующим наркоматам РСФСР. Это государственное новообразование вошло в историю под названием «договорная федерация». Её особенностью было то, что российские органы управления получили возможность функционировать как единственные представители верховной власти государства. При этом коммунистические партии республик вошли в состав РКП (б) всего лишь как областные партийные организации.

 

 

 

 

 

 

 

Возникновение и нарастание конфронтации.  

Всё это в скором времени привело к возникновению разногласий между республиками и центром управления в Москве. Ведь делегировав свои основные полномочия, республики лишились возможности самостоятельно принимать решения. При этом официально декларировалась независимость республик в сфере управления. Неопределённость в определении границ полномочий центра и республик послужила возникновению конфликтов и неразберихи. Иногда государственные органы власти выглядели нелепо, пытаясь привести к единому знаменателю народности, о традициях и культуре которых ничего не знали. Так, например, необходимость существования предмета по изучению Корана в школах Туркестана породило в октябре 1922 года острое противостояние между ВЦИК и Наркоматом по делам национальностей. Решения центральных органов в сфере экономики не находили должного понимания у республиканских властей и нередко приводили к саботажу. В августе 1922 года, с целью кардинально переломить сложившуюся ситуацию, Политбюро и Оргбюро ЦК РКП(б) рассмотрели вопрос «О взаимоотношениях РСФСР и независимых республик», создав комиссию, в состав которой вошли республиканские представители. Председателем комиссии был назначен В. В. Куйбышев.               

Комиссия поручила И. В. Сталину разработать проект «автономизации» республик. В представленном решении предлагалось включить в состав РСФСР, с правами республиканской автономности Украину, Белоруссию, Азербайджан, Грузию и Армению. При этом высшими органами государственной власти и управления оставались ВЦИК, СНК и СТО РСФСР.

 Проект был отправлен  республиканским ЦК партии на  рассмотрение. Однако это было  сделано лишь для того, чтобы  получить формальное утверждение  решения. Учитывая значительные  ущемления прав республик, предусмотренные  этим решением, И. В. Сталин настаивал  на не применении обычной практики  опубликования решения ЦК РКП(б) если оно будет принято. Но требовал обязать республиканские ЦК партий неукоснительно воплотить его в жизнь. Идея объединения республик на правах автономий в составе РСФСР,  которую помимо И. В. Сталина отстаивали В. М. Молотов, Г. К. Орджоникидзе, Г. Я. Сокольников, Г. В. Чичерин и другие, созрела не только в высших эшелонах власти, но и выдвигалась на более низких ступенях государственного аппарата и имела немало сторонников среди коммунистов окраин. Автономию Сталин рассматривал как «единственно целесообразную форму союза между центром и окраинами». Он считал эту форму достаточно гибкой, готовой отразить разные уровни развития того или иного народа. Но непременно в составе «единого пролетарского государства», непременно по одному пути - советизации, диктатуры пролетариата. Он считал, что смысл национального вопроса в Советской республике сводится главным образом к тому, чтобы преодолеть разницу в развитии отдельных народов. Соответственно разные формы федерации должны были обеспечивать возможность отсталым народам догнать ушедшую вперед Центральную Россию. Выдвижение такого эталона лишало народы права выбирать иные пути движения к прогрессу. На X съезде партии март 1921 году Сталин в докладе об очередных задачах партии в национальном вопросе сделал вывод, что «федерация советских республик является той искомой формой государственного союза, живым воплощением которого является РСФСР».

 Но зрели и другие  варианты. Украина, как наиболее  развитая республика, вынашивала  предложение о создании конфедерации, то есть такого типа договорных отношений, при которых сохранялась вся полнота управления внутренними делами в республике. Белоруссия, хотя и менее последовательно, тоже выступала за сохранение сложившихся договорных отношений независимых республик. Отличалась позиция закавказских республик. Начавшиеся сложные процессы координации усилий трех республик вызывали разную реакцию в республиках, особенно в Грузии, тяготившейся федерацией.

Для выработки планов сближения советских республик ЦК РКП (б) в августе 1922 г. Создал специальную комиссию под председательством Сталина. В ее состав были включены представители всех республик. Предложение Сталина о вхождении в состав РСФСР всех остальных советских республик, так называемый план автономизации, было поддержано членами комиссии. Сталин отверг предложение о создании в будущем законодательного органа верхней палаты с представительством от национальностей как якобы «несовместимого» с советским строительством.

2.Создание Владимиром Ильичом Лениным концепции государства на основе Федерации.

Более сдержанную позицию занимал Ленин. Он учитывал ряд факторов, заставляющих не только не форсировать этот процесс, но и делать максимум уступок со стороны РСФСР другим республикам. Амбициозность быстро сложившихся национальных политических элит, вспышка национального самосознания в новых республиках, остатки великодержавного шовинизма в деятельности управленческого аппарата наводили его на мысль о необходимости поиска более компромиссной формы союза. В письме в Политбюро от 26 сентября 1922 г. Он предложил создать «новый союз, новую федерацию», «новый этаж, федерацию равноправных республик».

Игнорирование независимости и самоуправления субъектов страны, с одновременным ужесточением роли центральных органов власти были восприняты Лениным как нарушение принципа пролетарского интернационализма. В сентябре 1922 года он  предложил идею создания государства на принципах федерации. Первоначально предлагалось такое название - Союз Советских Республик Европы и Азии, позже было изменено на СССР. Вхождение в союз должно было стать осознанным выбором каждой суверенной республики, основанным на принципе равноправности и независимости, при общих органах власти федерации. Владимир  Ильич Ленин считал, что многонациональное государство необходимо строить, опираясь на принципы добрососедства, паритетности, открытости, уважительности и взаимопомощи.

Новый союз не покушался на суверенитет отдельных советских республик, а укреплял его за счет коллективной поддержки. Комиссия ЦК РКП (б), затем Пленум ЦК партии 6 октября 1922 года, прислушались к этим рекомендациям, вынеся решение о создании Союза Социалистических Советских Республик. Однако уже запущенный механизм «автономизации» продолжал набирать обороты.

Ленин с тревогой отмечал скоропалительность и администрирование в начавшемся процессе объединения, его огромные издержки. 30 декабря он продиктовал: «Я, кажется, сильно виноват перед рабочими России за то, что не вмешался достаточно энергично и достаточно резко в пресловутый вопрос об автономизации, официально называемый, кажется, вопросом о союзе советских социалистических республик». Его вывод сводился к тому, что «видимо, вся эта затея «автономизации» в корне была неверна и несвоевременна». Указывалось на слабость аргументов в пользу скорейшего создания Союза, отсутствие прочных прав объединяемых республик (в том числе права на выход из союза), опасность наступающего великодержавного шовинизма. Ленин приходил к выводу, что следовало бы подождать с этой мерой». Ленин еще раз вернулся к личным качествам Сталина как политического деятеля, отметив его торопливость, администраторское увлечение, озлобление против тех, кто придерживался иных взглядов. Это могло грозить в будущем тяжелейшими последствиями. Однако предостережениями вождя были проигнорированы. Образование СССР по сталинскому варианту шло полным ходом.

23 сентября 1922 года представителей  республик вызвали на заседание  комиссии Оргбюро ЦК РКП (б) по вопросу "О взаимоотношениях РСФСР и независимых республик". Уже в первый день за проект Иосифа Виссарионовича Сталина проголосовали представители всех республик, за исключением воздержавшегося представителя Грузии. 24 сентября были улажены все спорные вопросы – центр пошел на некоторые уступки. Республикам разрешили иметь своих представителей в Президиуме ВЦИК, согласовывать назначение уполномоченных общесоюзных наркоматов, назначать в заграничные представительства наркоматов иностранных дел и внешней торговли своих представителей. Наркомат финансов из общесоюзного был переведен в разряд союзно-республиканских. Комиссия приняла проект за основу и рекомендовала его пленуму Центрального Комитета.

Однако Владимир Ильич Ленин, который был болен и не мог принимать участие в работе комиссии,  идею автономизации отверг. 26 сентября 1922 году он направил членам Политбюро письмо, в котором подверг резкой критике проект "автономизации" и  сформулировал идею создания союза равноправных советских республик. Формулу "вступления" республик в РСФСР он предложил заменить принципом их "объединения вместе с РСФСР" в союзном Советском социалистическом государстве на основе полного равноправия. Ленин подчеркивал необходимость создания общесоюзных органов, стоящих над РСФСР в такой же мере, как и над другими республиками. Отстаивая  принцип полного равенства объединяющихся советских национальных республик. Сталин вынужден был признать свой план автономизации ошибочным.

 

 

 

 

3.Принятие Декларации и Договора об образовании СССР.

6 октября 1922 года Пленум  Центрального Комитета одобрил позицию Владимира Ильича Ленина и принял на ее основе новую резолюцию.

18 декабря 1922 года Пленум  Центрального Комитета принял проект Союзного договора. 30 декабря 1922 года съезды Советов Белоруссии, Украины и ЗСФСР приняли постановления об образовании СССР и избрали делегации на I Всесоюзный съезд Советов. В состав Союза вошли РСФСР, Украинская и Белорусская социалистические республики, а также Закавказская Федерация, которая объединила в 1922 году Азербайджан, Грузию и Армению. Х Всероссийский съезд Советов собрался 23 декабря 1922 года. На нем присутствовали свыше двух тысяч делегатов с решающим и совещательным голосами.

С докладом об образовании СССР выступил Иосиф Виссарионович  Сталин. Он огласил проект резолюции, одобренной Президиумом ВЦИК и включающей те положения, которые были приняты съездами других республик: добровольность и равноправие республик с сохранением за каждой из них права свободного выхода из Союза. 30 декабря 1922 года делегации всех советских республик собрались в Москве на объединенный съезд, вошедший в историю как I съезд Советов СССР. 94,1% делегатов съезда были коммунистами, 5,7% - беспартийными, 0,2% - представителями других партий. Возрастной состав съезда был необычным - 45% в возрасте от 21 до 30 лет, 43,9% - от 31 до 40 лет. Большинство коммунистов вступили в партию уже после революции. По характеру занятий делегаты до революции были рабочими (41,2%), крестьянами (10,5%), учащимся (19,4%). После революции они передвинулись в ряды служащих, партийно-профсоюзных работников, пополнив ряды правящей элиты. Промежуточным этапом была служба в Красной Армии в годы гражданской войны (для 1/3 делегатов). В момент съезда среди делегатов рабочих было всего 1,2%, крестьянин - 3,3%, учащихся - 1%. Зато работники партийных, общественных и государственных организаций оставили 91,2%. Почти половина (49,3%) делегатов имела низшее образование, лишь 18,6% - среднее. 17,9% окончили или учились в высших учебных заведениях, большей частью нового «облегченного» типа, вроде Коммунистических академий. Имелись и малограмотные, и просто неграмотные. Такой состав съезда, помня о глубоком политическом и государственном кризисе всего двухлетней давности в конце 1920 - начале 1921 года охотно голосовал за решения, которые обеспечивали усиление и централизацию партийно-государственной власти во всех республиках и автономиях.

Информация о работе Образование СССР