Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 21:55, курсовая работа
Образование Древнерусского государства. Киевская Русь и Византия. Принятие христианства и его значение. Рассвет Киевской Руси. Общественно-политический и экономический строй. Быт и культура Древней Руси.Распад Древнерусского государства и образование самостоятельных удельных княжеств
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Образование Древнерусского государства…………………………….4
2. Киевская Русь и Византия. Принятие христианства и его значение…9
3. Расцвет Киевской Руси. Общественно-политический и экономический строй. Быт и культура Древней Руси………………………...17
4. Распад Древнерусского государства и образование самостоятельных удельных княжеств………………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………..25
Библиография……………………………………………………………26
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Образование Древнерусского государства…………………………….4
2. Киевская Русь и Византия. Принятие христианства и его значение…9
3. Расцвет Киевской Руси.
Общественно-политический и
4. Распад Древнерусского
государства и образование
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
древнерусское
Введение
Ученые всех стран с полной уверенностью не могут сказать, как на самом деле происходило становление Древнерусского государства, спор между ними будет длиться еще долго, так как в данный момент мало подтверждений для однозначной теории его образования, вся древнерусская история построена на основании «Повести временных лет». Из-за этого возникло и продолжает возникать множество различных теорий относительно подлинной российской истории.
Традиционно историю Древнерусского
государства отечественные
I период (IX –середина X в.) - формирование государства, правление первых Киевских князей (Олега, Игоря, Святослава);
II период (вторая половина X – первая половина XI в.) - эпоха расцвета Киевской Руси, ее наивысшего могущества, правление Владимира Красное Солнышко и Ярослава Мудрого;
III период (вторая половина XI - начало XII в.) – время территориально-политической раздробленности.
Эпоха Древнерусского государства – Киево-Новгородской Руси заложила фундамент российского типа цивилизации с ее системой ценностных ориентаций и психического склада личности, основами хозяйственной жизни и семейного быта, культуры и письменности. И никакие жестокие внешние нашествия и тяжелые внутренние смуты не сломили веру в силу государства – главный источник защиты от зла и несправедливости.
Государственные образования на большей части Восточно – Европейской равнины появились сравнительно поздно. Древнерусское государство возникло в период появления на исторической арене других европейских государств: распад империи Карла Великого(843) на Западное(будущая Франция), Среднее(позже Италия) и Восточное(Германия) королевства; Моравское государство(830); Венгерское государство(896); Польское государство(960).
Возникновение российской цивилизации
было неразрывно связано с процессами,
происходившими на европейском континенте.
В то же время складывание русской
цивилизации, Древнерусского государства,
древней русской культуры стало
результатом исторического
Существует много причин для образования Древнерусского государства, вот основные из них:
1. Общественное разделение труда. Более разнообразными становились источники, из которых люди черпали средства существования; так, большую роль в жизни рода начинала играть военная добыча. Со временем появились профессиональные ремесленники, воины. Частые переселения родов, возникновение и распад межродовых и межплеменных союзов, выделение из рода групп искателей военной добычи (дружин) - все эти процессы вынуждали то и дело отступать от традиции, основанные на обычае, старые решения не всегда срабатывали в ранее неизвестных конфликтных ситуациях.
2. Развитие экономики. Не только изменившееся индивидуальное и групповое самосознание и сложившиеся межплеменные отношения, но и хозяйственная, экономическая деятельность побуждала людей к поиску более подходящих форм общего существования. Значение экономического фактора в возникновении государства обычно преувеличивается в исследованиях сторонников марксизма и других учений, считающих производство (или распределение произведенного) основой общественной жизни. Соотношение между экономикой и идеями, которыми руководствуются люди, между хозяйственной деятельностью и способами организации власти много сложнее, чем это представляется марксистам. Не вдаваясь в подробности давнего спора «материалистов», выдвигающих на первый план экономические потребности людей, и «идеалистов», считающих идеи основным фактором социального развития, ограничимся признанием тесной взаимосвязи материального мира и человеческого сознания. Частная собственность не могла возникнуть, пока человек не осознал свою отделенность от рода; но на дальнейшее развитие самосознания отдельной личности, несомненно, воздействовали практические, материальные результаты раздробления общей родовой собственности. Экономические факторы влияли на становление государства, но это влияние не было ни прямым, ни определяющим. Государство возникло тогда, когда непосредственно связанные с экономикой имущественные различия были не слишком существенны; формировавшаяся государственная власть первоначально почти не претендовала на серьезное участие в хозяйственной жизни. Носители новой, предгосударственной и государственной власти (князья, дружинники) выделялись из общества не по имущественному, а по профессиональному признаку. При этом часто совпадавшие профессии воина и правителя (стоявшего над традиционной, патриархальной властью родовых старейшин) почти единодушно признавались общественно полезными.
3. Заинтересованность общества в появлении государства. Государство возникло потому, что в его появлении было заинтересовано подавляющее большинство членов общества. Земледельцу-общиннику появление было удобно и выгодно, чтобы князь и дружинники с оружием в руках защищали его и избавляли от обременительных и опасных ратных дел. Государство с самого начала решало не только военные, но и судебные задачи, в особенности связанные с межродовыми спорами. Князья и их дружинники были относительно объективными посредниками в конфликтах между представителями различных родов; старейшины, которые испокон веку должны были заботиться об интересах своего рода, своей общины, не годились на роль беспристрастных арбитров. Разрешение межобщинных споров силой оружия было чересчур обременительно для общества; по мере осознания общей полезности власти, стоящей выше частного и родового интереса, создавались условия для передачи важнейших судебных полномочий исторически.
Племенные княжения славян
имели признаки зарождающейся
Славяне освоили Восточно – Европейскую равнину, взаимодействуя с местным балтийским и финно-угорским населением. Военные походы антов, склавен, русов на страны более развитые, прежде всего на Византию, приносили дружинникам и князьям значительную военную добычу. Все это способствовало расслоению восточнославянского общества. Таким образом, в результате экономического и социально- политического развития у восточнославянских племен начала складываться государственность.
В Повести временных лет Нестор-летописец (живший в XI в.) под 852г. записал: «Когда начал царствовать Михаил (византийский император), стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград (Константинополь), как пишется об этом в летописании греческом. Вот почему с этой поры начнем и числа положим». Далее под 859г. сообщается: «Варяги из заморья взимали дань с чуди и со славян, и с мери, и со всех кривичей, а хозары брали с полян и с северян, и с вятичей – брали по серебряной монете и по белке с дыма». (Дымом в то время называли отдельное хозяйство, одну семью.)
Под 862 г., который и считается
датой образования
Отсутствие достоверных, бесспорных данных о предгосударственном периоде в истории нашей страны является причиной многолетних дискуссий и различных спекуляций.
Согласно норманнской теории, Древнерусское государство было основано варягами (викингами, норманнами, т. е. скандинавами), которых в 862 г. пригласили княжить, управлять собой два славянских (ильменскиесловене и кривичи) и два финских племени (чудь и весь). Впервые эту теорию, опираясь на легендарный летописный рассказ, сформулировали в XVIII в. немецкие ученые Г.-Ф. Миллер и Г.-З. Байер, приглашенные для работы в Россию.
Первым антинорманистом был М. В. Ломоносов. Сторонники славянской теории считали, что уже в VI-VIII вв. славянские племенные княжения объединялись в крупные суперсоюзы с чертами ранней государственности. В качестве таких протогосударств с опорой на различные источники называют Державу волынян, Куябу (вокруг Киева), Славию (вокруг Новгорода), Артанию (район Рязани, Чернигова), Русь.
Олег – первый достоверный
правитель древнерусского государства,
образовавшегося после
Наиболее интересной представляется трактовка личности Олега работе Л.Н. Гумилева. Она весьма оригинальна и отличается от большинства прочих. Л.Н. Гумилев считает, что имел место сговор хазарского царя с Олегом о разделе Восточной Европы и об уничтожении Киевского каганата и Аскольда.
«Олег в 882 г. овладел Смоленском, городом тех кривичей, которые не были еще подвластны никому, затем взял Любеч, город северян, оставил в этих городах отряды своей дружины под начальством опытных воевод, а сам пошел дальше. Наконец, показался и Киев. Знал Олег, что силою нелегко будет взять этот город: княжили там Аскольд и Дир, опытные вожди, да и дружина у них храбрая, бывалая. Пришлось пуститься на хитрость: войско было оставлено позади, а Олег с несколькими лодками подплыл к Киеву, остановился неподалеку от города и послал сказать Аскольду и Диру, что их земляки, купцы варяжские, едут в Грецию, хотят повидаться с ними и просят их прийти к лодкам. Киевские князья, не подозревая злого умысла, вышли одни на берег. Тогда воины, спрятанные в лодках, выскочили и окружили их.
Полюбился ему Киев, назвал он его «матерью русских городов», и стал Киев с этого времени главным русским городом. Чтобы утвердить свою власть на покоренной области, Олег начал строить новые города, как Рюрик отстраивал их на севере. Города эти он раздавал под начало своим дружинникам и установил дань с покоренных племен». Олегу удалось упрочить свое положение на киевском престоле. Он принял титул великого князя русского, который возвысил его над ближайшим окружением, варяжской и славянской знатью, просто князьями и боярами.
Неутомимый воин, Олег проводил много времени в походах, подчиняя и облагая данью различные племена – древлян, северян, радимичей, ходил войной на уличан, тиверцев, хазар. С образованием государства менялся характер военных экспедиций: целью становилась не только добыча, а и решение задач политических – защита или расширение территории, достижение господства над соседями, упрочнение внешнеполитического положения. Из военных предприятий наиболее известен поход Олега на Константинополь в 907 году. Это был набег, подобно тем, который совершали варвары на Римскую империю. Войска киевского князя «повоевали» всю округу и заставили гордых «ромеев» униженно просить мира. Договор 907 года предусматривал выплату денежной контрибуции и ежегодной дани, предоставлял подданным князя большие торговые преимущества в Византии. Не следует забывать, что Византия X века в политическом и культурном отношении стояла несравненно выше Древнерусского государства и заключение такого договора поднимало престиж Олега. Но этот поход Олега на Константинополь (907 г.) не подтверждается греческими источниками, а вот на Каспии русский флот оперирует в 909 – 913 гг. против врагов хазарского царя. Киевские конунги вынуждены были поставлять хазарам «дань кровью». Возможно, что в каком-то из таких походов и погиб Олег.
Решающий шаг на пути становления восточнославянской государственности было сделано в конце 9 века. Олег осуществил поход из Городища в Киев. Утверждение Олега в Киеве ознаменовало собой начало создания восточнославянской государственности - образования уже общерусского государства. Русский Север был объединен с русским Югом, Олег провозгласил Киев стольным градом новообразованного государства. «Князь Олег, княживший в Киеве в начале 10 века, глубоко запечатлелся в народной памяти. Последняя окружила его имя удивительными рассказами, сказками и песнями, приписав ему разные дела и подвиги, оставшиеся в местных преданиях из древних времен, и, в конце концов, превратила его из смелого и удачливого завоевателя в «вещего» чудодея, совершающего сверхчеловеческие дела…». Княжение Олега в Киеве (882-912) началось с создания опорных пунктов центральной власти в племенных княжествах - городов, с установления порядка платы дани на подвластных князю землях. Потом в состав государства, которое формировалось, вошло большинство южнорусских племенных княжеств. Древнерусское государство начало складываться на юге. Земли инкорпорированных в государство княжеств сразу же облагались данью, на них распространялись системы судопроизводства и администрации. Так образовывалась государственная территория Древней Руси.