Образование древнерусского государства. Киевская русь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 21:57, реферат

Краткое описание

На рубеже VIII–IX вв. у восточных славян складываются предпосылки для образования государства:
1) общественное разделение труда;
2) переход от присваивающего к производящему хозяйству;
3) появление профессиональных дружин, возглавляемых князьями.
Таким образом, возникновение государства на Руси – явление исторически закономерное. Большинство историков связывают возникновение древнерусского государства с объединением политических центров в Новгороде и Киеве под единое руководство, осуществленное князем Олегом в 882 г.

Вложенные файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ ОТЕЧ ИСТОРИЯ.docx

— 107.52 Кб (Скачать файл)

Возглавил духовное сопротивление  первоначально патриарх Гермоген, который объявил, что если «королевич» (московский государь Владислав Жигимондович) не примет православие, чему всячески противился его отец, фанатично преданный католицизму Сигизмунд III, а полки не покинут русские уезды, Владиславу «не государить».

Когда стало ясно, что эти  условия не будут выполнены, патриарх начал рассылать грамоты с  призывом к сопротивлению, и города стали сговариваться между собой об освобождении Москвы.

Навсегда останутся в  памяти народной староста Козьма Минин, призвавший людей объединиться во имя спасения Отечества, и возглавивший ополчение князь Д.М. Пожарский - смелый и способный военачальник, не запятнавший своей репутации ни связью с самозванцами, ни сотрудничеством с королем и его сторонниками.

В августе 1612 г. князь Пожарский  пришел под Москву и вместе с частью казаков отразил попытку поляков  извне освободить осажденный гарнизон. Однако Китай-город и Кремль удалось  освободить лишь в конце октября, когда обессилившие от голода поляки были вынуждены капитулировать. И  Москва была освобождена. В честь  этого события в 1818 г. на Красной  площади был установлен памятник, на постаменте которого были начертаны  слова: «Гражданину Минину и князю  Пожарскому благодарная Россия».

В начале 1613 г. на Земском  соборе царем был избран Михаил Федорович  Романов. А 14 июня 1619 г. крестным ходом  за Никитские ворота Земляного города встречали возвращавшегося из польского  плена митрополита Филарета. При  встрече царь и митрополит совершили  земные поклоны друг другу. Вскоре Филарет  был поставлен на патриаршество  и возглавил благодарственный крестный ход на Лобное место.

Освобождение Москвы от поляков  в Смутное время происходило  во имя спасения Отечества и православной веры

11. ПЕТР I – ЦАРЬ-РЕФОРМАТОР. ПРИЧИНЫ РЕФОРМ.

В царствование Петра Первого  были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями  в XVII век - социально-экономические  преобразования того времени послужили  предпосылками реформ Петра, задачей  и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.

Обостряющиеся классовые  противоречия привели к необходимости  усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации  управления, построения стройной и  гибкой системы управленческого  аппарата, строго контролируемого высшими  органами власти. Необходимо было также  создание боеспособной регулярной военной  силы для проведения более агрессивной  внешней политики и подавления участившихся народных движений. Требовалось закрепить  юридическими актами господствующее положение  дворянства и предоставить ему центральное, руководящее место в государственной  жизни. Все это в совокупности и обусловило проведение реформ в  различных сферах деятельности государства.

Петровские преобразования- это один из наиважнейших этапов истории России, благодаря которому всю ее можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи.

Как уже было сказано, предпосылками  петровских реформ явились преобразования конца XVII века. Во второй половине этого  столетия изменяется, становясь более  централизованной, система государственного управления. Предпринимались также  попытки более четко разграничить функции и сферы деятельности различных приказов, появились зачатки  регулярной армии -полки иноземного строя.

Происходили изменения в  культуре: появились театр, первое высшее учебное заведение. Русские начинают более тесно соприкасаться с представителями других культур, особенно после присоединения Украины и Белоруссии (временно), воспринявших идеи и новые традиции эпохи Возрождения. Знаменитая Немецкая слобода, оказавшая на юного Петра такое сильное воздействие, также переживала свой расцвет в конце XVII в.

Но несмотря на то, что  почти всем реформам Петра Великого предшествовали те или иные государственные  начинания XVII в., они имели безусловно революционный характер. После смерти императора в 1725 г. Россия была на пути превращения совсем в другую страну: она превратилась в Российскую империю - одну из величайших держав мира.

Деятельность Петра создала  все условия для более широкого знакомства России с культурой, образом  жизни, технологиями европейской цивилизации, что и послужило началом довольно болезненного процесса ломки норм и  представлений Московской Руси. Еще  одной важной особенностью петровских реформ было то, что они затронули  все слои общества, в отличие от предыдущих попыток российских правителей. Строительство флота, Северная война, создание новой столицы - все это  становилось делом всей страны.

12. ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПЕТРА I.

Петр I вел амбициозную  внешнюю политику.  Царь хотел  завоевать для России выход к  незамерзающим морям. Для этой цели стране нужна была сильная армия.

В 1699 году в России появляться регулярная армия. В армию набирались: свободные подданные, служившие  за 11 рублей в год,  рекруты, набираемые из крестьян. Рекрутов набирали следующим  образом: от монастырских крестьян 1 рекрут с 25 дворов; дворяне на гражданской  службе поставляли в армию 1 рекрута  с 30 дворов, дворяне – землевладельцы, служившие в армии 1 рекрута с 50 дворов. В период с 1699 года по 1725 было проведено 53 рекрутских набора. Рекруты получали казенное обмундирование и вооружение, проходили серьезную воинскую подготовку. Рекруты автоматически освобождались от крепостной зависимости и их дети, появившиеся во время отцовской военной службы, тоже считались свободными. Рекруты пожизненно служили в русской армии.

Система рекрутских наборов  в петровскую эпоху складывалась в течение 5 лет. В 1716 году, был издан  «Устав воинский», просуществовавший  более 150 лет. Этот устав требовал от офицеров активности и самостоятельности, а от солдат дисциплины и исполнительности.

Офицеров для русской  армии готовили школах Бомбардирской (артиллеристов) и Преображенской (пехотинцев). Позже появились и морские, инженерные, медицинские военные школы. Военные  реформы Петра I сделали русскую  армию одной из сильнейших в Европе.

Одновременно с создание регулярной армии, продолжается строительство  русского флота. До 1702 года, в Воронеже будет построено 28 кораблей, 23 галеры и множество мелких судов. В конце  правления Петра Великого численность  русского флота будет составлять 48 линейных кораблей, 787 галер и других судов. Численно флота составит порядка 30 тысяч человек.

Военные реформы Петра I были очень своевременны и продуктивны. Благодаря военной реформе Петра I сложилась регулярная русская армия. Рекрутские наборы дали русской армии и флоту 250 тысяч человек . К концу царствования Петра численность регулярных сухопутных войск достигала 210 тыс и до 110 тыс. нерегулярных войск. Именно благодаря военным реформам Петра I Россия очень успешно завершит Северную войну и получит выход к морю. Русская армия станет одной из самых сильных и многочисленных в Европе

13. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XYIII ВЕКА.

 

Во  второй половине 18 в. дальнейшее развитие получила промышленность. К концу  века в стране действовало более 2-х тысяч промышленных предприятий. Ведущее положение по-прежнему занимала металлургическая промышленность. Россия стала одним из крупнейших в мире экспортеров железа. Получила развитие и легкая промышленность, особенно ткацкая. К середине 18 в. Россия уже  полностью удовлетворяла внутренний спрос на продукцию легкой промышленности. Развитию внутренней торговли способствовала отмена в 1753 г. внутренних таможенных пошлин.

Во  всех отраслях промышленного производства выросла численность крупных  предприятий мануфактурного типа, только в ткацкой их было более 150. Причем новые мануфактуры создавались , как правило , частными лицами, купцами  и дворянами. В результате соотношение  между государственной и частной  промышленностью стало меняться в пользу последней.

В российской промышленности произошли  важные социально-экономические изменения: выросла численность вольнонаемной  рабочей силы, особенно на предприятиях текстильной промышленности, где  трудились преимущественно крестьяне-отходники. Отношения вольного найма, в которые  вступали заводчик и крепостной крестьянин, являлись уже капиталистическими производственными  отношениями. Их распространению способствовали и некоторые меры правительства, хотя они и проводились в интересах  дворянства. В 1762 г. было запрещено покупать крепостных к заводам. Основанные после  этого недворянские мануфактуры  применяли исключительно вольнонаемный  труд.

Таким образом, в конце 18 в. в России получил  развитие процесс складывания капиталистических  отношений. Однако в целом он шел  очень противоречиво, особенно в  сельском хозяйстве, где происходило  укрепление дворянского землевладения. Во многом это было следствием резкого  роста цен на сельскохозяйственные товары во 2-й половине века. Этот рост был результатом включения России в международное разделение труда  и выравнивания цен в России и  западноевропейских странах.

Рост  цен на с/х продукты стимулировал товарное с/х производство на крепостной основе. С одной стороны - это привело  к усилению крепостного права - только Екатерина II раздала дворянам более 800 тысяч государственных и дворцовых  крестьян. С другой - способствовало развитию товарно-денежных отношений, втягиванию помещичьего хозяйства  в товарное производство. Все это позволяет утверждать, что в последней трети 18 в. феодально-крепостнический строй в России вступил в полосу кризиса.

 

14. ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ II "ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ".

 

Такая политика была характерна для многих европейских государств.

Представление о государстве как о главном  инструменте достижения общественного  блага господствовало в умах людей  того времени.

Идеалом Ш.Л. Монтескье, чье сочинение "О  духе законов" было настольной книгой Екатерины II, являлась конституционная  монархия с четким разделением законодательной, исполнительной и судебной властей. Екатерина II стремилась построить законную самодержавную монархию, обновить ее с учетом новых исторических реалий, а не вводить конституционный демократический строй, как этого хотели просветители. Понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии.

Большое внимание Екатерина II уделяла совершенствованию  законодательства. В 1763 г. она разделила  Сенат на 6 департаментов со строго определенными функциями. Сенат  стал органом контроля и высшей судебной инстанцией, при этом он лишился  законодательной инициативы, которая  перешла к императрице. В 1764 г. была проведена секуляризация церковных  имуществ. Монастырские крестьяне были переданы в управление Коллегии экономии и стали называться экономическими. Был введен принцип веротерпимости. В 1765 г. для упорядочивания землевладения  началось генеральное межевание  земель.

Самым крупным мероприятием первых лет  царствования Екатерины II стал созыв  в 1767 г. Уложенной комиссиив Москве. Комиссия должна была выработать новый свод законов Российской империи взамен "соборного уложения" 1649 г. В работе комиссии принимали участие 572 депутата от различных территорий и сословий (дворянства, купечества, государственного крестьянства, казачества). Преимущество было дано дворянам. Екатерина написала для комиссии "Наказ", в котором обосновала основные принципы политики просвещенного абсолютизма. В "Наказе" излагались многие идеи просветителей: о свободе собственности, свободе слова, гарантиях гражданских прав, главенстве законов в обществе и др. Работа комиссии не привела к значительным результатам. Депутаты не смогли найти общего языка по рассматриваемым вопросам. Обсуждение крестьянского вопроса привело к серьезным разногласиям между депутатами. Представители дворянства не могли допустить ограничения своих прав на крестьян. Императрица разочаровалась в работе Комиссии и в 1768 г. под предлогом войны с Турцией Комиссия была распущена.

Более удачными были просветительские начинания  Екатерины в области образования, просвещения, культуры. Большое значение для просвещения и культуры имел Указ 1783 г. о "вольном книгопечатании". Впервые частные лица могли иметь  типографии. В 1786 г. был утвержден "Устав  народным училищам", по которому в  каждом губернском городе создавались  всесословные четырехклассные учебные  заведения. В царствование Екатерины II были открыты первые женские учебные  заведения страны: Смольный институт (1764 г.), Александровский институт (1765 г.). В 1783 г. была учреждена Российская Академия наук. Екатерина II положила начало крупнейшему музею мира - Эрмитажу. Всесторонне образованная императрица  издавала сатирический журнал "Всякая всячина", писала пьесы и другие литературные произведения.

При Екатерине II в России получает развитие государственная сфера социального  обеспечения. По губернской реформе (1775 г.) в губерниях учреждаются Приказы  общественного призрения, ведавшие школами, больницами, богадельнями и  др. Была открыта городская больница России - Обуховская больница в Петербурге (1779 г.).

Манифестом 1775 г. "О свободе предпринимательства" разрешалось всем желающим заниматься промышленной деятельностью, отменялись многочисленные казенные сборы с  промыслов и торговли. Купцам разрешалось  платить с капитала "по совести" - 1% ежегодно.

Политика "просвещенного абсолютизма" проявлялась  в покровительстве свободной  торговле, поощрения науки, просвещения, искусств.

 

15.ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА I В XIX  ВЕКЕ.

 

  После смерти Павла I на престол  вступил Александр I (1802-1825). Понимая  причины неудач своего отца, Александр  I с первых дней проводит либеральные  реформы и умеренную политику. Отменив наиболее одиозные указы  Павла I, он на деле доказал,  что будет править государством  по заветам своей бабки - Екатерины  Великой. Первым указом он вернул 12 тыс. опальных дворян, дал право  покупки земель представителям  купечества, мещанам, государственным  и удельным крестьянам (нарушив  монополию дворян).

В 1803 г. указом о «вольных хлебопашцах» Александр I легализовал право отпуска  крестьян на волю по обоюдному согласию помещика и крестьянина.

В 1804-1805 гг. было ограничено крепостное право  в Прибалтике, В 1809 г. было отменено право ссылать крестьян в Сибирь.

В 1803 г. было издано новое положение  об устройстве учебных заведений. Основой  системы образования должны были стать бессословные учебные заведения  с бесплатным начальным образованием. В рамках развития системы образования  были открыты Виленский, Казанский Харьковский и Петербургский университеты. Открывается Царскосельский лицей, лицеи в городах Одессе и Нежине.

Информация о работе Образование древнерусского государства. Киевская русь