Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 23:07, доклад
Китайская Народная Республика образовалась в результате длительного революционного процесса, который первоначально развивался в отдаленных сельских местностях. Новое государство сначала объединило освобожденные районы, которые назывались Советскими (Сувэйай цюй). С первых лет своего существования они находились под руководством Компартии, но в течение ряда лет не имели общих органов власти, управления и суда
Образование и развитие Китайской Народной Республики
Китайская Народная Республика образовалась в результате длительного революционного процесса, который первоначально развивался в отдаленных сельских местностях. Новое государство сначала объединило освобожденные районы, которые назывались Советскими (Сувэйай цюй). С первых лет своего существования они находились под руководством Компартии, но в течение ряда лет не имели общих органов власти, управления и суда. Лишь в 1931 г. такие органы были созданы на состоявшемся в ноябре 1931 г. в Жуйцзине (провинция Цзянси) Всекитайском съезде Советов. Съезд образовал Центральный исполнительный комитет (ЦИК) и Совет народных комиссаров (СНК) Китайской Советской Республики (КСР). Оба эти органа могли издавать законы. Одновременно был образован Верховный суд. Местными органами власти провозглашались Советы депутатов, которые формировали исполнительные комитеты. В новоосвобожденных и прифронтовых районах вся власть сосредоточивалась в руках революционных комитетов. Местными судебными органами в Советских районах Китая являлись судебные отделы местных советских правительств (так обычно называли исполнительные комитеты).
На I Всекитайском съезде Советов был утвержден проект Основной конституционной программы КСР. В окончательном виде она была принята на II Всекитайском съезде Советов в 1934 г., провозгласив "демократические свободы для трудящихся", национальное равноправие, равноправие мужчин и женщин, а также право всех народов Китая на самоопределение вплоть до государственного отделения и создания самостоятельных государств. Была безоговорочно признана независимость Внешней Монголии.
В соответствии с Основной конституционной
программой, Положением и Временным законом
о выборах в Советы (соответственно 1931
и 1933 гг.) активным и пассивным избирательным
правом пользовались "только трудящиеся".
Рабочим на выборах в Советы предоставлялись
особые преимущества. Выборы депутатов
проводились на специальных собраниях
по производственно-
Неблагоприятная военная обстановка, сложившаяся для Красной Армии Китая в южной части страны, потребовала перебазирования вооруженных сил коммунистов в Северо-Западный Китай, которое завершилось в 1936 г. На границе провинций Шэньси, Ганьсу и Нинся в старо освобожденном районе, где власть коммунистов установилась до прихода основных сил Красной Армии, была создана главная революционная база - Пограничный район Шэньси-Ганьсу-Нинся. Наступил следующий этап китайской революционной войны против японских захватчиков.
В соответствии с условиями соглашения о внутреннем мире между Компартией и Гоминьданом Северо-Западная канцелярия Центрального Советского правительства Китая была преобразована в правительство Особого района Китайской Республики, а Красная Армия Китая - в Народно-революционную армию (вскоре она получила наименование 8-я армия, позднее коммунистами была сформирована 4-я Новая армия). На территории освобожденных районов провозглашался режим, основанный на всеобщем избирательном праве. На время войны в освобожденных районах - антияпонских революционных базах - была прекращена конфискация земель у помещиков. Но это не означало воз¬вращения уже конфискованных земель помещикам: всякие попытки в этом направлении строго пресекались. Вместе с тем для крестьян проводилась политика снижения аренд¬ной платы и ссудного процента.
В Пограничном районе Шэньси-Ганьсу-Нинся, а также в других освобожденных районах, где позволяли условия, избирались местные представительные органы - Народно-политические советы. В перерывах между сессиями Сове¬тов их функции исполнялись постоянными комитетами. В качестве исполнительных органов формировались прави¬тельства (правительственные советы), обладавшие необхо¬димым административным аппаратом.
Правительственные органы Пограничного района Шэнь¬си-Ганьсу-Нинся и других антияпонских революционных баз принимали документы конституционного характера, назы¬вавшиеся административно-политическими или политиче¬скими программами. Программы предусматривали меры по укреплению антияпонского единого фронта и улучшению жизни народа, охране его прав, развитию сельскохозяйст¬венного и промышленного производства. Они провозглаша¬ли равноправие национальностей и полов, проведение по¬литики ликвидации неграмотности, реформирование судеб¬ной системы и всего государственного аппарата.
В сентябре 1945 г. завершилась длившаяся восемь лет война китайского народа против японских захватчиков. Ре¬шающую помощь китайскому народу в победном завершении антияпонской войны оказал Советский Союз.
Главной революционной базой коммунистов стал Северо-Восток Китая (Маньчжурия). Во вспыхнувшей вновь гра¬жданской войне (1946-1949 гг.) Гоминьдан потерпел пора¬жение.
В 1948-1949 гг. в важнейших экономических, полити¬ческих и культурных центрах страны была установлена ре¬волюционная власть, главной опорой которой стала Народ¬но-освободительная армия Китая (НОАК) (такое наимено¬вание приняли в период новой гражданской войны воору-женные силы китайских коммунистов). Главной формой ре¬волюционной власти были военно-контрольные комитеты (ВКК) НОАК, которые назначались непосредственно фрон¬товыми военными и политическими органами. ВКК были весь период военного контроля главными органами власти на местах. Им были подчинены все другие местные органы, в том числе и правительственные, при них формировались военные трибуналы, приговоры которых обычно обжалова¬нию не подлежали. ВКК издали большое количество норма¬тивных актов, регулировавших различные стороны жизни в освобожденных городах.
В процессе ликвидации гоминьдановской администра¬ции ВКК создавали новую власть: местные народные пра¬вительства и массовые представительные органы - конфе¬ренции народных представителей. От народно-политических советов периода антияпонской войны они отличались как по социальному составу, так и по функциям. Делегатами конференций не могли быть помещики и представители бюрократической буржуазии*. Функции же конференций были скорее совещательными, полномочия местных собра¬ний народных представителей они стали постепенно при¬нимать на себя позднее, уже в 50-е годы.
Весной-летом 1949 г. организационно оформился На¬родный политический консультативный совет Китая. К осе¬ни этого года в руках Гоминьдана оставался только один крупный город - Гуанчжоу (Кантон). Наступило время объ¬единения освобожденных районов страны в единое государ¬ство. В процессе объединения революционных сил и обра¬зования Китайской Народной Республики (КНР) важную роль сыграли правительства и военно-административные комитеты крупных освобожденных районов. Народные пра¬вительства были созданы в ранее освобожденных Северо-Восточном и Северном Китае. Военно-административные комитеты были созданы в Северо-Западном, Восточном, Южно-Центральном и Юго-Западном Китае.
Китайская Народная Республика была провозглашена 1 октября 1949 г. по решению пленарной сессии Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК), принявшей на себя функции Всекитайского собрания на¬родных представителей (ВСНП) и сыгравшей роль Учреди-тельного собрания республики.
Сессия приняла Общую (совместную) программу НПКСК, его Организационный статут, Закон об организа¬ции Центрального народного правительства, постановления о государственном флаге, гимне, новом летосчислении и перенесении столицы государства в Пекин с возвращением ему старого названия.
Общая программа считалась временной
конституцией страны. Она провозгласила
КНР "государством новой демо¬кратии".
В качестве основы экономического развития
стра¬ны программой провозглашался государственный
сектор хозяйства. Вместе с тем определялись
пути развития кооперативного, мелкотоварного,
государственно-капиталисти¬
Основными принципами организации и деятельности государственных органов провозглашались демократический централизм и участие в управлении делами государства широких народных масс, представляющих все националь¬ности страны, и пр. Принцип национального самоопределе¬ния населяющих Китай народов в программе отсутствовал. Решение национального вопроса было осуществлено в фор¬ме создания территориальных автономий.
Общая программа являлась отправным пунктом законо¬дательства КНР в период до принятия Конституции 1954 г. Все законы того времени издавались со ссылкой на эту про¬грамму. В соответствии со ст. 17 Общей программы все преж¬нее китайское законодательство отменялось.
Сессия ВСНП избрала Центральный народный прави¬тельственный совет (ЦНПС), который был в восстановитель¬ный период высшим органом власти. Он представлял КНР вовне, а внутри страны осуществлял все полномочия выс¬шего органа государственной власти (законодательство, ра-тификация международных договоров, утверждение бюд¬жета и отчета о его исполнении, назначение высших долж¬ностных лиц государства, решение вопросов войны и мира и т. д.). Пленарная сессия НПКСК, взявшая на себя функ¬ции ВСНП, никогда уже не созывалась, а избранный ею Всекитайский комитет НПКСК никакими государственны¬ми полномочиями наделен не был. Функции главы государ¬ства выполнял ЦНПС, реализовывались же они в основном через деятельность председателя Центрального народного правительства (ЦНП). Законодательство и политическая практика предконституционного периода 1949-1954 гг. (до 1952 г. включительно это был восстановительный период) создали председателю ЦНП особое положение в государст-венной структуре - выше обычной роли главы коллегиального органа власти. Председателем ЦНП стал Председа¬тель ЦК Компартии Мао Цзэдун. Он же занял должность председателя Народно-революционного военного совета.
ЦНПС образовал ряд высших государственных орга¬нов, вместе составлявших ЦНП. В их число вошли Админи¬стративный совет - высший орган государственного управ¬ления, Народно-революционный военный совет - орган руководства всеми вооруженными силами, Верховный народный суд и Верховная народная прокуратура.
Административный совет в общем занимал в государ¬ственной структуре КНР положение правительства, однако он отличался от обычных органов такого рода по составу и компетенции. В него входили не все министры КНР, не было в нем и военного ведомства. Административный совет фактически осуществлял наряду с ЦНПС законодательную власть (например, в 1951 г. им был принят Временный за¬кон о таможнях). В перерывах между сессиями ЦНПС Ад¬министративный совет был ответственен перед председате¬лем ЦНП.
В организации местных народных правительств была обобщена практика строительства органов власти в освобо¬жденных районах. В качестве принципа устанавливалось, что народные правительства являются органами власти на¬ряду с собраниями народных представителей. Однако, по¬скольку последние не созывались, народные правительства либо были единственными органами власти на местах, либо делили власть с конференциями представителей всех слоев народа, принявшими на себя функции собраний народных представителей. В течение всего восстановительного перио¬да, а иногда и после его окончания на местах продолжали существовать военно-контрольные комитеты НОАК.
Первоначально представительные органы формирова¬лись ВКК и местными народными правительствами, кото¬рые в свою очередь назначались сверху. Затем они посте¬пенно становились выборными органами.
Характерной чертой юстиции восстановительного пе¬риода было обилие различных видов чрезвычайных судов. Кроме военных трибуналов ВКК с 1950 г. стали создаваться народные трибуналы в районах проведения земельной ре¬формы. Формально они считались палатами (коллегиями) уездных и городских народных судов, а фактически были специальными чрезвычайными судами. В их компетенцию входили не только дела, связанные с проведением земель¬ной реформы, но также и все дела о контрреволюционных преступлениях и бандитизме. Руководящие лица и полови¬на членов трибуналов избирались уездными или городски¬ми народными правительствами, другая половина избира¬лась конференциями народных представителей или деле¬гировалась народными организациями, либо избиралась на собраниях крестьян или членов крестьянских союзов. При¬говоры народных трибуналов подлежали утверждению на¬родных правительств городов и уездов или вышестоящих правительственных органов.
В марте 1952 г. Административным советом были учре¬ждены народные трибуналы на период массовой кампании "сань фань" ("против трех зол" - коррупции, расточитель¬ства и бюрократизма). Эти трибуналы создавались во всех учреждениях, от окружных управлений и выше, и в воин¬ских частях и соединениях, от полка и выше. Они могли приговаривать к любым мерам наказания, включая смерт¬ную казнь, с последующим утверждением вышестоящими правительственными или военными инстанциями. Предсе¬дателями трибуналов были руководители учреждений и вое-начальники. Народные трибуналы в городах создавались го¬родскими народными правительствами и во время прове¬дения в 1952-1953 гг. массовой кампании "у фань" ("про¬тив пяти зол" - подкупа работников госаппарата, хище¬ний, уклонения от уплаты налогов, махинаций с государст¬венными заказами, выкрадывания секретной государствен¬ной экономической информации). Председателями трибу¬налов назначались, как правило, председатели городских народных судов. Приговоры этих трибуналов, если они пре¬дусматривали смертную казнь или длительное лишение сво¬боды (от десяти лет и более), подлежали утверждению вы¬шестоящими правительственными органами.
В марте 1951 г. ЦНПС принял Временное организаци¬онное положение народных судов КНР, Временное органи¬зационное положение Верховной народной прокуратуры Центрального народного правительства и Общие принципы организации местных народных прокуратур.
Временное организационное положение народных су¬дов КНР исходило из прежней практики освобожденных районов (да и из китайской традиции) включения народных судов в структуру местных правительств. Местные народ¬ные прокуратуры также были включены в местные прави-тельства и находились, таким образом, как и суды, в двой¬ном подчинении - своим вышестоящим органам и местным народным правительствам. Временное организационное по¬ложение народных судов КНР предусматривало создание института народных заседателей, но право принятия су-дебного решения оставалось за судьями, а заседатели мог¬ли лишь "помогать в расследовании дела, принимать уча¬стие в судебном разбирательстве и высказывать свое мне¬ние по рассматриваемому делу" (ст. 6). В законе ничего не говорилось о праве обвиняемого на защиту.
Информация о работе Образование и развитие Китайской Народной Республики