Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 23:07, доклад
Китайская Народная Республика образовалась в результате длительного революционного процесса, который первоначально развивался в отдаленных сельских местностях. Новое государство сначала объединило освобожденные районы, которые назывались Советскими (Сувэйай цюй). С первых лет своего существования они находились под руководством Компартии, но в течение ряда лет не имели общих органов власти, управления и суда
Конституция КНР 1954 г. В 1952 г. в Китае был завер¬шен восстановительный период. К концу его было не только восстановлено промышленное и сельскохозяйственное про¬изводство в стране, но и превзойден его довоенный уровень. Правящая партия коммунистов взяла курс на широкомас-штабное плановое экономическое строительство. В 1952 г. ЦК КПК разработал генеральную линию на переходный пери¬од, предусматривавшую "строительство социализма" в стра¬не. Основные положения генеральной линии КПК на пере¬ходный период вошли в государственный документ самого высокого ранга - Конституцию КНР. Предложение о под¬готовке проекта конституции было внесено в ЦНПС высшим органом правящей партии через Единый народно-де-мократический фронт в начале 1953 г.
13 января 1953 г. ЦНПС КНР
принял Постановление о созыве
Всекитайского собрания
ВСНП становилось единственным органом, осуществ¬лявшим законодательную власть. Значительная самостоя¬тельная компетенция была предоставлена Постоянному Комитету (ПК) ВСНП. В систему высших органов власти Конституция ввела институт Председателя КНР, статус которого явился некоторой модификацией правового поло¬жения председателя ЦНП. Председатель по Конституции представлял КНР в международных отношениях и возглав¬лял вооруженные силы, являясь Председателем. Государ¬ственного комитета обороны. В его функции входил также созыв Верховных государственных совещаний, вырабаты¬вавших предложения "по важным государственным вопро¬сам". Административный совет заменялся Государствен¬ным советом - центральным правительственным органом, ведавшим в полном объеме всеми отраслями управления страны.
В полномочия высших органов вскоре после принятия Конституции пришлось внести существенные изменения. Уже на 2-й сессии ВСНП I созыва (1955 г.) ПК ВСНП было предоставлено право издания "частных законоположений". Однако последующая практика нормотворческой деятель¬ности позволяет сделать вывод, что законодатель имел в виду прежде всего возможность внесения изменений в за¬коны, принятые собранием. Фактически с конца 50-х гг. ПК ВСНП стал единственным законодательным органом стра¬ны, так как законодательная деятельность ВСНП постепен¬но прекратилась.
Представительные органы создавались
во всех тради¬ционных единицах административно-
После принятия Конституции 1954 г. была сформиро¬вана новая система государственных органов, принят ряд нормативных актов, которыми государственно-правовая система приводилась в соответствие с Конституцией, и пр. Однако этот процесс наталкивался на препятствия как объективного, так и субъективного порядка. К первым относи¬лись, например, недостаток образованных кадров, низкий уровень грамотности и культуры населения и т. п.; вторые порождались позицией партократического руководства стра¬ны, не заинтересованного в подлинной демократизации государственной и общественной жизни, приверженного ко¬мандно-административным методам управления. Это не за¬медлило сказаться прежде всего на положении представи¬тельных органов. Законодательные функции постепенно переходят от ВСНП к его Постоянному Комитету, а власть на местах - к исполнительным органам - народным коми¬тетам. Руководящий состав этих органов часто совпадал с руководством партийных комитетов КПК.
Довольно своеобразные отношения парткомов и руко¬водства оперативных органов установились в правоохрани¬тельных учреждениях, где парткомы стали подменять су¬дебные комитеты и коллегии прокуратур. Территориаль¬ные парткомы не только вмешивались в рассмотрение су¬дами конкретных дел, но секретари парткомов часто при¬нимали на себя функции судей.
Деформация государственного строя КНР в период "большого скачка" и "культурной революции" (1958- 1976 гг.). "Большой скачок" - название массовой полити¬ческой кампании, организацией которой ставилась задача многократного увеличения экономической мощи Китая в кратчайший исторический срок ("три года упорного труда - десять тысяч лет счастья"). "Большой скачок" был провоз¬глашен в 1958 г., однако его предтечей явились две других кампании, начавшиеся годом раньше: "борьбы против пра¬вых буржуазных элементов" и "исправления стиля". Заост¬ренная вначале против руководства некоммунистических партий и старой университетской профессуры, первая кам¬пания вскоре была перенесена в ряды КПК и государствен¬ные учреждения. "Правых элементов" и сторонников "ино¬странных шаблонов" находили везде. Приклеивание ярлы¬ка "правый элемент" влекло увольнение с работы, исклю¬чение из вуза, иногда и высылку.
Кампания "исправления стиля" также вышла за пре¬делы партийной чистки и распространилась на другие пар¬тии и массовые организации, государственные учреждения, высшие учебные заведения и т. д. В августе 1957 г. Госсове¬том принимается Постановление по вопросам трудового пе-ревоспитания, в соответствии с которым административные органы получили возможность заключать в специальные лагеря на неопределенный срок лиц, не совершивших уго¬ловных преступлений. Принятие этого Постановления вы¬звало появление мест лишения свободы нового вида - вос¬питательно-трудовых учреждений.
"Большой скачок" как
политическая кампания был на¬
В коммунах обобществление распространилось даже на предметы бытового назначения, не говоря уже о приусадеб¬ных участках и домашнем скоте и птице. Одновременно произошло изменение и в оплате труда: были ликвидирова¬ны трудодни, главной формой обеспечения стало питание в общественных столовых.
Период "большого скачка" и коммунизации связан с упадком роли представительных органов. На селе они были практически ликвидированы. На других уровнях выборы вообще не проводились с 1958 по 1964 г.
Несостоятельность политики "большого скачка" выяс¬нилась быстро, и уже в начале 60-х гг. началась политика "урегулирования", в ходе которой произошло возвращение к разрушенной в период "большого скачка" системе управ¬ления экономикой, восстановлению и укреплению элемен¬тов хозрасчета на предприятиях, принципов материальной заинтересованности работников. Был подвергнут серьезно¬му пересмотру и вопрос о народных коммунах, произведено их разукрупнение, введены в их деятельность элементы хозрасчета и пр. Крестьянам были возвращены приусадеб¬ные участки, мелкий сельхозинвентарь, разрешено ведение личного хозяйства.
Однако период "урегулирования" не был продолжитель¬ным. Уже в 1962 г., после очередного пленума ЦК КПК, на¬чалась "кампания за социалистическое воспитание", в ходе которой экстремистское крыло руководства КПК во главе с Мао Цзэдуном путем раздувания культа личности и искус¬ственного обострения классовой борьбы стремилось обеспе¬чить внутренние условия для претворения в жизнь своего "особого" курса. В 1964 г. в рамках "социалистического вос¬питания" развернулась другая широкая кампания, получив¬шая название "учиться стилю работы у НОАК". Армия была объявлена непревзойденным образцом для партии и всего народа. Армейские порядки превозносились как самый вы¬сокий идеал организации. Не только общественно-полити¬ческая жизнь и производство, но также культура и быт должны были приближаться к казарменным порядкам по формуле "весь народ - солдаты".
Наиболее деструктивная кампания тех лет ("пролетар¬ская культурная революция"), продолжавшаяся с 1966 по 1976 г., означала левоэкстремистский переворот, в ходе ко¬торого были подвергнуты слому конституционная система государственных органов и уставная система организаций и комитетов КПК.
В самом начале она носила характер проработки на страницах печати ряда литераторов и ученых. Затем к ней были подключены отряды молодежи: хунвэйбины ("красно¬гвардейцы" или "красные охранники") из числа учащихся школ и вузов и цзаофани ("бунтари") из других слоев насе¬ления. Умело направляемые лидерами "культурной рево¬люции" и поддерживаемые воинскими частями, эти отряды были брошены на погром местных и некоторых централь¬ных государственных, партийных органов, профсоюзных и молодежных организаций, администраций учебных заведе¬ний, научно-исследовательских институтов и пр. Вооружен¬ной поддержкой хунвэйбинов и цзаофаней руководили спе¬циальные "комитеты поддержки левых", создававшиеся при командовании больших военных округов по всей стране и имевшие подчиненные им структуры в нижестоящих воен¬ных округах и гарнизонах. Военные составили и костяк по¬рожденных "культурной революцией" новых органов вла¬сти - так называемых ревкомов, которые первоначально заменили собой не только местные народные правительства (СНП не созывались), но и местные парткомы и комитеты всех общественных организаций, которые практически пре¬кратили свое существование. Репрессии затронули многие миллионы людей. Карательные функции в период "куль¬турной революции" осуществляли объединенные под воен¬ным контролем специальные органы, "комиссии по искоре-нению контрреволюции", "органы (комитеты, отделы, шта¬бы) пролетарской диктатуры" или просто "органы диктату¬ры".
К концу 1968 - началу 1969 г. лидеры "культурной революции", видимо, сочли, что проведенная глубокая чи¬стка уже укрепила их руководящее положение. Главной задачей XI съезда КПК 1969 г. стало формирование высше¬го руководства партии, что свелось к почти полному вклю¬чению "пролетарского штаба" в состав политбюро ЦК КПК. Партия воссоздавалась сверху и снизу. После центральных органов стали формироваться низовые ячейки и парткомы. С окончанием формирования парткомов провинциального уровня "ревкомы" стали выполнять преимущественно функ¬ции местных правительств.
Конституционное закрепление "ревкомов" в качестве правительственных органов произошло в 1975 г. Но до этого состоялся еще один съезд КПК (X), когда в состав ЦК вошли и некоторые ранее ошельмованные члены политбюро и дру¬гие партийные деятели высокого ранга, в том числе и Дэн Сяопин (впоследствии его кооптировали в состав политбюро).
Во время "культурной революции" только что начав¬шие создаваться правовые основы государства были разру¬шены. "Культурная революция" создала свою государствен¬но-политическую систему, которая до 1975 г. не имела даже формального подобия конституционно-правового закрепле¬ния. Только в 1975 г. первой и единственной сессией ВСНП четвертого созыва была принята новая Конституция КНР, которая была значительным регрессом по сравнению с пер-вой, Конституцией 1954 г. Это был чрезвычайно краткий (всего 30 статей) документ, представляющий собой скорее политическую декларацию, нежели правовой акт. Новая Конституция была призвана легализовать некоторые институты и политические установки, порожденные "культурной революцией". "Ревкомам" фактически придавался статус ор¬ганов, составлявших политическую основу государства. Фор¬мально они объявлялись лишь постоянными органами мест¬ных СНП, но им были предоставлены равные с собраниями полномочия, к тому же СНП на практике не созывались. Конституция 1975 г. упразднила пост Председателя КНР и такие институты, как Государственный комитет обороны и Верховное государственное совещание. Ею были значительно сужены полномочия ВСНП И ПК ВСНП, из ее текста были исключены положения о гарантиях и правах депутатов ВСНП, положения о его постоянных комиссиях, упразднена прокуратура и пр. В Конституцию не вошли прежние уста¬новления о национальном равноправии и равенстве граж¬дан перед законом, о запрещении дискриминации и гнета в отношении любой национальности и пр.
Китайское государство в период строительства регу¬лируемой рыночной экономики. В 1976 г., менее чем через месяц после смерти Мао Цзэдуна, были отстранены от вла¬сти его ближайшие сподвижники ("четверка") - ядро левоэкстремистской группы в руководстве КПК и КНР, которую возглавила вдова Мао Цзэдуна - Цзян Цин. Возвра¬тился на политическую арену страны Дэн Сяопин, избран¬ный в том же году на XI съезде КПК заместителем Предсе¬дателя ЦК КПК и ставший набирать все больший полити¬ческий вес в руководстве партии и страны. Вскоре он стал фактическим лидером партии и государства, хотя формально никогда не занимал поста председателя ЦК КПК или председателя КНР.
Информация о работе Образование и развитие Китайской Народной Республики