Образование и развитие государства в Древнем Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Кроме римских граждан имелся особый слой древнеримского населения – плебеи. Вопрос о происхождении плебеев до сих пор ещё не решён, но первоначально под плебеями подразумевались переселенцы (добровольные, а иногда и насильственно переселённые в Рим) и представители покорённых племён, лично свободные люди, имевшие право владеть землёй и обязанные нести военную службу. Они не входили в состав родов, курий и триб, не пользовались никакими политическими правами, то есть не являлись римскими гражданами. С течением времени численность плебеев увеличилась, и они превратились в политическую и экономическую силу, противостоявшую патрициату. Политическая история Рима нескольких веков отмечена борьбой плебеев за уравнение своих прав с патрициями.

Содержание

Введение. 3
Реформа Сервия Туллия и ее историческое значение. 4
Основные черты общественного и государственного строя 5 Римской республики.
Переход к империи. Принципат. 10
Государственный строй при доминате. 13 Реформы Диоклетиана и Константина.
Заключение. 17
Список литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

ист гос и пр зс.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

В магистратурах существовала иерархия должностей: вышестоящий магистрат  имел право отменить решение нижестоящего. Магистраты (за исключением диктатора, цензора и плебейского трибуна) по истечении срока их полномочий могли быть привлечены к ответственности народным собранием, избравшим их.

Магистраты не получали вознаграждения, поэтому малоимущие и неимущие не могли оказаться в магистратурах. Но в конце республиканского периода магистратуры стали источником значительных доходов.

Власть магистратов  подразделялась на:

    • «высочайший империум» (summum imperium). Такой властью обладал диктатор. Он имел право приговаривать к смертной казни, не подлежащее обжалованию;
    • высшую (imperium). Эта власть принадлежала диктатору, консулам и преторам, осуществлявшим высшую военную власть и право заключать перемирие, право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них, право издавать приказы и принуждать к их исполнению, право суда и назначения наказания. Кроме этого консулу принадлежал большой империум (majus imperium) – право выносить смертный приговор, который мог быть обжалован в центуриатном собрании, если он был вынесен в городе Риме, и не подлежал обжалованию, если был вынесен за пределами города. У претора был ограниченный империум (imperium minus) – без права приговаривать к смертной казни.
    • общую (potestas). Эта власть принадлежала всем магистратам и включала в себя право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение.

К ординарным (обычным) магистратурам относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.

Высшими магистратами, возглавлявшими всю систему магистратур, были 2 консула. Они производили набор в армию и командование ею, назначение военачальников, обладали правом заключать перемирие и распоряжаться военной добычей.

В середине IV в. до н.э. появляются помощники консулов – преторы. Они управляли городом во время отсутствия консулов, руководили судопроизводством, обладали правом издавать общеобязательные постановления и тем самым создавать новые нормы права. Вначале избирался один претор, затем два, один из которых рассматривал дела римских граждан (городской претор), а другой — дела с участием иностранцев (претор перегринов). Постепенно число преторов увеличилось до восьми.

Цензоры (их тоже было два) избирались один раз в пять лет  для составления списков римских  граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления  списка сенаторов, а также наблюдали за нравственностью и издавали соответствующие эдикты.

К магистратам относились квесторы, ведавшие (под контролем сената) финансовыми расходами и расследованием некоторых уголовных дел. К концу республики их число достигло двадцати. Эдилы (их было два) наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали празднества и зрелища.

Особое место среди магистров занимали плебейские трибуны. Их право veto играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие. Затем, по мере увеличения роли сената, активность плебейских трибунов пошла на убыль, а попытка Гая Гракха во II в. до н.э. усилить ее окончилась крахом4.

В чрезвычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству обстоятельствах  создавались экстраординарные (чрезвычайные) магистратуры. Диктатор обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Право veto плебейского трибуна на него не действовало, распоряжения диктатора не подлежали обжалованию, и за свои действия он не нес ответственности. В период расцвета республики к диктатуре почти не прибегали. В период кризиса республики было нарушено правило о срочности назначения диктатора и появились пожизненные диктатуры (диктатура Суллы «для издания законов и устройства государства»).

Комиссии децемвиров, образованные в период одного из подъемов борьбы плебеев за свои права для подготовки Законов XII таблиц, созданных в 450—451 гг. до н.э. также можно отнести к экстраординарным магистратурам.

Существовало три вида народных собраний – центуриатные, трибутные и куриатные.

В центуриатных собрания преобладали  аристократические и богатые  рабовладельцы. В их компетенцию входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Трибутные собрания делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Поначалу их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных  лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали  жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собрания также избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получили право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима.

После реформ Сервия Туллия куриатные собрания лишь формально  вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и, в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии — ликторов5.

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению высших должностных лиц, которые могли и прервать собрание, и перенести его на другой день. Они же председательствовали в собрании и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники собрания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было открытым и только в конце республиканского периода было введено тайное голосование (участникам собрания раздавались специальные таблицы для голосования).

В начале существования республики решения центуриатного собрания о принятии законов и избрании должностных лиц должны были утверждаться сенатом. В III в. до н.э. это правило  было отменено, сенат получил право предварительного рассмотрения вопросов, выносимых в собрание, что позволяло ему фактически направлять деятельность собрания.

Республиканская форма  правления была достаточно устойчивой формой, о чем свидетельствует длительность периода времени, в течение которого она просуществовала. Это было обусловлено устойчивым, разумным распределением власти между демократией и аристократией, пусть даже и при явном преобладании последней.6

Но с течением времени стали  появляться искажения в политической, социальной, экономической и военной сферах жизни.

Система выборности вырождается. Происходит борьба за власть между кланами и сложившимися группировками. К власти теперь приходят те, кто может предложить больше денег избирателям. Либо должности достигаются путем применения определенных форм насилия.

Происходит значительное расслоение общества, связанное с сосредоточением  в руках правящей верхушки – римской аристократии, представители которой являлись крупнейшими рабовладельцами, значительного капитала. Остальная часть населения, значительно бόльшая, беднела, так как в торговых, промышленных и банковских предприятиях вольнонаемные рабочие практически не требовались. Во всех хозяйствах использовались рабы, которые представляли собой крайне дешевую рабочую силу. Мелкие предприятия не выдерживали конкуренции с более крупными. По мере накопления капитала среди римской аристократии появляется большой спрос на землю, что приводит к практически полному исчезновению мелких хозяйств.

На трудоспособных гражданах лежала обязанность всеобщей воинской повинности. Войны велись практически непрерывно, поэтому граждане должны были отправляться в воинские походы беспрестанно. Для мелких хозяйств, где нужны были каждые руки, такой процесс был губителен, не многие могли выдержать его. Армия при этом превращается в постоянную организацию. Военная реформа Мария, в 107 году до н.э. сохранив воинскую повинность римских граждан, допустила набор добровольцев, получавших вооружение и жалованье от государства. Таким образом, армия становится не только постоянной, но и профессиональной.

Значительное увеличение римских территорий, которые появлялись в результате успешных военных действий, требовало изменения структуры государственного управления. Ведь существующая государственная система управления сложилась как система управления полисом, а не огромным государством. Оказалось невозможным не допускать к власти и управлению крупных рабовладельцев в завоеванных провинциях. Таким образом, республиканское равенство сводится на нет. Складываются все предпосылки для объединения всех рабовладельцев в господствующий правящий класс.

3. Переход к империи. Принципат.

В 91—88 гг. до н.э. Рим оказался втянут в Союзническую войну. В результате нее жителям Италии удалось уравняться в правах с римскими гражданами, но политическая обстановка не стабилизировалась, а впоследствии и усилилась благодаря восстаниям рабов, недовольству мелких землевладельцев, чьи хозяйства приходили в упадок. Требовалось усиление центральной государственной власти.

Наступила эпоха диктатур. Полководец Сулла установил режим  единоличной власти (82—79 гг. до н.э.). При этом были ограничены полномочия Народных собраний, сенат же получил новые права. Сам же диктатор предоставил себе законодательные функции и право распоряжаться жизнью и имуществом римских граждан. Именно с наступлением диктатуры Суллы связывают конец римской республики.

При диктатуре Юлия Цезаря в одних руках сосредоточилась консульская, трибунская, цензорская и трибунская власть. Диктатор обладал полномочиями по распоряжению войском и казной государства, право распределять провинции между проконсулами и рекомендовать половину кандидатов в магистраты, право первым голосовать в сенате.7 Эта форма власти названа Принципат («принцепс сенатус» - сенатора, который обладал правом первым высказывать свое мнение).

С 27 г. до н.э по 12 г. н.э. в Риме правил опреемник Юлия Цезаря, его племянник, Октавиан, которому сенатом была вручена верховная власть над Римом и провинциями и преподнесен почетный титул Августа.

Август «восстановил республику», сложив с себя чрезвычайные полномочия, которыми обладал до этого. Сначала основные принципы республики остаются как будто бы нетронутыми. Созываются народные собрания, императорская власть выражается в старых республиканских понятиях: император является princeps, то есть только как бы первый между равными и т.д. Но при этом происходит процесс постепенной переработки республики в абсолютную монархию. Государственное устройство этого периода имеет переходный характер: вначале оно ближе к республике, в конце – почти абсолютная монархия.

Этого преобразование начинается с падения народных собраний, которые сначала еще созываются, но существуют в основном формально: их законодательная функция и выбор магистратов сводится к простому утверждению предложений императора или сената; голосование превращается в фикцию. Тиберий переносит избрание магистратов в сенат. Чуть дольше созываются народные собрания для утверждения законов, но это также перестает быть необходимостью. (при императоре Нерве был издан последний закон с участием народа, - lex agraria 98 г.).

С падением народных собраний в качестве высших органов государственной власти остаются сенат и император. То есть устанавливается двоевластие или диархия8. К сенату переходят все прежние права и функции народных собраний, вследствие чего он наравне с императором обладает государственным суверенитетом. Двоевластие выражается в следующем:

  • параллельно со старыми республиканскими магистратами, избираемыми сенатом, развивается система императорских чиновников, действующих именем императора и по его поручению;
  • провинции делятся на сенатские и императорские, которые управляются соответственно сенатом и императором;
  • рядом с государственной казной aerarium, находящейся в заведовании сената появляется императорская казна fiscus;
  • и император и сенат имеют право чеканить монету.

Сенат становится единственным законодательным органом; даже проекты императора для того, чтобы получить силу закона, должны быть внесены в сенат и получить здесь свою санкцию; император не стоит выше закона; он подчинен ему. Сенат избирает старых республиканских магистратов, а также самого императора по смерти предыдущего (на практике же это избрание формальность: преемник указывается самим императором посредством усыновления или завещания) и сообщает ему его полномочия. Сенат имеет известную судебную и административную власть (например, управление сенатскими провинциями), хотя эта власть чем далее, тем все более и более сокращается.

В лице императора сосредоточиваются следующие властные функции: высшее военное командование, управление международными отношениями и высшая административная власть (а также и право юрисдикции); бесконтрольное управление пограничными провинциями, в которых располагаются войска (провинции императорские); право общего проконсула над сенатскими провинциями, что дает императору возможность известного контроля и над правителями этих провинций.

Обе эти власти должны были взаимно дополнять и поддерживать друг друга. На самом же деле сенат  делается органом республиканской  партии и носителем республиканских  традиций; императорская же власть все более и более тяготеет к абсолютизму и не мирится с соседством сената. В результате между двумя властями все время идет то открытая, то глухая борьба, приводящая в конце концов к полному торжеству императорской власти и к превращению диархии в монархию.

При двоевластии государственное  управление также осуществляется при помощи двоякой системы органов: республиканских магистратов и императорских уполномоченных.

Республиканские магистратуры все более отстраняются от активного  участия в управлении. Консулы  лишаются своей главной функции – военного командования и являются только председателями сената и заведуют некоторыми специальными делами. Преторы по-прежнему заведуют гражданской и уголовной юрисдикцией. Цензура в прежнем смысле не производится, а цензорская власть часто вручается императорам. При Домициане цензура навсегда вошла в состав императорской власти Эдилы сохраняют только надзор за рынками и торговую юрисдикцию, квесторы фигурируют лишь в качестве органов казначейства.

Информация о работе Образование и развитие государства в Древнем Риме