Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 00:20, контрольная работа
Термин «Древний Восток» применяется условно к большой географической зоне, включающей Египет, Месопотамию, Китай, Индию. В древности здесь сложились благоприятные условия для появления первых государственных образований. К числу таких условий следует отнести оптимальную экологическую среду: субтропический климат с жарким сухим летом и мягкой зимой. Бассейны рек – Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы – образуют районы с плодородной почвой.
Общественный строй стран Древнего Востока
1. Социальная структура Древнего Египта
2. Правовой статус основных групп населения в Месопотамии
3. Сословно-классовое деление в Древнем Китае
4. Правовое положение отдельных групп населения в Древней Индии
5. Задача
Список источников
Традиция утверждала, что верхи всегда управляли низами. Таков всеобщий закон Поднебесной. «Одни напрягают свой ум, другие – свою силу. Тот, кто управляет людьми, кормится за их счет». Вану подчинялись гуны, или дафу, а те, в свою очередь, имели своих подвластных – ши. Гуны кормились подношениями (вероятно, за счет казны), дафу кормились селениями (землей за службу), ши – полями, цзао и ли – за счет выполнения работ. В механизме государства имелись полиция, тюрьмы.[3;стр.67]
Администрация вана располагала штатом соглядатаев, доносчиков, шпионов разных профилей. Они делились по своим функциональным обязанностям: шпионы местные, внутренние, обратные (двойные), смерти и жизни. «Пользование шпионами – самое существенное на войне», – говорилось в древней надписи.
Ван, его аппарат чиновничества выполняли три важные функции: заботу об орошении и ирригации, сбор налогов и ведение войн (оборонительных и захватнических). В Книге преданий (II в. до н.э.) имеется надпись вана: «Я проложил русла девяти рек до четырех морей, углубил канавы». Правители Поднебесной империи вели длительные войны за утверждение власти над соседними племенами. Период борющихся царств длился с 481 по 221 г. до н.э.
Прочность, стабильность власти ванов зависела от многих факторов: разорение общинников, длительные войны с соседними кочевыми племенами, междоусобицы ослабляли монархию. Многое зависело и от личности правителя. Гибель Западного Чжоу в конце IX в. ускорил сам бездарный ван, особенно в последние годы своего правления. «Царь осуществлял тиранию, деспотизм, предавался пиршествам. Люди государства поносили его. Главный советник пытался увещевать царя: народ не в состоянии выполнить ваших повелений». По приказу вана хулители его правления были схвачены, казнены. Люди замолчали. Но судьба правителя уже решилась. Вскоре восставшие свергли его с престола, а соседние племена, кочевники усилили натиск на империю. Начался распад Поднебесной.
Из эпохи распада Западного Чжоу, конкуренции «пяти гегемонов» (VII- -VI вв.) важный след в реорганизации управления сыграли реформаторы царства Ци. Налог стал взиматься с учетом качества земли, была проведена перепись населения по сословиям: земледельцы, ремесленники, торговцы, ученые. Вводилась монополия государства на соль, железо, была реорганизована армия, поощрялись торговля, ремесло. Реформы ванов Ци укрепили его прочность и сделали ведущим государством империи.
В царствование династии Шан, в более позднее время названной Инь, общество и государство были преимущественно рабовладельческими. Рабы находились во владении как у частных лиц, так и у государства.
Иньский господствующий класс составили жреческая знать, светская аристократия и аристократия подчиненных племен. Социальное положение светской аристократии определялось земельными владениями, наличием рабов, близостью к царю (вану), занимаемой должностью. В соответствии с этим присваивались титулы, дававшие определенные привилегии.
Большую часть населения составляли свободные общинники. Земля считалась государственной собственностью и находилась в распоряжении царей. Все земли делились на две категории:
В частной собственности находились рабы, дома, орудия труда. Рабы не могли иметь ни семьи, ни имущества.
Основными источниками рабства были:
В государстве Шан (Инь) государственный строй на раннем этапе сохранял черты родоплеменной военной демократии.
В дальнейшем наблюдается переход всей полноты власти к царю – вану. Старейшины из племенных вождей становятся единоличными правителями. Среди подданных укрепляется представление о них как о "сыновьях Неба", получивших власть по воле божественных сил. Самым крупным рабовладельцем, верховным военным вождем, высшим судьей и первосвященником был ван. Он же возглавлял государственный аппарат. Высшие должности занимали по назначению царя его близкие родственники. Более мелкие должности – профессиональные чиновники (писцы), сборщики налогов, судьи и т. п. В Древнем Китае эпохи Шан (Инь) существовало разделение должностных лиц на основные категории:
В XII в. до н.э. в государстве Шан (Инь) обостряются внутренние противоречия. В то же время укрепляет свои силы и расширяет владения племя Чжоу, находившееся под властью иньских ванов. Под руководством этого племени объединяется ряд племен для борьбы против Иньского государства. В 1076 г. до н.э. племена Чжоу нанесли поражение иньской армии. Государство Шан пало, и на смену ему пришло царство Чжоу.
Время правления династии Чжоу в Древнем Китае – с XII в. до н.э. до 221 г. до н.э. – подразделяется на три основных периода:
В период Западного Чжоу (1122 - 742 гг. до н.э.) укрепляется рабовладельческое государство, усложняется его структура. Общество характеризуется более высокой ступенью развития производительных сил, увеличением численности рабов, развитием крупного землевладения.[3;стр.91]
Верховная власть принадлежала
наследственному царю (вану), однако централизованное
государство в течение всего периода Чжоу
создано не было. Ван непосредственно
управлял только столичной областью, а
остальная территория страны делилась
на княжества, которыми управляли владетельные
князья (чжухоу). Территории княжеств подразделялись
на более мелкие административные единицы,
сложившиеся на базе прежнего родоплеменного
деления. Низшей административно-
Государственный аппарат, которым руководил высший сановник (сян), состоял из приближенных, личных слуг вана и доверенных рабов. Сян был главой административного аппарата и ближайшим помощником вана по управлению страной.
В царстве Чжоу существовала дворцовая система управления: дворцовые служащие являлись одновременно и должностными лицами. Она включала в себя большое количество чиновников, имеющих разнообразную компетенцию. Высшие чиновники (дафу) разделялись на три класса – старшие, средние, младшие.
Наверху общественной лестницы
находилась рабовладельческая
В данный период интенсивно
развивается крупное
Общинное землепользование в период Западного Чжоу продолжало играть заметную роль. Положение земледельцев (нунфу) было в целом тяжелым. Многие разорялись и переходили в разряд безземельных арендаторов.
Число рабов пополнялось в этот период за счет:
Армия в царстве Чжоу была постоянной лишь отчасти, будучи составленной из небольших кадровых отрядов и ополчения, которое присоединялось к ним во время войны.
В централизованной Циньской империи главой государства являлся император – хуанди. В его руках была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти.
Имелся разветвленный государственный аппарат, возглавляемый двумя министрами – левым и правым ченсянами. Заместителями ченсянов были секретари. Другими высшими государственными чиновниками являлись начальник дворцовой стражи, чиновник, ведавший культом предков императора, чиновник, ведавший вопросами внешних сношений. Большую роль в деятельности государственного аппарата играли императорские советники.
Из-за социальных противоречий в империи Цинь постоянно вспыхивали восстания, наиболее мощное из которых в 207- -206 гг. до н.э. привело к гибели Циньской монархии.
Правовое положение отдельных групп населения в Древней Индии
Правовые памятники дают яркую
картину сословно-кастового
Процесс социального расслоения древнеиндийского
общества начался в недрах разрозненных
племенных общин. В результате разложения
родоплеменных отношений выдвигались
более сильные и влиятельные роды, которые
сосредоточивали в своих руках общественные
функции управления, военной охраны, жреческие
обязанности. Это привело к развитию социального
и имущественного неравенства, рабовладения,
к превращению племенной верхушки в родовую
аристократию. Способствовали развитию
социального неравенства и войны, в ходе
которых возникали отношения зависимости,
подчинения между отдельными племенами
и общинами.
Социальное расслоение в Древней Индии
привело, однако, не к формированию классов
(рабовладельцев и рабов), а к возникновению
особых сословных групп - варн: брахманов (священнослужителей, жрецов), кшатриев (воинов, правителей), вайшиев (земледельцев, ремесленников) и шудр (слуг). Первое упоминание о брахманах,
кшатриях, вайшиях и шудрах содержится
в самом раннем произведении ведической
литературы - Ригведе. В более поздних
ведах указывается на наследственный
характер религиозной и военно-управленческой
деятельности брахманов и кшатриев.
Формированию варны жреческой верхушки
брахманов способствовала монополизация
ими на определенном этапе исторического
развития отправления религиозных церемоний,
знание ведических гимнов. Особая воинская
верхушка, военная аристократия –
кшатрии начала складываться в процессе
завоевания ариями речных долин Северной
Индии. В эту категорию первоначально
входили только арии, но в ходе ассимиляции
завоеванных племен варна кшатриев пополнялась
и местными вождями, главами сильных родовых
групп, на что, в частности, указывает существование
в Древней Индии особой категории "вратья-кшатриев",
т.е. кшатриев по обету, а не по рождению.
Название третьей варны "вайшии"
произошло от слова "виш" - народ,
племя, поселение. Это основная масса трудового
люда, земледельцев и ремесленников. Обособлению
кшатриев среди своих соплеменников -
вайшиев-простолюдинов способствовали
представления, что кшатрии — полновластные
распорядители богатства, приобретаемого
войной, в том числе и рабов-военнопленных.
В основе этой первой, трехчленной дифференциации
древнеиндийского общества лежало разделение
труда, та глубокая социально действенная
ступень разделения, когда труд физический
отделялся от умственного, материальный
от духовного, производительный от управленческого.
В таком разделении труда уже были заложены
основы социально-экономического неравенства,
эксплуатации родовой аристократией простого
народа.
По мере консолидации высших варн –
брахманов и кшатриев складывался особый
порядок регулярных отчислений от сельскохозяйственного
продукта доли, получившей название боли (налог). Налог шел на содержание брахманов
и кшатриев. Он все время возрастал, став
со временем своеобразной формой государственной
эксплуатации рядовых общинников-крестьян.
С формированием самой многочисленной
и эксплуатируемой варны шудр связаны
процессы завоевания аборигенных племен,
но не меньшую роль играло и развитие социального
неравенства внутри самого арийского
общества; разряд шудр пополнялся представителями
не только коренного населения, но и беднейшей
части арийской общины, тех ее членов,
которые отрабатывали долги, находились
в услужении, попадали в зависимость, иногда
и в рабскую.
В Законах Ману (VIII, 415) указаны семь разрядов
рабов (а соответственно и семь источников
рабства): захваченный под знаменем (военный
плен), раб за содержание, рожденный в доме,
купленный, подаренный, доставшийся по
наследству, и раб в силу наказания. Право
хозяина распоряжаться жизнью и смертью
раба было общепризнанным в Древней Индии.
Раб был неправоспособен, заключенные
им сделки считались недействительными
(VIII, 163 и др.). Рабов продавали, уплачивая
при этом пошлину, равную 20-25% их цены, как
при продаже других товаров, сдавали внаем,
закладывали и пр. Потомство рабыни считалось
собственностью хозяина (IX, 48, 54-55).
В дхармашастрах в одних случаях проводятся
различия между рабами и шудрами, между
рабами и лицами, находящимися в услужении,
в других - эти различия отсутствуют. Слово
"даса" в Законах Ману (X, 32) одновременно
обозначает и раба, и лицо, находящееся
в услужении. Связано это было с тем, что
рабство в Древней Индии было одной из
форм зависимости, но далеко не единственной.
Здесь широко были представлены многочисленные
переходные социальные формы, промежуточные
социальные состояния (от свободных, но
неполноправных беднейших слоев населения
- к рабам).
Дхармашастры закрепляют четкие религиозно-правовые
границы между брахманами, кшатриями,
вайшиями и шудрами, основанные на многочисленных
религиозно-ритуальных ограничениях,
запретах, предписаниях. Шудры устраняются,
например, от участия в жертвоприношениях,
ритуалах - "самскарах", за
исключением самскары брака. За каждой
варной строго закрепляется наследственный
круг занятий. Изучение священных книг
- привилегия брахманов, кшатриев и вайшиев,
которые получают название дважды рожденных
(в отличие от шудр - единожды рожденных).
Второе рождение и было связано с ритуалом
особого посвящения в связи с началом
изучения священных книг. Целые главы
дхарма-шастр посвящены жесткой регламентации
поведения людей, их общения друг с другом,
с представителями так называемых неприкасаемых
каст, стоящих вне варн индийского общества,
ритуалам "очищения" от "загрязнения"
при таком общении и пр. Тяжесть наказания
за совершение тех или иных преступлений
определяется в дхармашастрах в строгом
соответствии с принадлежностью к той
или иной варне.
На определенном этапе
Закрепляемые правом границы варн чаще
всего отражали фактическое положение
индивида в системе общественного производства
и распределения, непосредственно связанного
с его отношением к собственности на землю:
государственной и общинной. Это и дает
основания говорить с определенной долей
условности о варнах как о сословиях-классах.
Формированию государственных земель
способствовали арийские завоевания,
войны. Одна часть земель завоеванных
племен по мере укрепления государственной
власти и расширения государственной
территории непосредственно переходила
в царские владения (сита), судя по артхашастре
здесь применялся труд рабов и зависимых
арендаторов; другая - очень рано стала
передаваться знати, лицам управленческого
аппарата в виде служилых временных пожалований,
в "кормление". Они приобретали право
сбора налогов с общин, целых областей,
деревень одного или нескольких домохозяйств.
С государственной собственностью на
землю была связана эксплуатация общинников-крестьян
господствующей правящей верхушкой, состоящей
из лиц управленческого аппарата, царских
чиновников, военачальников и пр., осуществляемая
путем взимания ренты-налога. Другая система
эксплуатации существовала в рамках самих
полуавтономных изолированных общин с
присущим им органическим соединением
земледелия и ремесла. Общинная верхушка
эксплуатировала труд рабов и других неполноправных
жителей общин.
Владельческие права общин в
Индии отличались исключительной прочностью.
Община имела почти неограниченное
право распоряжения общинной землей:
продавать, сдавать в аренду, дарить
ее, особенно храмам. В общинной собственности
были пастбища, ирригационные сооружения,
дороги. Коллективно ответственная
за сбор ренты-налога община в лице
своей управляющей верхушки получала
часть поборов с общинников-
Общинное землевладение сосуществовало
с частным крестьянским землевладением
или землевладением большой семьи, которое
также было связано с широкими правомочиями
— продажей, сдачей в аренду, дарением
земли. Основное ограничение землевладения
свободного общинника-крестьянина выражалось
в обязанности платить налог в пользу
государства и частных лиц, если государство
передавало им свои права.
Полноправный общинник-землевладелец,
чаще всего вайший, сам мог быть эксплуататором.
В хозяйствах богатых общинников трудились
безземельные наемные работники, представители
"неприкасаемых" каст, которые в основном
и создавали прибавочный продукт, присваиваемый
различными категориями эксплуататоров,
рабы. Рабский труд, однако, не был преобладающим
в Древней Индии даже в царском хозяйстве.
В наиболее распространенном мелконатуральном
хозяйстве общинника в использовании
труда рабов не было нужды. Невелико было
число рабов и в ремесле.
Усиление имущественной дифференциации
во второй половине I тысячелетия до н.э.
все чаще стало проявляться в расхождении
варнового статуса и фактически занимаемого
человеком места в обществе. В Законах
Ману можно найти упоминание о брахманах,
пасущих скот, брахманах-ремесленниках,
актерах, слугах, к которым предписывается
относиться "как к шудрам".
В маурийский период к кшатриям, сосредоточившим
в своих руках военную, политическую и
экономическую власть, стали относить
в основном тех, кто принадлежал непосредственно
к царскому роду и к категории привилегированных
наемных воинов. Расцвет городов и расширение
торговли вызвали появление зажиточной
торгово-ремесленной верхушки среди вайшиев,
включающей крупных купцов, ростовщиков,
преуспевающих ремесленников. Они объединялись
в корпорации, выполняли роль торговых
агентов царя, сборщиков налогов и пошлин.
В буддийской и джайнистской литературе
древности описывается высокое положение
богатых купцов, которые, вопреки предписаниям
дхармашастр, причислялись к варне кшатриев,
пользовались большой властью, в том числе
и в суде. Затронуло имущественное расслоение
и варну шудр. Об этом свидетельствуют
Законы Ману (X, 129): "Шудра не должен накапливать
богатство, даже имея возможность (сделать
это), так как шудра, приобретая богатство,
притесняет брахманов". О неоднородности
варны шудр свидетельствует и то, что к
шудрам по мере усиления кастового деления
стали относить отверженные, "неприкасаемые"
касты париев, выполняющих самую унизительную
работу. В Законах Ману упоминаются лица,
"презренные даже для отверженных"
(X, 39).
Таким образом, внутри каждой варны развивалось
социальное неравенство, деление на эксплуатируемых
и эксплуататоров, но кастовые, общинные,
большесемейные границы, скрепленные
правом, религией, сдерживали их слияние
в единую классовую общность. Это и создавало
особую пестроту сословно-классовой социальной
структуры Древней Индии.
Информация о работе Общественный строй стран Древнего Востока