Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 17:56, реферат
На протяжении большей части античной истории одним из сильнейших государств южной части Пелопонесса был древнегреческий город-государство Спарта (Лакедемон) 1. Город Спарта возник в XI или X вв. до н.э., после того как дорийцы, вторгшиеся в Лаконию, обосновались на плодородных землях в средней части долины Эврота, окружённую горными возвышенностями. Согласно «Илиаде», древняя Спарта являлась одной из 12 ахейских общин Лаконики, подвластных мифическому царю Менелаю. В глубокой древности на территории Лаконики, как и на территории смежных с ней Арголиды и Мессении, находился ряд центров микенской культуры. Памятниками микенской культуры являются вещи замечательные по богатству и художественной ценности, найденные в погребениях древних Амикл (современная дере
Общество и государство древней Спарты.
План
На протяжении большей части античной истории одним из сильнейших государств южной части Пелопонесса был древнегреческий город-государство Спарта (Лакедемон) 1. Город Спарта возник в XI или X вв. до н.э., после того как дорийцы, вторгшиеся в Лаконию, обосновались на плодородных землях в средней части долины Эврота, окружённую горными возвышенностями. Согласно «Илиаде», древняя Спарта являлась одной из 12 ахейских общин Лаконики, подвластных мифическому царю Менелаю. В глубокой древности на территории Лаконики, как и на территории смежных с ней Арголиды и Мессении, находился ряд центров микенской культуры. Памятниками микенской культуры являются вещи замечательные по богатству и художественной ценности, найденные в погребениях древних Амикл (современная деревня Вафио) и др. Около 12 века до н.э., в эпоху вторжения дорийцев на Пелопоннес, почти все ахейские поселения были разрушены. Часть коренного ахейского населения этой области была убита, или порабощена победителями, часть ушла в горы или переселилась в более далёкие области, оставшиеся ассимилировали с завоевателями. Новое, уже дорийское поселение под названием Спарта возникло, судя по археологическим данным, на берегу реки Эврот в 10—9 вв., вероятно, в результате слияния двух общин: дорийской и ахейской, одна из двух правивших царских династий происходила от ахейских царей до дорийского времени, а другая считала себя по происхождению дорийской.
Спарта занимала южную оконечность Балканского полуострова, соединённого со средней Грецией и всей остальной частью Балкан узким перешейком в несколько десятков километров шириной. Горные районы северного побережья, и отчасти восточный берег, представляли систему труднодоступных горных долин, образованных пересечением высоких хребтов. Береговая линия почти на всем протяжении не имела удобных гаваней, что сильно затрудняло развитие мореплавания. Лишь восточное побережье Аргосского залива было издавна влито в систему морских связей. Этот район получил в древности название Арголиды, по названию главного центра Аргоса, в этом месте находились крупнейшие центры крито-микенской культуры Микены и Тиринф. На западе область Арголида примыкает к центральному горному району Пелопонесса, образуя во многих местах замкнутые горные районы, эта местность носила название Аркадии.
На северо-западе центральные нагорья спускались к широкой и холмистой местности, которая называлась Элидой. Самый юг, две долины, Лаконская и Мессенская, разделяющиеся горным хребтом Тайгет. Основной территорией древней Спарты была Лаконская долина, орошенная рекой Эвротом, которая на севере замыкалась высоким хребтом между реками Эвротом и Алфеем. К югу долина постепенно расширяется и образует большую котловину, в которой располагался центр Спарты. В этом месте хребет Тайгет обрывается, образуя отвесные стены в 500 метров высотой. Подножия покрыты лесами с массой дикорастущих фруктовых деревьев, по дну котловины, тянутся плодородные и хорошо орошаемые пространства, удобные для земледелия, но в восточной части этой котловины, преобладают известковые почвы малопригодные для земледелия. Наличие непростых природных условий способствовало своеобразному развитию культурной и политической жизни на территории. Естественная замкнутость страны, которая в дальнейшем поддерживалась искусственно, привела к длительному сохранению архаических черт в общественной жизни населения.
О начальном этапе формирования Спартанского государства до наших дней дошли лишь обрывочные свидетельства древних историков, которые к тому же базируются на более древних источниках, дошедшие в виде мифов и легенд. Откуда пришли дорийцы, и по какому маршруту продвигались, существует много разных мнений. Фукидид в «Истории» (I т., стр.107), пишет: «... и фокидяне совершили вторжение в Дориду, древнюю родину Лакедемонян». Геродот в сочинении «История в 9-ти книгах» упоминает: «...дорийское же, (племя) очень долго странствовало. Ибо во времена царя Девкалиона оно обитало в земле Фтиотида, а затем у подножия Оссы и Олимпа в области по названием Гистиеотида. После изгнания из Гистиеотиды кадмейцами, дорийцы поселились у Пинда и назывались теперь македнами. Отсюда это племя переселилось в Дриопиду, а затем в Пелопоннес, где приняло имя дорийцев».
Античная мифология
Попытка мессенцев избавиться от спартанского
ига, около середины VII в., привела ко
Второй Мессенской войне. Борьба затянулась
надолго. Спартиаты, потерявшие благодаря
восстанию свои наделы в Мессении, стали
требовать передела земли в Лаконии. Однако
и на этот раз победа осталась на стороне
Спарты, спартиаты возвратили себе земли
в Мессении, местное население попало
в положение илотов. Менее удачные военные
действия велись спартанцами на востоке.
Попытка подчинить Кинурию кончилась
неудачей. Аргосцам оказали помощь жители
восточно-аркадского плоскогорья, Спарта
же нашла себе союзников в аргосских городах
в Тиринфе и Азине. Когда эти города
были разрушены аргосцами, спартанцы дали
жителям их места для поселения на мессенском
берегу.( Алексей Фанталов. Древняя Греция: история
и мифология. Спарта, Афины, греко-персидские
войны. Пелопонесская война, Македонское
завоевание, эллинизм. - http://greek.h11.ru/Greece3.
Полис Спарта изначально складываться как военный лагерь завоевателей, которым было необходимо удержать в подчинении многочисленное покоренное население, для управления требовался сильный аппарат власти и боеспособная армия. Жизнь гражданина в Спарте была сконцентрирована на поддержание сложившейся системы землевладения и приобретение новых территорий. По мнению А. Гомма, спартанская модель полиса в своем классическом виде возникла не ранее конца VII в. (Л.Г. Печатнова «История Спарты» (период архаики и классики) СПб.: Гуманитарная Академия, 2001, с. 24-25).
Появление древнейшего законодательства Спарты многие авторы связывают с именем Ликурга. Само имя Ликурга, как спартанского законодателя, впервые упоминается только Геродотом, т.е. сравнительно поздно, примерно в середине V в до н.э. Сущность реформ Ликурга заключалась в сознательном переходе от анархии к порядку осуществленным и юридически оформленным. Ликург не просто создал отдельные законы, он ввёл новую конституцию, учредил герусию и эфорат и реорганизовал спартанскую армию, взяв за образец устройство критских дорийских общин. С течением веков легенда о Ликурге и его законотворческой деятельности обрастала всё большими подробностями и фантазиями. Самая пространная его биография, заключающая избыток антикварных «фактов», дана Плутархом, который собрал все, что было известно о Ликурге до него, и, таким образом, подвел итог долгому процессу сложения мифа о Ликурге. Он сам чувствовал сомнительность своего рассказа и в предисловии даже сетовал на то, что о Ликурге невозможно сообщить ничего достоверного. Оценивая труды Ликурга, Геродот пишет: «Прежде у лакедемонян были даже почти что самые дурные законы из всех эллинов, так как они не общались ни друг c другом, ни с чужеземными государствами. Свое теперешнее прекрасное государственное устройство они получили вот каким образом». (Геродот I т.п. 65.).
Конечно, спартанская государственная и общественная система в том виде, в каком ее знали греческие историки и философы V-IV вв. не была создана сиюминутно благодаря уму и таланту одного конкретного законодателя, а формировалась на протяжении нескольких поколений. Спарта была не единственной дорийской общиной на территории Лаконики, но она стала единственной, благодаря вовремя осуществленным реформам, после которых начала широкомасштабную экспансию.
В спартанском обществе социальные классы формировались в ходе территориальных захватов. Завоёванное население становилось рабами - илотами или же, сохраняя личную свободу, облагалось налогом и другими повинностями, становясь периэками. В Спарте, тем временем, сформировалась «община равных» - господствующее привилегированное меньшинство населения. Конечно, это «равенство» было более или менее формальным, известное расслоение имело место и между спартиатами, хотя в VII-VI вв. оно сказывалось ещё мало. Фактически власть находилась в руках нескольких знатных родов. В среде спартиатов продолжало существовать старое родовое деление на три дорийские филы, но, кроме того, существовали и подразделения, основанные на территориальном принципе.
Вся земля после завоевания Мессении была разделена на примерно равные наделы и каждая семья спартиатов получила, положенный по жребию, земельный участок, «клер», размером около 25 - 30 га. По свидетельству Плутарха, Ликург разделил всю землю на тридцать тысяч клеров для периэков и девять тысяч - для спартанских семей. (Хрестоматия по истории древней Греции / Под ред. Каллистова). Спартанское законодательство не допускало деления клеров между наследниками. Наследником земли, очевидно, считался только старший сын. Содержание младших сыновей, скорее всего, было обязанностью сначала отца, а после его смерти - старшего брата. Жена старшего брата по необходимости становилась также предметом совместного пользования. Единственным механизмом получения клера, для младших сыновей было усыновление их семьями, где не было наследников-мужчин. Условием подобного усыновления могла быть женитьба на дочери владельца клера. К участку прикреплялись илоты, местные жители - непосредственные сельхозпроизводители, которым, под контролем специально уполномоченных лиц, надлежало вести хозяйство на данной земле. Так как спартиатам находились постоянно в состоянии боевой готовности, илоты продолжали вести своё хозяйство, отдавая определенную часть продукции - апофору - государству. Кроме того, илоты выпасали скот и иногда участвовали в военных действиях: охраняли провиант, строили лагеря, выносили мертвых и раненых с поля боя. В бою их выставляли в качестве заслона впереди войска, подставляя под первый и самый мощный удар врага (Хрестоматия по истории древней Греции / Под ред. Каллистова). Только государство обладало властью над жизнью и смертью илотов.
В целях подавления сопротивления илотов организовывались криптии, то есть дни, когда умерщвлялись самые сильные из илотов, с целью подавление возможного сопротивления илотов. Ежегодно каждому из илотов полагалось определенное количество палочных ударов, даже если не совершившему провинности. Хотя государство всеми силами старалось предотвратить восстания илотов, проводя ежегодные криптии, запрещая им выходить из своей хижины и под угрозой наказания смертью приближаться к Спарте, сопротивление захватчикам продолжалось (Хрестоматия по истории древней Греции / Под ред. Каллистова).
Следовательно, в Спарте сложился отличный, от других греческих полисов, использовавших труд привозных рабов, механизм эксплуатации подвластного населения, большое численное превосходство которого требовало наличия сильного аппарата принуждения и постоянной боевой готовности от всех членов полиса.
Периэки – жители автономных общин, являлись другим видом зависимого населения, Земли периэков были ограничены, они продолжали вести своё хозяйство, и занимались ремеслами, но, кроме уплаты податей, должны были выставлять военные отряды тяжеловооруженных гоплитов. Кроме ведения домашнего хозяйства, среди периэков было много ремесленников, ювелиров и золотых дел мастеров. Однако после VII в. до н.э., был введён запрет на изготовления роскошных предметов, периэки производили в основном орудия сельскохозяйственного труда, несложные предметы быта и оружие. Состав периэков был ахейским и дорийским, значительно позже к ним присоединялись племена, получившие право жительства в Спарте. Располагаясь в пограничных районах, поселения периэков создавали естественную защиту подступах к центральным районам страны, населенной илотами. Таким образом, на образование классов в Спарте сильное влияние оказало завоевание территорий.
После реформ проведенных Ликургом, гражданином Спарты считался только тот кто, происходил от родителей граждан, имел клер с илотами, прошел школу спартанского военного обучения, полностью подчинялся законам спартанского государства и представителям государственной власти. Ликург, как передает традиция, ввел нового деления на «обы» (по предсказанию, полученному от дельфийского оракула) в основе которого лежал территориальный принцип. Вся территория была разделена «обы», представлявшие собой мелкие территориальные округа. Новая система была связана с пятичленным делением самих спартиатов, Спарта состояла из пяти поселков («комай») (Колобова К.М. Древняя Спарта X -IV вв. до н.э).
Реформы Ликурга смогли разрешить основную проблему - сохранить приблизительное равенство внутри коллектива завоевателей (во избежание раскола) и удержать в повиновении покоренное местное население, изменения в экономике Спарты, позволили образоваться «общине равных» схожих по материальному положению граждан. Государство заботилось об обеспечении сограждан всем необходимыми, и одновременно, проверяло размер взыскиваемой с илотов продукции, пресекая возможности разбогатеть кому-либо из спартиатов, лишив их права продажи земли, илотов и осуществляя время от времени передел клеров. Основными производителями сельскохозяйственной продукции были экономически и политически порабощённые илоты, периэки представляли класс мелких ремесленников и землепользователей.
В период завоевания дорийцы представляли собой военно-племенные объединения, возглавляемые патриархальной знатью и находившиеся еще в условиях родоплеменного строя. Институты власти, сложившиеся в период завоеваний, но не отвечающие нуждам оформлявшегося рабовладельческого полиса, приспособились к новым требованиям и сохранились в Спарте как в «музее исторических окаменелостей», по выражению К.М. Колобовой. ( Колобова К.М. Древняя Спарта в X - IV вв. до н.э. - Ленинград, Наука,
1957. – 28 .)
В Спарте классического период
Исторические корни царской власти в Спарте можно найти в гомеровской Греции. Однако следует отметить, что в гомеровской Греции царская власть всегда оставалась наследственной суверенной монархией. Царская власть в Спарте весьма значительно отличалась от любой полисной магистратуры важными монархическими элементами и привилегиями. Первоначально во главе государства стояли два архагета, которые выбирались каждые восемь лет, путем гадания по звездам, обычно это объясняется результатом синойкизма дорийской и ахейской общин. Оба царя не являлись носителями верховной единоличной власти, а обладали одинаковой властью, их компетенция была ограниченной, оба они находились под контролем герусии и эфоров, и спартанский государственный строй не был монархией. В общественной жизни они пользовались привилегиями и почётом.