Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 17:56, реферат
На протяжении большей части античной истории одним из сильнейших государств южной части Пелопонесса был древнегреческий город-государство Спарта (Лакедемон) 1. Город Спарта возник в XI или X вв. до н.э., после того как дорийцы, вторгшиеся в Лаконию, обосновались на плодородных землях в средней части долины Эврота, окружённую горными возвышенностями. Согласно «Илиаде», древняя Спарта являлась одной из 12 ахейских общин Лаконики, подвластных мифическому царю Менелаю. В глубокой древности на территории Лаконики, как и на территории смежных с ней Арголиды и Мессении, находился ряд центров микенской культуры. Памятниками микенской культуры являются вещи замечательные по богатству и художественной ценности, найденные в погребениях древних Амикл (современная дере
Во время жертвоприношений цари восседали на жертвенном пиршестве на первом месте, в отличие от остальных участников им первым подносили угощения и в двойном количестве. При возлияниях царям полагался первый кубок и шкура жертвенного животного. Помимо крупных земельных участков, выделенных на землях периэков, они владели плодородными участками, выделенными из государственных земель. Им полагались приношения «от народа»: жертвенные животные, вино, ячменная мука, т.е. содержание царского дома во многом основывалось на натуральных поставках спартанской общины.
Им подчинялось войско, и они имели право на большую часть военной добычи, обладали правом жизни и смерти в походах. Никто из должностных лиц не имел право вмешиваться в распоряжения царей или не подчиняться им. Все решения выносились царями совместно и лишь в этом случае были обязательны. Оба царя были в конституционном отношении равны. Наследование велось по прямой линии. После смерти царя престол обычно переходил к старшему сыну. Однако, как утверждает Геродот, при наличии нескольких сыновей преимущественным правом наследования обладал тот, кто был рожден уже после вступления отца на престол. Институт царской власти в Спарте унаследовал много архаичных черт, относящихся ко времени военной демократии.
Высшим органом становится Совет геронтов, или герусия, в состав которой входили 30 членов, 28 из них были старше 60 лет (по-гречески геронты - старики, отсюда и название Совета) и два спартанских царя (независимо от возраста). (Геродот V т.стр.57). Геронты избирались из среды спартанской аристократии и занимали должности пожизненно. Герусия существовала наравне Народным собранием, но не подчинялась и не контролировалась, ни одним органом. Она имела право аннулировать решения Народного собрания, если считала их по каким-либо причинам ошибочными. Как полновластный орган государственной власти, герусия принимала все решения, иногда формально выносив их на обсуждение в Народном собрании. Она обладала практически неограниченными полномочиями, заседала ежедневно и руководила всеми делами, включая военные, финансовые, судебные (изгнанию из страны, лишению гражданских прав, возбуждать судебное преследование даже против спартанских царей). Все нити государственного управления были сосредоточены в руках геронтов или находились под их контролем.
Апелла - народное собрание полноправных граждан-спартиатов, первоначально обладало обширными функциями, ей принадлежало право принимать и отвергать законы, решать вопросы войны и мира, а также решать наиболее важные дела внутри самой общины. Фактически она могла утверждать или отклонять предлагавшиеся ей решения герусии и эфоров. В собрании могли принимать участие только полноправные спартиаты — мужчины старше 30 лет, прошедшие полный цикл гражданского воспитания, владевшие земельным наделом и принятые в состав одного из застольных товариществ (сисситий).
Апелла собиралась один раз в месяц, в строго определенном месте («между Бабикой и Кнакионом»). ( Л.Г. Печатнова. История Спарты (период архаики и классики) СПб.: Гуманитарная Академия, 2001.стр.41). Созывали собрание либо цари и геронты, либо эфоры, собрания проводились в открытом месте, где все стояли и голосовали криком, такой способ голосования указывает на большую древность существования апеллы. Однако после ограничения власти апеллы второй ретрой, наиболее важной функцией апеллы становится выбор должностных лиц, а старые широкие полномочия сильно ограничиваются. Члены апеллы могли выражать только свое отношение к вопросам, предложенным им герусией и архагетами. Данный способ голосования допускал злоупотребления со стороны герусии, при утверждении любых решений.
Таким образом, со временем апелла перестала играть активную роль в жизни спартанского государства и превратилась лишь в совещательный орган при герусии, и позволило ей просуществовать долгое время в период рабовладельческого государства.
Коллегия из пяти эфоров («надзирателей») была не менее авторитетным органом Спартанского государства. Избирались эфоры из всего состава спартиатов на 1 год апеллой, все же это юридическое правило далеко не всегда соблюдалось, обычным делом было избрание в эфоры представителей знатных родов. Эфоры, обладали властью контролировать действия должностных лиц, отвечали за прочность и стабильность спартанского законодательства в целом.
Особое значение уделялось контролю над деятельностью спартанских царей, то есть стараться не допустить усиления царской власти и перерастания её в монархию. Эфоры раз в месяц принимали клятву о соблюдении спартанских законов. Во время военных походов два эфора обязаны были сопровождать царей, в мирное время имели право вести переговоры с послами других государств, созывали и председательствовали на заседаниях апеллы, привлекали царей к суду герусии и к судебной ответственности. В обязанности эфоров вменялись функции управления и надзора над рарюками и многочисленными илотами. При вступлении в должность эфоры подкрепить фактами старый закон об объявлении криптий, освященный древний обычай войны против илотов.
На середину VI в. приходится последний этап реформирования спартанского общества, в результате которого возникает классическая модель спартанского полиса. Возможным инициатором изменений был эфор Хилон, один из семи мудрецов. Сведения о нем крайне скудны, тем не менее, Диоген Лаэртский приводит несколько мудрых его изречений: «Ничего сверх меры», «Познай самого себя», «Истрачивая деньги на ненужное, ты мало будешь иметь их на необходимое», «Сдерживай язык, особенно в застолье» (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, Пер. М. Л. Гаспарова; Ред. тома и авт. вступ. ст. А. Ф. Лосев; АН СССР, Ин-т философии. — 2-е изд., испр. — М.: Мысль, 1986. стр. 75-77).
Точно неизвестно, в чем конкретно заключалось реформирование эфората, вероятно, Хилон был инициатором закона, передавшего председательство в народном собрании и в герусии от царей к эфорам. (.Г. Печатнова. История Спарты (период архаики и классики) СПб.: Гуманитарная Академия, 2001 стр31).
По-видимому, между царями и
полисом был заключен
С раннего возраста начиналась обработка сознания молодежи и формирование единообразных ценностных установок. Значение семьи при этом было низведено до минимума, ибо семья не должна была больше стоять между государством и его гражданами. Интересы государства ставились неизмеримо выше интересов частных граждан. Идеалы военной доблести и патриотизм были провозглашены высшими нравственными ценностями. Спартанские мальчики уже в 7 лет забирались из семей и передавались в ведение государства, и до 20 лет спартанец проходил обучение, после чего становился полноправным гражданином. Мальчиков распределяли по отрядам - агелам, где они вместе жили, играли и трудились, причем под словом «трудиться» подразумевалось выполнение гимнастических и физических упражнений. «Агела» в дословном переводе значит стадо.
Воспитывали и обучали детей педономы - государственные воспитатели, избранные из числа наиболее достойных спартиатов ( Л.Г. Печатнова. История Спарты (период архаики и классики) СПб.: Гуманитарная Академия, 2001.стр.273). Начальниками агел - агелархами - были мальчики старших возрастных групп, отличавшиеся рассудительностью, сообразительностью и храбростью в драках. Дети должны были во всем равняться на них, исполнять их приказы, молча повиноваться и молча терпеть наказания. Воспитывалась привычка к строгой дисциплине, которая считалась высшей добродетелью.
Интеллектуальная подготовка в Спарте ограничивалась умением читать и писать, знаниями о традициях спартанцев, её истории, религиозных обрядах, а также знанием нескольких религиозных и военных песен. Основной упор в Спарте делался на физическую подготовку детей, так как целью системы спартанского воспитания было воспитание из каждого спартанца воина. Физическая сила, бесстрашие и ловкость в Спарте ценились очень высоко. Детей закаляли, воспитывая упорство и выносливость, умение переносить любые тяготы и лишения, голод, стужу, боль. Большая часть времени отводилась упражнениям в беге, борьбе, метанию копья и диска. Много внимания уделялось военным играм.
Питание было самым скудным, чтобы подростки привыкли к постоянному голоду и умели его переносить. Как сообщает Плутарх, собранных в военных лагерях, спартанских детей держали впроголодь, чтобы принудить их своими силами бороться с лишениями и стать смелыми и хитрыми. Спартанцы сделали удивительное педагогическое открытие: если у детей получалось воровать у взрослых, то становясь взрослыми, проявляют больше смелости и храбрости. «Старшим детям было приказано собирать дрова, маленьким — овощи. Все, что они приносили, было ворованным. Одни отправлялись для этого в сады, другие прокрадывались в сисситии, стараясь выказать всю свою хитрость и осторожность. Попавшегося без пощады били плетью как плохого, неловкого вора. Если представлялся случай, они крали и приготовленную еду, причем учились нападать на спавших и на плохих сторожей. Дети старались, — пишет Плутарх дальше, — как можно тщательнее скрыть свое воровство». (Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 3 т. - Москва: АН СССР, 1963 параграф №40).
Важным средством воспитания будущего воина и рабовладельца было участие подростков 14—15 лет в криптиях — ночных облавах и истреблении наиболее строптивых рабов. Одним из испытаний было наказание мальчиков розгами перед алтарем богини Артемиды, прошедшими испытания считались те подростки, которые во время порки не произнесли ни звука. В самом конце обучения юношу ждали серьезные испытания, он отправлялся странствовать по стране один, практически без одежды. Целый год молодой человек блуждал по горам и долам, скрываясь так, чтобы его нельзя было найти, сам добывал себе пищу, спал мало и всякий час был на чеку, чтобы никто не мог его выследить и застать врасплох. Выдержавших это испытание допускали к совместной трапезе взрослых мужчин. (Древняя Греция. Под ред. Струве В.В. - Москва, Наука, 1964. – стр.357)
Музыка, пение, танцы были также направлены на воспитание качеств, необходимых воинам, музыка должна была пробуждать мужество, танцы изображали отдельные элементы боя. Большое внимание уделялось выработке военного языка, все спартанцы славились своим умением говорить кратко и ясно («лаконическая речь»). В конце обучения происходило разграничение, когда лучшие юноши выбирались в корпус "всадников", который был резервом для пополнения политической и военной элиты. Корпус "всадников" был особым подразделением спартанской армии, который во время военных действий сражался рядом с царем. Этот элитный отряд, численность которого была неизменной, триста человек, в отличие от обычной армии никогда не распускался. Служба в этом отряде была важным шагом в военно-политической карьере. «Следуйте же за вашими предводителями, куда бы они вас ни повели, соблюдая превыше всего дисциплину и бдительность, и всегда точно выполняйте приказы военачальников. Нет ничего прекраснее и надежнее для большого войска, чем подчиняться единой воле и единому порядку» (Фукидид т. II, стр.11).
Военнообязанными считались все спартанцы с 20 до 60 лет, они делились по возрастным и территориальным группам. Все зачисленные в армию обязаны были являться на службу со своим вооружением и продовольствием. Вооружение спартанцев было тяжелым, при себе они имели копье, короткий меч и защитное вооружение: круглый щит, прикрепленный к шее, шлем, защищавший голову, панцирь на груди и поножи на ногах. Вес защитного вооружения достигал 30 кг.( Спартанцы http://www.greek.ru) Такой тяжеловооруженный боец назывался гоплитом. Каждый гоплит имел слугу - илота, который в походе нес его защитное вооружение.
В Спарте воспитанием девочек занимались серьезно – ведь их готовили стать матерями будущих граждан-воинов. Девочки до семи лет находились под опекой матери и няньки и были свободные от каких-либо обязанностей. Воспитание спартанских девушек мало чем отличалось от юношеского воспитания. В Спарте было провозглашено почти полное равноправие полов: «Способности одинаково распределены между полами, и все занятия доступны по природе и женщине и мужчине», - эта мысль просматривается во всех основных философских трудах того времени. ("Интересная газета. Тайны истории" №2 2007 г.). Девушек учили бегать, прыгать, бороться, метать диски и дротики, они занимались гимнастикой наравне с мальчиками, учились так же танцам и пению. Причем физические упражнения по своей сложности не уступали мужским тренировкам. Это объяснялось тем, что «от здоровых и сильных супругов и дети будут сильными и здоровыми». Женщинам также, по достижении определенного возраста, разрешалось принимать участие в военных походах и криптиях. Они могли присутствовать при всех государственных, военных и религиозных праздниках, исполняя песни и ритуальные танцы. Только в Спарте мужья слушаются жен», — сказали спартанке. «Потому что только в Спарте жены рожают настоящих мужей», — ответила спартанка (Древняя Греция история, культура, искусство. Спарта. http://www.greecancient.ru/).
Гражданские права женская часть населения Спарты также получала после 30 лет, возраст который символизировал достижение полного физического и нравственного развития для представителей обоих полов. Спартанские девушки ничем не уступали в уровне своей военной подготовки юношам, однако их роли в социуме несколько различались: если мужчина был воином, но женщина, по традиции, рассматривалась как хранительница домашнего очага. Матери, напутствуя солдат, отправляющихся в военную экспедицию, говорили: “Со щитом или на щите”. Горе было человеку, проявившему малодушие в бою – он становился изгоем в обществе, от него отказывалась мать, жена, друзья. Он становился предметом всеобщего осмеяния, и только смерть могли освободить его от мучительной жизни. Известны случаи, когда опозорившегося спартанца, преступление которого было доказано, убивала его собственная мать в эмоциональном порыве. Специфика спартанского образа жизни повлияла на женщин, которые оказались под влиянием мужской морали и были вынуждены формировать свои сообщества по мужскому типу, имитируя их систему воспитания, включая обряды инициаций и культовые церемонии. Во время свадебной церемонии, невесту переодевали невесту в мужскую одежду и брили ей голову.