Определение истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:42, доклад

Краткое описание

Цели освоения дисциплины заключаются в формировании у студентов фундаментальных теоретических знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней, усвоение студентами уроков отечественной истории в контексте мирового опыта и общецивилизационной перспективы. Изучая историю, получают представление об экономическом, социальном, политическом и культурном развитии России, овладевают необходимыми знаниями и умениями, которые можно применить для освоения последующих гуманитарных дисциплин.

Вложенные файлы: 1 файл

РП История.doc

— 614.50 Кб (Скачать файл)

 

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература:

  1. История России. Учебник для технических вузов / А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н.Зуев [и др.]; под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. –  2-е изд., перераб. и доп. – М: Высшая школа, 2007.
  2. История России: учебник для вузов / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – 6-е изд., перераб. и доп. –  М.: Проспект, 2011.
  3. История Российского государства: Учеб. Пособие для вузов / Ш.М. Мунчаев, В.М.Устинов, Н.Д. Эриашвили и др.; Под ред. проф. Мунчаева. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  4. Моряков В.И., Федоров В.А., Щетинов Ю.А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – М.: КноРус Велби, 2008.
  5. Новейшая история России. 1914 – 2005: учебное пособие для вузов / В.А. Кутузов, М.В. Ходяков, Н.Б. Лебина [и др.] / под ред. М.В. Ходякова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высшее образование, 2008.
  6. Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т.А.Сивохина – М.: Проспект, 2006.

Дополнительная литература:

  1. Гумилев Л.Н. От Руси к России / Л.Н. Гумилев. – М.: ACT: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. – 385 с.
  2. История и культура Отечества: учеб. пособие / В.В. Гуляева, Л.Р. Горланов, А.Ф. Батраков [и др.; под ред. В.В. Гуляевой. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический проект: Трикста, 2007. – 284 с.
  3. История России в схемах: учебное пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2009. – 304 с.
  4. История и философия отечественной исторической науки: учеб. пособие для вузов / Р.Г. Пихоя, Н.М. Рогожин, А.И. Комиссаренко [и др.]. – М: Изд-во РАГС, 2006. – 429 с.
  5. Курс отечественной истории IХ-ХХ веков. Основные этапы и особенности развития российского общества в мировом историческом процессе /Под ред. Ольштынского Л.И. (учебное пособие). – М.: ИТРК, 2002. – 544 с.
  6. Смоленский Н.И. Теория и методология истории: учебное  пособие для вузов. – М.: Академия, 2007. – 273 с.
  7. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России. IХ-ХХ вв. Учебное пособие. М.: Простор, 1996. – 390 с.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. «Мир истории» (Российский электронный журнал) - http://www.historia.ru/
  2. Федеральный фонд учебных курсов по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам - http://humanities.edu.ru /
  3. Каталог образовательных интернет-ресурсов - http://catalog.vlgmuk.ru/index.pl.
  4. Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова -  http://www.hist.msu.ru/ER/index.html
  5. Карамзин Н.М. История государства Российского - http://www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/karamzin/karahist.htm
  6. История России – http://www.eliseev.ru/istor/h020.htm
  7. Учебник истории для вузов под ред. И.Я. Фроянова «История России от древнейших времен до начала ΧΧ века – http://www.anriintern.com/history/rushist2/rushistory.htm
  8. Воронин А.В. История Российской Государственности - http://www.lants.tellur.ru/history/voronin/index.htm

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Специализированные лекционные аудитории, оборудованные видеопроекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения и экраном, помещения для проведения семинарских занятий, оборудованные учебной мебелью и компьютерами, библиотека, имеющая рабочие места для студентов, оснащенные компьютером с доступом к базам данных и сети Интернет.

8. Контроль и оценка результатов обучения.

Контроль знаний студентов по «Экономике» включает в себя: входной контроль; текущий контроль; рубежный контроль.

Входной контроль проводится в начале учебного периода, выявить степень подготовки студентов к изучению дисциплины по остаточным знаниям школьного курса («Обществознание») и ранее изученным дисциплинам «История», «Математика».  Входной контроль знаний можно проводить в виде блиц-опроса на первом практическом занятии. Результаты входного контроля не должны влиять на итоговый рейтинг студента, но по ним преподаватель определяет слабых и подготовленных студентов, что при индивидуальном подходе к обучению повышает его эффективность.

Текущий контроль стимулирует и корректирует самостоятельную работу студента по освоению дисциплины. Текущий контроль проводят в виде опросов и тестирования по отдельным темам, его результаты отражаются в рейтинге студента.

Рубежный контроль должен выявить уровень знаний студентов по материалу изученного модуля. Рубежный контроль проводят после изучения каждого модуля в форме коллоквиума, его результаты отражаются в рейтинге студента.

Таблица 9.

Примерная модульно-рейтинговая карта по дисциплине

Виды учебной работы

Максимальный

балл 

Зачетный

балл

Модуль 1. От Древней Руси к формированию единого российского государства (VI – XVI вв.)

35

20

в том числе

   

Посещение лекций

8

5

Подготовка и выполнение докладов/рефератов

10

5

Подготовка и участие в ролевой/деловой игре

7

5

Рубежный контроль по Модулю 1 (коллоквиум)

10

5

Модуль 2. Россия в эпоху Нового времени

35

20

в том числе

   

Посещение лекций

8

5

Подготовка и выполнение докладов/рефератов

10

5

Подготовка и участие в ролевой/деловой игре

7

5

Рубежный контроль по Модулю 2. (коллоквиум)

10

5

Модуль 3. Отечество в период советский власти

35

20

в том числе

   

Посещение лекций

8

5

Подготовка и выполнение докладов/рефератов

10

5

Подготовка и участие в ролевой/деловой игре

7

5

Рубежный контроль по Модулю 3. (коллоквиум)

10

5

Модуль 4. Россия на рубеже ХХ-ХХI вв.

35

20

в том числе

   

Посещение лекций

8

5

Подготовка и выполнение докладов/рефератов

10

5

Подготовка и участие в ролевой/деловой игре

7

5

Рубежный контроль по Модулю 4. (коллоквиум)

10

5

Промежуточная аттестация – экзамен

140

80


 

9. Глоссарий основных определений дисциплины «История».

Абсолютизм, абсолютная монархия – последняя форма феодального государства, возникающая в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений. Характеризуется тем, что глава государства является главным источником законодательной и исполнительной власти, устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами.

Автаркия – самообеспеченность, самодостаточность.

Батрак – наемный сельскохозяйственный рабочий в помещичьем или кулацком хозяйстве; обычно обедневший крестьянин, вынужденный работать по найму.

Бояре – высший, наряду с великими и удельными князьями, слой общества в России с X по XVIII вв. (звание первоначально жалованное, а позднее наследственное). В IX-X вв. бояре составляли верхушку дружины, получали значительную долю доходов путем сбора дани с населения. Бояре имели свою вотчину.

Буржуазия (капиталисты) – владельцы частной собственности на средства производства, использующие наемный труд.

Волюнтаризм (лат. воля) – деятельность, осуществляемая без учета объективных законов исторического процесса, на основе субъективных желаний и произвольных решений. Политический волюнтаризм находит свое выражение в пренебрежительном отношении к объективным закономерностям, в вере во всесилие административных решений.

Вотчина – земельное владение, передаваемое по наследству. В вотчине производились все необходимые феодалу сельскохозяйственные продукты.

Государственная Дума – представительное, законосовещательное учреждение Российской империи (1906–1917). Нижняя палата Федерального собрания (парламента) Российской Федерации по Конституции 1993 г.

Государственный совет – высшее законосовещательное учреждение Российской империи в 1810–1917 гг. С 1906 г., в связи с созданием Государственной Думы, получил право законодательной инициативы.

Государство – основополагающая политическая структура общества, устанавливающая власть, порядок, закон, систему взаимоотношений граждан, социальных групп, слоев, классов.

Гражданская война – организованная вооруженная борьба за государственную власть между классами и социальными группами внутри страны.

Дворянство – господствующее, привилегированное сословие в эпоху феодализма. Дворянство объединило крупную земельную аристократию и основную массу средних и мелких землевладельцев-помещиков.

Демократия (греч. Народовластие) – демократические свободы, воплощающие принципы цивилизованного общества: совести, слова, печати, собраний.

Деспотия (греч. неограниченная власть) – форма самодержавной власти.

Диктатура пролетариата – по теории К. Маркса, политическая власть рабочего класса, осуществляемая на основе союза с крестьянством и другими трудящимися. Установление ее происходит в результате социалистической революции.

Демилитаризация – ликвидация на основе международного договора военных сооружений на определенной местности и запрещение держать на ней военные базы и войска.

Диссидент – человек, придерживающийся убеждений, не совпадающих с официальной идеологией государства, и отстаивающий свои убеждения. 

Ересь (греч. особое вероучение) – вероучение, отличающееся от системы религиозных представлений, признанных церковью.

«Железный занавес» – термин, обозначавший изоляцию СССР от капиталистического мира

Земский собор – собрание сословных представителей: бояр, духовенства, дворянства.

Иерархия – последовательное расположение общественных слоев или служебных званий от низших к высшим, в порядке подчинения.

Идеология (греч. учение) – система взглядов, идей, выражающая отношение к действительности людей, классов, групп, партий, составляющая их мировоззрение, разрабатываемое теоретиками, идеологами. Оказывает активное влияние на общество.

Император (лат. повелитель) – в России в 1721 г. после Ништадского мира титул императора принял Петр I. Это должно было поднять политический престиж России, подтвердить преемственность власти российской монархии от императоров Рима и Византии. Этот титул стал наследственным, его носили все последующие русские цари.

Империализм (лат. господство) – стадия капитализма, характеризующаяся сменой свободной конкуренции на господство монополий и финансового капитала, формированием мировой капиталистической системы хозяйства. Переход к империализму произошел на стыке XIX–XX вв.

Империя (лат. власть, государство) – монархическое государство, главой которого является император. Чаще всего империей называлось государство, имевшее в своем составе различные народы, иногда – организация колониального господства отдельных буржуазных государств. (Британская империя, Французская колониальная империя). Империю характеризует жесткая политика централизации и единовластия. Россия была империей с 1721 г. (Петр I) и до 1917 г.

Импичмент – выражение недоверия, особый порядок привлечения к ответственности и судебного рассмотрения дел о преступлении высших должностных лиц в государстве.

Индивидуальный  террор – тактика политической борьбы, в основе которой лежит физическое уничтожение политических врагов.

Индустриализация – постоянное наращивание применения машин в производстве.

Интернационализм (лат. международный) – стремление к объединению разных государств, наций, народов, классов, групп для интернационализации производства, обмена информацией, научно-технического и культурного развития. Марксизм разработал теорию пролетарского интернационализма как международной солидарности рабочего класса в борьбе за общие цели.

Казачество – первоначально вольные люди из бежавших от феодального гнета крепостных крестьян, горожан, селившихся на окраинах Русского государства. В XVI-XVII вв. казачество сложилось в сословие, которое за оборону границ получало из казны жалование, в пожизненное владение землю, освобождалось от тягла (повинностей), имело самоуправление из выборных атаманов, сотников, есаулов. Высшим органом был войсковой круг.

Капитализм – общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на орудия и средства производства и использовании наемного труда.

Католицизм (греч. всеобщий, вселенский) – одно из основных (наряду с православием и протестантизмом) направление в христианстве. Католицизм (западное или римское католическое исповедание) имеет ряд особенностей в вероучении, культе, централизованную организацию, единый всемирный центр (Ватикан), единого главу – папу римского, считающегося наместником Бога на земле.

Классы – большие социальные группы, отличающиеся отношением к производству, имущественным, правовым, политическим положением в обществе.

Князь – глава феодально-монархического государства у славян и некоторых других народов, позднее – дворянский титул. Первоначально князь являлся племенным вождем, предводителем племени. В процессе формирования раннефеодального государства у славян происходило постепенное объединение прежних племенных княжеств под единой княжеской властью. Княжеская власть, первоначально выборная из представителей родоплеменной знати, постепенно сосредотачивается в руках представителей одного рода (Рюриковичи на Руси). Князья, являющиеся главами феодальных монархий на Руси, назывались Великими князьями. Правители более мелких княжеств – уделов (в период феодальной раздробленности) были удельными князьями. С образованием централизованного государства на Руси удельные князья переходили в состав великокняжеского двора (с 1547 г. – царского). До XVII в. княжеские звания были только наследственными, но с XVIII в. титул князя стал также жаловаться высшим сановникам за особые заслуги.

Коллективизация – преобразование сельского хозяйства в СССР в конце 20-х – начале 30-х гг. XX в. путем массового создания коллективных хозяйства (колхозов).

Информация о работе Определение истории