Опричнина Ивана Грозного: причины, сущность, последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 14:20, реферат

Краткое описание

Целью своего реферата я ставлю не принятие одной из точек зрения, а как студентка факультета журналистики попытаюсь не предвзято передать хронологию событий тех далеких времен, изучив труды историков. Реферат будет создан по материалам некоторых книг знаменитых российских и советских историков, их рассуждениях об эпохе Ивана Грозного.

Содержание

Введение……………………………………………………………..………..…….3
Глава I. Предпосылки опричнины………………………………………….……5
Глава II. Организация, метод и сущность опричнины…………………………8
Глава III. Причины, отмены и итоги опричнины………………………………15
Заключение…………………………………………………………………..……...18
Библиография……………………………………………………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

опричнина ивана грозного. Хурда.docx

— 43.03 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕЧАТИ

 

Факультет ИЖУР        Кафедра Журналистики

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 по дисциплине «История» 

На тему: «Опричнина Ивана Грозного: причины, сущность,

                последствия»

 

 

 

 

Выполнила студентка группы Жз-1

Хурда А.И.

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

Оглавление:

 

Введение……………………………………………………………..………..…….3

Глава I. Предпосылки опричнины………………………………………….……5

Глава II. Организация, метод и сущность опричнины…………………………8

Глава III. Причины, отмены и итоги опричнины………………………………15

Заключение…………………………………………………………………..……...18

Библиография……………………………………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

История государства Российского, как и история любого государства  таит в себе много драматических  и интереснейших периодов, к коим можно причислить и опричнину Ивана Грозного.

С.Б. Веселовский писал: «В нашей историографии нет, кажется, вопроса, который вызывал бы большие  разногласия, чем личность царя Ивана  Васильевича, его политика и, в частности, его пресловутая опричнина. И  замечательно, что по мере прогресса  исторической науки разногласия, казалось бы, должны были уменьшиться, но в действительности наблюдается обратное».

Иван VI был сыном великого князя московского Василия III и Елены Глинской. Он пришел к власти в очень раннем возрасте. Юный Иван вырос в обстановке дворцовых переворотов, в каких велась борьба за власть между двумя дворянскими родами - Шуйскими и Бельскими. Существует мнение, что такая обстановка сопровождаемая интригами, насилием и убийством способствовала тому, что в нем чрезвычайно развились такие черты характера как мстительность, жестокость и подозрительность.

Крупнейший историк дореволюционной  России Соловьев С.М. так писал о  царе Иване VI: «Он не сознавал нравственных духовных средств для становления правды и наряда или, что еще хуже, сознавши, забыл о них; вместо целения он усилил болезнь, приучил еще более к пыткам, кострам и плахам».

Смерть жены Анастасии  летом 1560 года еще более усугубила  подозрительность, мстительность, деспотизм 30-ти летнего царя и явилась переломным этапом в характере его правления.

Выбирая путь развития страны между медленными структурными реформами  и реформами стремительными, силовым  путем царь выбрал второй путь. По-видимому, смерть Анастасии Захарьиной-Юрьевой-Кошкиной до конца ожесточила характер Ивана  VI. С этой поры он больше не желал слушать людей, которые были не согласны с его политикой. С 1560 года царь Иван стал на путь ужесточения власти путем, приведшим к репрессивным мерам и террору. Для достижения своих целей он создал опричнину, так называемую «тайную полицию» Ивана Грозного, которая и должна была осуществить задуманные им репрессии на пути к достижению своих целей.

Целью своего реферата я  ставлю не принятие одной из точек  зрения, а как студентка факультета журналистики попытаюсь не предвзято  передать хронологию событий тех  далеких времен, изучив труды историков. Реферат будет создан по материалам некоторых книг знаменитых российских и советских историков, их рассуждениях об эпохе Ивана Грозного.

Итак, приступим…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Предпосылки опричнины.

 

Иван VI был венчан на царствование 16 января 1547 года.  В феврале 1547 года Иван VI обвенчался с Анастасией Захарьиной-Юрьевой-Кошкиной, которая была дочерью одно из московских дворян. Вскоре после венчания, новоявленные родственники Ивана VI, которые получили высокие должности при дворе, митрополит Макарий, а также их сторонники среди князей и бояр объединились против возглавлявших правительство Глинских.

Летом 1547 года в Москве случился страшный пожар, в котором почти дотла сгорела столица, бывшая на то время деревянной, и без крова остались почти все москвичи вследствие чего в городе вспыхнуло восстание. Все эти события оказались на руку для противников Глинских. Начались эпидемия и голод и простые москвичи собрались на вече, после которого восставшие пошли на Кремль. Обозленные жители убили боярина Юрия Глинского, который был дядей царя, другой дядя Михаил Глинский бежал. Они разгромили и разграбили их дворы.

Иван VI, который уехал из Москвы из-за случившегося пожара, находился на то время в селе Воробьеве под Москвой. Восставшие горожане, вооруженные кто чем мог, явились к царю и стали требовать, чтобы тот отдал Анну и Михаила Глинских им на расправу. Царь Иван стал уверять их, что Глинских у него нет. Поверившие ему москвичи ушли и восстание почти сразу прекратилось, но правительство Глинских пало и к власти пришли Захарьины.

Эти события царь Иван помнил всю жизнь: «от этого вошел  страх в душу мою и трепет в кости мои, и смирился дух мой». Потрясения, пережитые в детстве привели к тому, что Иван Грозный на всю жизнь потерял доверие к подданным. Иван VI был человеком сложного характера, весьма противоречивого и неуравновешенного. Когда в его жизни случались моменты сильнейшего внутреннего напряжения, тогда его поведение выходило за пределы разумного. В такие моменты он чинил справедливый и несправедливый суд над своими настоящими противниками и над мнимыми.  

После возвращения из Казанского похода царь тяжело заболел. В марте 1553 года им было составлено завещание  в пользу первого сына Дмитрия, он потребовал, чтобы бояре принесли присягу Дмитрию, после чего бояре  стали сомневаться и некоторые, сославшись на болезнь, отклонились  от присяги. Это было глубокое потрясение царя.

Второе потрясение он пережил  в августе 1560. Тогда внезапно скончалась царица Анастасия, которую он сильно любил, которая была для него самым  близким человеком. При дворе  поползли слухи, что Анастасию отравили Адашев и Сильвестр. Смерть царицы настолько  потрясла царя, что он учинил массовые казни, над сторонниками Адашева и Сильвестора, в ходе которых часть была отправлена в заточение, часть уничтожена. Адашев и Сильвестр после суда Церковного Собора были сосланы.

Царь окружил себя новыми любимцами – боярин Алексей Басманов, Федор Басманов, Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский (Малюта Скуратов), князь  Афанасий Вяземский. Малюта Скуратов руководил  сыском и пытками.

После проведения массовых казней многие бояре и дворяне  бежали за рубеж. Царь Иван решил, во что  бы то ни стало, усилить самодержавную  власть. Его желания бояре и  князья, имеющие традиционные представления  о власти, встретили сопротивлением. Все это с учетом нестабильной психики Ивана Грозного привело  к массовому террору. Террором он пытался усилить центральную  власть. Все его реформы, которыми он пытался ограничить власть феодалам стали встречать сопротивлением и неподчинением царской воли. Все это потребовало от Ивана  принятия решения об установлении диктатуры. Церковь и Дума не поддержали воли царя, и он объявил об отречении  от престола.

В декабре 1564 года в царской  семье началась подготовка к отъезду  из Москвы. Царь стал демонстративно посещать церкви и монастыри, приказал свести в Кремль все самые почитаемые иконы. 3 декабря после богослужения в Успенском Соборе он простился  с членами Боярской Думы, дворянами, митрополитом. После чего вместе с семьей оставил столицу и увез всю казну и всю московскую «святость». Казна и святость стали залогом в руках Ивана VI. Все окружение царя также покинуло Москву, взяв с собой свои семьи.

Царь и его окружение  разместились в Александровской  слободе, откуда он отправил гонца с  обращением к Думе и горожанам. После  получения обращения дьяки объявили горожанам об отречения царя от престола, прочитав прокламации, в которых царь говорил, что гнева на них не держит (на горожан) и никакой опалы не будет. Он говорил об обидах, которые учинили народу «изменники бояре». После чего, благодаря негодованию народа, противники царя не осмелились поднять голос. Иван VI рассчитывал на то, что народ поверит в него, в доброго царя, который борется с боярами - «изменниками». Расчет был оправдан и горожане и купцы объявили, что останутся верны царю и сами расправятся с государевыми изменниками. После этих событий Боярская Дума не приняла отречений и обратилась к Грозному с ходатайством сложить гнев и править страной, как он захочет.

Царь выставил условие, которое  привело его к абсолютной власти. Он вернется к престолу, если ему  дадут право казни изменников по его усмотрению. В срок чуть более одного месяца был подготовлен приговор об опричнине, который он представил в середине февраля, вернувшись в Москву, на утверждение в Думу и Священный Собор. Представляя приговор, он объявил, что для «охранения» своей жизни намерен «учинить» в своем государстве «опричнину» с двором, армией, территорией. Он объявил о своих неограниченных полномочиях в том, чтобы без совета с Думой будет казнить «не послушных бояр» и отбирать их имущество и казну. Он указывал на необходимость прекратить злоупотребление властей и прочие несправедливости. Собор одобрил указ, и членам Думы оставалось только поблагодарить царя за заботу о государстве.

 

 

 

Глава II. Организация, метод и сущность опричнины.

 

Опричнина была организована, как удельное княжество и подчинялась  только царю. Создав опричнину, Иван Грозный  показал тем самым, что в его  в сознании прочно укрепилось мировоззрение  предков, которые, как и он боролись с удельной родней. Ему, с детства  привыкшему к жестокости и коварству, ничего не стоили начать в стране террор без особых на то причин. Он с лёгкостью  казнил, пытал, уничтожал неугодных  среди своего окружения и простого люда. Загоняя в страх, не позволяя думать и высказываться, он казнил, не особо задумываясь, кто виновен, а кто нет, тем самым укреплял свое могущество и власть.

Введя в стране опричнину, тем самым он разделил ее надвое. Одна часть была – опричной, другая – земской. Царь создал опричный удел, в который вошли Вяземский, Можайский и Суздальский уделы, а так же еще несколько мелких уделов. В опричную часть попали некоторые большие дворцовые волости, которые должны были снабжать опричный удел продовольствием. Подчинил опричнине крупные северные уезды, такие как Великий Устюг, Вологда, Двина, Вага которые были большими торговыми городами и служили главным источником дохода для казны опричнины. Так же опричнине были подчинены основные солепромышленные центры Каргополь, Соль Галицкая и Вычегодская, Балахна и Старая Русса. Подчинив их, он создал соляную монополию.

Созвав в Москву уездных  дворян, Басманов отобрал незнатных  дворян для укомплектования опричного войска, которое и стало орудием в руках царя в его борьбе с оппозицией.

С каждого новоявленного  опричника бралась клятва в том, что они будут раскрывать крамольные замыслы угрожающие царю. Опричники должны были носить черную одежду, привязывать к поясу у колчана метлы. Подобное одеяние означало, что опричники должны были вымести из государства изменников. Служа опричнине, низкородные дворяне получали большие возможности и выгоду. Они конфисковали для себя земли у тех, кто не был взят на опричную службу, увеличивая свои собственные землевладения. Опричнину можно назвать личной гвардией Ивана Грозного.

С первых же дней опричники  окропили Москву кровью - они казнили  людей сотнями, семьями, родами. По одному только «делу» боярина Федорова опричниками  было казнено 370 человек. Боярин Федоров  был очень богатым и уважаемым  человеком. Пригласив боярина во дворец, Иван Грозный нарядил его  в царскую одежду, посадил на свой трон, глумился и шутовствовал, кланяясь Федорову как царю, и после своими руками убил его ножом.  Царю донесли, что престарелый князь якобы намерен свергнуть его с трона и сам стать царем. Федоров талантливый военный деятель тех времен, поддерживающий царя во всех его ратных начинаниях, открыто выступил против опричнины и был обвинен в заговоре. По свидетельству современников, он был честным человеком и не брал взяток.

С особым усердием опричники  разоряли княжеские гнезда, а их имущество и владения забирали себе. Князев выгоняли из их усадеб вместе с  семьями, и они шли до мест поселения сами, оставив все нажитое, и кормились по дороге подаянием. Весной 1566 года опричные казни неожиданно прекратились. Было объявлено о прощении и некоторым князьям было разрешено вернуться из ссылки с возвращение им их земель. Но из ссылки вернулись далеко не самые влиятельные князья. Вернувшимся были отведены новые земли, но тех оказалось не достаточно и потому большинству стали возвращать их родовые угодья. Царь вынужден был пойти на это потому что конфискация спровоцировала противодействие знати, а монархия не была настолько сильной и самостоятельной и не обладала отрегулированным механизмом насилия для того чтобы долго удерживать курс на политику терроризма, которая шла в противовес могущественной аристократии. Эти события вселили надежду на то, что царь отменит опричнину.

Духовенство всецело было на стороне аристократии. В мае 1566 года митрополит Афанасий сложил с  себя сан, и Грозный предложил  Герману Полеву занять его место. Когда же Полев, который тоже был противником опричнины, сделал попытку указать царю на его ошибки, члены опричной Думы настояли на его изгнании, чем возмутили аристократию, которая не приняла вмешательство опричников в дела духовенства. Духовенство обладало огромным авторитетом среди бояр и населения. Противодействие царя духовенству поставили Грозного в трудное положение. Он вынужден был уступить при выборе нового митрополита. Новым митрополитом был избран Филипп Колычев. Согласившись принять митрополичий сан, он потребовал роспуска опричнины, чем вызвал безудержную ярость царя. Но чтобы не раздражать и далее духовенство, он вынужден был частично уступить, оставив Филиппа митрополитом, но вынудив его публично отказаться от требований. Филипп поклялся не нападать на опричнину, но и не оставлять митрополию из-за опричнины.

Информация о работе Опричнина Ивана Грозного: причины, сущность, последствия