Основы конституционного строя Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 10:07, реферат

Краткое описание

Конституцией Франции обычно считается основной закон 1958 г., точнее, она состоит из трех документов: Декларации прав человека и гражданина 1789 г., принятой во время Великой французской революции (в ней говорится о некоторых аспектах правового статуса личности, в связи с чем в конституции 1958 г. отсутствует соответствующий раздел); преамбулы конституции 1946 г., принятой во время подъема демократического движения после второй мировой войны (в ней говорится о возможности социально-экономических реформ и о некоторых социально-экономических правах личности); конституции 1958 г., в которой есть ссылки на указанные выше два документа и которая прежде всего регулирует отношения между высшими органами государства.

Содержание

I. КОНСТИТУЦИЯ ФРАНЦИИ …………………………………………. 3
II. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ ……………........ 9
III. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ…………………………………………………………… 11
IV. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТОВ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ………………………………. 14
V. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ………………………………………18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..…………………… 19

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 46.31 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

I. КОНСТИТУЦИЯ ФРАНЦИИ ………………………………………….  3

II. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ ……………........   9

III. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ……………………………………………………………  11

IV. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТОВ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ………………………………. 14

V. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ………………………………………18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..…………………… 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. КОНСТИТУЦИЯ ФРАНЦИИ

 

Конституцией Франции  обычно считается основной закон 1958 г., точнее, она состоит из трех документов: Декларации прав человека и гражданина 1789 г., принятой во время Великой  французской революции (в ней  говорится о некоторых аспектах правового статуса личности, в  связи с чем в конституции 1958 г. отсутствует соответствующий раздел); преамбулы конституции 1946 г., принятой во время подъема демократического движения после второй мировой войны (в ней говорится о возможности социально-экономических реформ и о некоторых социально-экономических правах личности); конституции 1958 г., в которой есть ссылки на указанные выше два документа и которая  прежде всего регулирует отношения между высшими органами государства. Конституция 1958 г. содержит также ссылки на некоторые международные акты, в которых участвует Франция (теперь - договор о Европейском союзе 1992 г.), и другие основополагающие законы (например, об ассоциациях 1901 г.), в связи  с чем отдельные французские юристы включают их в "конституционный блок".

Конституция Франции 1958 г. невелика по объему, хотя она и  пространнее конституции  США. В  ней наряду с краткой  преамбулой содержится 93 статьи, объединенные в 15 разделов (разд. 13 "О Сообществе" и 17 "Переходные постановления" отменены в 1995 г.). Это 17-я конституция со времени  Декларации 1789 г.

Подготовка  и  принятие конституции 1958 г. Конституция  была подготовлена и принята в  условиях острого внутриполитического  и внешнеполитического кризиса, связанного прежде всего с борьбой Алжира за освобождение от колониальной зависимости. В этих условиях президент  де Голль, который во время второй мировой войны руководил вооруженной  борьбой французского народа против фашистских оккупантов, стремясь укрепить политическую стабильность и свою личную власть, в соответствии с полномочиями, которые ему предоставил парламент  специальным законом, возглавил  разработку новой конституции взамен конституции 1946 г. Делегируя ему  эти полномочия, парламент оговорил ряд условий, касающихся содержания новой конституции: парламент участвует  в ее разработке, имея 2/3 мест в Консультативном комитете по ее подготовке; сохраняется  принцип разделения властей: правительство ответственно перед парламентом; источником власти должно быть всеобщее голосование  и др.

Проект конституции  был обсужден в Консультативном  совете и Совете министров и одобрен  на референдуме 28 октября 1958 г. Делегированный способ разработки конституции и ее принятие на референдуме были новым явлением во Франции - все предшествующие конституции принимались парламентами.

Основные  черты, конституции. Конституция 1958 г. в отличие, например, от итальянской  конституции 1947 г. не содержит положений  о социально-экономической  структуре  общества; в ней почти  нет положений  о политической системе (кроме статьи о партиях), как отмечалось, нет  и раздела  о правовом статусе  личности. Отдельные положения социально-экономического характера содержатся в Декларации 1789 г. (о собственности, о равном налогообложении  с учетом состояния граждан), некоторые  экономические, политические и социальные принципы названы в преамбуле  конституции 1946 г. (обращение в коллективную собственность объектов, которые  приобретают характер национальных общественных служб или фактических  монополий, участие трудящихся в  руководстве предприятиями, свобода  труда и обязанность трудиться, профсоюзные свободы, социальное обслуживание населения, отказ от войны с целью завоеваний, возможность ограничения государственного суверенитета для защиты мира и на условиях взаимности). В Декларации 1789 г. и в преамбуле конституции 1946 г. перечислен также ряд личных прав граждан и социально-экономических прав (на образование, здравоохранение и др.).

 

Конституция 1958 г., как уже отмечалось, в основном peryлиpye^ взаимоотношения органов государства. Она провозглашает принцип национального суверенитета, который осуществляется народом через его представителей и на референдуме, а также создание французского Сообщества на базе свободного самоопределения народов колоний (Сообщество фактически прекратило свое существование десятки лет назад, г юридически ликвидировано реформой конституции в 1995 г.). Конституция 1958 г. подтвердила девиз республики: "Свобода, равенство и братство", возникший еще в XVIII в. во время революции, провозгласила принцип республики: "Правление народа, по воле народа и для народа" (эта формулировка впервые официально была провозглашена в США в XIX в.), определила основные условия для создания политических партий и их роль, провозгласила, что республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра. В конституции определено соотношение внутреннего и международного права: договоры и соглашения, ратифицированные Францией, имеют приоритет над внутренним законодательством при условии взаимности. В соответствии с принципом взаимности в 1992 г. осуществлена интеграция Франции в Европейский союз.

По форме  правления  Франция - полупрезидентская, полупарламентарная республика, по форме территориально-политического устройства - сложное унитарное государство (Корсика - политическая автономия, Новая Каледония - ассоциированное государство). Во Франции существует демократический государственный режим.

Изменение конституции. Конституция 1958 г. "жесткая", ее изменение  проходит две стадии. Сначала проект об изменениях принимается  раздельно  обеими палатами простым  большинством голосов в идентичной редакции, а  затем такой закон  утверждается на референдуме или  конгрессом парламента (совместным заседанием палат) большинством в 3/5 общего числа  голосов. На первой стадии законопроект обсуждается, в  него вносятся поправки. На второй стадии (независимо от того, референдум это  или конгресс) можно  лишь голосовать "за", "против" или воздержаться, что означает, если речь идет о конгрессе, фактически подачу голоса против, поскольку необходимые 3/5 исчисляются от общего состава  парламента. Вопрос о том, какую форму  утверждения применить, решает президент.

Право предлагать поправки к конституции  принадлежит президенту, который  должен делать это по предложению  правительства, но на деле действует  самостоятельно, а также членам парламента.

Референдум  для  изменения конституции применялся в 1962 г., когда он изменил способ избрания президента, и в 1992 г., когда в конституцию  был включен раздел о Европейских  сообществах и Европейском союзе. В основном поправки вносились конгрессом и имели несущественный характер, кроме расширения права запроса  в Конституционный совет и  некоторых других. Последние существенные поправки внесены конгрессом в 1995 г.: о перечне вопросов, которые могут  быть вынесены на референдум, и о  порядке его проведения, о проведении сессии парламента один раз в год, об отмене принципа депутатской неприкосновенности в случае уголовных преступлений, об отмене разделов конституции о  французском Сообществе и переходных положениях.

 Конституционный   контроль. Конституционный контроль  во Франции осуществляется двумя   различными органами - Конституционным   советом и Государственным советом.  Первый рассматривает конституционность   актов парламента, второй - акты органов   исполнительной власти. Основная  часть Конституционного совета  назначается тремя высшими должностными  лицами: президентом, председателем   сената (верхней палаты парламента) и председателем Национального   собрания (нижней палаты). Каждое  из этих должностных лиц назначает   треть членов Совета на девять  лет; их мандат невозобновляем, быть членом Конституционного  совета можно только один раз.  Каждые три года обновляется треть членов Совета. Другая часть Конституционного совета - все бывшие  президенты республики. Нельзя совмещать должность в Совете с членством в парламенте и с должностями в государственном аппарате, а  также с руководящей деятельностью  в государственном или частном  секторе экономики и с руководством  политической партией.

Конституционный совет  рассматривает жалобы в  связи  с выборами в парламент, по вопросам неизбираемости и несовместимости должностей, принимает решения о конституционности регламентов палат парламента и тех изменений, которые в них вносят палаты, до их принятия палатами, а также органические законы, участвует в подготовке выборов президента, следит за тем, чтобы все кандидаты имели равные возможности, наблюдает за проведением референдума и объявляет его результаты. Подсчет голосов по выборам президента производится под наблюдением Конституционного совета. Он констатирует вакантность поста президента, с ним должен консультироваться президент при введении в стране чрезвычайного положения. На Конституционный совет возлагается рассмотрение споров между ветвями власти об их компетенции. В Конституционный совет могут обращаться с запросами президент республики, председатель правительства, председатели обеих палат парламента, группы депутатов и сенаторов в обоих случаях численностью в 60 человек. Совет рассматривает дело по системе досье: нет состязательного процесса, вызова свидетелей и т.д. По поручению председателя один из членов Совета готовит письменный доклад по делу, который затем рассматривается. Процесс в Конституционном совете письменный и закрытый.

Государственный совет  назначается президентом  и дает заключения правительству  о соответствии его актов закону, а также оценивает  с точки  зрения конституционности  акты регламентарной власти. Он имеет также судебные полномочия, о которых будет сказано ниже.

Конституционный контроль во Франции является, по существу, предварительным. Последующий конституционный  контроль осуществляется лишь по жалобам  граждан  в Конституционный совет  на нарушение  законом их конституционных  прав (с 1990 г.), но это возможно лишь после  рассмотрения таких жалоб Государственным  советом или судом. Последующий  конституционный контроль осуществляется и при обращении граждан в административные суды (в конечном счете - в Государственный совет), но эти обращения должны быть связаны с актами управления, нарушающими конституционные права граждан.

 Гражданское общество - это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная сетью добровольно образовавшихся негосударственных структур (объединения, организации, ассоциации, союзы, центры, клубы, фонды и т.д.) во всех сферах жизнедеятельности общества и совокупностью негосударственных отношений - экономических, политических, социальных, духовных, религиозных и других.  

Идея гражданского общества является одной из важнейших  политических идей нового времени. Возникнув  в середине XVII века в Европе, понятие “гражданское общество” прошло известную эволюцию, продлив несколько концепций и интерпретаций.

Либеральная трактовка  гражданское общество берет свое начало со времен Т. Гоббса и Дж. Локка. Понятие “гражданское общество” было введено ими для отражения исторического развития человеческого общества, перехода человека от природного к цивилизованному существованию. Естественному, догосударственному состоянию общества противопоставляется цивилизованное, общественно-политическое, олицетворяющее порядок и гражданские отношения. Так, Т. Гоббс  считал возможным достижение такого состояния при наличии государства. Он подчеркивал: “Вне государства – владычество страстей, война, страх, бедность, мерзость, одиночество, варварство, дикость, невежество; в государстве – владычество разума, безопасность, богатство, благопристойность, изысканность, знание и благосклонность”.

 

 

II. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ

 

Конституция 1958 г. упоминает  лишь об отдельных  правах (равноправие, избирательные  права, коллективное право народов  на самоопределение), а также содержит общие положения, из которых можно  сделать выводы о характере прав личности во Франции, - положения о  светском, социальном, демократическом  государстве. Более детально об этом говорится в Декларации 1789 г. и  в преамбуле конституции 1946 г. Отдельные  права и свободы личности закреплены в более ранних законах, на которые  в общей форме даны ссылки в  преамбуле конституции 1946 г. (например, свобода труда и предпринимательства, равенство хозяина и работника  по конституции 1848 г., несколько законов  о свободе печати и собраний 1881 г., о свободе ассоциаций 1901 г., о свободе совести 1907 г. и др.). Некоторые права граждан были признаны только после второй мировой войны (например, право на забастовку, равенство избирательных прав мужчин и женщин были закреплены конституцией 1946 г., закон о свободе ассоциаций издан в 1971 г., закон о свободе образования - в 1977 г. и т.д.). Содержание этих положений было расширено толкованиями Конституционного совета, в результате чего все эти документы в совокупности закрепляют тот перечень прав и свобод личности, который соответствует международным стандартам.

Составной частью основ  правового статуса  личности является принцип равноправия. Конституционные  акты признают равенство  перед законом, равноправие мужчины  и женщины, равноправие независимо от расы и  национальности, равное право  на труд независимо от происхождения, взглядов или вероисповедания, равный доступ к образованию, культуре, приобретению профессии.

К числу  социально-экономических  прав относятся: право собственности  и ее неприкосновенность (изъятие  возможно на основе закона, для общественных нужд и при условии  справедливого  и предварительного возмещения), право на равное налогообложение  в соответствии с состоянием граждан  и контроль за его необходимостью, профсоюзные свободы и право  на забастовку (не могут бастовать  некоторые государственные служащие: полиции, исправительных учреждений, неотложной медицинской помощи, диспетчеры воздушных  сообщении, работники информационных служб и др.), право трудящихся участвовать через делегатов в коллективном определении условий труда и в руководстве предприятиями, право личности и семьи на необходимые условия для развития право на охрану здоровья, материальное обеспечение, отдых, бесплатное образование на всех ступенях. Эти права закреплены в основном в преамбуле конституции 1946 г.

Информация о работе Основы конституционного строя Франции